Ближайшие планы — разрабатывать новые возможности, внимательнее прислушиваться к фидбеку
— Функциональность Метрики постоянно расширяется — например, появилась выгрузка сырых данных, импорт офлайн-данных, отчёт по кросс-девайсным конверсиям. Похоже на попытку выхода за пределы веб-аналитики.
— Для большинства серьёзных бизнесов давно недостаточно использовать только данные с сайта. Нужно анализировать и то, что происходит за его пределами — внутри самого бизнеса, в офлайне. Чтобы Метрика была максимально полезной, нужна актуальная и полная информация из разных источников. Поэтому мы постоянно думаем о том, как сделать Метрику более информативной, и о том, как на основании данных Метрики бизнес может составить полноценную картину происходящего внутри него. Нужна сквозная аналитика.
— Есть планы по сокращению или лимитированию объёма данных, которые можно получить бесплатно?
— Нет, потому что наша цель — помочь компаниям получить как можно больше информации о себе для аналитики. При этом есть закрытая информация, доступ к которой мы не даём сейчас и не будем давать в будущем. У Яндекса одни из самых строгих стандартов работы с данными на рынке. Например, к таким данным можно отнести демографию или поисковые фразы для конкретных визитов, которые относятся к приватным. В остальном — мы, наоборот, будем предоставлять ещё больше новых возможностей для разных бизнесов, в том числе, для электронной коммерции.
— Как вы решаете, какой инструмент сейчас больше всего востребован? Это запрос от рынка или ваше продуктовое видение?
— Видение есть, и мы развиваем продукт в соответствии с ним, но в последнее время стали собирать больше фидбека. Например, запустили сервис «Идеи», который уже успел познакомить нас с неожиданными предложениями и изменить наши приоритеты в разработке. Например, оказалось, что аннотации нужны гораздо большему числу пользователей, чем мы предполагали. Кроме того, мы всегда прислушиваемся к людям, которые используют Метрику и просто пишут в поддержку или в наш чат. Запускаем опросы, мониторим отзывы в интернете, говорим с клиентами. В общем, собираем обратную связь и стараемся учитывать её при приоритизации разработки.
Метрика за рубежом растёт. Во многом благодаря отсутствию лимитов и выгрузке сырых данных
— Как обстоят дела с использованием Метрики за пределами России?
— В России — мы крупнейшая система аналитики, здесь счётчики Метрики установлены на подавляющем большинстве сайтов. Поэтому мы смотрим на другие страны с развитым рынком, которым наш продукт интересен, и уже сильно продвинулись в локализации. Скажем, на английском наш интерфейс стал выглядеть гораздо лучше, чем два года назад. А скоро запустим и версии на испанском и немецком.
Поведенческая аналитика интересует людей по всему миру, но лимиты Google Analytics или стоимость версии 360 подходят не всем — особенно это касается паблишеров с большим объёмом трафика. Метрика бесплатна, поэтому имеет конкурентные преимущества как в России, так и за рубежом. Сейчас наша доля заметно растёт в Восточной Европе, Германии и Америке, новые клиенты приходят из Индии, Индонезии. В целом трафик из-за рубежа теперь выше, чем из СНГ и Турции, которые мы для себя считаем уже освоенным рынком.
— Вы выступаете на YES (собственной конференции Яндекса в Европе) и других международных конференциях. Что больше всего цепляет в Метрике людей за рубежом?
— Например, то, что нет лимитов, можно в любой момент отключить сэмплирование и за это не нужно платить. Другая уникальная фича — выгрузка сырых данных, особенно с учётом её удобства.
Мы много рассказывали про кейс с предиктивной аналитикой для магазина «220 Вольт». Мы выгружали обезличенные данные пользователей и исходя из них рассчитывали для каждого пользователя вероятность конверсии — и в итоге смогли помочь магазину увеличить доход. Теперь думаем о том, чтобы добавить в Метрику предиктивную часть, которая будет автоматически формировать такие списки. Часто люди воспринимают это как приближение к некой волшебной кнопке, которую стоит нажать — и всё станет хорошо. На конференции Savage Marketing в Амстердаме это всех поразило.
— А как у Метрики дела с особенностями европейского законодательства?
— Мы работаем с данными пользователей в самых разных странах, так что обязаны следить за требованиями местного законодательства. В прошлом году уделили очень много внимания подготовке к GDPR (General Data Protection Regulation, новый европейский закон о работе с пользовательскими данными). В Европе требования стали жёстче, поэтому мы составили подробный договор об обработке данных и добавили новые опции в продукт. Например, маскировку IP-адресов, более гибкие настройки записи в Вебвизоре. Зарубежные клиенты часто спрашивают о соответствии Метрики GDPR — так что мы опубликовали подробное описание работы по подготовке к GDPR на нашем англоязычном сайте.
Учиться аналитике сложно, но пользователи помогают друг другу
— Аналитика становится всё сложнее. Какие есть возможности для обучения работе с инструментами Метрики?
— Всё верно, чтобы получать результаты, нужно обладать всё большим количеством знаний. Мы стараемся делать обучающие программы, например, развернули большую сеть вебинаров по Метрике. Есть канал на YouTube — он больше для новичков. Но обучить миллионы людей непросто.
В целом, сегодня практически все digital-маркетологи и аналитики — самоучки. Хорошее образование есть в области программирования, но возможности для полноценной подготовки других специалистов IT-сферы ограничены. Здесь нужен глобальный сдвиг по всему рынку и системе образования. Поэтому мы стараемся снизить порог входа в продукт для тех, у кого ещё нет опыта. Например, интерфейс сегментации описан словами, прямо указывающими на то, что происходит — «визиты, в которых», «для людей, у которых». А для продвинутых пользователей разрабатываем возможности, которые помогают быстрее получать нужные данные и принимать решения на их основе.
— Но вебинары как-то помогают?
— Прямой связи между вебинарами и использованием разных новых фич нет. Не бывает, чтобы кто-то посмотрел видео — и следом пошёл пробовать всё подряд. Скорее это игра на долгосрочную перспективу, инвестиция на будущее.
Наша служба поддержки может делиться ссылкой на видео, отвечая пользователю, и для кого-то это удобнее, чем читать текст в разделе Помощи. Недавно даже один пользователь сделал видео на английском и в реальном времени показывал, как разбирается с моделями атрибуции и сегментацией. Вообще, это отличная вторая волна — люди сами распространяют то, что мы делаем в виде блога или роликов на YouTube, и таким образом занимаются обучением рынка.
Аналогично помогает чат пользователей Метрики: в нём продвинутые пользователи отвечают на вопросы новичков, люди делятся опытом.
Мы смотрим на пики установок счётчиков и откуда они взялись. Так вот — эти ролики отлично работают.
— Что больше всего хочется изменить в отношении пользователей к Метрике?
— Часть пользователей до сих пор воспринимает нас как просто «счётчик Яндекса», доступ к поисковым фразам. На самом деле мы давно выросли из «просто счётчика». Метрика — это мощная система, в которой много ценных инструментов для бизнес-аналитики.
Нам бы очень хотелось, чтобы наши пользователи активнее применяли эти инструменты. Например, чтобы увереннее работали с сегментацией или моделями атрибуции — они несут огромную пользу, особенно встроенные, как это реализовано в Метрике.
AppMetrica, Вебвизор и Радар помогают лучше понять, что происходит с вашим бизнесом
— Расскажите об AppMetrica. Почему она живёт отдельно и появится ли сквозная аналитика «сайт — приложение»?
— У многих клиентов есть только веб или только мобильные пользователи. Допустим, разработчики мобильных игр, которым веб вообще не нужен. Если сделать такой универсальный сервис, лишние возможности будут им только мешать. Поэтому пока мы не думаем про полноценное объединение Метрики с AppMetrica.
Но есть ряд задач, для которых актуальны сквозные данные по вебу и по приложениям, поэтому мы рассматриваем возможность разработать отчёты на стыке двух платформ. Например, можно показывать перетекание аудитории между десктопом и мобайлом, либо подсчитывать общее количество людей на сайте и в приложении.
У мобильной аналитики своя специфика. Пользователя нужно удерживать, отслеживать его интерес, вовлечённость, лояльность. Есть ещё аналитика крэшей. Всё это — отдельная дисциплина со своими законами.
К тому же, мобильный мир быстро меняется. Мы не знаем, сколько времени приложения будут существовать в том же виде, как сейчас. Скажем, есть такой подход — progressive web apps. Это приложения, которые на самом деле являются веб-страницами. Если все приложения перейдут в такой режим, то это полностью изменит подход к аналитике.
— А что с новым Вебвизором?
— Функция Вебвизора — помогать в разных задачах поведенческой аналитики. Старый Вебвизор не решал проблем современного веба, поэтому мы с нуля написали новый. Он устроен по совершенно другим принципам, работает с динамическим контентом и умеет правильно его показывать даже с учётом персонализации (если каждый посетитель видит разный контент), поддерживает мобильные устройства и корректно отображает взаимодействие с мобильным контентом.
У нас несколько уровней аналитики. Общий уровень — про отдачу от разных источников трафика, доход, конверсию, в общем, про тренды. Есть возможность посмотреть на данные с точки зрения истории конкретного посетителя: откуда он впервые пришёл на сайт, какие действия совершал, сколько денег принёс бизнесу за всё время. А есть то, что происходит на сайте прямо здесь и сейчас — и это микроуровень, который помогает отслеживать Вебвизор. Мы стараемся его интегрировать как можно лучше со всей остальной Метрикой, поэтому тут можно ожидать изменений в продукте.
— Наверное, Вебвизор хорошо помогает в продуктовой работе? Например, когда меняешь дизайн?
— Есть несколько интересных кейсов. Скажем, можно увидеть, что люди не замечают кнопку заказа в форме на сайте. Или взаимодействуют с каталогом и не видят определённые продукты в нем.
— Самый молодой аналитический продукт Яндекса — Радар, открытая статистика по поисковым системам, браузерам, а теперь ещё и по самым популярным сайтам. Для кого вы его сделали?
— Для всех, кому интересен digital-рынок и кто изучает его в разных срезах — браузеров, поисковых систем и других. Мы хотим повысить прозрачность рынка в целом и показывать, какие операционные системы популярнее всего, у каких интернет-ресурсов самая высокая посещаемость среди российских пользователей. Данные Радара — ещё один фактор для принятия решений. Можно понимать, куда вообще движется рынок — например, с точки зрения доли мобильного трафика.
Ещё одна важная причина, почему мы сделали Радар — данные такого масштаба есть только у Яндекса. Именно это позволяет нам показывать объективную картину.
— А если клиент хочет увидеть отклонение от среднего по рынку?
— Полагаем, со временем у нас появится отчёт, который показывает, насколько смещена аудитория в сторону мобильного потребления по сравнению со средними цифрами в регионе, или насколько больше на его сайте мобильной аудитории, чем в среднем по интернету. Например, так можно будет понять, что мобильная аудитория на сайте проседает — и надо что-то с этим сделать.
Радар — правда классная штука, мы будем его развивать.
Уникальные сервисы и новые внешние интеграции — вместо конкуренции «в лоб»
— Не надоело ещё, что Метрику постоянно сравнивают с Google Analytics?
— Это логично — с кем ещё сравнивать на российском рынке? По по набору возможностей мы выдерживаем это сравнение хорошо. Где-то лучше, где-то хуже, но в целом мы не конкурируем «в лоб». Мы не спешим повторять фичи, которые делают другие, а придумываем свои уникальные. Например, добавили новые каналы в источники трафика, выдали API с сырыми данными.
— А работать с внешними сервисами думали?
— Да, мы изменили политику по этому вопросу примерно год назад. Начали добавлять новые интеграции — в том числе с колл-трекерами. Сейчас с Метрикой интегрированы все ведущие колл-трекеры в СНГ: их клиентам достаточно поставить галочку в интерфейсе, и обезличенные данные о звонках автоматически начнут передаваться в Метрику. Данные о звонках провязываются со статистикой использования сайта, и можно гораздо лучше понимать, как клиенты приходят к конверсии — сколько раз посещают сайт и звонят перед тем, как оформить заказ.
Рассматриваем рынки CRM-систем, чтобы их агрегированные данные можно было использовать в связке с Метрикой или наоборот. Ещё — визуализаторы данных. Наш родной DataLens и внешние системы, тот же Power BI.
Думаем и про внешние интеграции, которые будут делать другие сервисы, а не сама Метрика. Сейчас на нашем Logs API построено несколько стартапов — от BI до атрибуций.
— Какие самые заметные запуски у вас запланированы в юбилейном году?
— Один из самых важных запусков — выход на рынок контентной аналитики. Мы долгое время в первую очередь развивали возможности для ecommerce, настало время исправить эту асимметрию. Сейчас мы тестируем контентную аналитику в закрытой бете, но совсем скоро откроем новые отчёты для всех. Это будет, по сути, самостоятельный сервис внутри Метрики, целиком заточенный под задачи онлайн-издателей: можно будет оценивать привычные метрики, такие как вовлечённое время, рециркуляция, дочтения и другие. Но на этом мы, конечно, не остановимся — в этом году будет ещё много интересного.
Фото: Ксения Иванченко
Поделитесь материалом в соцсетях