Клуб Народной карты

Снова о городских электричках

Пришло время снова поднять вопрос об электричках в городах. Краткий обзор: в Москве работает МЦК и две линии МЦД (и в планах ещё три линии). В других городах электрички тоже постепенно развиваются.

На Я.Картах МЦК обозначена как мосметро (все станции с логотипом метро), но поверх рельсов. Линии МЦД обозначены как брендированные рельсы — полупрозрачная цветная линия поверх рельсов, станции обычные, с добавлением логотипа линии. Аэроэкспрессы похоже больше никак не обозначены.

В других городах России электрички, кажется, никак не обозначены.

В Стамбуле железнодорожная линия Мармарай обозначена серой полупрозрачной линией над рельсами, «станции» какие-то свои со своим логотипом, хотя иногда на  рельсах попадаются и обычные станции ж/д с тем же названием, но немного мимо. При отдалении «побеждает» брендированная станция. Хотя есть ткнуть в Сёгютлючешме, то откроется именно спрятанная станция ж/д, а не «станция метро».

В Париже (ещё один специфический город для Яндекса) RER ведёт себя полностью как метро — свой логотип, свои цветные линии. Там, где рельсы идут по поверхности, они торчат из-под линии, но «настоящих» станций на них нет (видимо, все поубирали там, где станции RER). Как только RER заканчивается, сразу начинаются нормальные станции.

В Берлине метро переименовано в U (U-Bahn), а S-Bahn при этом не брендирован никак — обычная ж/д. Что для Германии немного нонсенс. Но в остальных городах Германии — Гамбурге, Мюнхене, Франкфурте, а также в Вене даже метро по-прежнему с буквой М.

Опыт накоплен, и можно делать выводы. Если раньше ещё можно было выкрутиться с электричками, то теперь придётся на примере Москвы признать: МЦД — это не метро, но МЦД — это и не просто железная дорога. Это особые брендированные железнодорожные маршруты.

Теперь то же самое стоит сделать и в других городах. Причём я считаю, что даже не нужно рисовать отдельную линию поверх рельсов, а надо собирать маршрут прямо из рельсов (привязка участков рельсов к линии). И потом, когда требуется, выделять его на карте цветом. Потому что сейчас линии не везде хорошо совпадают.

Для этого надо напрячься и сделать железнодорожным линиям признак подземности. Обозначать понятно как — бледноватым. Тоннели нужны очень давно.

Совершенно точно весь S-бан в Германии надо брендировать по схеме МЦД — даже не дожидаясь тоннелей. Потому что он известен всем на местности именно под буквой S, но при этом на нём же можно купить и более дорогой билет и уехать далеко из города.

Мармарай  — то же самое — нормальные станции железной дороги и брендинг линии.

Точно так же можно через брендинг нормальных станций сделать Аэроэкспрессы и их аналоги в любых других городах.

Кроме того, в США есть какие-то линии, по которым есть споры — метро это или ж/д. Япония ещё есть, Корея. Вот теперь у нас есть решение и для них всех.

9 комментариев
Удалённый пользователь
26 февраля 2021, 17:09
Ничего не понял. Зачем это всё ?
Кстати, раньше каждое направление линии ж/д имело определённую окраску (столбы, пироны и т.д.) 
Сергей Ливерко
26 февраля 2021, 21:00
Sch.AA,
Это продержалось ровно до того момента, как был введён новый серо-красный корпоративный цвет РЖД
Сергей Ливерко,
Зелёный с жёлтой полосой ,почему то, роднее 
Sch.AA,
Я помню какие-то старые схемы неофициальные, где так каждое направление было раскрашено. Если в других городах это осталось, то можно и на картах внедрять, но в Москве это более не актуально.
lukdmi,
схемы ещё остались , только соответствуют ли они первоначальным цветам  это вопрос 
Удалённый пользователь
27 февраля 2021, 12:26
А как тогда обозначать Волгоградский метротрам (Метротранвай) ?
Обновлено 27 февраля 2021, 12:27
думаю, надо трамвайной линии тоже сделать признак «подземная». Дизайнеры решат, как такие линии рисовать на карте. Это тоже довольно очевидно — трамвайной линией бледнее обычного (или бесцветнее). Наверняка трамваи под землёй ходят не только в Волгограде.

С трамвайными рельсами то же самое, что и с железной дорогой. Рельсы — это инфраструктура, видимая на местности (и участвующая в ПДД). А маршруты — это линии, использующие рельсовую инфраструктуру и станции. Соответственно, не задействованные ни в одном маршруте рельсы (в том числе и трамвайные пути) не выпячиваются слишком ярко на карте (какие-нибудь серенькие, если надо). А вот рельсы и станции, задействованные в особом маршруте, можно раскрашивать особым образом — и цветные линии рисовать поверх, и станции со специальным логотипом, если хочется, и шрифт поярче, и на обзорных масштабах они побеждают все соседние объекты.

Ребята из Яндекса, я вам предлагаю мощную систему, в которой легко можно заводить любые новые линии с любыми логотипами и названиями (и своей карточкой). Не понимаю, почему вы упорствуете и продолжаете рисовать цветные линии поверх рельсов и цветные станции поверх обычных станций.
Обновлено 5 марта 2021, 14:47
В целом автора поддерживаю. Но у него есть ряд неточностей.


1. Можно ориентироваться на Германию. Но следует понимать, что линии S-Bahn во-многом с самого начала строились именно под городскую электричку по принципу наземного метро. Это значит, либо под него сразу строился отдельный путь, либо такой путь строился вместе и рядом с обычным железнодорожным путём, либо обычные ж.д. пути были реконструированы в S-Banh. Во всяком случае, такая ситуация в Берлине и земле Брандебург, поскольку поезда S-Bahn не могут идти по обычным путям, а обычные поезда на электротяге не могут ездить на собственной тяге по путям S-Bahn. Это связано с тем, что берлинская городская электричка в качестве питания использует контактный рельс (сбоку),а обычные электрички и пригородные экспрессы - контактный провод (сверху). Поэтому в самом Берлине есть даже исторический вокзал и ж.д. путь, отданные полностью под S-Bahn. Все поезда с того направления уходят на ж.д. кольцо и прибывают в город совсем с другого направления. Отсюда и традиция на карте указывать пути для S-Bahn и обычные железнодорожные пути разными типами линий. Верно, это фактически разные железные дороги, хотя колея и одна (пример - Филёвская линия метро в Москве). И так во всех землях, где используется S-Bahn "берлинского" типа. Но вот в других землях, где используется S-Bahn попроще, ближе к обычным электропоездам с пантографом, такого разделения нет. Как раз потому, что S-Bahn там может соседствовать на одних и тех же путях с прочими электропоездами, ближними и дальними, экспресса и региональными и т.п. Поэтому волей-неволей такие общие линии не выделяются на картах. Однако если на линии, пусть и обычной, с контактным проводом, ходит только поезда S-Banh, такие линии иногда в том же OSM выделяются, иногда не выделяются, особенно если автор правки точно не знает, что именно ходит по такой линии. Ведь в отличие от технически обособленных линий по типу Берлина, здесь всегда могут пустить любой поезд с подходящим подвижным составом. Здесь ещё имеет значение, что в Германии - орднунг, и S-Bahn это везде S-Bahn, какой бы древний и современный подвижной состав не использовался, какой бы на нём не стоял токоприёмник. А у нас нет единого обозначения для этого вида транспорта. И чётких критериев нет, считать ли тот или иной маршрут городской электричкой или пригородной электричкой, или вообще межрегиональным экспрессом. Люди даже с билетах на Ласточку запутываются. Токосъём по России везде одинаковый, боковой съём есть только на линиях метро, а они на земле лишь по Москве ходят, да гейты в районе метродепо. А все прочие железнодорожные пути - ничем не отличаются от соседних путей, даже если используются только для движения горэлектрички. 


2. Да и такие пути ... вот МЦК - это как бы выделенный S-Bahn, МЦД - это как бы совмещённый S-Bahn, верно? Так да не так. МЦД считается временным решением, в конечном проекте есть план по выведению городской электрички на отдельные пути. Только "нет ничего постояннее временных вещей". А МЦК имеет третий путь для грузовых поездов, и его как бы хватало, для обычного грузового траффика, но вот сейчас планируют переводить на МЦК поезда дальнего следования для того, чтобы попасть в Черкизово вместо Курского вокзала. Автоматически на картах это должно привести к перекрашиванию выделенной линии в совмещённую, а надо ли так маяться? Власти могут каждый год менять, а нам карты перерисовывать? Нет, не нужно ни нам, ни пользователям. А нужно станции разграничивать - где городская электричка, а где - и обычная (или только обычная). На картах OSM так и есть, то есть фактически видно , где ходит гор.электричка, где ходят другие поезда, а где ходят те и те: параллельно либо в одной колее. Да, при таком подходе не получится обозначить маршруты, ну так и с метро московским есть та же проблема, когда Солнцевская линия была совмещена с Большой Кольцевой. Там это по временной схеме было, а вот на МЦД общие участки будут, как автобусы на одной дороге. И такая же картина во многих разветвлённых метрополитенах мира: от Лондона до Нью-Йорка.


3. Ребята, сделайте, наконец, на Яндексах Картах - яркие и выделяющиеся железнодорожные пути. Я открываю карту, чтобы получить представление о ж.д. узле или о наличии сообщения между городом А и городом Б, но в режиме крупного масштаба я не вижу путей вообще. Но в режиме крупного масштаба я не вижу ни узла целиком, ни городов, про которые хочу узнать.