Что такое подкасты
Подкаст — это серия голосовых записей, похожих на программы по радио. Контент подкастов создают ведущие и приглашённые герои или эксперты. Тема может быть любой — от политики и предпринимательства до заплетания дредов и приготовления пиццы. В документальных разбирают реальные события, в художественных озвучивают истории.
Отдельную запись в подкасте называют выпуском или эпизодом. Они могут выходить с разной периодичностью — каждый день, раз в неделю-две, раз в месяц. Новостные эпизоды выходят чаще, экспертные реже — это связано с подготовкой контента.
Термин podcast появился благодаря британскому журналисту Бену Хаммерсли, который соединил слова:
- broadcasting — «вещание» или «трансляция»;
- iPod — устройство, на которое все начали скачивать музыку в начале 2000-х.
Можно выделить несколько причин, по которым аудиоподкаст стал популярным.
Удобство использования. Слушатели могут быстро найти контент в таком формате на интересующую тематику. Например, в Яндекс Музыке чаще всего выбирают общество, культуру, науку и образование. Кроме того, их легко послушать сразу — не нужно ждать выхода в эфир в конкретное время. А если подкаст понравился, на него подписываются — после выхода новинки сразу придёт уведомление.
Ранжирование. Пользователи ставят эпизодам оценку. А значит, если ориентироваться на рейтинг и слушать топы, будет больше шансов не разочароваться в контенте.
Мультиплатформенность. Можно включить в привычных соцсетях, слушать через приложение на смартфоне, расширение в браузере или смарт-часы с наушниками. Также подкасты можно открыть через умную колонку с Алисой или во время поездки в машине.
Персональность. Автором может стать кто угодно — от школьника до владельца крупной компании. Это означает, что слушатель может выбрать контент, подходящий под его возраст, интересы, профессию и образ жизни.
Кто слушает подкасты и почему
По данным Музыки и Поиска Яндекса, а также по результатам исследования за 2023 год, интерес к подкастам с 2016 года вырос в четыре раза — их слушают десятки миллионов пользователей. Преимущества такого формата в том, что его легко совместить с другими делами. Например, с поездкой на работу, уборкой по дому, пробежкой в парке. Поэтому и аудитория — абсолютно разные люди. Чаще всего им от 18 до 34 лет, многие работают в сфере IT.
В этих же исследованиях упоминаются темы, интерес к которым зависит от пола и возраста. Например, контент из областей бизнеса, творчества и кино чаще всего слушает молодёжь, а новости — люди старшего возраста. Искусство, общество и наука интересны всем. На этот портрет аудитории можно опираться при создании своего продукта.
Зачем нужны подкасты
Люди слушают эпизоды в разных ситуациях и в разное время дня, потому что это хороший способ:
- Получить информацию о том, что произошло. Услышать новости и послушать о новинках в сфере технологий или IT.
- Познакомиться с окружающем миром — разными процессами с точки зрения географии, биологии, социологии. В них можно почерпнуть интересные факты.
- Узнать о новых профессиях — новых сферах трудоустройства и гибких навыках. Бонус: можно услышать тех, кто уже успешно работает в интересующей области.
- Услышать разных людей. Взглянуть на мир глазами людей с необычными профессиями, интересными опытом, ограничениями здоровья.
- Разобраться в теме здоровья. Внедрить правильные привычки, здоровый образ жизни. Советы экспертов могут помочь высыпаться или улучшить ментальное состояние.
- Развлечься. Послушать забавные беседы, стендап, юмор с нестандартными шутками. Их можно включить после насыщенного дня, чтобы просто расслабиться.
Зачем подкаст бизнесу и сколько это стоит
Подкасты запускают крупные компании — банки, магазины, холдинги. Бизнес любого масштаба может выбирать такой формат продвижения, потому что он позволяет:
- Повысить узнаваемость бренда. В записи могут участвовать реальные сотрудники компании, которые будут делиться своими наработками или помогут слушателям решить проблему. Кроме того, в конкретные эпизоды можно звать экспертов из смежных областей: они обладают уникальным опытом, поэтому подкаст ощущается как живое и естественное общение с аудиторией и помогает создать комьюнити вокруг своего продукта.
- Привлечь новую аудиторию. Выпуски слушают люди с разными интересами, социальным положением и образом жизни. Можно прорекламировать им свои товары или услуги в формате интересной дискуссии или полезных советов. Впоследствии они могут выбрать то, о чём услышали.
- Окупить вложения и поднять продажи. В аудио может быть открытая или нативная реклама. Причём не только товаров и услуг автора подкаста, но и других компаний или специалистов.
- Повысить вовлечённость команды. Подкаст для бизнеса может быть внутренним — записываться для сотрудников. Тогда в нём разбирают мотивацию, карьерный рост, корпоративную культуру. Такая активность помогает повысить вовлечённость — многим нравится получать «фирменный» контент или участвовать в его создании.
Елизавета Золотухина
Креативный продюсер подкаста «Можно мягче»
Предприниматель может сам создать подкаст и выложить в Сеть — тогда стоимость подкаста, условно говоря, будет практически равна нулю, ведь аудио можно записать с помощью диктофона на смартфоне. Но создание качественного контента потребует финансовых вложений и привлечения команды, которая может состоять из:
- Продюсера. Составит программу, проследит за календарём, найдёт экспертов, организует коллаборацию с другими компаниями.
- Редактора. Подготовит вопросы для экспертов, напишет текст для выпусков и аудиопреролла — рекламы внутри эпизода.
- Ведущего. Озвучит контент, проведёт интервью, не даст слушателям заскучать.
- Монтажёра или звукорежиссёра. Обработает запись разговора, уберёт лишние звуки, создаст джингл — заставку, отбивки и рубрики, добавит аудиоэффекты для комфортного прослушивания.
- Дизайнера. Нарисует обложку и баннеры для подкаста в целом или отдельных эпизодов.
- Маркетолога. Выстроит стратегию продвижения и подберёт рекламные каналы для привлечения новых слушателей. Например, запустит контекстную рекламу. О том, как она работает, мы писали в статье.
Эти обязанности может выполнять как штатный сотрудник, так и сторонний специалист с опытом. В целом на запуск с учётом всех этапов стоит выделять около 15 000 рублей за выпуск. Отдельно на старте нужно записать звуковые элементы и разработать дизайн — это единоразовые расходы. Может потребоваться аренда студии — это ещё от 2 500 рублей в час. На итоговую стоимость каждого подкаста влияет также регион и технические возможности студии звукозаписи.
Как создать подкаст
Работа с подкастом состоит из нескольких этапов. Далее разберём, как предпринимателю подготовиться к записи с точки зрения контента и техники. Представим, что владелец компании хочет запустить подкаст на тему IT и первый эпизод запишет своими силами.
Разработка стратегии
Создание подкаста начинается с концепции и манифеста: во время работы над эпизодами эти документы помогают команде не уходить далеко от темы и записать материал в соответствии с потребностями и интересами аудитории.
Елизавета Золотухина
Креативный продюсер подкаста «Можно мягче»
В манифесте нужно прописать, какую атмосферу будущих выпусков ощутит слушатель. Например, чувство поддержки, беседы на равных и мотивацию к изменениям. Дополнительно можно указать то, чего точно не должно быть. Например, повелительный и скучный тон, зубрёжка — озвучка заранее выученного текста.
Планирование контента
После разработки стратегии нужно создать план тем. Например, можно рассказать о том, как компания проводит собеседования, какие навыки нужны для трудоустройства. Можно ориентироваться на каталог подкастов в Справке и использовать Вордстат — посмотреть, подкасты на какие темы ЦА чаще ищет в поисковиках.
Затем стоит определиться с форматом — от него зависит, сколько человек будут участвовать в подкасте и как будет выглядеть итоговый сценарий. Есть такие варианты:
- Рассказ. В эпизоде только один ведущий, который вводит слушателя в тему. Здесь стоит сделать акцент на фактической информации или лайфхаках.
- Беседа. Несколько ведущих обсуждают тему. Этот формат более личный и живой, так как каждый может высказать свою точку зрения.
- Интервью. Ведущий приглашает специалиста, который разбирается в теме. Такой диалог проще всего планировать — можно составить вопросы и примерные ответы.
- Вопрос-ответ. Ведущий разбирает вопросы слушателей сам или вместе с экспертом. Этот вариант лучше оставить до того момента, пока у подкаста не наберётся достаточно активной и лояльной аудитории, которая задаст вопросы или расскажет о своей проблеме.
В подкасте про IT можно договориться с HR-консультантом, коучем или рекламным агентством. Если тема не в сфере digital, например о флористике, стоит пригласить дизайнера интерьера или свадебного фотографа — они как эксперты из смежных областей расскажут, какие цветочные композиции сейчас востребованы. На основе их опыта стоит составить сценарий и заранее прописать вопросы для гостей.
Подготовка и запись
Перед записью нужно выбрать локацию — лучше, если это будет тихое место с шумоизоляцией. Можно арендовать студию звукозаписи. На старте хватит своей техники, достаточно приложения с диктофоном и ещё одной программы на другом устройстве — для подстраховки, если первое случайно выключится.
Во время записи стоит надеть наушники, чтобы слышать качество звука: в аудио не должно быть помех или обрывков речи. Телефон можно положить в мягкую одежду, например в кофту или свитер, — так на записи не будет слышно шумов.
Обработка
Получившееся аудио нужно обработать. Например, можно добавить эффекты или фоновые звуки, добавить джингл — музыкальный логотип. Также стоит обрезать лишние моменты — запинки или долгие паузы делают речь живой, но при этом снижают общее качество подкаста.
Затем стоит подумать над названием и обложкой. Тренды подкастинга — яркие иллюстрации и названия, которые обыгрывают по-новому известные фразы.
Публикация
Готовый материал нужно выложить на разные площадки. Для этого потребуется регистрация в специальном хостинге: он синхронизируется с сообществом в соцсети, платформами для прослушивания музыки, например с Яндекс Музыкой, и автоматически отправляет на них свежие выпуски. Технические условия для этого сервиса указаны в Справке.
Продвижение
О своём подкасте стоит рассказать на разных площадках компании — на сайте и в соцсетях. Аналогично после выхода каждого нового эпизода можно опубликовать новость с плеером выпуска или пост.
Подкасты стоит рекламировать, чтобы привлечь больше потенциальной аудитории. Для этого подходит таргетированная реклама в соцсетях и контекстная — по ключевым словам или конкретным параметрам в РСЯ. Ещё подкаст можно предложить для публикации на главной странице Яндекс Музыки. Варианты такого продвижения указаны в Справке.
Аналитика
Платформы для подкастов предлагают авторам аналитику в виде цифр, процентов и графиков. В личном кабинете на Яндекс Музыке можно изучить:
- Количество стартов — прослушиваний по подкасту и отдельному эпизоду
- Объём стримов — прослушиваний более 120 секунд
- Средний процент тех, кто дослушал до конца
Лучше обратить внимание на глубину прослушивания, то есть на эпизоды, которые пользователи сохранили себе на устройство и дослушали до конца. Ещё можно изучить данные по демографии — пол, возраст, регион слушателей.
Аналитика поможет сделать подкаст более персонализированным и прогреть аудиторию.
Где слушают подкасты и какие темы там есть
Подкасты можно встретить в разных сервисах, которые публикуют контент. Они есть среди аудиозаписей в соцсетях и как видео — вместо картинки на протяжении всего эпизода обычно размещают обложку или записывают процесс беседы в студии. Ещё подкасты можно послушать в одноимённом разделе Яндекс Музыки.
Предпринимателям могут понравиться подкасты из категорий:
- «Бизнес и работа». Ведущие обсуждают, как открыть своё дело или во что можно инвестировать. Также тут есть выпуски об IT, маркетинге, менеджменте и построении комьюнити.
- «Технологии». Авторы рассказывают о развитии мира digital, нейросетях, технике для дома и офиса. Также здесь можно найти информацию о здоровых привычках и киберспорте.
- «Общество и культура». Ведущие разбирают, как работает рациональное мышление, берут интервью у психологов и путешественников.
Среди плейлистов стоит заглянуть в «И об этом есть подкаст!» с узконаправленными темами — груминг, флористика, портняжное дело. А также в «В течение трёх рабочих дней», где собраны эпизоды по общению с коллегами, работе в стартапах и корпорациях.
На Музыке есть отдельный раздел с подкастами Яндекса. Здесь предпринимателю могут понравиться плейлисты, которые познакомят с разными подкастами и помогут разобраться в сфере IT или тайм-менеджменте.
Кратко: как использовать подкасты в бизнесе
- Простыми словами, подкасты — это аудиозаписи или прямые эфиры, в которых ведущий и эксперты ведут диалог по определённой теме. Из-за удобства прослушивания и большого разнообразия сфер их слушают миллионы пользователей. Бизнес может использовать этот формат, чтобы повысить узнаваемость своего бренда и прогреть аудиторию до заказа товара или услуги. Стоимость выпуска может быть около 10 000–20 000 рублей.
- Чтобы создать эпизод своими силами, достаточно диктофона в приложении и тихого помещения. Стоит убедиться в отсутствии шумов и добавить звуковые элементы в специальной программе для монтажа. Если же подкаст будет более профессиональным, потребуются: ведущий, эксперт, продюсер, редактор, монтажёр, звукорежиссёр, дизайнер и маркетолог. Они помогут выбрать формат, создать контент-план, качественно записать и обработать аудио, а также запустить выпуск в рекламу.
- Подкасты можно слушать в Яндекс Музыке. Предпринимателю подойдут разделы, которые связаны с бизнесом, работой, технологиями, тайм-менеджментом, обществом, культурой и сферой digital.