Блог Денег

Клиенты о банках в разных странах: Индонезия

1 декабря, 20:34

Девелопер Альбина Ланина два года назад уехала в Индонезию строить отели и специально для Яндекс.Денег записала свои впечатления о местном банковском обслуживании. 

Открытие счёта

В большинстве банков для открытия счёта нужно прийти в отделение.  Сделать это можно только в будни в первой половине дня, в выходные банки закрыты. У крупных банков отделений много, но очереди будут почти везде. Лайфхак: отделения внутри бизнес-центров обычно пустые, а если вдруг очередь — можно скоротать ожидание в массажном кресле (массаж тут на каждом шагу, это норма жизни).

Само открытие счета — это 10 минут и 1 анкета. Из документов нужен только паспорт или местный ID (KTP для индонезийских граждан и KITAS для иностранцев). Для открытия счёта нужно положить на него наличные, в зависимости от банка и статуса счёта: от 50 тыс. до 5 млн рупий (от 200₽ до 20 000₽). Деньги потом можно сразу же снять. 

К сберегательному счёту выдают банковскую книжку, вроде российской «сберкнижки»: в ней записываются операции с вкладом. Книжку просят бережно хранить и всегда брать с собой в банк. Из весёлого: книжка меньшего размера («помещается в карман»!) предлагается как один из бонусов дорогого премиального счёта. 

Проценты на остаток (около 5-6% в год) по умолчанию не начисляют — для этого нужно подать отдельное заявление. 

Карты

К счёту можно сразу получить бесплатную неименную карту: она работает только для снятия наличных и покупок в офлайне. Самая простая именная тоже бесплатная, но её надо ждать 1-2 недели и забирать в отделении. Выпуск кредитки потребует больше времени и документов: справки о налогах и доходах. Годовое обслуживание стандартной карты стоит около 180 000 рупий (~680 рублей). 

Смс-уведомления об операциях есть не во всех банках, а если есть — то платные (~2₽ за сообщение), и работают только для абонентов нескольких основных операторов. 

Кэшбэк чаще всего предлагают по кредиткам: в супермаркетах, торговых центрах, на заправках это самый распространённый вид скидок.

Карты с бесконтактной оплатой — большая редкость, я бы сказала их почти нет, и мало где можно ими расплатиться. 

Интернет-банк

Интернет-банк и мобильное приложение есть, но отдают каменным веком — в них доступны только основные функции: проверить баланс, перевести деньги, пополнить телефон. Небольшие банки конкурируют за клиентов именно за счёт улучшения мобильных приложений.

Чтобы подключить интернет-банк, нужно подать отдельное заявление в банке и пройти 20-минутное обучение, как пользоваться интернет-банком. Пользоваться неудобно: много уровней безопасности с кодами (нужно будет купить токен за 10000 рупий), ключевыми словами и прочим — я их быстро забыла, и пользоваться интернет-банком перестала.

Платежи и переводы 

Простой перевод денег на другой счет — это несколько операций. Сначала надо сохранить все данные получателя, даже если вы платите ему один раз в жизни: это реквизиты и полное имя. Ах да, в Индонезии нет фамилий, а «полное» имя может состоять из трёх и больше имён, а может из одного. Только потом можно отправить деньги, выбрав его из сохранённых получателей. На иностранный счёт отправить деньги можно только в отделении.

Автоплатежи в банках не очень распространены — гораздо больше сторонних сервисов, которые предлагают включить автосписание и перевод на мобильный или за коммунальные расходы. 

Покупки

Большинство местных жителей, трудоустроенных официально, используют самую простую дебетовую карту, которой нельзя платить в интернете. Люди снимают наличные и расплачиваются ими.

При этом e-commerce активно развивается, поэтому появляется много стартапов для оплаты интернет-заказов наличными в ближайшем супермаркете, через электронные кошельки и терминалы. 

Интернет-сервисов для повседневной жизни очень много: можно заказать массаж домой и в офис, заказать еду из ресторана — и заплатить картой онлайн. 

В офлайновых магазинах своя специфика: во всех сетевых магазинах карты принимают по умолчанию, но обычно есть требование к минимальной сумме покупки: 50-100 тысяч рупий (~200-400₽). Если платите меньше — только наличные. В мелких магазинах часто с вас ещё возьмут 2-3% сверх чека за то, что платите картой. 

Практически в любом магазине на кассе будет много терминалов: заплатить картами некоторых банков можно только в терминалах этих банков. Часто можно увидеть на кассе такую картину: 

За те два года, что я здесь живу, видно, как быстро здесь происходят изменения — думаю, за 3—5 лет Индонезия догонит Россию по уровню банковского сервиса. 

--

Присылайте ваши заметки о банках и платежах в других странах на yapomog@yamoney.ru

7 комментариев
Сергей Красавин
1 декабря, 22:36
Ничесе, терминал под каждый банк. А под стойкой у них сетевой фильтр на 11 розеток? 
YaMoneyHelp
Сотрудник Яндекса3 декабря, 18:04
Сергей Красавин,
мы тоже удивились :) 
Подскажите, что такое "девелопер"? Строитель жилья, программист? Относительно русские слова перевелись? 
"Оффлайновые" пишется с одной "ф". 
Яндекс.Деньги
Сотрудник Яндекса4 декабря, 16:57
e-nzo1027,
не обидитесь, если ответим ссылкой? :) https://ru.wikipedia.org/wiki/Девелопмент
Даже двумя: https://ru.wiktionary.org/wiki/офлайн
Яндекс.Деньги,
 не обижусь, просто непонятно, что вы хотели сказать, по ссылке офлайн как раз с одной написан. Оффлайн - устаревшее. 
Яндекс.Деньги
Сотрудник Яндекса4 декабря, 17:55
e-nzo1027,
обновили :)
Виталий
вчера, 21:47
Подскажите пожалуйста как правильно пишется имя Виталий на английском? (Vitaliy,vitalii,vitaly) хочу заказать пластиковую карту Яндекс денег. или для карты это не имеет значения?