Клуб Директа

О запрете рекламы медицинских услуг в интернете

yndx-Ksuzhi
23 января 2014, 12:16

Возможно вы слышали об изменениях в Федеральном законе «О рекламе», согласно которым с 1 января в интернете запрещается рекламировать медицинские услуги. В том числе методы профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.
В связи с этим рекламные кампании в медицинской тематике, которые содержат упоминания услуг, теперь отклоняются на модерации. При этом рекламировать медицинскую деятельность в целом и отдельные ее направления все еще возможно.
Если вы размещаете рекламу в медицинской тематике, пожалуйста, обратите внимание на эти изменения и отредактируйте свои объявления, чтобы они соответствовали требованиям закона.

В этом посте мы привели примеры, чтобы вам было проще сориентироваться, как составить рекламные тексты.

Что нельзя рекламировать

В интернете нельзя размещать объявления о медицинских услугах. Например, о консультациях врачей, УЗИ, МРТ, массаже и любых других. Ниже примеры текстов, которые больше не могут быть приняты к показам:

 

  • Стоматология. Протезирование, отбеливание. Недорого.
  • Клиника Семейный Доктор. Все виды медицинских услуг.
  • Все виды обследований: УЗИ, МРТ. Скидки пенсионерам.
  • Консультация стоматолога. Семейным парам скидки.

 

Вам не требуется удалять информацию о медицинских услугах с рекламируемого сайта или исключать услуги из списка ключевых слов. Упоминания о них не должны содержаться непосредственно в объявлении.

Что рекламировать можно

Закон позволяет рекламировать медицинскую деятельность в целом и отдельные ее направления. Так что такие объявления и подобные им продолжают размещаться на сервисах Яндекса:

 

  • Онколог. 35 лет опыта, м. Таганская
  • Медицинский центр МедХелп. Все виды медицинской деятельности.
  • Стоматология. Бутово. 24 часа, 7 дней в неделю.

Официальный комментарий к новым требованиям от ФАС России.

Источник: О запрете рекламы медицинских услуг в интернете

29 комментариев
Подписаться на комментарии к посту

Добрый день!

Подскажите, когда рекламные объявления (которые были запрещены к показам) будут отключаться в Директе?

Насколько я вижу, сейчас показ идёт по всем перечисленным запрещенным объявлениям.

Здравствуйте, Александр.

Сейчас рекламные объявления с неправомерными текстами порционно и постепенно отключаются от показов, а новые рекламные объявления, по данной тематике и противоречащие закону, уже не принимаются к показам.

Спасибо, Ксения!

Возник еще вопрос: т.к. в рекламном объявлении нельзя использовать слова "УЗИ, консультация и т.п.", то очевидно релевантность объявлений к подобным фразам снизится, ввиду чего снизится и CTR ключевых слов... В связи с этим не повысится ли цена входа в рекламные блоки ведь средний прогнозный CTR будет учитываться старый (который скорее всего выше)?

Александр, добрый вечер.

Релевантность текста объявления и ключевых слов в запросе может стать ниже. Однако это не должно заметно повлиять на CTR и позиции Ваших объявлений — так как закон касается всех объявлений в тематике и медицинские услуги нельзя упоминать ни в одном из них, статистика останется равномерной.

Изменение касается только объявлений с таргетингом на РФ или на объявления вцелом?

Здравствуйте, Игорь.

Изменения коснулись российского законодательства.

Здравствуйте.

Хорошо, перефразирую.

В связи с изменениями, которые коснулись российского законодательства, можно ли в системе Яндекс.Директ размещать рекламу медицинских услуг с таргетингом, отличным от РФ?

 

 

 

 

Игорь, законы и поправки к ним действуют на территории конкретной страны для лиц, проживающих или осуществляющих деятельность на территории этой страны. Поправки в законе, касающиеся рекламы медицинских услуг, приняты недавно, мы можем рассмотреть индивидуальные случаи и факторы. В связи с этим мы предлагаем Вам создать рекламные материалы и отправить их на проверку. Решение предоставим в обычном порядке, обсудить его можно будет с представителями службы поддержки. 

Модераторы ЯД действуют - топорно. Выключают объявления на основании умозрительных заключений или указаний свыше уж не знаю:

Указание стоимостных показателей в рекламных текстах также недопустимо, поскольку дает основание полагать, что рекламируются медицинские услуги.

какое основание? кому полагать?

Санкнижки? Их нет и не может быть в номенклатуре услуг...

Или профосмотры? Профосмотр это комплекс мер, это не услуга, его нет в номенклатуре.

Объявления конкурентов снимают сливки с рынка сейчас...

Вобщем бардак в королевстве датском.

 

При составлении новых правил модерации юристы Яндекса консультировались непосредственно с ФАС, так что никаких умозрительных заключений тут нет.
Если объявления конкурентов попадают под те же запреты, они тоже перестанут показываться. Политика двойных стандартов тут исключена.
Мы сожалеем, что изменения доставляют неудобства рекламодателям и рассматриваем каждый отдельно, при необходимости консультируясь с юристами.

Давайте дам пояснение к правилам модерации. Из комментариев, которые получили наши юристы, следует, что теперь разрешена реклама только медицинской деятельности из этого списка: http://legal.yandex.ru/medical_specialities/. Пожалуйста, сверьтесь с ним. В объявлениях могут упоминаться только эти направления или специальности врачей (либо ваша реклама никак не должна относиться к медицине).

Все, что не относится к деятельности и специальностям врачей из списка, мы обязаны отклонить. Упоминать в текстах объявлений нельзя не только конкретные наименования услуг, но и "общие" слова, которые к ним относятся. То есть любого рода консультации, помощь, прием, запись, осмотр, акция и прочее подобное сейчас не можем принять к размещению. Также нельзя принимать к размещению и рекламу санкнижек и профосмотров. При этом вы можете рекламировать собственно учреждение (Медицинский центр такой-то. Опытные специалисты).

Один из частых вопросов - про названия болезней. Их нельзя было упоминать в рекламе и раньше ("не должна содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья").

В общем ясно - чтоб не вступать в дискуссии, решили запретить ВСЁ!
Но вот с профосмотрами - вы не правы!!!!

 

033 - профпатология

 

А вот текст отклонённого объявления:

 

Многопрофильная клиника Тра-та-та

Профпатология! Профессионально! Индивидуальный подход. Выезд! Скидки!!!

 

Что тут не понравилось? Скидки чтоли?
Но если так, то это извините уж за эмоциональность - идеотизм.

 

Федеральный закон "О рекламе"

Статья 24. Реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины

....

2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;

3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;

4) создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;

5) содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;

...

7. Реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

Профпаталогия в списке? (Кстати с чего это решили что он "закрытый"?) - Да.

Пункты 2-5 части 1 соблюдены? - Да.

Часть 7 соблюдена? Да - ЯД сами ставят пометку о консультации и т.п.

И тогда если это не слово скидки, то что тогда?!
А если слово скидки, то на каком основании?!

 

 

Добрый день.

Мы подготовили новый подробный перечень рекомендаций с учетом действующих сейчас ограничений в законодательстве, касающихся рекламы медицинских услуг. Пожалуйста, ознакомьтесь с ними.

В объявлениях с рекламой медицинских организаций и осуществляемых ими видов медицинской деятельности нельзя упоминать:

    • Любые названия конкретных медицинских услуг. Например, кардиограмма, МРТ, УЗИ, озонотерапия, различные виды анализов, протезирование, рентген, все виды массажа, а также оформление медицинских справок.
    • Слова, которые могут явно указывать на услуги (то есть на конкретные действия специалистов или медицинской организации): операция, обследование, лечение, решения, профилактика, реабилитация, помощь, прием, консультация, «ответим на вопросы», осмотр и так далее.
    • Названия медицинского оборудования — «томограф», «аппарат для омоложения кожи» и все другие, если объектом рекламирования не является деятельность по продаже такого оборудования.

 

Подробное описание, примеры объявлений, а также ответы на наиболее часто задаваемые вопросы можно посмотреть в Блоге рекламных технологий.

В моих объявлениях нет ни слова об услугах.

Screen_Feb. 10.01.14.jpg

А если (как мне объяснили при звонке) читать "между строк", то тогда будет видно что стоматологическая клиника "Империал" оказывает услуги по протезированию и имплантации зубов. 

Это же нонсенс!!!! 

Любое объявление частной стоматологической клиники (в принципе) будет являться - рекламой стоматологических услуг!!! Потому что стоматологические клиники только этим и занимаются. Для того они и создаются, чтоб оказывать стоматологические услуги за деньги и больше ни для чего.

В законе (и в приложении) ни слова не сказано, что наличие цены на что либо недопустимо.

Там единственное чёткое указание на запрет - на конкретные медицинские услуги, которые находятся в перечне медицинских услуг (конкретные услуги обозначены кодом).

Что мне пишут модераторы - "Обращаем Ваше внимание, что указание цены, сложности случаев являются указанием на медицинские услуги."

 

на конкретные медицинские услуги, которые находятся в перечне медицинских услуг

Они даже в них разобраться не могут... - хаос полный похоже.

Из ответа на жалобу (забанили нормальное объявление):

Что касается профпатологии, то данное направление действительно можно указывать. Приносим свои извинения за некорректный ответ, предоставленный ранее. Однако направление  "лабораторной диагностики" следует указывать полностью: "клиническая лабораторная диагностика".

Складывается впечатление, что те кто отвечает на жалобы ещё более или менее адекватны, аргументируют (правильно или нет), может быть подскажут, но права голоса на включение объявы не имеют, а дальше попадаешь по новой на безмолвного модератора, который рубит всё не смотря ни на что...

Столько нервов уже в перепалках этих потрачено.
А конкуренты продолжают снимать сливки, у некоторых за последнюю неделю, почти в 2 раза трафик подскочил. Интересно почему?)))

Согласны. Просто ужас. Яндекс - вы обучаете вообще своих модераторов как нужно модерировать? Вы, надеюсь, не шимпанзе ставите на эту работу?

Добрый день.

Мы подготовили новый подробный перечень рекомендаций с учетом действующих сейчас ограничений в законодательстве, касающихся рекламы медицинских услуг. Пожалуйста, ознакомьтесь с ними.

В объявлениях с рекламой медицинских организаций и осуществляемых ими видов медицинской деятельности нельзя упоминать:

    • Любые названия конкретных медицинских услуг. Например, кардиограмма, МРТ, УЗИ, озонотерапия, различные виды анализов, протезирование, рентген, все виды массажа, а также оформление медицинских справок.
    • Слова, которые могут явно указывать на услуги (то есть на конкретные действия специалистов или медицинской организации): операция, обследование, лечение, решения, профилактика, реабилитация, помощь, прием, консультация, «ответим на вопросы», осмотр и так далее.
    • Названия медицинского оборудования — «томограф», «аппарат для омоложения кожи» и все другие, если объектом рекламирования не является деятельность по продаже такого оборудования.

 

Подробное описание, примеры объявлений, а также ответы на наиболее часто задаваемые вопросы можно посмотреть в Блоге рекламных технологий.

Так модераторам своим объясните и выложите примеры объявлений, поскольку достали уже...

Добрый день.

Мы подготовили новый подробный перечень рекомендаций с учетом действующих сейчас ограничений в законодательстве, касающихся рекламы медицинских услуг. Пожалуйста, ознакомьтесь с ними.

В объявлениях с рекламой медицинских организаций и осуществляемых ими видов медицинской деятельности нельзя упоминать:

    • Любые названия конкретных медицинских услуг. Например, кардиограмма, МРТ, УЗИ, озонотерапия, различные виды анализов, протезирование, рентген, все виды массажа, а также оформление медицинских справок.
    • Слова, которые могут явно указывать на услуги (то есть на конкретные действия специалистов или медицинской организации): операция, обследование, лечение, решения, профилактика, реабилитация, помощь, прием, консультация, «ответим на вопросы», осмотр и так далее.
    • Названия медицинского оборудования — «томограф», «аппарат для омоложения кожи» и все другие, если объектом рекламирования не является деятельность по продаже такого оборудования.

 

Подробное описание, примеры объявлений, а также ответы на наиболее часто задаваемые вопросы можно посмотреть в Блоге рекламных технологий.

Вы можете указать ссылку на конкретный документ и конкретный пункт в нем, который четко говорит о том, что

...с 1 января в интернете запрещается рекламировать медицинские услуги...


Я изучил статью 24 ФЗ №38 и даже позвонил в ФАС, но ни один источник не слышал об изменениях Яндекс в законе "О рекламе"

Всё просим просим, но Яндекс в целом остаётся глух:

ЛЮДИ ВЫЛОЖИТЕ ПОДРОБНЫЕ ПРИМЕРЫ ТОГО ЧТО МОЖНО И ЧТО НЕЛЬЗЯ ПИСАТЬ!

Почему вдруг нельзя стало писать не только услуги, но и в целом симптомы и болезни?! Например, "всё о гепатите"? Что за закон это нарушает?

 

Почему вдруг стало нельзя писать "Записаться", а "Запись онлайн" можно?

 

Почему для ряда клиник закон не писан? Даже после явного указания модераторам на несоотвествие рекламы новым законам - они не спешат убирать рекламу (в течение месяца так и не убрали). Практически по любой запрещённой теме можно найти кучу объявлений с нарушениями.

 

Наряду с вышеописанным - практически невозможно пройти модерацию - даже безобидные объявления банятся, просто так, для веселья, наверное.

 

Новый закон однозначно нарушает права потребителей. Скажите, как людям, больным гепатитом С, теперь искать геатолога? Видите ли, хотя гепатология является частью гастроэнтерологии, но её рекламировать нельзя (боже упаси), так как она не вошла в список разрешённых.

 

Между тем, в Гугле, почему то, этих проблем нет. Наверное, на западе, сначала думают, а потом делают.

 

Если верить модераторам Яндекса - реклама гепатологов в принципе запрещена. Тем не менее, не смотря на наши вопросы, Яндекс без зазрения совести оставляет такую вот симпатичную рекламу. Кто снимает сливки? Не мы. Мы месяц модерацию не можем пройти. Теперь гепатолога можно рекламировать как гастроэнтеролога (WTF?! кто ж так ищет), но даже объявления с гастроэнтерологом не пропускают. На наш сегодняшний вопрос про данную рекламу, они ответили "Видите ли, вопрос сложный, мы к юристам". Реклама до сих пор крутиться. Стыдно Яндекс, Стыдно!

Яндекс, будьте уже наконец людьми! Хватит народ медицинский мучать! Хватит вашим модераторам с бубнами плясать вокруг объявлений!

Клиники несут большие убытки из-за вас! А сколько уже нервов потрачено!

Как нарушает закон фраза "Всё о печени и HCV" и "хеликобактер - это плохо"?
Хеликобактер - это не болезнь и не услуга. Это бактерия.
Всё о печени и HCV - это тоже не услуга, не указание на услугу, а указание, что здесь есть справочные материалы. Здесь нет предположения, что у человека есть эта болезнь. Так поясните, как это нарушает закон?

Такое ощущение, что вы сами не знаете закона и трактуете его самопроизвольно! Или вообще не знаете медицины.

Да там (ЯД) похоже действительно принято (юристами?) такое решение, что как бы что не вышло - нельзя ничего! Ни цены, ни онлайн ничего...
Модератор увидит медицинское слово и бац - модерирует!)))

Посмотрите внимательно на отказы объявлений которые вам присылают в письме.
В нашем случае, там по какой-то причине были СТАРЫЕ объявления - какой-то у них сбой.

После указания на это, пришло короткое письмо ничего не делать, и в течении двух часов всё было принято.

Извинения? Ну вы что... Вы заплатили? Вас показывают? Радуйтесь!

Добрый день.

Мы подготовили новый подробный перечень рекомендаций с учетом действующих сейчас ограничений в законодательстве, касающихся рекламы медицинских услуг. Пожалуйста, ознакомьтесь с ними.

В объявлениях с рекламой медицинских организаций и осуществляемых ими видов медицинской деятельности нельзя упоминать:

    • Любые названия конкретных медицинских услуг. Например, кардиограмма, МРТ, УЗИ, озонотерапия, различные виды анализов, протезирование, рентген, все виды массажа, а также оформление медицинских справок.
    • Слова, которые могут явно указывать на услуги (то есть на конкретные действия специалистов или медицинской организации): операция, обследование, лечение, решения, профилактика, реабилитация, помощь, прием, консультация, «ответим на вопросы», осмотр и так далее.
    • Названия медицинского оборудования — «томограф», «аппарат для омоложения кожи» и все другие, если объектом рекламирования не является деятельность по продаже такого оборудования.

 

Подробное описание, примеры объявлений, а также ответы на наиболее часто задаваемые вопросы можно посмотреть в Блоге рекламных технологий.

Добрый день. Можете подсказать можем ли мы разместить виртуальный тур по нашей клинике с демонстрацией оборудования и врачей?

Здравствуйте.

Не вполне поняла Ваш вопрос, но все требования к рекламным материалам у нас находятся здесь: http://legal.yandex.ru/direct_adv_rules/ и http://legal.yandex.ru/adv_rules/

По поводу текста я понял, а виртуальный тур позволяет прогуляться виртуально по клинике и посмотреть её из нутри, также просто увидеть какое оборудование есть.

Поймите меня, пожалуйста, правильно, я не могу сказать, какой текст модераторы пропустят точно, а какой нет, потому что проверяются не только тексты объявлений. Рекламная кампания проверяется комплексно, в т.ч. информация на посадочной странице, на соответствие зак-ву РФ, требованиям Яндекса итд

Создайте, пожалуйста, одно типовое объявление и отправьте его на модерацию. Если возникнут сложности, Вы можете написать (или позвонить) в СП Директа или сюда, в Клуб, мы попробуем помочь разобраться в причинах отклонения.