Блог Денег

Как безопасно покупать в интернете

8 сентября, 12:00

Платить в незнакомом интернет-магазине тревожно — вдруг обманут? Служба безопасности Яндекс.Денег рассказывает, на что обратить внимание перед покупкой.

На сайте магазина

Насторожитесь, если:

  • нет фактического адреса, а письма предлагают присылать до востребования; 
  • не указана электронная почта, нет бесплатного номера 8 800 или городского телефона — можно дозвониться только на мобильный;
  • цены слишком низкие;
  • не написано, что будет происходить после того, как вы заплатите: когда и как вам доставят заказ;
  • нет информации, как вернуть или обменять покупку;
  • на сайте указано одно юридическое лицо, а домен (имя сайта) зарегистрировано на другое или на физическое лицо. Проверить, на кого зарегистрировано доменное имя, можно, например, тут.

Если сомневаетесь — поищите отзывы о магазине в интернете. Хвалебные отзывы на специальных сайтах могут быть фальшивкой. Рекомендуем обратить внимание на комментарии к постам магазина в социальных сетях: поймёте, в каком тоне продавец общается с клиентами, как быстро отвечает на вопросы, идёт ли навстречу при конфликтах.  

Во время оплаты

Обращайте внимание, как магазин принимает деньги. Магазин, который торгует легально, — это юридическое лицо. Он принимает платежи на банковский счёт организации, а не на личные кошельки и карты. 

Платите через Яндекс.Деньги и на платёжной форме стоит логотип Яндекс.Кассы (сервиса онлайн-платежей для бизнеса) — вы точно переводите деньги юридическому лицу. Собираетесь заплатить физическому  — появится предупреждение.

Если переводите деньги человеку, а не компании, их возврат будет полностью зависеть от порядочности продавца. Безопаснее покупать у юридических лиц. 

Когда получаете заказ

В работе любого магазина случаются накладки: перепутали заказ, прислали не то и не туда, сломали по дороге, на картинке было красиво, а пришёл ужас. Нормальные продавцы дорожат репутацией — им выгодно договариваться, но они тоже не хотят быть обманутыми. Чтобы решать спорные вопросы, у крупных интернет-гипермаркетов (Aliexpress, eBay) есть собственные системы арбитража

Просто так деньги не вернут — свою правоту придется доказать. Для этого сохраняйте всю переписку с магазином,  документы, подтверждающие оплату, и смс-сообщения курьерской службы. 

На почте (до того, как подпишете извещение) убедитесь, что упаковка не повреждена, пусть сотрудник взвесит посылку. Вес отличается от заявленного? Упаковка порвана, есть подозрение, что посылку вскрывали? Составляйте акт. 

Всегда снимайте на видео процесс распаковки! Больше доказательств — выше вероятность, что дело решится в вашу пользу.

Что-то пошло не так

Магазин не хочет решать проблему, не выходит на связь или вовсе удалил сайт и сбежал из интернет-пространства. Деньги всё равно можно вернуть. 

Если платили кошельком Яндекс.Денег, действует Защита покупателя. Пишете в службу поддержки, присылаете детали (скриншоты переписки с продавцом, описание и фотографии товара, видео распаковки и т.п.). Магазин виноват — получаете деньги обратно.

Платили картой — оспаривайте платёж, то есть инициируйте чарджбэк.

15 комментариев
А почему только юр лица могут легально торговать? А как же индивидуальные предприниматели? Таких магазинов достаточно много.
alexey.pevkin,
ИП тоже юр.лица
apelsin1982,
Серьезно? А вы помните как раньше назывались ИП? Напомню - ПБОЮЛ. А как расшифровывается помните? Напомню -предприниматель без образования юридического лица. Учите матчасть.
alexey.pevkin,
ИП в банках обслуживаются у каких менеджеров? Правильно, у тех что работают с юр.лицами. ИП могут оформить кассу, открыть торговую точку и т.д. и т.п. Торговать и нестиответственность за свою работу.
В торговых центрах думаете все магазины ООО? Нет, много ИП. Для оптимизации налогов.
YaMoneyHelp
Сотрудник Яндекса10 сентября, 17:38
alexey.pevkin,
И юридическим лицам и ИП для возможности торговли необходим договор с платёжным сервисом.
YaMoneyHelp,
Я это знаю. Просто в вашей статье вы говорите, что если не юр лицо, то это нелегальный магазин. Цитирую: "Магазин, который торгует легально, — это юридическое лицо."
Дополните статью и все.
YaMoneyHelp
Сотрудник Яндекса12 сентября, 21:14
alexey.pevkin,
спасибо, поправим.
Полезная информация. Спасибо.
YaMoneyHelp
Сотрудник Яндекса10 сентября, 17:51
Максим,
Всегда пожалуйста :)
Прошу обратить внимание на мошенническую схему перевода на Яндекс.Кошелек.

На почту падает письмо, замаскированное под напоминание о истекающем сроке делегирования домена. Разумеется, все очень срочно, вот прям завтра все заканчивается, оплатить нужно немедленно, лучше ещё вчера. И стоит ссылка "Оплатить".

Если по этой ссылке пройти (чего делать, конечно, не надо, я просто загнал её в virustotal, то выясняется, что ссылка просто редиректит на Яндекс.Кошелёк с предложением оплатить 1700 с чем-то рублей.
Вот так примитивно, но кто-то же наверняка покупается на это.
Ссылка на кошелек такая: https://money.yandex.ru/to/410016645875029/1710
Отчет вирустотала: https://www.virustotal.com/#/url/0d6241e9cd9f55468cc6b31c433c8d108242ba9b02b46e04f75005d778e4616e/details



YaMoneyHelp
Сотрудник Яндекса11 сентября, 13:49
tervist,
передали информацию коллегам, чтобы они приняли меры - если у вас есть более подробная информация, пришлите нам ее через форму, пожалуйста. 
Здравствуйте, полезные советы, однако у небольших магазинов и телефоны мобильные, и домен на физлицо - зря народ пугаете:)

А вот в поддержку Я.Денег на произвольную тему написать сложно оказалось, поэтому спрошу здесь: мой банк взимает комиссию при переводах на электронные кошельки, каким считается и счёт Я.кошелька, причём есть минимальный платёж и он не зависит от суммы списания, не такой уж большой, но неприятный по сравнению с 1 рублём для привязки:)
В связи с этим, очень хотелось бы вернуть вариант (хотя бы по выбору) когда привязка карты происходит путём авторизации произвольной суммы (hold), а затем её возврата на карту, а не путём списания в кошелёк.
Можно ли это организовать и почему отказались от такого варианта, если не секрет?
Обновлено 13 сентября, 01:55
YaMoneyHelp
Сотрудник Яндекса13 сентября, 18:50
pav52,
мы не пугаем, просто делимся информацией, которая поможет сделать покупки в интернете безопаснее :)


Если привязывать карту в настройках, то операция действительно пройдет как пополнение кошелька на 1 рубль. Можно также привязать карту к кошельку при платеже. Например, при оплате мобильной связи: https://money.yandex.ru/phone?_openstat=catalogue;popular;phone после ввода номера можно выбрать откуда будет платеж — с кошелька или с карты. Выберете карту, заполните поля, проверьте галочку напротив строки "Сохранить в кошельке", если она есть, то карта будет привязана к кошельку, а операция пройдет как платеж, а не как пополнение кошелька.
Здравствуйте,
приложение на apple работает неделю после установки, а затем открывается белое окно и все. iPhone X. Могу прислать видео экрана.
YaMoneyHelp
Сотрудник Яндекса21 сентября, 14:00
kulpinv,
коллеги уже занимаются починкой - простите за неудобства. Сейчас можно свернуть приложение и развернуть заново, после этого все должно быть в порядке.