Хотим рассказать подробнее о новом подходе к сертификации и представить первые итоги 2013.
Зачем нужна новая система оценки
Потребность в новой системе продиктована изменившимися потребностями рекламодателей. Рынок контекста становится все более сегментированным. Это значит, что клиентам необходим разный подход к размещению рекламы — в зависимости от отрасли, размера компании и сложности их рекламных задач.
Новые условия сертификации были предварительно представлены для обсуждения экспертной группе, в состав которой вошли представители разных профессиональных направлений рынка — профессионалов с многолетним опытом работы в Директе, как с клиентской, так и с агентской стороны.
Как происходит оценка
В основе новой системы сертификации лежит математическая модель оценки нескольких групп факторов с индивидуальным весом для каждого из них. Такой способ обработки данных позволяет сгладить разницу в подходе агентств к работе с рекламными кампаниями и учесть специфику бизнеса самого агентства.
Оценка строится на основе дискретного анализа метрических показателей в двух группах: качество работы с Директом и результаты бизнес-аналитики.
1. Оценка качества работы с Директом
Яндекс готов рекомендовать своим клиентам только тех партнеров, которые профессионально владеют инструментами Директа. Мы учитываем, уделяет ли агентство внимание показателям качества рекламных кампаний, собирает ли данные о конверсии, использует ли инструменты автоматизации размещения и т. п.
В процессе оценки агентства распределяются по группам в зависимости от общего среднего результата по каждому из метрических показателей. Оценка различается в зависимости от того, насколько показатель агентства больше или, наоборот, меньше средних значений по статистике среди всех агентств, работающих с Директом.
Таким образом отбираются агентства, владеющие инструментами Директа на высоком уровне относительно общего уровня агентств на рынке.
2. Аналитика бизнес-показателей агентства
Рынок контекстной рекламы активно развивается, и профессиональные агентства должны развиваться вместе с ним. Поэтому кроме метрических показателей качества важны стабильность работы и рост агентства.
Анализ построен таким образом, чтобы учитывать в первую очередь динамику развития агентства по отношению к самому себе. При оценке показателей учитывается сезонность — например, данные за первый квартал текущего года сравниваются с данными именно за первый квартал предыдущего года.
При формировании оценки в этой категории не играет роли размер агентства. Важно, чтобы оно занималось развитием всех своих клиентов, а не уделяло все силы и время только нескольким из них; а также чтобы оно было настроено на долгосрочное сотрудничество со своими клиентами.
Для получения статуса сертифицированного партнера агентству также необходимо иметь в штате необходимое количество сертифицированных специалистов — чем с большим количеством клиентов работает агентство, тем больше таких специалистов должно быть.
Первые итоги сертификации 2013
По итогам первого квартала этого года мы сертифицировали каждое десятое агентство, оформившее сотрудничество с Яндексом. Эти агентства мы уже готовы рекомендовать рынку как профессионалов высокого уровня.
Агентства, которые пока не получили статус сертифицированного партнера 2013, смогут сделать это по итогам оценки во втором квартале. Сейчас мы предлагаем им ознакомиться с параметрами, которые повлияли на их оценку за первый квартал — с каждым агентством связывается его менеджер в Яндексе.
Кстати, многие агентства пока не смогли получить статус только из-за отсутствия действующих сертификатов специалиста по Яндекс.Директу у их сотрудников, и мы надеемся, что они легко изменят свой результат уже в следующем квартале.
Историческая справка
Яндекс проводит ежеквартальную сертификацию рекламных агентств-партнеров с 2007 года. Изначально в основе сертификации лежала оценка объемов контекстного размещения агентства. В то время размер рынка интернет-рекламы был существенно меньше, а задачи клиентов — значительно проще. Команда, обладающая опытом ведения большого количества клиентов, тогда объективно могла считаться достаточно профессиональной.
В 2011 году, в связи с появлением новых клиентских задач и, как следствие, возросшими требованиями к профессионализму подрядчиков, мы начали учитывать в сертификации факт наличия сертифицированных специалистов в штате агентства и метрические показатели качества его работы.
К настоящему моменту многие из этих показателей утратили свою актуальность, а система простого суммирования баллов не позволяет адекватно оценить агентства, обладающие разной спецификой работы.
С этого года мы оцениваем работу агентств по новой системе, а статус сертифицированного агентства стал иметь больший вес.