Яндекс объявляет финансовые результаты за II квартал 2024 года

Яндекс (MOEX: YDEX), ведущая частная IT-компания, которая создаёт и развивает сервисы и технологии мирового уровня для пользователей и для бизнеса, объявляет неаудированные финансовые результаты за второй квартал 2024 года.

  • Выручка за II квартал составила 249,3 млрд рублей и выросла на 37% год к году.
  • Скорректированный показатель EBITDA составил 47,6 млрд рублей или 19,1% от выручки.
  • Яндекс прогнозирует рост выручки в 2024 году в пределах 38–40% год к году.
  • Скорректированный показатель EBITDA за 2024 год ожидается в пределах 170–175 млрд рублей.
  • Совет директоров рассмотрит вопрос о выплате первых дивидендов в размере 80 рублей на обыкновенную акцию.

Ключевые финансовые и операционные показатели за II квартал 2024 года1

Представленные результаты за три и шесть месяцев, закончившихся 30 июня 2024 и 2023 годов, включая исторические результаты в составе Yandex N.V., подготовлены в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

В миллионах рублей  

      Три месяца, 
закончившиеся 30 июня

      Шесть месяцев, 
закончившиеся 30 июня

 

 

2024

2023

Изменение

2024

2023

Изменение

 Выручка

249 315 

182 059 

37%

477 629 

344 958 

38%

 

Скорректированный показатель EBITDA

47 605 

30 546 

56%

85 206 

48 696 

75%

 

Рентабельность скорректированного показателя EBITDA, %

19,1%

16,8%

2,3 п. п.

17,8%

14,1%

3,7 п. п.

Результаты группы 
Яндекса

Скорректированный показатель EBITDA без учёта расходов по операционной аренде

52 123 

33 881 

54%

93 245 

55 345 

68%

 

Рентабельность скорректированного показателя EBITDA без учёта расходов по операционной аренде

20,9%

18,6%

2,3 п. п.

19,5%

16,0%

3,5 п.п.

 

Чистая прибыль/(убыток)

(31 754) 

22 465 

−241%

(11 679) 

34 669 

−134%

 Скорректированная чистая прибыль

22 697 

15 690 

45%

44 268 

23 547 

88%

 Доля компании на российском поисковом рынке, %

64,9%

63,6%

1,3 п. п.

64,7%

63,5%

1,2 п. п.

Поиск и портал

Выручка

103 401 

78 602 

32%

197 035 

146 328 

35%

 Скорректированный показатель EBITDA

52 378 

41 054 

28%

96 596 

75 814 

27%

 Рентабельность скорректированного показателя EBITDA, %

50,7%

52,2%

−1,5 п. п.

49,0%

51,8%

−2,8 п. п.

 Выручка

134 487 

94 611 

42%

256 604 

182 767 

40%

 

Валовая стоимость заказов райдтех-сервисов (GMV)2

350 871 

254 212 

38%

672 970 

478 946 

41%

Электронная коммерция, Райдтех и Доставка 

Товарооборот сервисов электронной коммерции (GMV)3

219 490 

143 496 

53%

418 473 

283 241 

48%

 

Валовая стоимость заказов Доставки и других O2O-сервисов (GMV)4

67 524 

40 976 

65%

127 780 

77 583 

65%

 Общий скорректированный показатель EBITDA

8 855 

(6 180) 

н/прим

11 718 

(17 114) 

н/прим

Плюс и развлекательные сервисы

Число подписчиков Яндекс Плюса, млн

33,7

23,5

43%

33,7

23,5

43%

Финансовый прогноз

В настоящее время мы ожидаем, что общая выручка группы в 2024 году вырастет год к году в диапазоне от 38 до 40%, а скорректированный показатель EBITDA составит от 170 до 175 млрд рублей.

Наш прогноз отражает текущую оценку, основанную на наблюдаемых в данный момент рыночных тенденциях, и может измениться в зависимости от ситуации на рынке и макроэкономической ситуации.

Предложение по выплате дивидендов

Принимая во внимание динамику финансовых результатов компании, потребность в инвестициях для обеспечения будущего роста и показатели долга, совет директоров Яндекса по предложению менеджмента рассмотрит вопрос о выплате первых дивидендов в размере 80 рублей на обыкновенную акцию. С учётом необходимых корпоративных процедур дивиденды, в случае положительного решения совета директоров и последующего одобрения собранием акционеров, будут выплачены не позднее конца октября 2024 года. Компания полагает, что в будущем сможет платить дивиденды на полугодовой основе при условии, что совет директоров сделает соответствующие рекомендации и решение об объявлении дивидендов будет принято общим собранием акционеров.

Онлайн-звонок

30 июля 2024 г. в 13:00 МСК менеджмент компании проведет онлайн-звонок, посвящённый финансовым результатам Яндекса за второй квартал 2024 года. Подключиться и задать вопросы можно, зарегистрировавшись по ссылке.

Корпоративная деятельность и события после отчётной даты

  • 15 июля компании МКПАО «Яндекс» и нидерландская компания Yandex N.V. сообщили, что завершили реструктуризацию бизнеса. Нидерландская компания полностью вышла из состава акционеров группы. До 31 июля 2024 года Yandex N.V. прекратит использовать бренды Яндекса.
  • МКПАО «Яндекс» — новая головная компания группы, её основной владелец — ЗПИФ «Консорциум.Первый».
  • 24 июля 2024 года, акции МКПАО «Яндекс» начали торговаться на Московской бирже под тикером YDEX.

Консолидированные результаты 

Обзор ключевых консолидированных финансовых показателей за три и шесть месяцев, закончившихся 30 июня 2024 и 2023 годов.

В миллионах рублей 

Три месяца, 
закончившиеся 30 июня

Шесть месяцев, 
закончившиеся 30 июня

 

2024

2023

Изменение

2024

2023

Изменение

Выручка

249 315 

182 059 

37%

477 629 

344 958 

38%

Операционная прибыль/(убыток)

(15 265) 

19 392 

н/прим

9 877 

27 157 

−64%

Скорректированный показатель EBITDA

47 605 

30 546 

56%

85 206 

48 696 

75%

Скорректированный показатель EBITDA без учёта расходов по операционной аренде

52 123 

33 881 

54%

93 245 

55 345 

68%

Чистая прибыль/(убыток)

(31 754) 

22 465 

н/прим

(11 679) 

34 669 

н/прим

Скорректированная чистая прибыль

22 697 

15 690 

45%

44 268 

23 547 

88%

Остаток денежных средств и денежных эквивалентов на 30 июня 2024 года:

  • 102,9 миллиарда рублей на консолидированной основе.

Численность сотрудников на 30 июня 2024 года:

  • Общая численность персонала (включая поддерживающие функции) составляет 84 936 человек — это на 26% больше, чем годом ранее.
  • Численность основного персонала составляет 26 701 человек, что на 16% больше, чем годом ранее. Рост обусловлен увеличением темпов найма в Поисковом портале, Облачных сервисах, а также в Плюсе и развлекательных сервисах.

Обзор выручки по сегментам

Поиск и портал

Сегмент Поиска и портала включает Поиск, Геосервисы, Браузер и ряд других сервисов Яндекса.

Ключевые операционные показатели:

  • Доля компании на российском поисковом рынке (включая поиск на мобильных устройствах) во втором квартале 2024 года составила в среднем 64,9% — на 1,3 п. п. выше, чем во втором квартале 2023 года, когда она составляла 63,6%. По сравнению с первым кварталом 2024 года (64,5%) доля выросла на 0,4 п. п. (по данным аналитического сервиса Яндекс Радар). 
  • В России доля поисковых запросов к Яндексу на устройствах на базе Android во втором квартале 2024 года составила 65,0% — на 1,6 п. п. выше в сравнении со вторым кварталом 2023 года, когда она составляла 63,4%. По сравнению с первым кварталом 2024 года (64,4%) доля выросла на 0,6 п. п. (по данным аналитического сервиса Яндекс Радар).
  • В России доля поисковых запросов к Яндексу на устройствах на базе iOS во втором квартале 2024 года составила 53,0% — на 3,3 п. п. выше в сравнении со вторым кварталом 2023 года, когда она составляла 49,7%. По сравнению с первым кварталом 2024 года (51,8%) доля выросла на 1,2 п. п. (по данным аналитического сервиса Яндекс Радар). 
  • Доля поисковых запросов с мобильных устройств во втором квартале 2024 года составила 73,1% от всех поисковых запросов к Яндексу. Трафик с мобильных устройств обеспечил 63,1% выручки от продажи рекламы на странице результатов поиска во втором квартале 2024 года.
В миллионах рублей 

Три месяца, закончившиеся 30 июня

Шесть месяцев, закончившиеся 30 июня

2024

2023

Изменение

2024

2023

Изменение

Выручка

103 401 

78 602 

32%

197 035 

146 328 

35%

Скорректированный показатель EBITDA

52 378 

41 054 

28%

96 596 

75 814 

27%

Рентабельность скорректированного показателя EBITDA

50,7%

52,2%

−1,5 п. п.

49,0%

51,8%

−2,8 п. п.

Во втором квартале 2024 года выручка в сегменте Поиска и портала выросла на 32% по сравнению с аналогичными показателями год назад. Этот рост в основном обусловлен ростом поисковой доли, расширением рекламного инвентаря, в том числе на мобильных платформах, и повышением эффективности рекламных форматов за счёт развития рекламных технологий.

Рентабельность скорректированного показателя EBITDA во втором квартале 2024 года составила 50,7%, тогда как во втором квартале 2023 года этот показатель составлял 52,2%. Динамика показателя год к году преимущественно связана с ростом расходов на персонал на фоне развития продуктов для малого и среднего бизнесов и усиления направления электронной коммерции, а также инвестициями в развитие продуктов и технологий, включая генеративные нейросети.

Электронная коммерция, Райдтех и Доставка

В сегмент Электронной коммерции, Райдтеха и Доставки входят транзакционные О2О-сервисы:

1. Райдтех включает сервис онлайн-заказа такси, сервис каршеринга Яндекс Драйв, сервис аренды самокатов, а также другие небольшие экспериментальные сервисы.

2. Электронная коммерция включает мультикатегорийную торговую платформу Яндекс Маркет, сервис гиперлокальной доставки продуктов и товаров Яндекс Лавка, а также сервисы доставки товаров из магазинов и заказов из ресторанов Яндекс Еда и Деливери.

3. Доставка и другие O2O-сервисы включают Яндекс Доставку — сервис доставки средней и последней мили, сервис для оплаты топлива на АЗС Яндекс Заправки, а также несколько небольших экспериментальных O2O-сервисов.

Ключевые операционные показатели:

  • Товарооборот в сервисах электронной коммерции (GMV) во втором квартале 2024 года вырос на 53% по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал прошлого года.
  • Валовая стоимость заказов (GMV) в сервисах Райдтеха выросла на 38% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Яндекс Маркет

  • Количество наименований товаров на Яндекс Маркете к концу второго квартала 2024 года достигло 108 миллионов, тогда как в конце второго квартала 2023 года это число составляло 53,2 миллиона.
  • Количество активных покупателей5 на Яндекс Маркете во втором квартале 2024 года выросло на 10% по сравнению с аналогичным показателем год назад и составило 18,2 миллиона. 
  • Количество активных продавцов6 на Яндекс Маркете к концу второго квартала 2024 года выросло на 31% по сравнению с аналогичным показателем год назад и составило 80,6 тысячи.
  • Доля товарооборота (GMV) сторонних продавцов на Яндекс Маркете (3P) во втором квартале 2024 года составила 93% и увеличилась по сравнению с аналогичным показателем год назад, когда она составляла 84%.
В миллионах рублей 

Три месяца, закончившиеся 30 июня

Шесть месяцев, закончившиеся 30 июня

 

2024

2023

Изменение

2024

2023

Изменение

Валовая стоимость заказов (GMV):

 

 

Райдтех

350 871 

254 212 

38%

672 970 

478 946 

41%

Сервисы электронной коммерции

219 490 

143 496 

53%

418 473 

283 241 

48%

Доставка и другие O2O-сервисы 

67 524 

40 976 

65%

127 780 

77 583 

65%

Выручка:

 

 

Райдтех

54 780 

38 162 

44%

101 796 

70 704 

44%

Сервисы электронной коммерции

70 393 

49 904 

41%

135 990 

99 905 

36%

Доставка и другие O2O-сервисы 

17 323 

10 909 

59%

34 113 

21 770 

57%

Внутрисегментные расчёты 7

(8 009) 

(4 364) 

84%

(15 295) 

(9 612) 

59%

Итого выручка

134 487 

94 611 

42%

256 604 

182 767 

40%

Скорректированный показатель EBITDA сегмента Электронной коммерции, Райдтеха и Доставки:

8 855 

(6 180) 

н/прим

11 718 

(17 114) 

н/прим

  • Валовая стоимость заказов (GMV) в направлении Райдтеха выросла во втором квартале 2024 года на 38% в годовом исчислении в результате роста спроса на услуги сервисов, а также роста чека на фоне ограниченного предложения и перетока заказов в повышенные классы.
  • Товарооборот сервисов электронной коммерции (GMV) во втором квартале 2024 года вырос на 53% год к году за счёт роста частоты заказов на пользователя.
  • Рост валовой стоимости заказов (GMV) Доставки и других O2O-сервисов во втором квартале 2024 года составил 65% в годовом исчислении.
  • Выручка в сегменте Электронной коммерции, Райдтеха и Доставки выросла на 42% в годовом исчислении, в основном за счёт сервисов Райдтеха и Электронной коммерции, где наибольший вклад в рост выручки внесла Яндекс Лавка, а следом за ней — Еда и Деливери. Совокупно выручка сервисов Электронной коммерции увеличилась на 41%. Снижение доли 1Р продаж Маркета продолжило оказывать негативный эффект на выручку, тогда как рост доли рекламной выручки положительно повлиял на динамику показателя. Выручка Доставки и других O2O-сервисов выросла на 59% в годовом исчислении, в основном за счёт роста Яндекс Доставки.
  • Прибыль по скорректированному показателю EBITDA сегмента Электронной коммерции, Райдтеха и Доставки во втором квартале 2024 года составила 8 855 миллиона рублей по сравнению с убытком по скорректированному показателю EBITDA в размере 6 180 миллионов рублей во втором квартале 2023 года. Улучшение показателя на 15 035 миллионов рублей год к году вызвано значительным улучшением экономики соответствующих сервисов.

Плюс и развлекательные сервисы

В сегмент Плюса и развлекательных сервисов входят единая подписка на сервисы Яндекса — Яндекс Плюс, Яндекс Музыка, Кинопоиск, Букмейт, а также Яндекс Афиша и продюсерский центр Плюс Студия.

Ключевые операционные показатели:

  • Число подписчиков Яндекс Плюса во втором квартале 2024 года достигло 33,7 миллиона, увеличившись на 43% по сравнению с аналогичным показателем на конец второго квартала 2023 года.
В миллионах рублей 

Три месяца, закончившиеся 30 июня

Шесть месяцев, закончившиеся 30 июня

 

2024

2023

Изменение

2024

2023

Изменение

Выручка

22 124 

15 503 

43%

42 655 

28 859 

48%

Скорректированный показатель EBITDA

285 

1 800 

−84%

(241) 

1 574 

−115%

Рентабельность скорректированного показателя EBITDA

1,3%

11,6%

−10,3 п. п.

−0,6%

5,5%

−6.1 п. п.

Выручка в сегменте Плюса и развлекательных сервисов во втором квартале 2024 года выросла на 43% по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал 2023 года. Рост в основном обусловлен увеличением доходов от продаж подписки Яндекс Плюс — 41% год к году — на фоне роста общего числа платящих подписчиков и увеличения проникновения дополнительных опций к подписке. На рост выручки также повлияла хорошая динамика других категорий выручки (включая лицензионную, выручку от продажи билетов и другие). 

Скорректированный показатель EBITDA во втором квартале 2024 года составил 0,3 млрд рублей, тогда как во втором квартале 2023 года он составлял 1,8 млрд рублей. Это связано с инвестициями в продвижение контента, увеличением расходов на персонал и маркетинг, а также прочими расходами, связанными с развитием дистрибуционных механик контентных сервисов.

Сервисы объявлений

Сегмент сервисов объявлений включает Авто.ру, Яндекс Недвижимость, Яндекс Аренду и Яндекс Путешествия. 

В миллионах рублей 

Три месяца, закончившиеся 30 июня

Шесть месяцев, закончившиеся 30 июня

 

2024

2023

Изменение

2024

2023

Изменение

Выручка

8 407 

5 573 

51%

15 310 

10 011 

53%

Скорректированный показатель EBITDA

(1 058) 

(46) 

н/прим

(1 462) 

(163) 

н/прим

Рентабельность скорректированного показателя EBITDA

−12,6%

−0,8%

−11,8 п. п.

−9,5%

−1,6%

−7,9 п. п.

Выручка в сегменте сервисов объявлений во втором квартале 2024 года выросла на 51% по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал 2023 года. Выручка увеличилась в первую очередь благодаря Яндекс Путешествиям — на фоне занятия лидирующего положения сервиса на рынке, — а также в связи с ростом показателей Авто.ру за счёт расширения базы дилеров и увеличения их активности как в новых автомобилях, так и в автомобилях с пробегом. На рост выручки также повлиял рост сервиса Яндекс Недвижимость в категории новостроек.

Убыток по скорректированному показателю EBITDA во втором квартале 2024 года составил 1 058 миллионов рублей. Сегмент продолжает инвестировать в развитие сервисов Яндекс Путешествий и Яндекс Недвижимости, а также бизнеса Авто.ру, который является прибыльным.

Прочие бизнес-юниты и инициативы

Категория Прочих бизнес-юнитов и инициатив включает направление автономных автомобилей (Yandex SDG), Облачные сервисы (Yandex Cloud и Яндекс 360), Яндекс Образование (Практикум и другие образовательные инициативы), Устройства и Алису, Финтех и другие экспериментальные продукты, а также общехозяйственные расходы, не относящиеся к сегментам напрямую.

В миллионах рублей 

Три месяца, закончившиеся 30 июня

Шесть месяцев, закончившиеся 30 июня

 

2024

2023

Изменение

2024

2023

Изменение

Выручка

21 922 

13 975 

57%

44 700 

27 465 

63%

Убыток по скорректированному показателю EBITDA

(14 050) 

(6 487) 

117%

(23 349) 

(12 097) 

93%

Рентабельность скорректированного показателя EBITDA

−64,1%

−46,4%

−17,7 п. п.

−52,2%

−44,0%

−8,2 п. п.

Межсегментные расчёты

Межсегментные расчёты выручки представляют собой элиминируемые обороты между операционными сегментами, включая доходы от рекламы и межсегментные доходы, связанные с выплатами за использование товарного знака и виртуальных серверов, а также с продажами устройств и другими операциями.

В миллионах рублей 

Три месяца, закончившиеся 30 июня

Шесть месяцев, закончившиеся 30 июня

 

2024

2023

Изменение

2024

2023

Изменение

Выручка:

 

 

Выручка по всем сегментам

290 341 

208 264 

39%

556 304 

395 430 

41%

Межсегментные расчёты

(41 026) 

(26 205) 

57%

(78 675) 

(50 472) 

56%

Итого выручка

249 315 

182 059 

37%

477 629 

344 958 

38%

Скорректированный показатель EBITDA:  
Скорректированный показатель EBITDA по всем сегментам

46 410 

30 141 

54%

83 262 

48 014 

73%

Межсегментные расчёты

1 195 

405 

195%

1 944 

682 

185%

Общий скорректированный показатель EBITDA

47 605 

30 546 

56%

85 206 

48 696 

75%

Межсегментные расчёты во втором квартале 2024 года увеличились на 57% по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал 2023 года. Это обусловлено с высокой скоростью роста межсервисных продуктов.

Полная версия пресс-релиза

---------------------------------------------------

1 Следующие показатели не являются финансовыми показателями по МСФО: скорректированный показатель EBITDA, его рентабельность и скорректированная чистая прибыль, а также скорректированный показатель EBITDA без учета расходов по операционной аренде и его рентабельность. Подробное описание их расчётов приводится в разделе «Использование показателей, не являющихся финансовыми показателями по МСФО».

2 Валовая стоимость заказов райдтех-сервисов (GMV) — общая сумма, уплаченная клиентами за услуги сервисов онлайн-заказа такси, каршеринга и аренды самокатов, заказанные на платформе Яндекса, включая НДС.

3 Товарооборот сервисов электронной коммерции (GMV) — совокупная стоимость всех проданных, доставленных и оплаченных товаров на платформах Яндекс Маркет и Яндекс Лавка, а также совокупная стоимость заказов, доставленных сервисами Яндекс Еда и Деливери (доставка продуктов из магазинов и готовой еды из ресторанов), включая НДС.

Валовая стоимость заказов (GMV) Доставки и прочих O2O-сервисов (online-to-offline) включает в себя совокупную сумму платежей пользователей и бизнесов-партнёров за услуги сервисов Доставка и Заправки, а также платежи по некоторым другим небольшим экспериментальным O2O-сервисам, включая НДС.

Активный покупатель  покупатель, совершивший не менее одной покупки в течение 12 месяцев до отчётной даты.

Активный продавец  продавец, совершивший не менее одной продажи в течение одного месяца до отчётной даты.

Внутрисегментные расчёты выручки в сегменте Электронной коммерции, Райдтеха и Доставки представляют собой элиминируемые обороты выручки между сервисами и направлениями внутри этого сегмента. Динамика этого показателя по сравнению с прошлым годом связана в основном с ростом межсервисных синергетических эффектов: за прошедший год вырос объём заказов в сервисах электронной коммерции и доставки из ресторанов, выполненных логистическим сервисом Яндекса — Яндекс Доставкой.

Теги

Контакты

Пресс-служба компании «Яндекс»
Тел.: +7 495 739-70-00
Электронная почта: pr@yandex-team.ru

Поделиться

Карьера в Яндексе — создавайте с нами сервисы, которыми пользуются миллионы