Клуб Народной карты

Системы городских электропоездов

Алексей Трефилов
14 июня, 12:10

Всем привет! Вчера я заметил одну интересную особенность на ЯКе — на картах полностью отсутствуют системы городских электричек. То есть, существуют пригородные электропоезда, платформы и вокзалы. А вот увидеть на картах схему городских элетричек и построить, с их помощью, маршрут не получится, при всём желании. Они никак не отображаются.

Для примера возьмём немецкий S-Bahn. Это целая огромная сеть городских элетричек, тесно интегрированная с метро.

Берлинская сеть городских электричек S-Bahn и метро U-Bahn

В России пока обратили внимание только на МЦК и обозначается она как 14-я линия метро. Хотя, по сути, является совмещённой кольцевой линией московской городской электрички. Она интегрирована с метрополитеном, имеет свою систему оплаты, пути подхода к станциям метро, пересадочные узлы и многое другое.

Интеграция МЦК и Московское метро без учёта городской элетрички

Такие системы есть во многих российских городах (Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург и т.д.) и зарубежных (например, Киевская городская электричка).

Нижегородская городская электричка интегрированная с метро на Московском вокзале. Линии отмечены для примера, в соответствии с указанием их цвета на официальном сайте и сделаны полосатыми, как у МЦК. Однако, на карте её не существует.

Вчера общался по этому поводу с модератором НЯК  и мы пришли к выводу, что такие системы городского ОТ должны на карте как-то обозначаться и включаться в общую маршрутную сеть. Таким образом можно будет очень упростить повседневную жизнь жителям крупных городов, которые не знают о существовании городских электричек и повысить их популярность. 

Городская электричка создавалась как альтернатива метро. Например, в Нижнем Новгороде она проходит через те районы, в которых строительство метро вообще не планируется, а горожанам нужно как-то доехать до работы или ближайшей станции метрополитена. Так на городской электричке можно доехать до Московского вокзала и с него пересесть на станцию метро Московскую, также как и с метро пересесть на электричку и доехать до станции проспект Гагарина или Починки.

Лично я считаю, что такой вид транспорта можно и нужно развивать на карте маршрутов и популяризировать среди населения городов.

38 комментариев
Подписаться на комментарии к посту
ЯндексТранспорт и ЯндексКарты (мобильные и обычные) строят маршрут общественным транспортом (в Москве) включая и электрички. В других городах не пользовался.
Сергей Ливерко
14 июня, 13:51
dikiy,
Верно, маршрут строится просто с использованием сети электричек. Нигде их не поздразделяют специально на "городские" и "пригородные", потому что разницы никакой. Можно сесть на электричку, идущую в область, а выйти через остановку в черте города - это как считается, человек воспользовался городской электричкой или негородской?
Алексей Трефилов
14 июня, 14:07
Сергей Ливерко,
там разные тарифы. На Сормовской ветке (исключительно в черте города) — 20 ₽, а на Приокской (с выносом в область) — 20-57 ₽, в зависимости от зоны посадки и выхода.
Сергей Ливерко
14 июня, 14:15
Алексей Трефилов,
Пригородный тариф в зависимости от расстояния - лишнее подтверждение тому, что это самая обычная электричка, не нуждающаяся в каком-то особом выделении. Ничем не лучше и не хуже всех остальных маршрутов электричек в Нижегородской области :)
Обновлено 14 июня, 14:15
Алексей Трефилов
14 июня, 14:21
Сергей Ливерко,
ок. Но если выделить её для поисковой оптимизации? Не так как метро, а просто создать новую сущность (как я вчера) и приделать её к ЖД-путям в пределах, указанных ВВППК, линий. Таким образом, на карте они видны не будут, но при поиске маршрута пользователь сможет увидеть название "городская электричка".
Сергей Ливерко
14 июня, 14:26
Алексей Трефилов,
Какой смысл для пользователя видеть фразу "городская электричка" и почему не подходит просто "электричка", как сейчас? Он всё равно придёт на вокзал, купит билет до указанной станции по заданной цене (не зависящей от того, в какой именно поезд он сядет) и уедет на первой электричке, следующей в нужном направлении и имеющей остановку на нужной.
Алексей Трефилов
14 июня, 14:30
Сергей Ливерко,
тогда, возможно, стоит создать приоритет для электричек в часы пик при построении маршрута? Выделить станции иконками другого цвета, оповещающими, что это - городская тарифная зона. Человек, который каждый день ездит на электричке и так знает стоимость и маршрут. А в моём плане — популяризировать этот вид транспорта среди тех, кто вообще не в курсе, что по городу электрички ездят.
Сергей Ливерко
14 июня, 14:42
Алексей Трефилов,
Приоритет один - построить для пользователя маршрут, ведущий к цели за минимальное время. Если с электричкой будет быстрее (т. е. она есть в ближайшее время и суммарная длительность пути), то приложение включит её в маршрут. И неважно, день сейчас, утро или вечер, городская электричка или нет. Если быстрее на автобусе, ибо электричка будет только через полчаса - лучше вести на автобусе, а не заставлять ждать на вокзале.


По поводу популяризации. Если транспорт востребован, он не нуждается в дополнительной популяризации. Когда открыли ст. метро "Горьковская", то ей стали активно пользоваться без какой-либо дополнительной популяризации конкретно метрополитена. Так и тут. Если же электричка ходит раз в 30-40 минут в пик, то как её ни популяризуй, а на маршрутке всё равно быстрее. Специально строить маршрут через неё  в этом случае - это значит навязывать людям неудобный для них транспорт только потому, что он нравится вам (или мне, или кому-то ещё). И вот так делать точно ни в коем случае не надо :)
Обновлено 14 июня, 14:42
Алексей Трефилов
14 июня, 14:44
Сергей Ливерко,
а. Кажется я ещё кое-что понял. В НН, при нажатии на станцию, невозможно увидеть ближайшие электрички, как в Москве и Питере. Думаю, что городские электрички нужно начинать выделять с этого момента. И выделить, также, в каком городском направлении эта электричка будет ехать.
Алексей Трефилов
14 июня, 15:02
Сергей Ливерко,
окай. Я, в принципе сам-то этими электричками не пользуюсь. Далековато, да и метро рядом есть.
Алексей Трефилов,
я пользуюсь. )))
Алексей Трефилов
14 июня, 13:52
dikiy,
их всё равно необходимо как-то пометить на карте, чтобы пользователь с ходу увидел и понял всю систему, а не делал для себя открытия каждый раз, когда строит маршрут. В Нижнем, кстати, сегодня тоже заметил построение некоторых маршрутов. включая электрички. Недавно этого не было (видимо прошли мои обновления по закреплению станций за системой ЖД). Однако, построение маршрутов ещё очень хромает в плане пересадок с одной ГЖД-ветки на другую, из-за этого большинство маршрутов до сих пор нельзя построить.
Алексей Трефилов,
а как пометить? Я вот открыл карту Москвы. Из далека видны автомобильные магистрали. Поближе ж/д направления. Совсем уж близко можно увидеть линии метро, но это уже не тот масштаб что бы сложилась какая-то общая картина (слишком близко). Схему метро можно посмотреть отдельно, на схеме метро. А больше на Яндексе и нет никаких комплексных схем городского/пригородного транспорта с которыми можно было бы наглядно ознакомиться и подружиться. Есть только расписания. :-) А схемы я видел только на специализированных сайтах или на остановках или в поездах.
Сергей Ливерко
14 июня, 14:21
dikiy,
насколько я помню, в Москве несколько лет назад (ещё до МЦК) сделали единый тариф для проезда на электричке в границах территории Москвы. Согласно предложению автора поста, после этого следовало бы всю сеть электричек в Москве выделить в городскую электричку.
Обновлено 14 июня, 14:21
Алексей Трефилов
14 июня, 14:24
Сергей Ливерко,
в Москве, кстати, есть РЭКС как раз для таких случаев. Это и есть городская электричка с небольшим выносом в Подмосковье и единым тарифом.
Алексей Трефилов
14 июня, 14:27
dikiy,
может тогда, не как линии метро, а, к примеру, выделить изменёнными иконками и приоритетом при построении маршрута в часы пик?
Сергей Ливерко
14 июня, 14:32
Алексей Трефилов,
РЭКС и Аэроэкспресс - это экспрессы, которые на многих платформах не останавливаются. Их можно отличить внешне (а Аэроэкспрессы так вообще отдельная история). Приоритет имеет смысл именно с точки зрения экспрессности (можно построить маршрут с меньшим общим временем - но опять же, а чем они хуже экспресс-электричек ЦППК?), а не потому что это какой-особый бренд.
Алексей Трефилов
14 июня, 14:46
Сергей Ливерко,
Кажется я ещё кое-что понял. В НН (и других городах с городскими электричками), при нажатии на станцию, невозможно увидеть ближайшие электрички, как в Москве и Питере. Думаю, что городские электрички нужно начинать выделять с этого момента. И выделить, также, в каком направлении эта электричка будет ехать.
Алексей Трефилов,
по мне так городские маршруты (если брать Москву) сейчас строятся вполне адекватно с учётом электричек и их расписания. Что касается общей схемы, то в отличие от метро, где всё связано и можно весь маршрут сделать на метро, схема электричек не связана настолько. Каждое направление отдельно предназначено для тех кто движется в этом направлении. А если маршрут транзитный через город и при этом старт и финиш будут в районе ж/д разных направлений, то мало вероятно, что будет какой-то выгодный маршрут с пересадками в рамках схемы электричек. Скорее всего быстрее и удобнее будет пересесть на другой транспорт в какой-то момент и поэтому единая схема электричек не так актуальна. Более важна единая маршрутизация по всему транспорту, т.к. они дополняют друг-друга и позволяют построить оптимальный маршрут только в комплексе. Возможно в других городах это и не так. Если где-то можно быстро и удобно доехать на электричке в разные районы города в том числе с пересадкой, то может для этих городов и адекватно строить такие схемы на подобии как схемы метро, что бы можно было проложить маршрут и посмотреть сколько это займёт времени. Но на общей карте в данный момент нет каких-то особых выделений какого-то отдельного вида транспорта. Есть только остановки автобусов, станции метро и станции электричек что бы было понятно где садиться в транспорт, где выходить когда имеется готовый маршрут.
Алексей Трефилов
14 июня, 15:15
dikiy,
кстати, насчёт метро. До сих пор не понимаю, почему некоторые станции на красной линии Нижегородского метро отображаются ещё и синим цветом.
Обновлено 14 июня, 15:15
Алексей Трефилов
14 июня, 15:27
dikiy,
Тут видно, если развернуть подробную информацию https://yandex.ru/maps/-/CBQqnMcewD
Обновлено 14 июня, 15:27
Алексей Трефилов,
ближайшие станции вижу. :-) А на счёт цвета не понял. Если имеются в виду значки, то значки везде одинаковые. Просто эмблема метро без привязки к линии.
Алексей Трефилов
14 июня, 17:20
dikiy,
не. Я имел в виду вот это https://yadi.sk/i/wkBvD8Vm3K7yLU
И Кировская, и Комсомольская находятся на красной ветке, а станции отображаются как будто на синей. И так со станциями на всей красной ветке. Хотя, кстати, не помешало бы перекрашивать значки станций при приближении в нужный цвет линии. Как в Москве или Питере.
Обновлено 14 июня, 17:20
berserker ®
14 июня, 17:44
Алексей Трефилов,
Кхм... Шатура - прям небольшой "вынос") Да и постройка маршрута, скажем, от Выхино до Авиамоторки, непосредственно, на метро - не терпит критики. Ну, или, Электрозаводки. Также, например, с Беговой до Фили - замучаешься добираться НОТ-ом, а вот на Смоленском ходу: раз и всё. Я уж экзотику типа "сквозных" с Смоленского на Курский ход не говорю.
Алексей Трефилов
14 июня, 17:51
berserker ®,
ничего не понял, но поддерживаю
Алексей Трефилов,
наверно глюк какой-то, либо эти цвета означают что-то другое. :-)
Алексей Трефилов
15 июня, 11:12
dikiy,
вряд ли что-то другое. На синей ветке такого нет. Может это из-за того, что синяя ветка не разделена с красной до конца. Да и Московская сразу на 2-х линиях находится. Кстати, могу нарисовать значки разных цветов для линий
Алексей Трефилов,
надеюсь Вас услышат ответственные лица. :-)
Сергей Ливерко
14 июня, 13:50
Как упомянутый в посте модератор НЯК, напишу и здесь :)


>Городская электричка создавалась как альтернатива метро.


Сложно сказать, чем руководствовались ППК (пригородные пассажирские компании) и региональные правительства, создавая и называя это чудо "городской электричкой". Чтобы она стала альтернативой метро (как тот же берлинский S-Bahn), должен быть прежде всего соответствующий интервал - не более 10 минут.


В реальности же дело обстоит так: назначали 1-2 дополнительных электрички в сутки (!) и назвали это гордым термином "городская электричка". То есть это всё те же обычные пригородные электрички, с точки зрения пассажира абсолютно ничем не отличающиеся от тех, что ходили и 5, и 10 лет назад - ни частотой движения, ни комфортом, ни тарификацией. В этом плане выделение "городского" маршрута НН - Починки ничем не лучше и не хуже выделения "пригородного" маршрута НН - Дзержинск. И ещё не факт, по какому из них двух чаще электрички ходят ;)


>Таким образом можно будет очень упростить повседневную жизнь жителям крупных городов, которые не знают о существовании городских электричек и повысить их популярность.


Повысит популярность и упростит жизнь жителям городом, во-первых, вменяемый интервал (соответствующий городскому транспорту, а не пригородному), что автоматом повлечёт необходимость строительства отдельных путей, а во-вторых, единая система оплаты с остальными видами городского транспорта. Всё это сделано на сегодняшний день только на МЦК, и поэтому оно заслуженно отмечено линией скоростного транспорта. То, что мы имеем в НН и других нестоличных регионах - не более чем местный пиар, никакого принципиально нового вида транспорта или транспортной системы там эти "городские электрички" не принесли.


И, собственно, с чего началась беседа на НЯК: выделять маршруты этих "городских электричек" в отдельные железнодорожные линии однозначно не следует. Железнодорожная линия не должна зависеть от маршрутов и количества ходящих по ним поездов, это более постоянный объект. А с учётом вышеизложенного и линиями скоростного транспорта их язык назвать не поворачивается (опять же, за счастливым исключением МЦК).
Обновлено 14 июня, 13:50
Алексей Трефилов
14 июня, 14:02
Сергей Ливерко,
ну электрички ходят явно не так уж и редко. Иначе бы постоянно не скапливались огромные пробки на ЖД-переездах. Хотя пока их реально можно сравнить с интервалом пригородных. Система оплаты там сейчас такая же, как и в любом другом городском ОТ (20 ₽ которые можно оплатить транспортной картой). 
Обновлено 14 июня, 14:02
Сергей Ливерко
14 июня, 14:14
Алексей Трефилов,
Переезд закрывается не только ради электричек, но ради любого поезда. А на Заволжском направлении очень большой поток грузов на Балахнинский ЦБК. Основную роль там далеко не электрички играют.


По поводу системы оплаты. 20 рублей от вокзала до Починок стоит проезд в любой электричке - будь она до Заволжья, Балахны, городской, пригородной или какой-то иной. Такая цена заложена в терминале оплаты на вокзале, продающем билеты на все электрички, и никакой проверки, в какую именно электричку вы сядете с этим билетом, нет :)


Да и сейчас никак невозможно отличить "городскую" электричку от "пригородной" - поезда одинаковые, оформлены одинаково, тарифная сетка единая. Есть просто вид транспорта - электричка. По ней можно ехать в пределах города, можно за город.


Непонятно, зачем в рамках этого транспорта как-то выделять какую-то искусственную сущность, не подкреплённую ни организационно, ни физически, не заметную для пассажиров и основывающуюся исключительно на пиар-заявлениях ВВППК?
Обновлено 14 июня, 14:14
Алексей Трефилов
14 июня, 14:13
Сергей Ливерко,
посмотрел сейчас расписание: в часы пик ходит каждые 30-40 минут. С какого-то перепуга есть перерывы в работе днём.
Сергей Ливерко
14 июня, 14:16
Алексей Трефилов,
С таким интервалом в пик электрички до Дзержинска и Семёнова ходили всю жизнь, когда фразу "городская электричка" никто слыхом не слыхивал. Перерывы днём - это дневное окно для проведения регламентных ремонтных работ на ЖД, оно есть на всех направлениях.
Обновлено 14 июня, 14:16
нашестаресело
14 июня, 16:09
Я тоже уже писал раньше здесь пост, что нужно отображение электричек и поездов на карте при построении маршрута, не только городского транспорта. Сам в основом пользуюсь электричками.
И Гугл по возможности кое-где уже сделал такое возможным.
нашестаресело,
а дайте ссылку пожалуйста. Интересно почитать.
нашестаресело
15 июня, 09:51
dikiy,
https://yandex.ru/blog/narod-karta/import-zheleznodorozhnykh-ostanovok-iz-yandeks-raspisaniy-k-ostanovkam-v-narodnoy-karte
Алексей Трефилов
14 июня, 17:26
нашестаресело,
я бы тоже глянул
Алексей Т.
17 июня, 20:26
Согласен с тем, что надо как-то выделять линии жд электричек, например как на этой схеме. Возможно не всегда отображать, а при нажатии новой кнопки в меню и/или при построении маршрутов. Ещё не хватает отображение линий метро на более крупных масштабах.

Не согласен с тем, что электрички должны быть равнозначны ОТ и метро - я их не люблю, стараюсь избегать (вонь, большие интервалы, опоздания более критичны чем для чащеходящих ОТ, ходоки с рекламой, необходима дополнительная оплата в дополнение к моему годовому проездному на ОТ). При построении маршрута хотелось бы отдавать предпочтения по:
- минимизации пересадок с разными типами оплаты проезда; 
- время пути;
- удобство пути (например участок пересадки в 1 км пешком в более быстром варианте маршрута  против  маршрута с пересадкой на вокзале, но более долгом через центр)