Клуб Народной карты

Как работает Народная карта. Команда дизайна.

Misha Fleget
23 августа, 19:17

Предисловие.

С незапамятных времен человечество рисовало карты, и по мнению многих ученых, картография зародилась еще задолго до появления письменности. Об этом свидетельствует, например то, что у множества народов, не имеющих своей письменности, (открытых учеными сравнительно недавно) имелись весьма развитые навыки картографии. А самые старые карты, найденные на стенах пещер, были датированы 12-16 тысяч лет до, н. э. Только представьте, как давно это было. 

Видимо уже тогда стали появляться первые дизайнеры карт, отображая одну и ту же сущность по-разному.  Кто-то рисовал палочкой на песке, кто-то камнем скреб стены пещер, а кто-то просто вплетал в сети ракушки, что бы отметить ими острова в океане. Фантазировали кто как мог :) Уже тогда у любой карты была всего одна задача —  рассказать как можно больше в максимально доступной форме. И просто и сложно одновременно.

Сейчас, конечно, дизайн карт — это разговор немного про другое. Об этом «другом» и поговорим в сегодняшнем посте. Для начала поговорим о том, чем занимаются дизайнеры Народной карты и Яндекс.Карт. Сделать это будет не просто, но мы постараемся описать всю сложную структуру.

Во главе всего стоят геосервисы Яндекса — Яндекс.Карты, Яндекс.Навигатор, Народная Карта, Мобильные карты и возможно что-то еще. Каждый сервис рассчитан на определенную группу пользователей, а значит должен решать разные задачи. 

Вот, наши дизайнеры разделили каждый отдельный проект. Представили, как он должен выглядеть и чем отличаться от других. Теперь пришло время выяснить сколько слоев с раскрасками будет у каждого сервиса. У Яндекс.Карт их три: «Схема», «Спутник» и «Гибрид». У Навигатора точно так же — три слоя, плюс два режима — «Дневной» и «Ночной». Наша с вами горячо любимая Народная карта в этом плане самая минималистичная — всего два слоя раскраски в виде Спутника и Схемы. Наверное, это и хорошо:)

Ну что же. Мы разобрались со всеми слоями. Поняли, что их не так уж и много  — все умещаются на пальцах обеих рук и ног. Теперь пора делить все на масштабы :) Да, да, на масштабы, каждого слоя и каждого проекта.  Тут у нас пальцы закончились, поэтому предлагаем вам посчитать их число самостоятельно. Благо все лежит в открытом доступе. 

Разобрались со слоями, посчитали количество всех слоев в масштабах, масштабы в проектах, проекты в слоях. Теперь осталось ко всему этому нарисовать иконки, настроить толщину и ширину объектов и всего ничего — все это раскрасить. В этот момент мы представляем художника ХVII века, который сидит с кистью в руках и с круглыми глазами, от осознания того, что ему предстоит совершить. Представляете, как сильно радуются наши коллеги, когда узнают, что раскрашивать все это нужно только один раз и не вручную? Слава прогрессу! Не иначе.

Карта, которую еще предстоит раскрасить

На самом деле, шутить можно сколько угодно, но работа проделывается титаническая. Только в раскраске Яндекс.Карт в режиме «Схемы» используется более 200 цветов. При этом, даже малейшее изменение одного цвета влечет за собой проработку, и возможное изменение других цветов. А ведь часто бывает так, что появляются новые объекты на картах, которые требуют свои собственные иконки и цвета. 

Только для карт Яндекса было нарисовано более 130 иконок. Не много, кажется, на первый взгляд. Вот только на одну иконку попавшую на карты, приходится от 5 до 30 иконок-экспериментов, которые так и останутся всего лишь экспериментами и их никогда не увидят пользователи.

За всем этим идут подписи, которые нужно тонко настроить так, что бы они не перекрывали друг друга. А если на небольшой площади сосредотачивается большая группа подписей, нужно настроить их приоритет показа. Тут все делается вручную без помощи робота. «Hand made» в чистом виде. 

А для того, чтобы настроить правильное расположение объектов на разных масштабах проводятся реальные исследования и тесты. Например, было приглашено две группы пользователей карт. Одни участники описывали свои маршруты, тем языком, которым они объясняли бы не знающим людям маршрут от точки А в точку Б. Например: «Пройдите сто метров прямо, потом поверните возле шлагбаума налево».  А другие участники пытались пройти маршрут по карте полагаясь на объяснения первой группы.
Этот эксперимент наглядно показал, чем руководствуются пользователи наших сервисов во время передвижения пешком по городу. И как следствие, некоторые объекты были перенесены на новые масштабы, а некоторые подтвердили свое исходное место. Еще был дополнительно добавлен самый подробный масштаб, на котором показали все необходимые для удобного ориентирования на местности объекты.

Теперь вы знаете о команде дизайнеров немного больше.  Делитесь своими впечатлениями в комментариях, а также не забывайте задавать интересующие вас вопросы. 

Команда Народной карты

16 комментариев
Это всё, конечно, хорошо, но где очередные обновления карт?)
Yet another Forrest
23 августа, 19:41
К слову о исследованиях и тестах: Прототипирование Яндекс.Навигатора
В этом видео вам расскажут о том, как команда Яндекс.Навигатора решала проблему тестирования UX и различных продуктовых гипотез. Например, вы узнаете, как готовились прототипы для проверки голосового и визуального ведения по маршруту с помощью изоленты, палки, лего, глимпси, спецприложения и прочих подручных средств.
Мне очень понравилось :)
Можно хотя бы одним глазком взглянуть на иконки-эксперименты?))))
Misha Fleget
Сотрудник Яндекса23 августа, 20:45
kary4rus,
хм.. поищем
Чуть приподняли кулисы :)
NetFarmer,
Яндекс-театр)
Олег Павлович Чечулин
24 августа, 06:02
Теперь вы знаете о команде дизайнеров немного больше. Теперь вы знаете о команде дизайнеров немного больше.



Как раз о самой команде как не знали ничего, так и не узнали ничего :)
Misha Fleget
Сотрудник Яндекса24 августа, 10:25
Олег Павлович Чечулин,
а вам историю в лицах подавай? :)
Интересно мое предложение взяли в оборот? Дизайн газона в парке в ЯК 
Давно прошу помимо иконки слоника сделать иконку дельфинчика. Слоник на дельфинарии выглядит не оч (сколько ещё москвариумов нужно построить в Москве, чтобы сотрудники Яндекса поверили в их существование?).


Также у меня есть предложение про иконки памятников. Сейчас это просто какая-то могильная стела. Было бы круто выбирать иконку памятника из подходящих типовых:
- человек,
- групповой памятник (два или три человека),
- всадник (это будет как Медный всадник, так и Похищение Европы, которых в Москве две штуки),
- кораблик (Аврора в Питере, подводная лодка в Москве в Северном Тушине, в Калининграде, во Владивостоке штуки три),
- танчик (несть числа им в РФ),
- паровозик,
- просто стела.


Вообще, в дорогих сердцу местах можно делать и уникальные иконки достопримечательностей, как это не ленятся делать на картах Apple. Резко повышается узнаваемость, зрители становятся счастливее.
А почему в Британии большинство дорог, особенно более низких классов, отличается от остального мира?
Misha Fleget
Сотрудник Яндекса25 августа, 10:50
Te*mik,
дело в том, что в Британии принята своя раскраска дорог. Британцы к ней очень привыкли и не хотят видеть никакую другую. Вот, мы решили не выделяться и поддержать жителей "туманного".
Yet another Forrest
25 августа, 11:13
Misha Fleget,
то есть такая раскраска, как в Великобритании - это не признак левостороннего движения?
Обновлено 25 августа, 11:13
Misha Fleget
Сотрудник Яндекса25 августа, 11:47
Yet another Forrest,
нет. Япония, ЮАР, Австралия выкрашены, как и другие страны :)

Пропустил этот пост.
Хотелось бы выразить дизайнерам Яндекс.Карты благодарность. Уже очень давно визуально эти карты мне нравятся гораздо больше чем любые другие. Спасибо. Молодцы. :-)