ГБУК Государственный историко-архитектурный художественный и ландшафтный музей заповедник Царицыно

Царицыно. Коллекция наивного искусства

Изображение

Самуил Рубашкин (1906–1975). «Семья». Москва, 1970. Холст, масло По первой и главной своей профессии — кинооператор. Окончил ВГИК, работал на Мосфильме и Ленфильме вместе с Элемом Климовым и Александром Птушко. Снимал Крючкова, Вицина, Крамарова, Мартинсона, Рину Зеленую. А в 1959 году начал рисовать. Большинство картин Рубашкина посвящены еврейскому быту; он родился в Витеске, который в начале XX века стал приютом для многих еврейских семей, изгнанных из Литвы после Первой Мировой войны.

Изображение

Самуил Рубашкин (1906–1975). «Семья». Москва, 1970. Холст, масло По первой и главной своей профессии — кинооператор. Окончил ВГИК, работал на Мосфильме и Ленфильме вместе с Элемом Климовым и Александром Птушко. Снимал Крючкова, Вицина, Крамарова, Мартинсона, Рину Зеленую. А в 1959 году начал рисовать. Большинство картин Рубашкина посвящены еврейскому быту; он родился в Витеске, который в начале XX века стал приютом для многих еврейских семей, изгнанных из Литвы после Первой Мировой войны.

Изображение

Анна Дикарская (1893–1982). «Детство Ивана Грозного». Дзержинск, 1973. Ткань, масло Начала рисовать в 67 лет по чистой случайности: собирала внукам посылку с красками и случайно раздавила тюбик, а пока собирала краску, на картоне проступил абстрактный пейзаж. Дикарская писала картины о собственных переживаниях — чаще всего драматических, так как медсестрой прошла и Первую Мировую, и Гражданскую войны.

Изображение

Мария Козьмина (1904–1980). «Старость». Литовская ССР, 1968. Холст, масло Родилась в семье помора в Архангельской области. Окончила четыре класса деревенской школы. Выйдя замуж, переехала в Клайпеду, где работала портнихой. Рисовать начала в 64 года, когда сын-художник подарил ей этюдник с кистями и красками. Работала над картинами в одиночестве, ничьими советами не пользовалась, писала прямо на холсте без предварительных набросков. Козьмина изображала базары, свадьбы, народные гулянья. Всего создала около 80 картин, многие из которых подарила друзьям и близким.

Изображение

Аркадий Потапов (1906 – ?). «На ночлег». Москва, 1990. Холст на картоне, масло Вполне классический случай — работы художника остались, а информация о том, кем он был, у кого учился, почему взял в руки кисти и прочее, нет. К сожалению, с «наивными» художниками это частая история. Возможно, потому что сам жанр — наивное искусство — лишь недавно был признан искусствоведами, в середине XX века.

Изображение

Павел Соболевский (1907 — ?). «Детство наших внуков». Москва, 1979. Холст на картоне, масло О самом художнике известно очень мало. Буквально следующее: работал геодезистом на железной дороге, занимался в московском клубе «Художник». Когда умер и при каких обстоятельствах — информации нет. Зато остались картины, которые сам художник педантично подписывал, каждую снабжая авторским стихотворением. К примеру, «Детство наших внуков» имеет приложение в виде машинописного текста: «Плохо когда мы жили, ребята, / в вам незнакомых далеких «двадцатых». / А как мы сегодня живем? Поглядите! / Цените же это ребята, цените!».