Клуб Народной карты

Доступность для грузовиков в НЯК: ближайшие планы

Всем привет!
Некоторые народные картографы могли заметить, что в Навигаторе уже некоторое время доступен режим, в котором маршрутизатор учитывает грузовой каркас в Москве. Фактически эту опцию можно считать первой экспериментальной версией грузовой маршрутизации.

Сейчас мы начинаем работать над грузовой маршрутизацией более системно. Ситуация такова, что текущих атрибутов (доступность для грузовиков в участках дорог и условиях движения) недостаточно для того, чтобы полноценно описать ограничения, так конкретный грузовой автомобиль может попадать под часть ограничений, но не под все. И даже в случаях, где текущими атрибутами описать все ограничения можно, делать это не всегда удобно. Мы сейчас проводим эксперименты с дополнительными атрибутами для грузовой маршрутизации, они называются «параметрические ограничения» и пока закрыты для просмотра и редактирования.

Одновременно в течение нескольких ближайших недель будет проведен ряд работ, которые затронут доступность для грузовиков в участках дорог и условиях движения. Сейчас, в силу того, что это значение у атрибута изначально было, но не использовалось в конечных продуктах, полнота данных по нему невелика. Во многих населенных пунктах простановка атрибута не отличается непрерывностью (даже в одном районе часть ограничений может быть размечена на карте, а другая — нет).

Что будет сделано: 
• Удалены все условия движения, выставленные только для грузовиков.
• В участках дорог грузовик будет по умолчанию включен на всех дорогах, где есть доступность для легкового автомобиля.
Изменяемые данные не будут удалены безвозвратно, бэкап на всякий случай мы сохраним.

После этого будет проводиться постепенная (начиная с Москвы и Московской области) разметка ограничений для грузовиков с использованием как атрибута «доступность для», так и параметрических ограничений.
Одновременно мы учим алгоритмы распознавать дорожные знаки, относящиеся к движению грузовиков (включая пояснительные таблички к знакам), чтобы иметь возможность получать самые свежие данные об ограничениях для грузовиков с зеркал.

Обращаем внимание, что в Правилах уже достаточно давно есть норма, по которой доступность для грузовиков для участков дорог и условий движения не редактируется. Эта норма пока остается в силе. Пожалуйста, не добавляйте и не удаляйте доступность для грузовиков, такие правки могут быть откачены.

Обо всех нововведениях, связанных с грузовой маршрутизацией, мы будем рассказывать в Клубе.

42 комментария
Lobov Sergey
Сотрудник Яндекса19 мая 2020, 15:59
Сразу ответим на вопрос – можно ли поучаствовать в работах по грузовой маршрутизации прямо сейчас?
Прямо сейчас, к сожалению, нельзя. Пока большая часть работ носит экспериментальный характер. Это и новые атрибуты, и новые предположения по снимкам с зеркал. Тем не менее, со временем, по мере разметки ограничений, ситуация должна измениться. 
Lobov Sergey,
Прямо сейчас поучаствовать можно путем съемки дорог со знаками на "зеркала".
Lobov Sergey
Сотрудник Яндекса20 мая 2020, 13:24
nogo1986,
это так:)
Удалённый пользователь
19 мая 2020, 16:32
А  маршрутизация для транспорта специального назначения (с мигалками) будет? 
В чем особенность такой навигации?
Удалённый пользователь
19 мая 2020, 17:34
Alexxegorov,
Не прокладывает маршрут ни карта, ни навигатор под шлагбаумы, на закрытые для проезда территории больниц, школ и прочих организаций.
Lobov Sergey
Сотрудник Яндекса20 мая 2020, 13:29
пока в планах нет. Водители грузовиков - более массовая аудитория, плюс актуальность грузовой маршрутизации увеличивается еще и введением в последние годы различных массовых ограничений (например на въезд в центральные части городов).
dspos Дмитрий
20 мая 2020, 13:35
Alexxegorov,
Езда по встречке) я вот не знаю как это можно на маршрутизацию переложить.
А что касается шлагбаумов, то они совершенно разные бывают.
Это может быть закрая территррия ТЭЦ, через которую никакую мигалку сквозняком не пропустят.
Это может быть СНТ со шлагбаумом на пульте. И не факт, что кто-то быстро его откроет.
Поэтому делать маршрутизацию для мигалок очень сложно.
Обновлено 20 мая 2020, 13:37
Удалённый пользователь
20 мая 2020, 16:39
Lobov Sergey,
Да, большие города - большие проблемы. Опять же пробки эдак на километр - другой. А молодухе вздумалось в первый раз рожать, или же у кого-то приступ сердечный. Как кратчайший маршрут проложить? Или вот в провинциальном городке нет нужного врача в районной больнице, да к тому же водитель скорой помощи молодой, как в соседний район срочно больного доставить? А ещё пожарная команда одна, и полиция к тому ж.
Удалённый пользователь
20 мая 2020, 16:45
✐dspos Дмитрий,
У нас был случай, автоматический шлагбаум у больницы снёс таксист, который бабулю вёз к доктору. Главврач верещал долго, но таксист был прав, и шлагбаум мы своими силами восстанавливали, за счёт больницы!
для начала нужно узнать, как они сейчас прокладывают маршруты. Как-то справляются ведь :)
Удалённый пользователь
21 мая 2020, 14:14
Alexxegorov,
Покатался на скорой за штурмана - жесть! Навигатор раз по пять перестраивает маршрут, норовит с чёрного хода, в объезд, а ведь большая часть шлагбаумов чисто номинально стоят, для галочки. Опять же "кирпич" на дороге это всего лишь условное ограничение. Однако аварийку газовой службы навигатор ведёт через Пензу на Житомир. И вроде всё это сложно выглядит, а на деле создал машину с мигалкой, алгоритм постройки маршрута написал, и все проблемы решены.
Да, для больших городов ЯН не единственное средство навигации, а вот в большей части провинциальных городков альтернативы нет, и в обозримом будущем не предвидится. OSM ласты завернул, 2ГИС коньки откинул, а Гугл дуба дал.
Lobov Sergey
Сотрудник Яндекса21 мая 2020, 14:54
я бы не согласился с номинальностью большей части шлагбаумов, хотя, конечно, допускаю, что ситуация в крупных городах и в небольших тут может заметно отличаться.
Удалённый пользователь
21 мая 2020, 16:00
Lobov Sergey,
Давайте на по взрослому поговорим. За пределами 256 городов работу народных картографов проверяли кое-как. Опять же сотрудники в вашей фирме не поголовно автолюбители, на ПДД ссылаются, а правил-то ни разу не читали, в суть не вникали. Картографы от народа так же не все с автотранспортом дружат, и не каждый понимает то, что видит. Шлагбаум шлагбауму рознь. Есть с пультом, а есть с видеокамерой и базой номеров.
Суть вопроса не в этом. Суть в том, что в стране нашей полный бардак. Во время эпидемии грузовой маршрутизацией занялись, хотя куда взгляд не обрати, куда не взгляни пугают каким-то ковидом. Уж не знаю, что это за зверь такой, однако из 5 районов к на в больницу везут болезных на МРТ. И не всегда за рулём видавший жизнь водитель. И рожать из 5 районов везут, и сердечных так же, и сосудистых. Пожалейте их! Помогите им!
Lobov Sergey
Сотрудник Яндекса22 мая 2020, 12:34
если вы хотите "разговора по взрослому", то, пожалуйста, ведите и сами разговор в таком формате. 
В вашем комментарии достаточно много обвинений в сторону народных модераторов и сотрудников, приведенных без какой-либо аргументации. Потому рассматривать такой комментарий "по-взрослому" сложно при всем желании.
Но даже если отбросить эмоции - буду рад, если вы поясните чуть более подробно ваше предложение про маршрутизацию для спецтранспорта. Какие ограничения должны игнорироваться такими маршрутами? Тут же в комментариях уже пишут (да и вы сами подтверждаете), что и шлагбаумы шлагбаумам рознь, и мигалка, кажется, не во всех случаях является однозначным "пропуском".
Удалённый пользователь
22 мая 2020, 15:18
Lobov Sergey,
Какие к лешему обвинения?! Разве можно обвинить сотрудника в том что делается впервые?! Разве можно обвинять кого-либо в отсутствии жизненного опыта?!  А народным модераторам вообще сочувствую, их не хватает на территорию РФ и соседствующего мира. Но это так, к слову.

В ПДД, если мне память не изменяет, есть определение спец. транспорта, и на автомобили этой категории не распространяются запреты запреты на манёвр, на въезд в жилые зоны, и на территории учебных и лечебных учреждений. В комментарии говорилось о территориях ТЭЦ и СНТ, так ТЭЦ в населённых пунктах находятся не на проездных дорогах, а СНТ вообще за чертой города. Да, пожары случаются в промзонах, рабочий люд травмы на производстве иногда получает, но на предприятиях охрана заранее открывает ворота, если случается ЧП. А на дачных участках шлагбаумы не предусмотрены ПДД, это произвол и анархия. Где-то в спальных районах шлагбаумы есть, но и они не являются препятствием для проезда, и они вне закона.
С вводом этих этого слоя про раскраску дорог не забудьте)
Снимки будут разбираться только новые или запустите и старые снимки в обработку?
Lobov Sergey
Сотрудник Яндекса20 мая 2020, 13:29
WildShadow,
старые тоже запустим, как минимум на какой-то период времени "вглубь".
Тёма Вязин
19 мая 2020, 17:11
Значит и в Навигаторе должны появится разные параметры, вес, высота грузовой машины, прицеп. Или это пока не предусматривается вообще никак. Да обязательно надо обучать распознавать знаки грузовые. Блин вот это интересно, с нетерпением жду результатов.
Тёма Вязин,
Если высота ограничена менее  4,5 м, то грузовики лучше сразу запретить
Lobov Sergey
Сотрудник Яндекса20 мая 2020, 13:32
Тёма Вязин,
все так, должны появиться такие параметры. Граф для построения маршрута для (условно) газели и десятитонника - могут отличаться достаточно сильно.
qr2100 (AS VLG)
19 мая 2020, 17:18
Параметры - это правильно. Грузовики слишком разные.


После грузовиков вроде навигация больше не для кого не нужна будет? Пешеходы, велосипедисты, такси, легковые, грузовые, ОТ вроде всё есть, что можно?
Ivo Schenkenberg
19 мая 2020, 18:08
qr2100 (AS VLG),
Инвалиды на креслах-колясках
qr2100 (AS VLG),
 Тонаж, ось. Высоту определить стандартную, менее 4,5 м грузовик идет лесом по навигатору
Lobov Sergey
Сотрудник Яндекса20 мая 2020, 13:37
Юрий,
грузовики - это не только фуры-двадцатитонники. Газели и бычки, например, намного ниже по высоте.
Lobov Sergey,
А разве газели даже грузовые не попадают в категорию до 3.5 тонн. Я конечно могу ошибаться, но думал они потому в основном по городу и катают , что им можно под знаки, как легковым. 
Lobov Sergey
Сотрудник Яндекса22 мая 2020, 12:45
maxag2,
в категорию до 3.5т - попадают. Но ограничения бывают не только относительно цифры 3.5т. Например, в Москве есть ограничения на проезд по центру города, под них попадают в том числе и Газели.
Lobov Sergey,
Не поймите меня неправильно, я за любые тонкие настройки. В целом маршрут даже для условного джипа должен отличаться от маршрута для условного ламборджини. Я за максимально гибкую систему настроек навигатора и за максимально возможное кол-во дорожных знаков, разметок и т.п. переносимое в карту для уточнения этого навигатора. 
Обновлено 22 мая 2020, 13:32
qr2100 (AS VLG)
19 мая 2020, 17:21
Вообще есть такое пожелание на будущее. Доработать пешеходную навигацию. Там не хватает возможности построить "безопасный маршрут". Т.е. без углубления в промзоны, поля, дворы, овраги, частный сектор, если такой маршрут возможен.
qr2100 (AS VLG),
Добавить параметр освещение
MaXiMyS
Модератор блога19 мая 2020, 20:32
Активно тестирую непосредственно в Навигаторе эту настройку. Пока да, криво, но работает. Удивляет, что внутрь ТТК ведет, хотя там грузовым и подавно запрещено)
MaXiMyS,
со спецпропуском можно
Слышал, что в Беларуси одни и те же  дороги для легковых машин бесплатные, а для грузовиков платные.
dspos Дмитрий
20 мая 2020, 15:22
У меня вопрос по существующим инструментам редактирования транспортной доступности.
Может я невнимательно читал правила, но вопрос следующий.
Закрыть доступ для грузовиков можно двумя способами
1. Снять доступность у дороги
2. Установить запреты на манёвры на пересечениях
В какой-то части они дублируют друг друга, но и маршрутизация будет корректной при любом из них.
Однако, при изменении схемы движения на какой-то территории при анализе  грузовой доступности манёвры можно будет не увидеть. И это может привести к тому, что маршрутизация может пострадать. 
Надеюсь, что предстоящие нововведения акуализируют правила в этой части.

Обновлено 20 мая 2020, 15:23
ух ты, наконец-то :) 
Комментарий удалён
Тёма Вязин
23 мая 2020, 23:40
Руслан,
Знак движение грузовых автомобилей запрещено 3.4 имеет кучу исключений, так же как и знак 3.2 движение запрещено. В том числе машинам которые обслуживают предприятие, находящееся в зоне обозначенной таким знаком, въезжать туда можно.
В гипотезах о скоростях иногда попадаются знаки ограничений для грузового транспорта: максимальная высота, тоннаж, нагрузка на ось и прочее. Очевидно, это могли бы быть потенциальные гипотезы для грузового транспорта, но увы, попали в другую категорию. Стоит ли о таких случаях сообщать сотрудникам Яндекса, чтобы они могли эти знаки отразить в условиях для грузового транспорта?
Alexxegorov,
Пока ещё рано, наверное. Это когда вносить начнут, то о таком надо будет точно сообщать.
maxag2,
для того и спрашиваю, чтобы не гадать, рано или не рано.
Алексей Зуев
26 мая 2020, 13:42
Распознавание ограничений для грузового транспорта легко не дастся. Есть такие шедевры дизайна: панорама.
Понятно, после запуска маршрутизации нужно будет просматривать все панорамы и заново снимать доступность для грузовиков.
Добрый день. Зачем на карте обозначайте высоту более 4м? 
По требованиям правил перевозки грузы высотой более 4м должны согласовываться с ГИБДД и соотвественно маршрут где повезут. Просто если вы добавляйте это на карте, вы помогайте тока тем кто перевозит такие грузы неофициально, тем самым эти люди создают риски для других людей, строений и т.д. что приводит к печальным последствиям. 
Обновлено 3 декабря 2020, 15:19