Клуб Народной карты

Газоны, лесные массивы, парковые зоны. Как мы привыкли рисовать и как же надо на самом деле.

В продолжение поста «Газоны: быть или не быть?», и множества других более старых постов на тему растительности.

В современной редакции Правил довольно туманно расписано как именно должна (и должна ли) отрисовываться растительность. Отчасти на отрисовку влияют привычки и предрассудки, унаследованные от предыдущих версий Правил.  По этой причине у каждого пользователя и модератора своё представление о том как должен выглядеть газон или парк. В результате получаем то что получаем: модерация одних и тех же типов объектов на разных территориях осуществляется по-разному, исходя из субъективного взгляда модератора.

По некоторым причинам я рисовал карты на территории Москвы и области, в разных районах этих регионов. Рисую только там, где я бываю сам лично, и лично могу перепроверить местность. Сталкиваюсь подчас с противоречивыми требованиями территориальных модераторов.

Люблю отрисовывать растительность. Я искренне полагаю что она оживляет «мёртвые» и «пустынные» карты, и если правильно подобрать палитру цветов — то практически не мешает ориентированию на карте. А в некоторых случаях без неё никуда: подчас без аккуратной отрисовки лесных массивов и газонов с первого взгляда не видно внутреннюю структуру (устройство) парка или двора. Но об этом — чуть ниже.

Знаю что многие недолюбливают растительность на картах, особенно газоны. Надеюсь, вы меня простите.

1. Деревья и газоны в черте города

Итак, что сейчас предписывают Правила?

п. 3.9.1.6:

  • «Границы лесных массивов, расположенных вдоль таких [двухреберных] дорог, должны быть нарисованы исходя из реальных границ растительности (а не крон) и не должны иметь пересечений с дорогой»

п. 3.9.2.1:

  • для лесного массива «контур проводится по физической границе территории, занятой деревьями/кустарниками»;
  • про газон видим что «контур объекта рисуется по физической границе участка с травяным покровом»;

И всё. Более ничего.

Только в одном месте (п. 3.9.1.6) указано что рисуем не по кронам. В остальном современные правила загадочно молчат как же правильно рисовать.

Очень часто на практике можно встретить вот такое явление:

Отрисовка лесного массива расплывчатыми «козюльками»

Я и сам так кое-где рисую, иначе не поймут.

По факту лесной массив отрисовывают по границам крон, а не по границам тех участков земли на которых произрастают деревья.

Фактически отрисовка ведётся по следующему правилу: деревья должны быть «пушистыми», они не могут расти ровными линиями:

Пунктир — граница газона, на котором растут деревья.

Ну хорошо, хорошо. Приврал. Последний вариант периодически всё же встречается. Но не приведи господи нарисовать лесной массив в форме прямоугольника. Сразу расстрел без суда и следствия:

У деревьев не бывает углов.

В качестве обоснования запрета углов модераторы приводили разные доводы — от отсутствия углов у деревьев вплоть до отсылки к п. 9.1.1 старых Правил («контуры рисуются так, чтобы при просмотре карты в масштабе 19 не было заметно углов на плавных изгибах контуров»), хотя он вообще не о деревьях, а об аккуратной отрисовке изначально криволинейных объектов.

Один очень терпеливый модератор из Серпухова тщательно подправляет за мной все угловатости растительности. Чтобы не дай бог. Я его, наверное, уже достал со своими деревьями. Александр, простите меня великодушно, я Вам очень признателен за всё, но я не остановлюсь.

Итак, к чему же приводит следование таким традициям?

Рассмотрим простой дворик, с внутриквартальными проездами, и небольшой площадью посреди дворика. Заросший деревьями, разумеется (картинка слева). Как отрисуют его на картах? Примерно так (см. картинки справа), либо без деревьев, либо с деревьями:

Во что превращается дворик на картах

Не находите, что оба варианта несколько неточно передают планировку двора?

Да, конечно же этого достаточно для того чтобы проложить маршрут. Чтобы найти нужный дом и нужный подъезд. Но оба правых варианта в любом случае недостаточно информативны.

Почему бы в Правилах явно не разрешить отрисовывать лесной массив по границам тех участков, которые они занимают? По границам бордюров. Т.е. если у нас есть газон прямоугольной формы (со скруглениями углов или без оных), большая часть которого заросла деревьями и кустарником — то рисуем прямоугольник. Если бордюрный камень выложен с углами — то рисуем прямоугольник с углами. Если уголок этого газона 2×3 метра не прикрыт ветвями деревьев — то всё равно рисуем ровный прямоугольник. В следующем году ветка подрастёт и прикроет.

Такая отрисовка наглядно продемонстрирует планировку двора.

Пока же сейчас имеют место половинчатые решения: отрисовываем «пушистые деревья» по границе крон, и углы по линии бордюров «подтыкаем» газонами. Иногда эти газоны откатываются модераторами как некартируемые, и остаётся лишь то что мы видим на картинках выше.

Приведу реальный пример на ваш суд.

Есть в г. Москве такой микрорайон — «Олимпийская деревня — 80», на западе города. Там проживали спортсмены, приехавшие на Олимпиаду 1980-го года. Я там родился и вырос, с этим местом у меня связана масса тёплых воспоминаний. Вот как выглядел мой район на Яндекс.Картах примерно год назад:

«Олимпийская деревня — 80» примерно в начале 2017 года

Глядя на это, очень хотелось его отрисовать не тяп-ляп.

Данный микрорайон интересен много чем, в том числе и своим ландшафтным дизайном. Разбросанные там-сям гранитные валуны, своеобразная планировка в парке Олимпийской деревни («на прудах» к северо-востоку), и конечно же дворы, выполненные не абы как, а в виде пересечения различных геометрических фигур:

Чья-то фотография из окон 17-го дома.

Было бы обидно не передать это всё на картах.

Пообщавшись с местным модератором и некоторыми сотрудниками Яндекса и выпросив разрешение на ровные геометрические формы, я отрисовал вот что-то такое:

Современная карта «Олимпийской деревни — 80»

Да, очень много зелёного. Непривычно. Даже глаз режет. Но и район, как любой немолодой район, весь зарос деревьями.

Должен сказать что двум модераторам результат понравился. Спасибо им, без их поддержки я бы в итоге ничего не нарисовал, и не было бы этого поста.

Несколько портит картину одинаковый цвет деревьев и газонов. Яндекс, надо что-то делать с палитрой. Всё сливается.

Как видим, из-за соблюдения строгих геометрических форм мир не треснул и не перевернулся. Может быть, явно разрешить подобное на уровне Правил?

2. Парковые зоны

Есть в Москве интересные парки, где можно отдохнуть от мирской суеты. Вот только отрисовка этих мест оставляет желать лучшего — а всё из-за Правил и палитры.

Парк Победы. Сотрудник (ца) yndx-totoschka проделала отменную работу, аккуратно обрисовав все лесные массивы и газоны:

ТрудЪ!

однако по причине того что всё это попадает в границы объекта растительности «парк, сквер» — труд бездарно пропал:

Если кто не знает — в Парке Победы есть огромные, широкие пространства, которые никак не могут быть «зелёнкой». Например, вот:

Так что карта, как минимум, не отражает реальность.

Другой пример — Парк Горького. Вообще ничего кроме дорожек не отрисовано, и так сойдёт:

И неважно какой ширины дорожка — 3 метра или 30. На карте не разобрать:

Картинка с местности:

Как видим, карта мало помогает ориентированию. А всё «благодаря» объекту «парк, сквер».

Я понимаю что эта проблема поднималась уже не раз, и ей уже не один год. Но раз со стороны Яндекса никаких положительных подвижек нет — то, может быть, команда Яндекса разрешит простым пользователям отрисовывать парковую зону, имеющую собственное название, как именованную территорию? Если вчитаться в п. 3.2.2.3.6. Правил, то сложно найти какие-то препятствия или противоречия для того, чтобы обозначать парковую зону «именованной территорией».

Например, вот как это сделано в Лужниках:

Именованная территория «Лужники», на которой самостоятельно существуют объекты типа «парк, сквер» и «газон»

На карте всё выглядит просто прекрасно:

Всё видно: площади, маленькие дорожки, большие проезды

Опять же, выпросив разрешение и заручившись поддержкой модератора, нарисовал «парк Школьников» рядом с домом:

Парк Школьников

Жаль, не сохранилось картинки как это выглядело до моего вмешательства. Но это был большой зелёный кусок «парк, сквер» и кое-как набросанные пешеходные дорожки.

Сейчас этот объект состоит из множества контуров типа «парк, сквер». Да, наверное это неправильно и в чём-то противоречит Правилам — но это пока что единственный способ благообразить парк. Сейчас сразу же, с первого взгляда на карту, видна главная аллея, идущая вдоль здания школы 1329. Видна площадка перед беседкой (жаль, беседку нарисовать нельзя). Видны территории детских и спортивных площадок. Мне кажется что это выглядит куда лучше, чем простой бесформенный кусок зелени.

Если то что я сделал приемлемо для Яндекс.Карт — то готов отрисовывать аналогично и в других локациях своего периодического присутствия. Однако сейчас от этого останавливает отрицательная реакция местных модераторов. Поэтому и нужна какая-то понятная реакция сообщества, чтобы знать что да — так можно.

Если неприемлемо — то буду признателен если удалите всё лишнее, там на небольшой площади нарисовано. Значит, неудачно порисовал.

Буду признателен за критику и конструктивные идеи.

Команде Яндекс.Карт буду признателен за официальные ответы о разрешённых приёмах отрисовки зелени в городах, и по поводу именованных зон в парковых зонах.

35 комментариев
tl;dr
- разделите цвета газонов и лесов на ЯК
- сформулируйте конкретные правила правила по рисованию растительности
- сделайте парки прозрачными 


Я конечно же все поддерживаю, и не первый год жду этих изменений. Юридические границы (парки, кладбища, заповедники) не должны быть тем же объектом, что и природные границы (газоны, леса).
Обновлено 16 ноября 2017, 13:51
Могу лишь сказать, что я не поддерживаю рисование по кронам в черте городской застройки, и, чаще всего, вписываю леса между дорогами/детской площадкой/домами или же, если это газон, веду по их существующей границе на местности.
Добрый День. С удовольствием читал Ваши  пожелания сделать карту лучше и подробнее. Но хочу огорчить Вас, для руководства НЯКа это вопрос не актуален и не является насущным. Так что продолжайте  и дальше творить для души. Полностью Вас поддерживаю. Благо, у нас есть  "yndx-totoschka" - умничка и картограф.  
Удалённый пользователь
16 ноября 2017, 15:16
lipsigal,
Вроде-ж с пол-года назад кто-то писал что yndx-totoschka ушла с проекта.
Поддерживаю автора. Я так же газоны в Олимпийской деревне в адлере отрисовал. С ними получилось визуально лучше. https://n.maps.yandex.ru/#!/feeds/users/52126318?z=18&ll=39.942598%2C43.407029&l=nk%23map
Удалённый пользователь
16 ноября 2017, 14:51
Если это чем-то могло бы помочь, то выскажусь в поддержку поста.
тов. Вальтер
16 ноября 2017, 15:16
Фактически отрисовка ведётся по следующему правилу: деревья должны быть «пушистыми», они не могут расти ровными линиями:
могут, в старые времена зеленхоз вокруг моего города все сопки засадил ровными линиями (такие голые сопки приамурских степей). они правда прямые, кроны развиваются очень симметрично. 
Павел Фёдоров
16 ноября 2017, 15:16
Тоже люблю рисовать растительность и считаю, что она оживляет пространство. Аналогично не люблю правило по отрисовке парков сплошной зелёной заливкой. Вот в посте есть прекрасные фотки карты где разрешили не рисовать сплошной зелёнкой - Лужники и Парк Школьников. Ну ведь красиво же? Да. И понятнее, и нагляднее. Но правила говорят что так нельзя рисовать, отсюда и такая реакция местных модераторов. Они то следят за соблюдением правил. Даже если им, как и мне, они не нравятся.
Автору поста большое спасибо за мысли и опыт. Прочитал с удовольствием.
Двумя руками за.
Автора поста приглашаю порисовать вот СЮДА. Каждая Ваша правка будет принята и вместе с Вами я буду её отстаивать перед сотрудниками.

А теперь о идеи: Естественно я всеми руками за. Я не раз уже высказывался по поводу красоты отрисовки. Есть энтузиасты, которую делают карту точной, а есть которые делают еще и красивой. 


В защиту Яндекса, хотелось бы сказать еще то, что они позволяют иногда делать такие отступления от правил и есть инструменты для рисования красивой карты.



MaXiMyS,
Спасибо за приглашение, но, признаюсь, не готов рисовать там где не могу побывать сам и посмотреть своими глазами.
Иначе отсебятина гарантирована.
В процессе отрисовки "парка Школьников" пришлось сделать более 350 фоток, т.к. по памяти очень сложно восстановить все детали. В процессе отрисовки Олимпийской деревни - около 120 фотографий, хотя я, казалось бы, знаю все закоулки назубок.
Кстати, в процессе фотографирования  и отрисовки обнаружил некоторые нелогичности в планировке, которые иначе как отсебятиной строителей не назовёшь. Вот так живёшь всю жизнь и не замечаешь таких нюансов, которые всегда были под боком.

Все по делу.
- древесно-кустарниковую растительность отображать темно-зеленым, газоны отображать светло-зеленым, тогда их можно будет совмещать
- парки и кладбища - это земельные участки, на крупных масштабах - отображать легким фоном, как территории и подписью, на мелких масштабах когда отдельные полигоны древесной растительности и газонов перестают различаться - отображать сплошным зеленым
- заповедники - это территориальные единицы с особым статусом - отображать зеленым контуром ибо там вообще пустыня может быть
Жаль что никто из сотрудников Яндекса так ничего и не ответил :(
T.A.G.82,
Будет еще больше жаль когда мы получим ответ, который уже слышали много раз :(
sc1a,
Я даже не прошу Яндекс всё бросить и что-то переделывать под наши хотелки, дописывать Правила.

Для начала было бы достаточно просто признаться: да, ребят, мы пока ничего не сделали, и сроки неизвестны. Но до тех пор пока не реализуем всё в лучшем виде - даём добро на растительность по границам бордюра и на именованные территории.
Fleget
Сотрудник Яндекса17 ноября 2017, 10:44
T.A.G.82,
мы все внимательно прочитали, даже еще до публикации. Судя по тому, что вопрос сейчас один из самых обсуждаемых в Клубе мы решили его еще раз обсудить с коллегами. Возможно стоит внести некоторые изменения в правила. 

Еще раз спасибо за хороший пост с детально описанными замечаниями. 
Fleget,
Спасибо! Искренне надеюсь на положительное решение.
Как сказал бы покойный В.С.Черномырдин: "Конечно ЗА. А то как-то вообще никак. Никто и ничего."
Полностью согласен, однозначно «за». Рисую точно также.
Думаю, не ошибусь, если скажу, что Яндекс в первую очередь интересует функциональность его сервисов. Поэтому он в первую очередь напирает на объединение данных НЯК и Справочника и повышение качества маршрутизации. А зелёнка - это всего лишь декор и эстетика, не более. Как-то существует, и то хорошо. С одной стороны обидно, с другой можно понять. Большинству пользователей нужно: 1 - найти нечто на карте или в справочнике, и 2 - найти туда дорогу. Всё. Как мы там все эти газончики обводим, на самом деле, мало кто оценит.
☭Okclick,
Слабоватенько напирает на интеграцию. Я третью неделю со справочником бьюсь. А в НЯК вообще исчезли те объекты которые я на Справочнике в порядок привел.
Растительный плюсик!
Отличная работа. Поддерживаю.
Полностью согласен. Но в новых районах деревья ещё не выросли большими, а в старых районах таких "узоров" из газонов я ещё не видел.
И да, раскраски нужно разными сделать. Об этом уже несколько лет просят.
За разные раскраски!


Автор молодец!
Обновлено 17 ноября 2017, 14:01
Приветствую!
Очень хочется вынести заповедники и кладбища из растительности и отправить их в территории. Ведь даже в их названии содержится намёк ,на то что они такое: "территория кладбища" и "ООПТ (особо охраняемая природная территория)".
Divina,
поддерживаю
Пост очень серьезный! Подход профессиональный) Респект
Полностью поддерживаю T.A.G.82.
Сам часто рисую газоны, с ними карта выглядит полноценной.
Fleget
Сотрудник Яндекса20 ноября 2017, 12:26
Сегодня прошло первое обсуждение по поводу вашего предложения. Кажется одним днем и быстрым решением мы не ограничимся, но вопрос без внимания не останется. 
Еще раз спасибо. 
Fleget,


Спасибо!
Один день или один месяц - не суть важно. Главное чтобы вопрос не был предан забвению.
Васюхин Алексей
22 ноября 2017, 09:49
Не добивается тот, кто ничего не делает. Поддержу пост, вместе у нас всё получится
Большой привет автору поста!
Некоторое время меня видимо не было в клубе, поэтому "опоздал" к публикации. :-)
Очень ждал этот пост от Вас и он таки появился. Ура! Большое спасибо за это.
Я тоже очень надеюсь, что растительность и парки разрешат рисовать красиво.
Поддерживаю высказанные тут идеи.
dikiy,


Привет идейному вдохновителю :)
Простите что так долго, всё никак не мог собраться с мыслями и запилить пост. А тут вдруг появилась публикация про газоны - ну и понеслась... :)