История Яндекса

  • 2023

    • YandexGPT

      Представлена YandexGPT — генеративная нейросеть, обученная на суперкомпьютерах Яндекса. Уже на старте она умеет писать тексты и предлагать идеи, а до конца года научится учитывать контекст, задавать уточняющие вопросы, делать краткие пересказы — и станет родоначальницей целой линейки языковых моделей.
    • Поиск по архивам

      Новый сервис позволяет искать информацию в рукописных и печатных архивных документах: метрических книгах, ревизских сказках, справочниках, газетах и не только. Расшифровку выполняет нейросеть. Она разбирает разные почерка, узнаёт устаревшие знаки и понимает газетную вёрстку — огромные полосы мелким шрифтом.
    • Шедеврум

      Вышло приложение Шедеврум, которое создаёт картинки и видео по текстовым запросам — достаточно описать, что именно хочется получить. За генерацию отвечает нейросеть YandexART. Она найдёт применение и в сервисах Яндекса для бизнеса — например, нейрокартинками можно иллюстрировать рекламные объявления в Директе.
    • Роботакси

      Летом в московском районе Ясенево началось тестирование роботакси. Поездки можно было совершать в пределах района — между точками посадки и высадки, которых в Ясенево насчитывалось около сорока. За три месяца испытаний автономные автомобили выполнили по району более 1700 поездок с пассажирами.
    • Новые устройства с Алисой

      Линейку Яндекса пополнили устройства в новых форм-факторах. Станция Миди отличается компактным корпусом и мощным звуком. ТВ Станция и ТВ Станция Про объединяют возможности умных колонок и телевизора. Станция Дуо Макс — колонка с сенсорным экраном, управлять которой можно как голосом, так и прикосновениями.
  • 2022

    • Опенсорс-проекты

      В этом году вклад Яндекса в опенсорс вышел особенно весомым. Компания открыла исходный код отказоустойчивой СУБД YDB и фреймворков DivKit, userver и Yatagan. Список опенсорс-проектов также пополнила нейросеть для генерации и обработки текстов YaLM 100B, на тот момент — крупнейшая GPT-подобная модель в свободном доступе.
    • Новая главная

      Яндекс продал VK сервисы Новости и Дзен. Вместе с ними новым владельцам отошёл адрес yandex.ru, и Яндекс впервые в своей истории сменил главную страницу. Новая главная доступна на ya.ru. Её основа — поиск, при этом она продолжает быть точкой входа в сервисы Яндекса. С декабря на ya.ru живёт и голосовой помощник Алиса.
    • Сверхподробные Карты

      Яндекс показал прототип Карт нового поколения. На них вид зданий, дорог и других объектов в городе приближен к реальному. Первыми новшества опробовали водители — в Москве, а затем и других больших городах дороги на Картах стали отображаться во всех подробностях: с разметкой, парковочными местами и островками безопасности.
    • Складские роботы

      На складе Маркета в Софьине вместе с людьми начали работать роботы. Первым появился Spectro, робот-инвентаризатор. Он сканирует содержимое стеллажей и заносит в систему учёта данные о том, что где хранится. Инвентаризацию Spectro проводит гораздо быстрее, чем люди. Позже роботам поручат и другие задачи на складе.
    • Самокат для Яндекс Go

      Яндекс представил арендный самокат собственной разработки. У него два амортизатора и большой дорожный просвет, чтобы было комфортно даже на неровной дороге, и широкая, но короткая платформа — для дополнительной безопасности. А ещё есть крючки для сумок и пакетов и держатель для смартфона.
  • 2021

    • Новые навыки Алисы

      В этом году Алиса освоила много навыков, но два должны остаться в истории. Во-первых, она научилась шептать, как это делают люди. Если обратиться к Алисе шёпотом, она ответит точно так же. Во-вторых, Алиса прочитала уйму сказок и стала сочинять их сама, задавая вопросы своим собеседникам. Чаще всего это, конечно, дети.
    • Суперкомпьютеры

      Суперкомпьютер Яндекса «Червоненкис» вошёл в двадцатку самых мощных в мире. Российскую версию рейтинга возглавили сразу три компьютера компании: «Червоненкис», «Галушкин» и «Ляпунов». Они названы в честь российских учёных, которые занимались теорией машинного обучения и компьютерными науками.
    • Станция Лайт и Мини 2

      Весной 2021 года продажи умных колонок с Алисой превысили миллион устройств. Основная часть продаж пришлась на Станцию и Станцию Мини, остальное — на Станцию Макс и колонки партнёров. В июле этого же года компания выпустила самую яркую и доступную по цене колонку — Станцию Лайт, а в октябре — Станцию Мини 2.
    • Закадровый перевод

      Яндекс запустил автоматический закадровый перевод. Это был технологический прорыв и важный шаг на пути стирания языковых границ. Пользователи получили возможность смотреть фильмы, ток-шоу и видео на незнакомых им языках. Сначала появился перевод с английского, а затем — с французского, испанского и немецкого.
    • Yandex Pay и Сплит

      Яндекс начал развивать финтех-направление: появились сервисы Yandex Pay и Сплит. Первый позволяет платить банковской картой, не вводя её данные. Второй даёт возможность оплачивать покупки по частям. В этом же году Яндекс купил банк «Акрополь», получил банковскую лицензию и открыл Яндекс Банк.
  • 2020

    • Социальные проекты

      Во время пандемии Яндекс запустил проект «Помощь рядом». Команда проекта организовала поездки врачей к пациентам, доставку продуктов нуждающимся, бесплатное тестирование на коронавирус. Также Яндекс представил индекс самоизоляции — он показывал, много ли людей на улице и стоит ли выходить из дома.
    • Новые способы доставки

      Яндекс активно развивал сервисы доставки, в том числе из-за режима самоизоляции. Компания запустила «доставку по клику», когда заказанный товар привозят сначала на склад Яндекс Лавки, а потом доставляют человеку за 15-20 минут — в удобный для него момент. В Такси появилась доставка небольших посылок, а в Еде — робот-курьер.
    • YATI

      Компания запустила технологию анализа текста на основе нейросетей-трансформеров. Они прекрасно решают задачи в области обработки естественного языка, но требуют огромного количества вычислительных ресурсов. Благодаря YATI Яндекс стал гораздо лучше оценивать смысловую связь между запросами и содержанием веб-документов.
    • Возвращение Маркета

      В экосистему Яндекса вернулся Маркет — один из старейших сервисов для поиска и сравнения товаров. К нему присоединился маркетплейс, и Маркет стал единой площадкой для выбора и покупки товаров, где можно найти всё что угодно — от продуктов до бытовой техники.
  • 2019

    • Яндекс Лавка

      Летом этого года открылся сервис экспресс-доставки продуктов и товаров для дома. Получить покупку можно уже через 15 минут, а то и меньше. Яндекс Лавка располагает сетью небольших локальных складов — дарксторов: курьеры забирают оттуда заказы и развозят по ближайшим домам.
    • Умный дом

      Яндекс представил умный дом, которым управляет Алиса. Он может объединять десятки устройств, от лампочек до кондиционеров. Стоит попросить — и Алиса включит свет, поставит чайник, запустит пылесос или другую бытовую технику. Яндекс также выпустил собственные умные устройства: пульт, розетку и лампочку.
    • Вега

      Большое обновление позволяет поиску точнее и быстрее отвечать на запросы, учитывать сигналы от асессоров и использовать объяснения из Кью — сервиса вопросов и ответов, приобретённого в 2019-м. Теперь можно решать гиперлокальные задачи: находить нужное в конкретном районе, квартале или даже в доме.
    • Роботы-курьеры

      Яндекс выпустил робота-курьера для перевозки небольших грузов. Он представляет собой аппарат высотой около полуметра, который ездит по тротуарам со скоростью пешехода. Также компания приступила к тестированию лидаров собственной разработки. Лидары — самые чувствительные сенсоры беспилотных автомобилей.
    • Образовательная инициатива

      Яндекс выступил с Образовательной инициативой: компания взялась инвестировать в подготовку кадров для IT-сферы пять миллиардов рублей и за три года выпустить 100 тысяч специалистов. Также появились сервис онлайн-обучения Практикум и лаборатория в МФТИ, а в январе учредили научную премию имени Ильи Сегаловича.
  • 2018

    • Беспилотное такси

      Яндекс перешёл от испытаний беспилотных автомобилей к запуску. Компания открыла две тестовые зоны, где можно прокатиться на машине без водителя. Первая появилась в Иннополисе, а вторая — в Сколково. В этом же году Яндекс также получил лицензию на тестирование беспилотных машин за рубежом — в Израиле и штате Невада.
    • Яндекс Станция

      Компания выпустила первое устройство собственной разработки — Яндекс Станцию. Это умная колонка с голосовым помощником Алисой. Станция воспроизводит музыку в высоком качестве, показывает на телеэкране видео, фильмы и сериалы и помогает в повседневных делах. Управлять Станцией можно с помощью Алисы.
    • Драйв и Еда

      Открыты сразу два сервиса, облегчающие жизнь горожан. Это каршеринг Яндекс Драйв и сервис доставки еды Яндекс Еда. Драйв предлагает машины разного класса, гибкие цены и круглосуточную службу поддержки. А Еда доставляет заказы из ресторанов и кафе в кратчайший срок — благодаря технологии распределения заказов между курьерами.
    • Андромеда

      Яндекс представил большое обновление поиска; в нём свыше тысячи улучшений. Главные из них позволяют людям быстро решать свои задачи, выбирать надёжные сайты и сохранять находки — будь то видео или картинки. Кроме того, Яндекс обновил формулу ранжирования: она стала в большей степени учитывать качество сайта.
    • Беру и Bringly

      Яндекс и Сбербанк создали совместное предприятие на базе Яндекс Маркета. Новая компания сконцентрировалась на создании сервисов для электронной торговли. Весной был запущен маркетплейс Беру, а осенью компания открыла Bringly — сервис для заказа товаров из зарубежных интернет-магазинов.
  • 2017

    • Алиса

      Яндекс создал Алису — голосового помощника с характером и чувством юмора. Она помогает в повседневных делах, обращаясь к сервисам Яндекса. Так, она может включить музыку, рассказать о погоде или построить маршрут. Алиса создана на основе нейросети, поэтому способна импровизировать. С ней можно просто поболтать или поиграть.
    • CatBoost

      Команда Яндекса представила новый метод машинного обучения — CatBoost. Он превосходит Матрикснет по точности предсказаний, более устойчив к переобучению, а главное — умеет учитывать нечисловые признаки, например породы собак или типы облаков. Библиотеку машинного обучения Яндекс выложил в открытый доступ.
    • Беспилотный автомобиль

      Компания провела испытания беспилотных автомобилей. В них участвовали две машины, оснащённые датчиками для сбора данных и софтом, который обрабатывает информацию об окружающей среде и вычисляет траекторию. Прототипы самостоятельно передвигались по заданному маршруту, распознавали и объезжали препятствия.
    • Королёв

      На смену «Палеху» пришёл алгоритм «Королёв», тоже основанный на нейросети. Если «Палех» сопоставлял смысл запроса и заголовка веб-страницы, то «Королёв» анализирует страницу целиком, а также учитывает смысл других запросов, по которым на неё переходят. Благодаря этому поиск Яндекса стал точнее отвечать на сложные вопросы.
    • Сделка года

      Яндекс Такси и российский Uber договорились объединить бизнесы в шести странах: России, Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии и Казахстане. Яндекс инвестирует в совместную компанию 100 млн долларов США, Uber — 225 млн. На момент объявления сделки объединённая компания оценивалась в 3,725 млрд долларов.
    • Обновления сервисов

      Яндекс Переводчик внедрил гибридную систему перевода: к статистической модели, которая использовалась раньше, добавилась технология перевода на нейронной сети. В поиске, Дзене и Новостях стали доступны Турбо-страницы, ускоряющие загрузку сайтов на мобильных. А на Погоде появились красивые погодные карты всей планеты.
    • Яндекс Авто

      В этом году было запущено несколько новых сервисов и продуктов для бизнеса. В частности, Яндекс разработал платформу Яндекс Авто, которая объединяет сервисы для водителей и встраивается в мультимедийные системы автомобилей. Появился сервис для совместной работы внутри организации — Яндекс Коннект.
  • 2016

    • Палех

      Представлен поисковый алгоритм, который ищет веб-страницы не по ключевым словам, а по смыслу. Он основан на нейросетях и предназначен для ответов на редкие и уникальные запросы. Они составляют около трети всего потока, образуя «длинный хвост» — как у жар-птицы, популярного сюжета палехской миниатюры. Поэтому и «Палех».
    • Яндекс Лицей

      В Калуге, Пензе, Саратове и Тамбове заработал Яндекс Лицей — для школьников 8–9 классов, которые хотят получить навыки программирования. Занятия проходят два раза в неделю, их ведут преподаватели местных школ и вузов. Проект реализуется совместно с региональными органами власти, которые занимаются образованием и сферой ИТ.
    • Дзен

      В Браузере и Yandex Launcher появилась лента персональных рекомендаций Яндекс Дзен. Она предлагает статьи, видео, картинки и другие материалы, которые могут понравиться пользователю. Дзен использует глобальный поисковый индекс Яндекса, а также ИИ — в частности, технологии компьютерного зрения и обработки естественного языка.
    • Издательство Яндекса

      Компания открыла просветительскую программу «Издательство Яндекса». Она создана для развития и поддержки образовательных интернет-проектов в области истории, литературы, языкознания, искусства и философии. Первой инициативой, получившей поддержку, стал проект Михаила Зыгаря «1917. Свободная история».
    • Здоровье и сервисы для бизнеса

      Запущено приложение для записи к врачу Яндекс Здоровье. Появились новые сервисы для бизнеса: Телефония и Аудитории. Первый позволяет обрабатывать звонки и сообщения клиентов, а второй — создавать аудиторные сегменты для показа рекламы. Корпоративных клиентов стал обслуживать также сервис Яндекс Такси.
  • 2015

    • Метеум

      Яндекс разработал собственную технологию прогноза погоды — Метеум. Она объединяет классические модели метеопрогнозирования и технологии машинного обучения и умеет давать локальные прогнозы: для конкретного района или даже дома. Использование машинного обучения позволяет существенно повысить точность прогноза.
    • Новые правила в Директе

      В Директе внедрён аукцион Викри-Кларка-Гровса. При новой модели цена клика растёт пропорционально трафику, и рекламодатели могут получать максимум кликов по оптимальной цене. Также изменено ранжирование объявлений внутри рекламных блоков — чтобы пользователи видели рекламу, которая хорошо решает их задачи.
    • Транспорт

      Вышел из беты Яндекс Транспорт — сервис, который показывает, где сейчас находится нужный автобус, троллейбус или трамвай и когда он приедет на остановку. Появились приложение для водителей Парковки и сервис Радио, где можно найти музыку разных жанров и эпох, под любое занятие и настроение.
    • Доставка

      Летом начал работу агрегатор логистических служб Яндекс Доставка. Он помогает интернет-магазинам доставлять товары из Москвы и Подмосковья в другие регионы. Осенью появился ещё один сервис для бизнеса — автоматическое информагентство, которое транслирует новости о пробках, погоде и поисковых интересах пользователей.
  • 2014

    • Фабрика данных

      Начала работать Yandex Data Factory. Это направление по работе с «большими данными». Услуги YDF рассчитаны на компании, которые нуждаются в обработке больших массивов информации. Технологии Яндекса — машинное обучение, распознавание образов и речи, нейронные сети, обработка естественного языка — позволяют решать такие задачи.
    • Факультет компьютерных наук

      Вместе с НИУ ВШЭ Яндекс открыл факультет компьютерных наук. Он готовит специалистов по двум направлениям — «Прикладная математика и информатика» и «Программная инженерия». Медалисты и победители олимпиад спешно несут туда документы. Такого наплыва олимпиадников не видывал ещё ни один факультет Вышки.
    • Мастер и Город

      Вышло новостное мобильное приложение, а также появились два новых сервиса — Яндекс Мастер и Яндекс Город. Мастер помогал находить специалистов для решения бытовых проблем, он закрылся через год после запуска. А в Городе люди искали и выбирали подходящие организации. Сервис просуществовал до 2016 года.
  • 2013

    • SpeechKit

      На конференции YaC-2013 Яндекс представил технологию распознавания речи SpeechKit и API для работы с ней. Технология будет использоваться в мобильных приложениях Яндекса и в продуктах сторонних разработчиков. А через год компания запустит облачный сервис распознавания речи и приложение Яндекс Диктовка.
    • Яндекс и ЦЕРН

      Яндекс стал ассоциированным членом CERN openlab. Работать с Центром ядерных исследований компания начала ещё пару лет назад. Яндекс предоставил физикам свои вычислительные ресурсы и технологии обработки данных, включая Матрикснет. В дальнейшем Яндекс и ШАД поучаствуют в нескольких экспериментах ЦЕРНа.
    • Яндекс Store

      Запущен Яндекс Store — магазин приложений для Android. Он позиционируется как международный и приглашает покупателей и разработчиков со всего мира. На старте в магазине более 5000 платных и бесплатных приложений, удобный поиск, защита от вирусов. Принимается оплата банковской картой, а в России — и через смс.
  • 2012

    • Яндекс Браузер

      Яндекс выпустил браузер собственной разработки. Это было важным событием для компании, потому что браузер — главное, что нужно для работы в сети. Первой вышла российская версия программы, затем появились версии для Украины, Казахстана, Беларуси и Турции.
    • Персональный поиск

      Яндекс научился учитывать личные интересы пользователя при выборе подсказок и формировании результатов поиска. При этом он опирался на свои знания о человеке — о чём он обычно спрашивает, на какие сайты переходит, нужны ли ему ответы на английском. Чем больше человек пользуется поиском, тем точнее ответы.
    • Аукцион для баннеров

      Яндекс запустил технологию Real Time Bidding. Это такой аукцион для медийной рекламы. В качестве продавцов выступают рекламные площадки, а в качестве покупателей — системы размещения рекламы, которые представляют интересы рекламодателей. Торги за рекламный показ занимают доли секунды — пока пользователь открывает веб-страницу.
    • Диск

      Открывается Яндекс.Диск — облачное хранилище данных. Как и положено облачным сервисам, Диск доступен на разных устройствах — компьютерах, ноутбуках, смартфонах. Пользователи бесплатно получают по 10 ГБ свободного пространства. Их можно тратить на что угодно: фотографии, тексты, музыку, видео.
    • Навигатор

      Ещё одно событие года — запуск Навигатора. В нём есть карты сотен городов, причём карты обновляемые. Работает маршрутизация с учётом пробок и голосовое сопровождение, и всё это совершенно бесплатно. Вообще год был богат на мобильные продукты: выходят приложения Музыка, Перевод, Директ и оболочка Яндекс Shell.
  • 2011

    • YNDX

      В мае Яндекс провел первичное размещение акций на нью-йоркской бирже NASDAQ. Акции продавались под тикером YNDX.
    • Турция

      Компания вышла за пределы постсоветского пространства. 20 сентября Яндекс открыл портал yandex.com.tr — в Турции. На нём представлены Поиск, Карты, Почта и другие сервисы для турецких пользователей.
    • Крипта

      Так Яндекс назвал свою новую технологию — она позволяет выделять разные группы пользователей на основе анализа их поведения в сети. Например, Крипта способна отличить взрослых домохозяек или подростков. Эта технология применяется в разработке новых продуктов для рекламодателей.
    • Яндекс Алгоритм

      Компания организовала чемпионат по спортивному программированию. Первый раз он получился камерным, но уже на следующий год вышел на международный уровень. В Яндекс Алгоритме 2013 года участвовали 3000 программистов из 84 стран, а финал прошёл во Владимирском дворце в Петербурге.
    • Перевод

      Запущен сервис Яндекс Перевод. Это статистический машинный перевод: он опирается не на правила и словари, а на статистику. В 2011 году на translate.yandex.ru можно было переводить тексты с английского или украинского на русский и наоборот, позже языковых пар стало гораздо больше.
    • Такси и новые приложения

      В этом году появилось несколько новых мобильных приложений — Поиск, Почта, Яндекс Деньги, Маркет. Все они вышли в дополнение к уже существующим веб-сервисам. Отдельная история — приложение Яндекс Такси. Это был изначально мобильный сервис. А веб-версия у него появилась на следующий год.
  • 2010

    • Yandex.by

      Открывается портал для Беларуси. Все его сервисы ориентированы на местную аудиторию, а поиск учитывает морфологию белорусского языка. В этом же году Яндекс открыл в Беларуси Центр обслуживания партнёров, чтобы белорусские сайты могли участвовать в РСЯ и получать вознаграждение в национальной валюте.
    • Антивирус

      У компании появилась собственная антивирусная технология. Она основана на поведенческом анализе и позволяет обнаруживать сайты с вирусами, которые ещё не попали в антивирусные базы. Технология стала применяться в поиске и других продуктах компании, а для сторонних разработчиков появился Safe Browsing API.
    • Яндекс Старт

      Запущена программа работы со стартапами — Яндекс Старт. Компания стала искать молодых талантливых ребят, у которых есть интересные идеи, и помогать им встать на ноги. Через несколько лет в рамках Яндекс Старта откроется мастерская для стартапов Tolstoy Startup Camp — она будет проходить несколько раз в год.
    • Yet another Conference

      В этом году Яндекс впервые провёл Yet another Conference, или просто YaC. Мероприятие несколько раз меняло формат и из камерной тусовки для IT-специалистов превратилось в большую технологическую конференцию. Сейчас YaC — это большой видеорассказ про продукты и технологии Яндекса.
  • 2009

    • Матрикснет

      Команда Яндекса разработала и внедрила новый метод машинного обучения — Матрикснет. Это был настоящий прорыв, потому что Матрикснет позволил резко улучшить качество поиска. Благодаря ему поисковая машина стала учитывать при ранжировании на порядок больше факторов и их комбинаций, чем раньше.
    • Игра в города

      Яндекс стал давать названия поисковым платформам — причём каждое следующее начиналась на последнюю букву предыдущего. В октябре вышел «Арзамас» — поиск, который учитывал регион пользователя в 19 крупных городах России. К концу декабря был готов «Снежинск», ему на смену пришёл «Краснодар», потом «Рейкьявик» и так далее.
    • Yandex.kz

      Яндекс начал работать в Казахстане. На yandex.kz были представлены все основные сервисы Яндекса — Почта, Карты, Авто, Расписания, Новости, Маркет. Поиск учитывал морфологию казахского языка и показывал в ответ на «локальные» запросы местные сайты. Язык общения с Яндексом пользователи могли выбирать сами.
    • Первый коммерческий офис

      Открывается первый региональный коммерческий офис — в Екатеринбурге. Позже такие офисы появятся и в других регионах страны. Это позволяло быть ближе к клиентам. Задача коммерческих офисов — помогать местным рекламодателям в работе с продуктами Яндекса.
  • 2008

    • Новый логотип

      Яндекс сменил логотип. В один прекрасный день, а именно 25 августа, вместо привычного «Яndex» пользователи увидели «Яндекс». Слово уже настолько вошло в русский язык, что продолжать писать его латиницей было как-то странно.
    • API Яндекс Карт

      Компания стала делиться Картами с владельцами сайтов. С помощью API Яндекс Карты можно встроить на любой ресурс. В дальнейшем Яндекс стал предлагать разработчикам и владельцам сайтов многие свои сервисы и технологии.
    • Расписания и Видео

      В этом году были запущены Яндекс Расписания и Яндекс Видео — они благополучно «полетели», то есть стали популярны у пользователей. Также появился сервис мгновенных сообщений Я Онлайн, который просуществовал до 2016 года.
  • 2007

    • Школа анализа данных

      Яндекс открыл Школу анализа данных — бесплатные двухгодичные курсы, которые готовят специалистов в области анализа данных и извлечения информации из интернета. Сначала Школа работала только в Москве, затем появились филиалы в Новосибирске, Екатеринбурге, Минске и Киеве (закрыт в 2017 году).
    • Метрика

      Сначала Метрика появилась в Директе — как инструмент, который помогает рекламодателям следить за эффективностью рекламы. Установив на сайт счётчик Метрики, можно было узнать глубину просмотра страниц, конверсию и стоимость привлечения клиента. Через год Метрика стала отдельным сервисом, доступным всем
    • Локальная сеть

      В 2007 году в регионах местный трафик был дешевле, чем федеральный. Поэтому Яндекс начал программу Локальная сеть: компания размещала в регионах своё оборудование и арендовала выделенные каналы, чтобы люди могли пользоваться сервисами Яндекса по местным тарифам.
    • Фотки и Я.ру

      Запущены два новых сервиса — хостинг блогов Я.ру, который просуществовал до 2014 года, и фотохостинг Яндекс Фотки, который в 2018 году переехал на Яндекс Диск. Вышло мобильное приложение Яндекс Карты — с поиском адресов, организаций и картой пробок. Появилась также pda-версия Яндекс Почты.
  • 2006

    • В Петербург

      В Петербурге открылся первый удалённый офис разработки. В дальнейшем офисы разработки стали появляться и в других городах — там, где удавалось найти талантливых разработчиков.
    • Пробки

      На Картах появились пробки, сначала — только в Москве и области. Красные линии — город стоит, жёлтые — есть затруднения, зелёный — дороги свободны. Данные Яндекс получал от агентства «Смилинк», которое потом стало частью компании. Позже карта пробок была запущена во всех городах России и Украины, в Минске и Стамбуле.
    • Исследования

      Сервисы Яндекса — постоянный источник данных об интернете и пользователях. В этом году Яндекс выпустил первое публичное исследование. Оно опиралось на данные сервиса Поиск по блогам и называлось «Блогосфера российского интернета». В дальнейшем исследования на самые разные темы стали выходить регулярно.
    • Яндекс Тариф

      Тариф — это программа по продвижению широкополосного интернета. Яндекс сделал сайт, где рассказывал пользователям о провайдерах, которые предлагали быстрый интернет по доступным ценам. За несколько месяцев к программе присоединилось больше ста провайдеров — многие пересмотрели условия и снизили цены.
  • 2005

    • За пределы России

      Первый шаг за пределы России — на Украину. Компания открыла представительство в Одессе и стала развивать сервисы для украинской аудитории. В этом же году был запущен yandex.ua.
    • РСЯ

      Начала работать Рекламная сеть Яндекса. Она объединила сайты, на которых показывались объявления Директа. Доходы от рекламы делились пополам: половина — Яндексу, половина — площадке.
    • Афиша, Лента и Словари

      В этом году было запущено три новых сервиса: Афиша, Лента и Словари. Афиша собирала информацию о городских событиях, на старте — в Москве и Петербурге. Лента — RSS-агрегатор, который просуществовал до 2013 года. Словари объединили материалы из двух ранее созданных сервисов: Энциклопедий и Яндекс Лингво.
  • 2004

    • Яндекс Карты

      Открылись Яндекс Карты. На тот момент сервис предлагал единую карту Европы и подробные схемы трёх городов — Москвы, Петербурга и Киева. На них можно было искать не только адреса, но и музеи, кинотеатры и другие объекты.
    • Поиск по блогам

      В период огромной популярности блогосферы Яндекс открыл Поиск по блогам и форумам. Он помогал узнать, что пишут люди по тому или иному поводу. Также можно было увидеть рейтинг популярных тем. Правда, через некоторое время он закрылся из-за накруток. В том или ином виде сервис продолжал работать до 2014 года.
    • Яндекс WiFi

      Яндекс занялся продвижением беспроводного доступа в сеть и вместе с провайдерами объявил программу Яндекс WiFi. Яндекс предоставлял информационную поддержку кафе и ресторанам, которые соглашалась завести у себя бесплатный WiFi. А провайдеры устанавливали им оборудование на льготных условиях.
  • 2003

    • Первые дивиденды

      Яндекс выплатил своим акционерам первые дивиденды — 100 000 долларов. Это было впервые не только в истории Яндекса, но и вообще в истории российского интернета.
    • Оплата по кликам

      В Яндекс Директе произошла важная вещь: сервис перешёл на аукционный принцип размещения рекламы и оплату по кликам. Теперь рекламодатели стали платить не за показ рекламы, а за посетителя — то есть за переход на сайт. Стоимость клика рекламодатель определял сам, как и положено на аукционе.
    • Спамооборона

      Яндекс запустил сервис Спамооборона — на основе собственной технологии защиты от почтового спама. Технология учитывала тысячи характеристик почтового сообщения и позволяла отсеивать спам-рассылки. Спамооборону могли использовать владельцы любых ящиков, не только на Яндексе.
  • 2002

    • Самоокупаемость

      Яндекс вышел на самоокупаемость. Вообще это событие было намечено на следующий год, но случилось ещё в августе 2002-го. Во многом это произошло благодаря росту контекстной рекламы. Рекламодатели увидели, что реклама в интернете работает.
    • Маркет, Картинки, Деньги

      Открылись Яндекс Картинки и Яндекс Маркет. На момент запуска в запасе Картинок — 12 млн изображений. На Маркете были представлены товары почти 150 интернет-магазинов: книги, фильмы, косметика, одежда, канцтовары и игрушки. Вместе с группой компаний PayCash Яндекс запустил платёжную систему Яндекс Деньги.
  • 2001

    • Яндекс Директ

      Компания запустила первую в рунете систему размещения контекстной рекламы — Яндекс Директ. Он позволяет напрямую, без посредников, публиковать на Яндексе свою рекламу. За первый год работы Директа так поступили больше 2500 рекламодателей.
    • Кубок по поиску в интернете

      Яндекс придумал Кубок по поиску в интернете. Участвовать в розыгрыше могли все желающие. Победителю полагался приз и звание «Человека, который нашёл всё». Эти соревнования стали очень популярны и просуществовали вплоть до 2008 года. По лицензии Яндекса подобные состязания проходили и в других странах.
    • Первое жильё

      Яндекс переехал в свой первый офис. Он находился в Вычислительном центре РАН — в зале, где когда-то стояла электронно-вычислительная машина БЭСМ, а потом — «Эльбрус». Теперь у Яндекса появился свой дом, своя служба эксплуатации и своя серверная. До сих пор серверы компании стояли у провайдера «МТУ-Информ».
    • Лингво и Энциклопедии

      Открылись два новых сервиса — lingvo.yandex.ru и Яндекс Энциклопедии. Потом они превратятся в один — Яндекс Словари. Этот сервис просуществует до 2016 года.
  • 2000

    • Компания «Яндекс»

      Зарегистрирована компания «Яндекс». Её учредителями стали акционеры CompTek. Более пяти миллионов долларов в компанию инвестировал фонд ru-Net Holdings — его доля составила почти 36%. В число акционеров вошли также менеджеры и ведущие разработчики поисковика. Генеральным директором стал Аркадий Волож.
    • Параллельный поиск

      Yandex.ru научился искать по специализированным массивам данных — параллельно с поиском по вебу. В 2000 году Яндекс искал по базам товаров и новостей. Позже параллельных поисков стало гораздо больше.
    • Почта и не только

      В этом же году Яндекс открыл сразу несколько новых сервисов — Каталог, Новости, Почту, хостинг сайтов, Закладки, Яндекс Товары (будущий Яндекс Маркет).
  • 1998

    • Первый контекстный баннер

      На yandex.ru появился контекстный баннер. Он гласил: «Ваша киска купила бы Cisco». Главное слово тут — «контекстный». Яндекс стал показывать рекламу, которая не просто не мешала, а наоборот — помогала найти то, что нужно. Именно контекстная реклама позже стала основной бизнес-моделью компании «Яндекс».
  • 1997

    • www.yandex.ru

      23 сентября была анонсирована поисковая машина Яndex-Web. Чтобы показать, как она работает с большим массивом информации, проиндексировали рунет. Тогда он состоял из 5 тысяч сайтов, на которых было размещено около 4 Гб текста. Люди подходили к демонстрационному компьютеру, пробовали задавать запросы и получали ответы. На тот момент Яндекс учитывал морфологию русского языка, расстояние между словами и умел ранжировать документы.
  • 1993

    • Слово «Яндекс»

      Его придумали Илья Сегалович и Аркадий Волож. В «Аркадии» запустили новую версию поисковой программы, и хотелось дать ей какое-то небанальное название. Илья выписывал на листочке слова, которые описывали бы суть программы. Поиски шли вокруг слов search и index. Так появилось Yandex — сокращённое от «yet another indexer» («ещё один индексатор»), а Аркадий предложил заменить первые две буквы на русскую «Я».
    • CompTek

      «Аркадия» вошла в состав компании CompTek, которая занималась поставками компьютеров и программного обеспечения. Через несколько лет CompTek стала учредителем другой компании — «Яндекс».
  • 1990

    • Первые шаги

      До появления сайта yandex.ru ещё несколько лет. А пока будущие создатели Яндекса работают над поисковыми технологиями в малом предприятии «Аркадия. Разумные проекты». Там они создали несколько информационно-поисковых программ — поиск по Библии, поиск по Классификатору товаров и услуг, поиск по Международному Классификатору изобретений. Последняя из программ даже неплохо продавалась.