.d-md-none .d-lg-block bibimot

Ил-276 – взлет в следующем году

Ил-276 – взлет в следующем году
Еще совсем недавно каждый четвертый самолет, производимый на планете Земля, был советского происхождения. И дело не только в количестве, но и качестве авиационной техники, разрабатываемой и выпускаемой в СССР. Достаточно вспомнить такие уникальные реализованные проекты, как «Мрия», «Буран». Сегодня, к сожалению, ситуация иная. Тем не менее, самолеты разрабатываются, создаются проекты, строят концепты. Дело хоть и медленно, но движется вперед. Один из способов реализации замыслов в авиации – поиск надежного партнера-спонсора. Именно к такому методу на первоначальном этапе прибегли российские разработчики при проектировании Ил-276, который должен заменить грузовые «Аны» моделей 12, 26 и 72.


Изначально предполагалось, что «трудягу» Ан-12 заменит новая разработка КБ им. Антонова Ан-70. Однако в виду развала отношений между Россией и Украиной, идею в 2005 году оставили. В соседней стране заявили, что на базе разработки Ан-70 выпустят Ан-77. Но что-то с тех пор о нем ничего не слышно.


Индия – Россия


У истоков самолета стояла НПК из РФ «Иркут» и организация Hindustan Aeronautics. Сотрудничество началось в 2001 году. Капиталовложения Индии составили почти 600 млн. в американской валюте. Это при рыночной стоимости самого самолета Ил-276 (предварительная оценка) в 30-40 млн. долларов (в некоторых изданиях называют цифры себестоимости в 15-17 млн.).

Ил-276 – взлет в следующем годуМодель самолета на одной из авиавыставок. Фото: YouTube.com


В 2007-м договор был оформлен окончательно: согласно его пунктам, индийский и российский участники владели равными долями – 50/50. Совместное предприятие назвали Multirole Transport Aircraft Limiterd с головным офисом в Дели.

Планы и реальность


Первоначально лайнер получил четыре названия. Самолет мог быть средним военно-транспортным или многоцелевым (соответственно СВТС либо МТС). Другие имена – Medium Transport Aircraft и Ил-214. Планы были далеко идущими: на первых порах хотели собрать 205 лайнеров и потеснить американский «бестселлер» С-130J. В процессе мечтаний как-то «незаметно» стоимость проекта увеличилась вдвое и если бы все получилось, и россияне и индийцы уже лет 5 летали бы на новом самолете. Но в 2015 году Индия без «объяснения причин» покинула проект. Почему это произошло, до конца так и непонятно: то ли американцы надавили, то ли денег стало жалко.

Российско-индийский проект, который так и не состоялся. Фото: YouTube.com


Индийцы вкладывали средства, которые были должны России, как правопреемнице СССР.


Однако разработки не прекратились: самолет в 2017-м переименовали в Ил-276, из его конструкции удалили некоторые специфические элементы, способствующие лучшей эксплуатации в климатических условиях Индии. Как будто предвидя разрыв, КБ им. Ильюшина в 2014-м прорабатывало свой вариант лайнера. Поэтому «выход в самостоятельное плавание» не был столь болезненным.

Военная версия Ил-276 в разрезе. Фото: YouTube.com


Каким будет «чисто» российский Ил-276. По предназначению это самолет «двойного» типа: гражданско-военный. Предполагается создать несколько модификаций воздушного судна:

✅ десантный самолет вместимостью до 150 бойцов (70, если с бронетехникой – пара БТР, БМП или БМД)
✅ летающий госпиталь
✅ транспортный самолет для перевозки грузов массой до 20 т, включая контейнеры стандартных габаритов
✅ поисково-спасательное транспортное средство
✅ пассажирский лайнер, рассчитанный примерно на 100 человек

Стоит заметить: для взлета самолета подойдет и грунтовая полоса длиной не менее 1530 м. После того, как самолет «превратился» в Ил-276, его облик стал другим. Размах крыла стал меньше на 4 м, фюзеляж укоротился, но потяжелел. Киль воздушного судна стал напоминать Ил-76. Экипаж должен состоять из трех либо четырех человек (окончательно пока не решено). Дальность полета составит 2 тыс. (перегоночная 7 тыс.) километров при крейсерской скорости 800 км/ч (наибольшая – 870 км/ч). Максимальная высота полета составляет 12 тыс. м. Эксплуатационный ресурс воздушного судна – 30 тыс. ч полета, 24 тыс. вылетов или 35 лет службы. Самолет в военной модификации будет оснащаться вооружением. Однако каким, неизвестно – данные Минобороны РФ не разглашает. У предшественника на борту – пара пушек 23 мм и несколько авиабомб (до 70 штук) разных калибров.

Ан-12 эксплуатируется уже более полувека. Фото: YouTube.com


Средний транспортный самолет Ан-12 разработан в 1959 году, производился на авиационном заводе в Иркутске. По конструкции это высокоплан с четырьмя турбовинтовыми двигателями АИ-20М. Воздушный «грузовик» участвовал в афганской войне, возил гуманитарную помощь в труднодоступные районы мира, использовался в полярной авиации.


О конструкции и оснащении


Это моноплан с высоко поднятым крылом и двумя двигателями. По сечению грузового отделения машина повторяет Ил-76МД-90А. Такое решение позволяет использовать сложившуюся инфраструктуру для погрузки/разгрузки. Подвесное оборудование скорее всего, заимствуют у того же ИЛ-76 или Ил-112В.

Некоторые узлы и элементы заимствуют у Ил-76МД. Фото: YouTube.com


К особенностям нового лайнера можно отнести БРЭО, или авионику, которая применяется в т. ч. на МС-21. Систему для вывода информации собираются максимально унифицировать с уже существующей, чтобы оперативно переучивать пилотов. При этом БРЭО рассчитано на изменение архитектуры: можно добавлять какие-то новые системы, модули. В кабине будет единое информационное поле, в которое войдут 6 многофункциональных мониторов и пара индикаторов, размещенных на лобовом стекле.

Двигатели


Здесь есть повод для оптимизма. На первых этапах разработки лайнера планировалось ставить пермские агрегаты ПС-9, обеспечивающие тягу в 9 тс (даже чуть больше). Однако двигатель так и не создали: видимо, у заводчан были другие, первоочередные проекты. В результате машину стали адаптировать под более мощные моторы. На первоначальном этапе решили самолет тестировать с ПС-90А-76, развивавшего тягу в 16 тс.

Пока придется довольствоваться ПС-90 (на них летает президентский самолет). Фото: YouTube.com


Позднее планировали перейти на ПД-14, который к моменту испытаний будет окончательно «доведен до ума». Его использование позволит сократить себестоимость воздушного судна. А пока пришлось приспосабливать лайнер к ПС-90, оказавшийся не только мощным, но и прожорливым: взлетная масса увеличилась на 4 т и достигла 72 т. Еще рассматривался вариант установки на самолет двигателей НК-93, но от идеи отказались.

Что в итоге


Если гражданские могут и «потерпеть», то военным самолет необходим, как воздух. К 2025-му, максимум, 2026-му ВКС России останутся с транспортными судами, среди которых большая доля (примерно 140 единиц техники) уже почти выработают свой эксплуатационный ресурс, не говоря о том, что морально они устарели уже сегодня. Используемый ныне АН-12 начнут массово выводить из эксплуатации как раз в 2023-м. Предполагается: на новый транспортник ляжет 80 % военных грузоперевозок.

Военно-транспортный вариант Ил-276. Фото: YouTube.com


Самолет строят на производственных мощностях компании «Авиастар» (г. Ульяновск). В первую очередь транспортник поступит в армейскую авиацию. Как считают разработчики, государство в год будет заказывать не мене 12 машин. В дальнейшем в дело пойдут и гражданские версии воздушного судно. Но в любом случае полностью «насытить» российский рынок такими машинами можно будет не ранее 2034 года.

Тренажеры для переучивания на Ил-276. Фото: YouTube.com


Испытательные полеты Ил-276 запланированы на будущий год, а ввод в военную и коммерческую эксплуатацию намечен на 2026-й. Если данные сроки не будут выдержаны, стране придется идти на мировой рынок, только в роли покупателя, а не продавца…

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

А вы что думаете о перспективах Ил-276?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Снегоходы Буран – изучаем модельный рядСамолеты СССР, которые не увидели неба