(Оригинал текста опубликован на Хабре одним постом).
Дизайн
Правило трёх стилей магистралей
Дизайн карты совсем не про красоту. Он про смыслы. Как и любой дизайн. Он про то, как сложное сделать простым и удобным. Проиллюстрирую этот тезис на примере дизайна слоя улиц.
Слой дорог — 1 стиль, категории отображения не отличаются. Совсем невозможно разобраться и понять структуру города.
Поскольку дороги все разные — то возникает идея, что у каждого типа дороги должно быть своё визуальное представление. И становится чуть понятнее. 7 типов дорог = 7 типов отображения.
Но пользователю очень сложно различить между собой семь видов отображения — разница между соседними слишком мала для него. Поэтому, чтобы сделать карту удобнее, мы из семи стилей делаем три.
Кажется, теперь читается легче.
И после того, как мы определились со смыслом и информационной структурой, можно подумать о более эстетичном представлении. Один из главных принципов карт Яндекса — узнаваемость. Даже если у нас скопировали цветовую палитру или взяли скриншот без указания Яндекса, большинство людей поймут, что перед ними Яндекс.Карты.
Наш метод отображения дорог мы назвали «Правилом 3х стилей магистралей». Мы решили протестировать его сначала в дизайне Народной карты, а потом в дизайне карты Стамбула.
Нам понравился результат, и мы применили правило в дизайне карты Москвы.
Цвет и палитра
Эксперименты с новой палитрой карты тоже были многочисленными и интересными. Покажу парочку забавных вариантов.
© OpenStreetMap
© OpenStreetMap
Согласитесь, не то. Вот и мы стали думать, как вернуться к тёплой и узнаваемой Яндекс.Карте.
© OpenStreetMap
Это уже теплее.
© OpenStreetMap
И, наконец-то, вот концепт, который нам нравится.
© OpenStreetMap
После принятия концепта и серии экспериментов с палитрой — рождается палитра, которая будет в Картах. С этой картинкой я провёл несколько экспериментов: смотрел на разных мониторах, выбегал на улицу с мобильником, смотрел «глазами цветоаномалов», распечатывал на нескольких принтерах. По сути, это прототип цветовой палитры наших Карт.
Пиктограммы
Помимо логики отображения и цветового оформления, в карте есть пиктограммы.
Пиктограмма — визуальный якорь для пользователя карты. Иконка должна быть понятной, читаемой и достаточно различимой на пёстром фоне карты. А в случае, когда у нас есть несколько пиктограмм, они должны образовывать единый визуальный ряд.
И поскольку мы делаем интерактивный продукт, где на каждом масштабе разный объём информации, у пиктограмм на Яндекс.Картах несколько размеров для разных масштабов. Например, для железнодорожных станций мы сделали пиктограммы четырёх размеров.
Редизайн карты Москвы
Вооружившись полученными знаниями и результатами экспериментов, в конце прошлого лета мы решились поменять карту Москвы. Итак, что у нас получилось.
Благодаря правилу трёх стилей, магистрали на одном из самых популярных масштабов стали тоньше, а картинка чище. Мы проработали подписи, появилось место для подписей районов — это важная информация для ориентирования.
Опять же за счёт мастерской работы с подписями карта стала легче читаться и на следующем масштабе. Также здесь мы выделили вокзалы как главные транспортные узлы.
А на этом масштабе карты у станций метро появились подписи. Нам удалось сделать это так, чтобы не перегрузить картинку.
Когда-то у нас были отображены линии метро, а потом в одной из версий мы подумали разгрузить картинку, выключив их. Пользователям это не понравилось и они незамедлительно дали нам об этом знать через обратную связь. Мы сделали линии плавными и вернули их на карту — это важная ориентирующая информация.
А вот уже на масштаб ниже линии метро мешают читать номера домов и названия улиц. Мы решили эту проблему, нарисовав значок метро в цвете той линии, на которой расположена станция. Также за счёт более удачной работы с цветом и подписями стали читаться лучше и остальные объекты — пользователю стало удобнее находить глазами то, что ему нужно.
Теперь давайте проверим нашу карту. Так она выглядит напечатанной.
А так с кучей меток на карте.
Пользователям с нарушением цветовосприятия тоже стало немного легче её воспринимать. На очереди — дизайн пробок для этих ребят, это большая проблема сейчас.
Пользователи восприняли изменения на Картах очень позитивно. Я сначала очень переживал: у людей очень высокий уровень рефлексии к изменениям в дизайне карты. Переживания были напрасными.
В ходе работы над дизайном мы исследовали, наблюдали, пробовали, ошибались, спорили и обсуждали. Но я не считаю работу завершённой. Карты не картина маслом — это живой продукт, который нужно постоянно развивать. У нас есть много идей и планов. Думаю, мы только где-то посередине пути.