Блог Денег

Как собрать 300 тысяч на свою книгу и не потерять друзей: опыт Анны Шарлай

24 сентября 2014, 18:21

Со стилистом Анной Шарлай мы познакомились классическим краудфандинговым способом: в мессенджер постучалась «подруга друга» и попросила поддержать на Boomstarter проект её подруги: «проект классный, срок истекает сегодня, до успеха не хватает совсем чуть-чуть». Через минуту пришло второе сообщение: «отбой, нужную сумму собрали!» Успешных проектов в российском краудфандинге не так много — поэтому мы сразу пригласили Анну в гости и расспросили, как ей удалось за месяц собрать 330 579 рублей на свою книгу «Стильное путешествие налегке»: что нужно знать, что делать — и чего ни в коем случае делать не стоит, первый раз собирая деньги на свой проект.



Давайте с начала: как появилась идея собирать деньги на книгу с помощью краудфандинга? Вы хотели привлечь внимание издателей? Или просто компенсировать рабочее время, потраченное на создание книги?

Дело было так: по пути в очередную командировку, я начала писать статью в самолёте. Пишу-пишу, думаю «нужно ещё вот это, и вот то добавить» — получилось 20 страниц убористым одиннадцатым кеглем. Для статьи великовато — появилась мысль, что из этого может получиться нечто большее. Подумать подумала, но дальше процесс как-то застопорился. Тут мой молодой человек предложил краудфандинг — как способ «не соскочить»: если люди вложат деньги в книгу, книгу обязательно придётся написать

Мы хотели воспользоваться не темой «собрать какую-то сумму денег» — у меня уже был опыт подачи в печать профессионального инструмента — карты для стилистов — и я примерно понимала бюджет проекта: сколько стоит печать, коробка и т.д. И эта сумма там не настолько критична, мы могли вложить её сами. Книгу можно издать маленьким тиражом, а потом получить более серьёзное предложение от издательства. В целевую сумму на Boomstarter я заложила не производство, а оплату призов, которые мы будем раздавать спонсорам, доставку, проведение красивой презентации по случаю выхода книги.

Этот опыт был полезен ещё и как проверка заинтересованности рынка в подобном издании, потому что когда я спрашиваю на Facebook : «Интересна ли вам такая услуга» или «Не написать ли мне статью на такую-то тему?» — то лайки и комментарии не отражают реального спроса. Те, кто лайкает, потом эту услугу не покупают, и наоборот. В этом смысле Boomstarter гораздо лучше подходит для тестирования продуктов и идей: готовы ли люди за это платить?
 

Кстати, ещё по поводу суммы: все мои знакомые, которые делали краудфандинговые проекты с критичной для их бюджета суммой — как будто стеснялись просить людей. А для нас это был драйв: мы понимали, что даже если рубль не доберем, то своей цели уже достигли. И мне кажется, что когда у тебя нет острой финансовой потребности, то ты чувствуешь себя свободней и это сильно помогает сделать успешный краудфандинговый проект.

Как вы попали на Boomstarter, почему выбрали именно эту площадку?

К тому времени я знала о Boomstarter, потому что несколько знакомых уже затевали там какие-то проекты, связанные с модой — я их поддерживала, но завершить проекты у них не получалось — мне возвращались деньги. И в итоге накопилась какая-то критическая сумма, которую я продолжила инвестировать дальше — вот и стала регулярно заходить на Boomstarter в поисках интересных проектов. Да, я слышала про Kickstarter — но почему-то была уверена, что он занимается только играми, и его как вариант не рассматривала. Одним словом, «рынок» краудфандинга я подробно не исследовала — просто отправила заявку на Boomstarter: видео и краткое описание. Заявку нам тут же вернули с комментариями «у вас вот того нет и этого нет», пришлось дорабатывать.

Что было дальше? Как привлекали спонсоров? Это была аудитория с Boomstarter или нужно было привлекать внимание своими силами?

Как только проект преодолевает планку в 10% от заявленной суммы, он попадает на главную страницу Boomstarter, в рассылки, в раздел «Популярное» и т.п. — это всё участие площадки. Мы преодолели эту планку быстро, буквально за пару дней, причём ещё до всякого анонсирования — то есть это были просто пользователи сервиса. Но в целом проект всё равно поддерживали знакомые и знакомые знакомых. Мы ожидали от площадки большей отдачи именно в привлечении посторонней публики.

Всё время, пока шёл сбор средств, я занималась другими делами, и спохватилась только за 10 дней до финала, когда обнаружила, что результаты не совсем те, которых я ожидала. По собственному опыту пользователя Boomstarter я представляла себе это так: вот я поздно ночью закончила дела и пошла посмотреть на интересные проекты, нашла что-то стоящее — поддержала. То есть я была уверена, что достаточно «закинуть» проект на площадку, и он там как-то сам будет вариться. Оглядываясь назад, я думаю, что если бы мы лучше подготовились в вопросах продвижения, весь процесс был бы более эффективным и менее стрессовым.

Сейчас, с высоты пройденного опыта, что бы вы сделали бы по-другому?

За месяц-полтора до старта проекта я бы пообщалась со СМИ и блогерами, которым это могло бы быть интересно. Со «Стильным путешествием налегке» это происходило стихийно: на нас выходили какие-то СМИ, но у них у всех есть медиаплан на 3-4 недели вперёд, то есть даже если бы мы пообщались в первый день проекта, они всё равно не успели бы выпустить публикации в его поддержку. То же и с известными блогерами: например, Сергей Сухов буквально раздвигал свои публикации, запланированные на год вперёд, чтобы опубликовать текст про нас.

Но вообще я больше не собираюсь этим заниматься Ну разве что понадобится ещё раз что-то протестировать — но тогда мы скорее будем это делать на других площадках.

Слишком энергозатратно получается?

Да, непропорционально затратно. Изначально я относилась к этой сумме просто как к сумме в нашей обычной жизни: 300 000 можно заработать за несколько дней тренингов, люди, подписанные на мой Facebook, платили за мои тренинги, в общем, такую сумму я уже зарабатывала не раз. Но из круга моего общения на Facebook в проекте поучаствовало всего 2% людей — это был шок, я ожидала, что поддержит хотя бы каждый десятый. Я заметила, что когда пишешь своим и говоришь, что сумма не имеет значения, то они меньше 1000 не вкладывают — и у этого есть обратная сторона: если человек, к которому ты обратился, не имеет возможности инвестировать в проект какую-то круглую сумму, то он почему-то считает, что лучше совсем ничего не отправлять.

В общем, на эту сумму изначально стоило смотреть совсем иначе: как на критически новый проект. Фактически с нуля заинтересовать каждого из пришедших 350 человек. И задача стоит не в том, чтобы заработать эти 300 000, а в том, чтобы сделать этих 350 человек своими клиентами. Это задача другого порядка.

Да, я протестировала тему. Да, в результате на момент выпуска книги больше людей знали о ней и ждали. Ещё был побочный эффект, когда спонсоры стали меня спрашивать о возможных публикациях на тему краундфандингу. Естественно, если бы я этого не делала, а тихо писала себе дома, никто бы и не узнал. Это плюс. И я со своей ленью не стала бы каждый день (а иногда и несколько раз в день) рассказывать у себя в Facebook о том, что делаю такую книжку — а так у меня была причина. С чисто денежной мотивацией у меня бы ничего не получилось.



У вас не появилось ощущение, что всё то же самое можно было сделать вне специальной площадки, у себя на сайте?

Совершенно точно, появилось! Мы ожидали, что получим что-то от Boomstarter, а получилось так, что мы сами бесплатно 30 дней его рекламировали. Моих друзей, клиентов и знакомых отправляли туда. Очень неприятно, что Boomstarter берёт комиссию на входе — и с нас (10%), и с получателя. Я была бы готова отдать больше, чтобы убрать комиссию для спонсоров. Интересно, что в последний день, когда наш проект уже собрал заявленный бюджет и оказался успешным, к нам пришли какие-то совершенно незнакомые люди с вложениями по 100-150 рублей — как будто есть часть пользователей, поддерживающих только заведомо выигравшие проекты.

Ещё из замечаний к площадке — хотелось бы, чтобы менеджер указывал на конкретные ошибки. Например, у Boomstarter есть статистика, какая сумма вложения в среднем самая популярная, самая массовая — мы это вычислили только пост фактум, и у нас, как выяснилось, не было приза именно с такой суммой. Подсказки такого рода нам здорово бы пригодились.

Тем, кто собирает на Boomstarter, я бы советовала всю движуху с друзьями и знакомыми делать в самом начале, чтобы проект точно состоялся — тогда быстрее придут и какие-то незнакомцы. Я активно включилась в продвижение проекта в последние дни, потому что было обидно за людей, поверивших в меня и вложивших, например, 30000 — если бы проект не собрал всю сумму, эти 30000 вернулись бы на их счёт в Boomstarter, и их нельзя обналичить, только инвестировать в другие проекты.

Помог ли проект на Boomstarter привлечь больше клиентов к вам как консультанту, тренеру, эксперту?

Нет. Прироста клиентов во время активности на Boomstarter не случилось.

Как менялась коммуникация вокруг проекта за месяц его ротации на Boomstarter?

Она становилось содержательнее. Я публиковала различные выдержки из книги. Я комментировала процесс изнутри: я начинающий писатель, вот я нахожу какие-то советы о том, как писать и делюсь в Facebook опытом применения этих советов, даю ссылку на книжку. Выкладывала и внутренние переживания, например, когда я поняла, что очень мало моих знакомых стали спонсорами — я написала пост на эту тему.

Думаю, у нас получилось ещё и потому, что мы выбрали правильную нишу— lifestyle, мода, путешествия, привычки — образ жизни людей, а не что-то узкопрофессиональное. Если бы я, например, попыталась собрать на Boomstarter на книжку про архетипы, которую я пишу сейчас, это был бы не то чтобы провал, но гораздо сложнее. В случае со «Стильным путешествием налегке» люди спонсировали проект, а после этого делали share в свои личные аккаунты со своими рассказами о путешествиях и личном опыте: у каждого есть, что сказать на эту тему. В общем, не пришлось долго объяснять, что это, зачем это, что там внутри — люди сразу примерно понимали, что будет в этой книге. Понятная тема — это очень важно.

Ещё мы путём тестирования обнаружили такую вещь: неделю я писала в Facebook не «поддержите проект», а «вы можете сделать предзаказ книги по более низкой цене» — не работало. Призывы к чистой благотворительности тоже не работали. Работала идея «приобщитесь к классной теме».

К краудфандингу мы подключили ещё и краудсорсинг: я проводила тематические вебинары по отдельным главам будущей книги — участники могли вносить свои идеи, изменять книгу. Когда я объявляла вебинар (у меня их было четыре), то давала ссылку и на Boomstarter (спонсоры), и на Facebook (потенциальные спонсоры). Благодаря этому взаимодействию какие-то главы углубились, какие-то сократились. Мы кажется, что если бы на Boomstarter была возможность создавать продукт вместе, а не только поддерживать деньгами — это было бы здорово.

Разве там не предусмотрено взаимодействие с людьми, которые уже поддержали проект?

По условиям площадки, отправить спонсору личное сообщение можно только после того, как проект успешно завершится. До тех пор ты можешь увидеть только его имя и, если это твой друг, перейти на его Facebook, пообщаться там. Если это незнакомый человек, то его профили в соцсетях скрываются. Единственный способ связаться со спонсорами — это обновлять описание на странице проекта: обновления уходят в почтовой рассылке. Но в таком формате сообщения легко улетают в спам — несколько знакомых писали мне об этом.

Когда проект стал успешным, я запросила контакты спонсоров, потому что писать всем личные сообщения было бы неудобно — удобнее рассылка по спискам. Boomstarter даёт только адреса — без имён, просто голый e-mail и сумма пожертвования. И это ещё одно место, где площадку можно было бы сделать лучше и для краудфандеров, и для спонсоров.

Есть ли что-то, чего ни в коем случае не нужно делать, занимаясь краудфандингом?

Не стоит обижаться на людей, которые почему-то тебя не хотят поддерживать. Например, в моём случае были люди, которые говорили, что такого рода проекты не должны издаваться на «народные» деньги, или что у меня маленький набор подарков. В тот момент, когда я себя ловила на мысли, что мне хочется обидеться на это, расстроиться — я понимала, что здорово, когда у тебя есть возможность реально протестировать эту тему. Ведь тут тебе прямо говорят: «Я не хочу, мне это не интересно и не нужно».