Как рисовался Навигатор

Несколько дней назад мы представили новый сервис для автолюбителей – Яндекс.Навигатор. Не только мы в своих анонсах, но и пользователи отмечают простой и понятный интерфейс программы. Лично мне это слышать приятнее всего, потому что я являюсь дизайнером Навигатора.



Как же рисовался Навигатор?

Перед началом работы над этим проектом я немного волновался. Нет, с желанием и вдохновением было все в порядке. Была только одна маленькая и единственная проблемка — я никогда не пользовался навигаторами! Я сел за руль недавно и, откровенно говоря, боялся ездить по московским улицам. Все поездки в Москву из родного Зеленограда заканчивались парковкой возле какой-нибудь крайней станции метро.

Сейчас ясно – этот недостаток на самом деле был преимуществом. Я не был привязан к какому-либо навигационному устройству, и у меня не было никаких стереотипов относительного того, как должен выглядеть навигатор.

Будущих конкурентов я изучал на себе. Помню, когда я сел в свой старенький джип, включил какой-то навигатор и гордо въехал в Москву. Я ничего не понимал. Куда все они едут? Зачем они в такую рань рвутся в центр? Почему я не поехал по другому шоссе? Почему я пролетел поворот? А эти километры пробок! А этот издевательский услужливый голос из навигатора!



Это было даже весело – брать в руки что-то новое, подмечать неудобства, снова и снова пролетать повороты, ругаться и узнавать что-то новое. Мне ничего не нравилось, и я ни к чему не хотел привыкать. Общая проблема была для всех одна – неудобный интерфейс. Нам надо было сделать удобный.

Первый подход. Хотелки

На первый взгляд, все просто. У навигатора должны быть главное меню, режимы поиска, построения маршрута, поездки и настройка. Но! В этот самый момент, когда прикинута схема и стилус наводит марафет, начинают выползать «хотелки».



— Хочу, чтоб всегда было видно на полоске маршрута, сколько я проехал, а сколько осталось!
— Хочу, чтоб пробки всегда были градиентными!
— Хочу, чтоб на знаках маневра была многополосность!
— Хочу 3D-курсор с тенюшкой!



Прибегая с этими и другими хотелками к команде навигаторских специальных суперребят, я задавал вопрос об их реальности. И оказалось, что многие из них вполне осуществимы. Казалось, ничто не может помешать воплотить их в жизнь. Так было до тех пор, пока тучи сомнений не принесло по весне в уютный мирок нашей сплоченной команды.

Второй подход. Переделки

«Все неправильно, пересмотреть конкурентов, выжать только ценный опыт и наложить все на наши рельсы!» ­– суровый вердикт арт-директора бульдозером сравнивает наш уютный огородик.
Что значит пересмотреть? Взять тех самых конкурентов, в которых еще недавно тыкал пальцем, и попробовать с ними подружиться. В результате был выявлен тренд главного экрана, сочетающего в себе самое необходимое, что нужно в поездке, были расчищены от визуального фишечного мусора важные режимы и пересмотрено поведение человека за рулем.



Итак, я второй раз изучил предметную область и смотрел на мир уже другими глазами и даже очками. Настала жаркая пора концептов. На словах все звучало красиво, концепты пестрели жизнью, но в условиях езды за рулем они не годились.



Третий подход. Доделки

И тут в голову (не только мою) пришла важная мысль: «А давайте проектировать и плясать от реальных человеческих запросов. Тут же было придумано около десятка основных сценариев пользования навигатором. Например: «Я еду по маршруту, нужна заправка», «Я черт-те куда забрался», «Мне нужно срочно попасть на работу».



Схематично накидываю экраны с блоками, слежу за пальцем и смотрю, чтоб все сидело на своих местах. Буквально автоматом все приводится к общему расположению. А дальше все быстро. Летят в нарезку иконки, полоски, скругляшки, точатся пиксели, утихают споры, пролетают мимо тучи, бегает менеджер, гнутся нарезчики, потеет вся команда.



Когда была сделана первая рабочая версия по новой схеме, я, затаив дыхание, сел за руль и поехал. Начали кататься на тестовой модели и коллеги из числа заинтересованных и небезразличных, а также обычные люди, которые не имели отношения к Яндексу и ничего не знали о нашем навигаторе. Спасибо им всем, благодаря им получилось вычленить многие проблемы и исправить ошибки.



Четвертый подход. Финал

Наш ребенок обманул все слезные дедлайны и появился на свет. Со временем он перестанет проказничать. Поверьте, над этим усиленно работает огромная команда воспитателей.



И еще немного лирики

Сегодня я езжу по Москве и не боюсь ни МКАДа, ни сумасшедших развязок, ни пробок, ни идиотов на дорогах. Да что Москва, за рулем я проехал почти через весь штат Флорида, прокатился через юг Испании и Португалии. Везде я чувствовал себя своим на дороге.

Без навигаторов это было бы невозможно. Но еще я понял одну важную вещь – когда не знаешь пути, нужно смотреть на дорогу, думать головой и принимать решение самостоятельно, предварительно выслушав мнение (именно мнение) навигатора. До пункта назначения нужно добраться не ему, а человеку. То есть вам. А навигатор и мы, люди, которые его создавали, постараемся в этом вам помочь.
59 комментариев
Андрей Пивень
26 ноября 2015, 16:45

хорошая happy life story )

 

даешь обновления ЯНи!

©ШвЕц АрTёМ
26 ноября 2015, 16:45
Вот бы врезку вставить((

Интересно было почитать ... хорошо что вы так открыты для нас.

Открыты? Вы издеваетесь или иронизируете?

Вы гляньте одним глазком в темы обсуждений первого опыта катания с этим "ребенком". Воспитатели ни единым словом не обмолвятся о том как они его воспитали и какие у них планы на будущее. Хотя вопросов уже куча.

И это касается не только "ЯНи",  но и старшего ребетеночка - МЯКи. Непробиваемая стена. Ощущение такое, что это или СовСек проекты или они сами толком не знают как сделать ..  

Пожалуйста, поймите правильно, в Яндексе очень внимательно анализируют то, что говорят пользователи, но обсуждать публично планы на будущее не всегда возможно.

Евгений Марков
26 ноября 2015, 16:45

А как они узнают, что из высказанного поддержали бы большинство пользователей, а что - всего лишь хотелки отдельных личностей, не имеющие отношения к реальному удобству?

Или как обычно, Я-специалисты "лучше знают", что в итоге захотят пользователи? Ну-ну...

 

Тебя забыли спросить.

Сергей Розов
26 ноября 2015, 16:45

А к чему наезд?. Это действительно так и есть. 

При всем уважении к команде Яндекса и любви к их продуктам, новые версии далеко не всегда оправдывают ожидания по хотелкам.

Посмотрим, что получится по ЯН. Отличный навигатор, гораздо удобнее для меня, чем андроидный IGO  , но замечаний туча.

Евгений Куршев
26 ноября 2015, 16:45

"Три дня назад мы представили новый сервис"?

Мне казалось, между 13-м и 19-м чуть больше... 

У дизайнеров свой подход срокам =)

19 - 13 = 3  Все просто :-)

Михаил Королев
26 ноября 2015, 16:45

Обалдеть, спасибо за описание!

Ну а по срокам... спасибо что не 146! 

Михаил Лаврентьев
26 ноября 2015, 16:45

>"До пункта назначения нужно добраться не ему, а человеку."

Вот! Это, собственно, и есть наиболее ценный опыт, в итоге. :).

Может, хотя бы Вы сможете объяснить, зачем понадобилось делать отдельный продукт с нуля со всеми вытекающими проблемами, а не доделать МЯК?

Меня, например, как автомобилиста МЯК устраивает намного больше, чем Навигатор в его текущем исполнении. По сути дела в МЯК мне не хватало только голосовых подсказок.

Проблемы, которые не дают использовать Навигатор:
1) дурацкий вид "уплывающий" в туман. Треть экарана занимает бессмысленное небо. Надписи на карте читаемы только в нижней половине. Т.е. фактически половина экрана мобильного устройства выброшена в мусор.

2) Кэш карт несовместим с МЯК - двойной расход памяти, которой и так не слишком много.

3) Трафик не тарифицируется как трафик МЯК, т.е. не бесплатен.

4) Нет возможности загрузить карты скопом. В совокупности с пунктами 2 и 3 выглядит как проплаченная ОПСОСами попытка повысить трафик абонентов и, как следствие, абонентские платежи.

5) Да еще пугают нас некой "приязкой" Навигатора к МЯК ( http://clubs.ya.ru/company/replies.xml?parent_id=44504&item_no=44454&with_parent=1#reply-company-44504 ), хотя, по мне - это должен быть один продукт, а не два с костылями между ними.

1) согласен
2) 16 гигов вроде сейчас смарты. через полгода уже 32 гб как стандарт. карточки памяти стоят копейки по сравнению со смартфонами
3) безлимит стоит 200 руб. 4 банки пива.
4) см пункт 3.

5) согласен.

2) Интересующие меня карты (Москва и область) в каждом из видов занимают по несколько гигов (по крайней мере, столько МЯК просился скачать). Даже при карточке 32 Гб это весьма существенно. При большем количестве регионов и при удвоении размера кэша (для двух программ) - уже критично.

3) Не знаю, пиво не пью. Но не у всех операторов и не во всех тарифах есть такой пакет/опция.

Кто ты такой что бы требовать бесплатный тариф для навигатора и специальный навигатор для твоего телефона? Ты что президент? Или звезда? За что тебе такие бонусы? Радуйся что приложение бесплатно и работает.

Твое ведро сжирает гараздо больше бензина в пробках, чем ты потратишь на интернет. 

 

Интересно, вы всегда такой тыкательный и категоричный?
Такое впечатление, что вы оплатили создание этой программы и вам не нравится её (вас) критика.
Полегче на поворотах. Все пункты выше, совершенно логичны по своей сути. После появления кеша в МЯК было логичным добавление голосовых подсказок и допиливание программы по минимуму до интерфейса Навигатора.
Я вроде не следит за работами конкурентов в лице Гугла? Всё в одном, только кеша нет (им-то он точно не нужен, опять же у них).

Я оплатил разработку другой поделки, за которую мне хочется прибить ее авторов. Но не судьба. 

 Все пункты выше совершенно нелогичны. Бесплатный доступ в интернет для навигации тебе с какого перепуга должен быть предоставлен? Кто будет оплачивать этот трафик за тебя и из каких денег? Если у тебя нет 200р в месяц на безлимитный интернет, то может машину ты купил рановато?

А вот если бы ты попытался разобраться в вопросе, то узнал бы, что движок разрабатывали с НУЛЯ и вылизывали его до такой степени, что бы он работал даже на вонючих древних андроидах. И навигатор действительно работает очень плавно.

Кэш карт и так планируется, не надо считать, что ты самый умный, а в яндексе не догадались прикрутить кэш карт. Просто не успели. А на часть карт у ребят просто нет лицензии на такой вид распространения.

 

3)инетом на смарте пользуюсь крайне редко, поэтому с одной стороны вроде бы как и можно попользоваться иногда, когда нужно, а с другой зачем, когда Навител работает без инета...=лучше 4 банки пива или 9 бутылок нашего"Окского" Нижегородского :))))) поэтому буду ждать оффлайновой версии.

Согласен. 100%!!!

Именно это пытаюсь сказать разработчикам.

Покупал телефон специально под МЯК!

За эти деньги можно было купить три навигатора.

МЯК нравится ! прикрутили б голосовые подсказки и все.

ну и по мелочи закладки, треки. 

Прога очень удобная , кеш уже многие закачали(бесплатно).

А тут бац ...и ... навигатор?!

И что? В суд подашь? Тебе бесплатно дали приложение отличное, а ты еще, наглец, пытаешься наехать!

Ваня Воищев
26 ноября 2015, 16:45

Очень круто! ) 

А чем спрайты нарезаете если не секрет?)))

Слайсами в фотошопе.

Или другими дизайнерами в фотошопе? :-)
Ваня Воищев
26 ноября 2015, 16:45

Прям открытие!) Серьезно)) Спасибо

Спасибо за интересный рассказ!

А сколько времени занял каждый этап?

судя по летнему времени на фотографиях во время тестирования - как-то долго :)

Разбиваем примерно год на 4 части и получаем, что на каждый этап ушло где-то по сезону. %-)

Все вы тут хорошо пишете и проги тоже!

А поиск у вас плохой!

 

Василий - молодец! Отличная работа. Зеленоград не подкачал! ;-) Не слушай чудаков на букву м. Продукт великолепный.

Педько Тимофей
26 ноября 2015, 16:45

Вот скажите, он в принципе строит по народным картам маршрут ?? А то в Ростове-на-Дону уже наверно с год как построили новый мост, а яндекс не как не разродится его добавить. И есть этот мост только на народной карте.

Чебурашка
26 ноября 2015, 16:45

Спасибо, я всплакнул от умиления.o_O

Большое спасибо за замечательный продукт! Отличный приятный и отзывчивый интерфейс, превосходная скорость работы и эргономика. Опробовал на себе 6 разных программ навигации, ваша седьмая превзошла их всех. Правда, здорово получилось!
И да, не хватает офлайновой загрузки карты.

ТОЧНО! И ОЧЕНЬ!!!!

 

Очень не хватает кнопки "пересчитать маршрут". Ведь он не обновляется каждый раз при изменении пробок?

Не знаю, как для Москвы, а на омских картах много неточностей. В результате навигатор настойчиво предлагает проехаться по пешеходной улице или пересечь дорогу с бетонным отбойником. Вот была бы кнопка "туда нельзя!" - нажимаешь, и составители карты получают сообщение "поворот налево с Булатова на Тарскую запрещён". И водителю легче (показал глупой железке, кто тут хозяин), и картографы какой-никакой фидбек получают.

По Пензе тоже весьма странные маршруты прокладывает. Ещё можно было бы добавить иконку голосового ввода адреса.

Для Москвы также по идиотски петляет в пъяном угаре.

люблю компанию Яндекс, и с радостью воспользовался  Навигатором. Впрочем радость была не долгой, ровно до того момента, по он не прокатил меня на мкаде в час пик мимо рукава, в который надо было свернуть, чтобы уйти и на поворот издевательски указав "поверните на прав" там, гдесделать это уже было невозможно из-за отбойника. в итоге огромный круг и недовольство того, что рукав на куркино он не знает. пользоваться больше не буду.

Удалённый пользователь
26 ноября 2015, 16:45

А голова на плечах есть?

ЯН не понимает элементарный запрос "дженсер добролюбова". Говорит, что ничего не найдено. При этом Гугл-навигатор понимает с лёгкостью. 

 

И кстати, куда делся голосовой поиск? Или решили, что если он так фигово работает, то лучше его и не трогать?

Почему по кнопке поиск нет голосового поиска адреса (как в картах)? Ну что за идиотизм? Чуть в аварию не попал :-( 

Александр Х.
26 ноября 2015, 16:45

Хотя у первой версии навигатора есть много очень хороших технических наработок, мне все-таки кажется, что юзабилити навигатора гордиться пока еще очень рано и вот почему. 

1. Толщина маршрута слишком большая, из-за чего на развязках становится совершенно не видно в какой "карман" сворачивать. Все сложные развязки - нечитаемы. Проезжая знакомые мне участки понимаю, что новичку по навигатору разобраться в поворотах будет невозможно. Сделайте их тоньше! Вот пример (в какой поворот свернуть? их там три...):

2. Второй большой минус - нет подсказок и указаний перестроений в нужную сторону. В Москве много мест, где важно вовремя съехать чуть правее или чуть левее, продолжая двигаться прямо. Навигатор сейчас не считает это чем-то важным и никак не выделяет/ не предупреждает об этом. Пример (если были на этой развязке - знаете о чем речь):

 

3. Отклонение от маршрута срабатывает слишком поздно. Если отклонение от маршрута 15 метров при точности GPS 8 метров - это уже достаточный повод перестроить маршрут и перестать привязывать стрелку на маршрут. Кроме того, стрелка постоянно упорно продолжает привязываться к маршруту даже когда очевиден мой поворот в другом направлении. Нужно уменьшение порога срабатывания схода (но с учетом текущей точности GPS).

4. голос и на круговом движении совершенно не помогает правильно съехать с круга. Нужен номер съезда и подсказка в момент подъезда к нему. Сейчас у меня сложилось впечатления несвоевременности голосовых подсказок на круге.

5. Заходим в избранное - нажимаем "добавить еще" и не имеем возможности указать точку на карте. Переопределить "домой" и "на работу" таким образом становится невозможно (т.к. нужны не точные адреса, а именно точки парковки на карте). Единственный выход - ставить точки через карту.

6. маршрут не обновляется при движении. Едем полчаса - а маршрут все тот же вне зависимости от изменения дорожной обстановки. Несколько раз видел очевидные моменты, когда его нужно было перепрокладывать. А кнопки принудительного обновления маршрута тоже нет! Обязательно сделайте автообновление маршрута - пробочная ситуация в Москве быстро изменяется.

7. Приблизить карту и сделать её не-3D невозможно, а просматривать карту и выбирать/искать точку в таком режиме очень неудобно. 3D нужен при движении, но в других случаях он противопоказан. Обязательно нужна возможность просмотра карты без 3D.

8. Автозум по маршруту работает очень неудобно. По МКАДу еду 100 км/ч - навигатор не приближает нужный съезд. Еду по прямой дороге 30 км/ч - показывает ближайшие 100 метров,  хотя хочется видеть ближайшие 5-10 км (до ближайшего маневра). Лично мне нужно, чтобы навигатор всегда показывал ближайший маневр, который я должен совершить, и приближал карту соответствующим образом. Зависимость от скорости не нужна.

 

Учитывая все это, мне не удобно пользоваться навигатором, не трогая его, а этот минус перечеркивает все остальные плюсы. Навигатор должен по умолчанию и без вмешательств всегда вовремя и точно отвечать на вопрос: "что я должен на дороге сейчас сделать?". А эта цель, к сожалению, пока не достигнута.

Александр, готов подписаться под каждым вашим словом. 

Александр, получается небольшая нестыковочка.

Для того, чтобы давать указания о перестроении необходимо знать где находится девайс с точностью до полосы либо независимо от реального положения на дороге давать рекомендации о перестроении.

Из этого вытекают два независимых требования:

1) необходима точность позиционирования хотя бы 1-1,5 м.

2) карты и/или материалы для построения маршрутов, в которых учтена рядность проезжих частей 

Лучше и то и другое.

а с точностью 8 м. и поездками по домам из-за несовершенства оборудования (и его софта), а так же прочих условностей, единственно верным будет пользоваться ЯН в рекомендательном режиме и побольше смотреть на дор. знаки - указатели. 

Александр Х.
26 ноября 2015, 16:45
Просто мы говорим немного о разных вещах. Вы говорите о позиционировании до полос и указании перестроения между ними, а я имел в виду просто указание на развязке ехать "правее" или "левее" по разным дорогам. Сейчас Навигатор не видя явных поворотов такие развязки никак не комментирует, а делать это надо.
Александр Х.
26 ноября 2015, 16:45
Вот на этом развороте над Ленинградкой нужна явная стрелка и подсказка, что нужно выбрать левую дорогу на развилке (иначе уедем на 3-е кольцо на север), а этого нет...


А. да. действительно другое. 

ну это говорит о предстоящем пилении. Даже если карта имеет информацию о развязке, ЯН должен получить указание разжевывать ее пользователю. Наверное следует ожидать это не в версии 1.0 и даже не в 1.5

скорее 2-й релиз :)

 

Я тоже подпишусь под Вашими пунктами :) Хотя я и не пользовался ЯН в "боевом" режиме. Т.к. даже дома у камина пользоваться им нереальнее, чем МЯК

Автомобиль с блютузом. Телефон сам цепляет магнитолу как гарнитуру, и весь звук уходит в никуда. Я не слышу ровно никаких подсказок, вообще. Хорошо бы на уровне приложения выбирать куда пойдет звук. Или как-то еще разрулить такой момент.

 

И задание места назначения не удобно. Если есть две лишних минуты - ок, а если по пути пытаешься дорогу узнать, то МЯК куда лучше. И ткнуть в экран можно в примерное место назначения, чтобы прикнуть дорогу в целом, и переткнуть потом проще, и голосовой набор адреса есть, и сам по себе старт с обзорной карты с видением всех пробок рулит.

Не обращайте внимания на весь этот бред в комментариях. Красноглазые совсем обезумили от халявы. Все ок! Пилите карты, пилите алгоритмы и дайте кнопки "Удалить маршрут" :) 

Андрей Денисов
26 ноября 2015, 16:45

Вещь неплохая, поддерживаю! ;-)

У меня вопрос: будет ли версия для симбиана? А то сейчас сижу пока на Nokia N8, а в будущем планирую на Nokia 808 перейти, как выйдет. Против андроидов и айфонов ничего не имею против, но они мне как то не очень нравятся.

Вопрос к РАЗРАБОТЧИКАМ. вот вышла версия Вашего продукта  "яндекс.навигатор", неужели настолько проблематично было подумать о пользоветеле, предоставить возможность переноса закладок из "яндекс.карт". в новый продукт? Так нет же - изобретаем велосипед, опять новый формат, другое название файла. Сделайте наконец нормальную синхронизаию через "яндекс-аккаунт" таких закладок для всех Ваших "карточных" сервисов, как на ББ, так и в мобильных ОС.

ЗЫ. аннализировать это конечно хорошо, а результаты где?

Выже сами описываете - задумались чего пользователь хочет..

Неужели настолько экслюзивная ситуация - перенос закладок между разными  устройствами или для Ваших приложений?

Здравствуйте. Ждать ли в скором будущем версию для симбиан? Очень ждём. Спасибо.

башка

 

Михаил Горячев
26 ноября 2015, 16:45

Из личного опыта:

1. Слишком толстая линия маршрута, при маневрах на сложных развязках совсем не видно куда сворачивать

2. Плохо привязана карта, маркер иногда пляшет и постоянно пляшет длинна маршрута без прокладывания нового маршрута

Дмитрий Ч.
26 ноября 2015, 16:45

может об этом уже говорили?! нехватает добавления промежуточной точки на маршруте.

Агупов Михаил
26 ноября 2015, 16:45

В навигаторе есть один очень раздражающий меня косяк, который наверняка несложно вылечить. Пожалуйста, разделите функции масштабирования карты двумя пальцами и поворота двумя пальцами - а то обычно хочешь просто увеличить карту, а она еще и поворачивается, и приходится потом еще и выравнивать. Сделайте увеличение отдельно, а поворот - отдельно, чтобы когда поворачиваешь - масштаб не менялся, а когда увеличиваешь - чтобы не поворачивалась. Спасибо :)