Блог Яндекса для вебмастеров

Как рождались поисковые подсказки: эпизод случайный

25 мая 2009, 17:52

Лирическая история о поисковых подсказках в поиске Яндекса началась в 2008 году. А рассказать хочу я о том, что многие идеи в поиске -- не результат научных изысканий и логического вывода, а рождаются из творческого озарения.

Список выпадающих запросов (autocomplete) браузеры предлагали давно, запоминая то, что пользователь вводил раньше. Наша служба поддержки хорошо знает эту функциональность, ведь один самых распространенных вопросов до недавного времени был: "Как убрать запросы до того, как их увидит моя жена?" Поэтому идея помочь пользователю выбрать запрос на основе статистики обращений к Яндексу не была новой и тайной (подсказки работали на главной странице Google, в поиске Yahoo), но казалась нам разумной и полезной. Сделали прототип.

В прототипе рядом в списке запросов, рядом с каждым из них, было написано количество найденных результатов. Зачем? Такова уж философия продукта у многих программистов -- если данные есть, их надо показать. :) Подхожу к Леше Байтину, одному из ответственных за проект, и убеждаю, что числа не нужны, они запутывают и непонятны пользователю. Коридорный опрос тут же подверждает это -- в лучшем случае число найденного принимали за популярность запроса. "Хорошо", -- говорит Леша, -- "а что вместо чисел? Остается слишком много пустого пространства". Я задумался, Леша был прав. "Придумал -- адреса лучших сайтов по запросу!" Но тут же понял, что далеко не каждый запрос подразумевает один URL. Так постепенно мы перешли на обсуждение навигационной подсказки, ее дизайна и, в конечном счете, сделали ее к запуску.

Дизайн рождался тоже не сразу, вначале это было так:


И только потом пришло к существующему сейчас виду:


Есть миф, что поисковые системы тестируют все-все-все изменения в интерфейсах и поиске, даже мельчайшие. Они стараются тестировать. Иногда это бессмысленно (нет никаких статистически достоверных показателей, которые скажут, стало лучше или хуже), иногда требует неоправданно много времени или усилий. У нас нет задачи заниматься псевдонаучной деятельностью и в ряде случаев мы полагаемся на здравый смысл. Например, мы понимали, что пользователям станет удобней -- меньше работы как минимум на два клика, хотя и не могли посчитать точную экономию. Предполагали, что появление навигационной подсказки может привести к снижению доходов от рекламы по таким запросам. Но оценить заранее, что будет больше, снижение дохода по этим запросам или увеличение по другим, оттого что пользователям стало лучше на Яндексе и они стали больше и чаще искать, мы не могли. И положились на интуицию: "хорошо пользователям -- хорошо нам".

Прошло совсем немного времени и такую же навигационную подсказку выпустила молодая искалка Cuil:


А полгода спустя Google внедрил сразу несколько аналогичных решений с поисковой подсказкой:

  • добавил навигационные подсказки,
  • показал подсказки в результатах поиска на google.com (раньше были только на главной странице),
  • убрал количество найденного напротив запросов.

Приятно, когда здравый смысл сходится в одну точку!

Но за мелкими штрихами вокруг поисковых подсказок случилось одно важное изменение. Вместо маленькой помощи в наборе запроса поисковые подсказки сместили фокус действия на шаг раньше, в поисковую строку. Пользователь еще не увидел результаты поиска, а ему уже дается ответ. В крайнем своем проявлении этот тренд приводит к тому, что страница результатов поиска не нужна вовсе. Восхищенная перспективами такой парадигмы, российская поисковая система Нигма соорудила из поисковых подсказок настоящий пепелац, который с гордостью за Россию я вам демонстрирую:


Друзья-подсказочники, удачного всем полета, а пользователям -- хороших подсказок!


Александр Садовский, подсказочник


27 комментариев
Подписаться на комментарии к посту
Очень разумный подход. Гугл старается убедить, что они всё-всё просчитывают, но не убеждает.
Гугл, кажется, реально все просчитывает. Вот и своего чиф-дизайнера довели до белого каления и ухода в Твиттер :)
http://stopdesign.com/archive/2009/03/20/goodbye-google.html
Я под сомнение ставлю не сам факт измерений, а их целесообразность. У них на каждую найденную страницу висит ссылка «Похожие страницы». Кому она нужна?
Не знаю, ни разу на нее не нажимал :)
Точно не оптимизаторам ;)

не могу найти, в каком месте эти подсказки отключаются :)
когда браузер подсказывал мне мои же прежние запросы - было куда удобнее, потому что нередко приходится искать одно и то же или близкое.
а писать по-русски я и так умею, зачем мне подсказывать?

ага, нашел, спасибо.
согласен! если что-то добавляется, зачем убивать уже существующее? почему я не могу теперь использовать на тех сайтах, где есть подсказки историю поиска? http://www.webcocktail.ru/usability/chto-ne-tak-s-podskazkami-v-poiske/
Шевченко Юрий
25 мая 2009, 19:00
крутая какая фигня, оказывается, у нигмы
Чем-то напомнило вольфрамовскую альфу. Хотя нигма вроде раньше появилась.
Шевченко Юрий
25 мая 2009, 20:42
нигме вообще порядочно лет, да
Иванов Роман
27 мая 2009, 01:46
ох ад
Александр Садовский, подсказочник - не подсказочник, а сказочник :)

Уважаемый Александр, вы лучше скажите, когда вебмастера смогут у своего сайта регион выставить? Без покупки места в Я.Каталоге ;)
А ведь и правда... намудрили с регионами по полной программе. Я уже писал по поводу запроса "работа" по Питеру - в результатах которого в первой десятке было 3 украинских сайта???... теперь остался 1 (один)... два других переползли во второй десяток. НО в первых 50 (пятидесяти) сайтах по запросу "работа" в регионе "Санкт-Петербург" (определяемый автоматически) 8 (восемь!) украинских сайтов и 1 (один) беларуский, с учетом вот этого заявления -  "В ранжировании стали учитываться факторы, позволяющие понять, что данная страница важна пользователям именно "своего" региона."...
Понятно что не все так просто и быстро, так дайте хотя-бы возможность веб-мастерам привязывать свой сайт... ну хотя бы к одному региону. А то получается странная штука - сайт который до Арзамаса был привязан к региону "Россия" - теперь вообще фиг знает где... по крайней мере по основным запросам ниже украинских.
када допишут программулину тогда и вставят. все ж бегом бегом, вдогонку за гуглом делалось
Александр, спасибо за увлекательный рассказ. Не хватает лишь маленького штришка - как ранжируется подсказочный список :-)
У Сергея одно желание: подчинить себе подсказочный список :)
У меня много желаний :-)
Планируется ли внедрить оценку поиска, точне рейтинга пользователями?
А я сделал http://www.fastgoogle.ru/ - где вообще не требуется нажимать клавишу Enter!
ЗАЧЁТ! Супер вещь!
Гугл внедряет то, что разработал полгода - год назад, отестировал, а уже потом выкатил...

Заботятся о пользователях, а не "что появление навигационной подсказки может привести к снижению доходов от рекламы по таким запросам" =)

У них я думаю здравого смысла чуть больше...
Конечно, все всё тестируют. В том числе доходы от рекламы -- не случайно в suggest от Google появились sponsored links, кризис на дворе, как никак.

Но это мелочи, а мысль, которую я пытался донести -- не нужно подменять принятие решения о ценности продукта магией чисел. Можно намерить пятьсот разных показателей по каждому запуску, но это не только не облегчит путь к решению, но и больше его запутает. Самые интересные фичи, самые яркие запуски были результатом творчества, а не итогом медитации над числами.

Анализ статистики помогает находить ошибки и постепенно, шаг за шагом, эволюционировать. Ровно поэтому все поисковики внимательно тестируют и измеряют все, что только можно. Но есть вещи, которые измерить нельзя или не нужно -- настоящие улучшения наступают, когда приходит понимание, что нужно пользователям, а не из-за того что давно измеряемые показатели разглядывали полгода или год.

Новые вещи часто отторгают из-за их непривычности, а не потому что они хуже. Так было со стулом "Аэрон", так было с "Гарри поттером", который не принимало ни одно издательство -- список можно продолжать долго. И опора на сухие цифры без интуиции приводит чаще всего к тому, что хороший продукт может так и не запуститься. Здравый смысл рулит. :)
В ваших словах есть правда.

Но сколько псевдо "гарри поттеров" отпечатали и они провалились? процентов 90 я думаю, потому что схватились за новое и яркое не оценив риски...

Взять к примеру практически все улучшения в поиске последних лет. Практически все они работали не так как задумывалось, а меж тем ничего ведь сложного нету в нескольких тест серверах... =)
victor.lavrenko
29 мая 2009, 20:22
ну какой же пепелац без гравицаппы?

мы подумали, и благодаря Александру, теперь в подсказке Нигмы есть цены на популярные товары -- и не только земные.

попробуйте в Нигме набрать "грави"

подробности тут

А можно ли пользоваться этим сервисом в автоматическом режиме в xml запросах? Кто нибудь подскажет?

Экслера пиарят по полной!))))