Электронные платежи в Рунете: магазины

Этот информационный бюллетень посвящён особенностям электронных платежей за различные товары и услуги. Исследование написано на основе данных системы Яндекс.Деньги и отражает характерные черты платежей в этой системе. Данные других платёжных систем могут отличаться.
Платежи в магазины составляют самую значительную часть оборота системы Яндекс.Деньги. Другие операции, например пополнение кошельков или вывод неиспользованных средств, в данном исследовании не рассматриваются. Под магазинами подразумеваются любые продавцы любых товаров и услуг, в том числе провайдеры интернета, операторы сотовой связи и т.д. На осень 2009 Яндекс.Деньги принимаются в нескольких тысячах магазинов — эти магазины предлагают все типы товаров и услуг, доступных в интернете.
Анализируемая статистика охватывает период с лета 2007 года по лето 2009 года.

Содержание

  1. Активность пользователей
  2. Товары и услуги
  3. Сезонные и недельные колебания платежей в системе Яндекс. Деньги

Активность пользователей

По данным на сентябрь 2009 года, пользователи платёжной системы Яндекс.Деньги ежедневно совершают более 54 тысяч операций.
На активность пользователей в системе Яндекс.Деньги финансовый кризис заметного влияния не оказал. С лета 2008 по лето 2009 они совершили более 16 миллионов различных операций — в 1,7 раза больше, чем за предыдущий год. Более четверти владельцев активных кошельков1 совершали те или иные транзакции раз в месяц или чаще. Суммарный оборот системы за тот же период вырос в 1,5 раза.
Число зарегистрированных электронных кошельков также продолжает расти, причём этот рост экспоненциальный (рис. 1). В сентябре 2009 года каждый будний день появлялось в среднем 5,6 тысячи новых кошельков.
Рис. 1. Число кошельков в системе Яндекс.Деньги
По данным системы Яндекс.Деньги, октябрь 2009
1
Активные кошельки — те, которые совершили за год хотя бы один платёж.

Товары и услуги

Электронными деньгами сейчас можно расплатиться за самые разные товары и услуги, и их список постоянно пополняется. Например, за электронные деньги теперь можно покупать авиабилеты. Появляются и совсем новые типы товаров и услуг — например, виртуальные подарки в социальных сетях.
В интернете продают больше услуг, чем товаров, и, соответственно, их больше покупают и оплачивают электронными деньгами (рис. 2). Другая причина меньшего количества электронных платежей за товары в том, что за большинство товаров люди привыкли платить наличными непосредственно при получении.
Средний платёж за товары больше, чем за услуги — около 765 и 530 рублей соответственно.
Рис. 2. Соотношение количества и объёмов платежей за товары и услуги
По данным системы Яндекс.Деньги, июль 2008 — июнь 2009
Товары и услуги, за которые можно заплатить электронными деньгами:
Товары: программное обеспечение, книги, фильмы, музыка (всё это как на материальных носителях, так и в цифровом виде), техника, цветы, одежда, парфюмерия и т.д.
Услуги: сотовая связь, интернет, IP-телефония, цифровое телевидение, реклама2, хостинг, коммунальные услуги, услуги по перевозке (билеты), всевозможные онлайн-сервисы (игры, службы знакомств, социальные сети) и т.д.
2
В основном Яндекс.Деньгами оплачивают контекстную рекламу.

Сезонные и недельные колебания платежей в системе Яндекс. Деньги

Сезонные колебания платежей

Сильнее всего подвержены сезонным колебаниям платежи за билеты — люди склонны к путешествиям летом и на новогодние каникулы. Кроме того, на покупку авиабилетов сильно влияют распродажи и связанные с ними активные рекламные кампании (рис. 3).
Рис. 3. Динамика платежей за билеты
По данным системы Яндекс.Деньги, август 2009

Колебания платежей по дням недели

По будням пользователи Яндекс.Денег совершают в среднем в 1,3 раза больше платежей, чем по выходным (рис. 4).
Рис. 4. Распределение платежей по дням недели
По данным системы Яндекс.Деньги, июль 2009
Контекстная реклама и хостинг — услуги буднего дня. Они связаны с работой, и вебмастера, которые за них платят, в выходные предпочитают отдыхать. За рекламу по будням платят в 2,4 раза чаще, чем по выходным, за хостинг — в 1,7 раза.
Меньше всего от дня недели зависит количество платежей за онлайн-игры и услуги в социальных сетях и службах знакомств.
Геймеры больше всего платят по пятницам — чтобы поиграть на выходных.
Вебмастера отличаются от геймеров не только платёжной активностью в течение недели, но даже способами пополнения кошельков: вебмастера предпочитают банки и карты предоплаты, а геймеры — терминалы. Связано это с тем, что на рекламу тратится больше денег, чем на игры, поэтому для вебмастеров важно, что через банки и карты предоплаты можно положить деньги в кошелёк без комиссии. Для геймеров гораздо важнее, чтобы можно было заплатить за игру по пути домой — в первом встретившемся терминале.

Категории товаров и услуг

Услуги, за которые платят чаще всего

По числу платежей, как и в 2007 году, лидирует сотовая связь — за неё платит каждый второй пользователь Яндекс.Денег. Средний платёж за сотовую связь в прошедшем году составил 180 рублей.
35 % пользователей, плативших с лета 2008 по лето 2009 за сотовую связь, платили более чем одному оператору. Скорее всего, это люди, которые платят не только за себя, но и за своих родственников и знакомых. Для сравнения: двум и более провайдерам интернета за тот же период платили всего 14 % пользователей, плативших за интернет.
Рис. 5. Доли пользователей, которые платили крупнейшим операторам сотовой связи
и провайдерам интернета, от общего числа плативших за сотовую связь и за интернет
По данным системы Яндекс.Деньги, июль 2008 — июнь 2009

Товары, за которые платят чаще всего

Самые популярные товары — это программное обеспечение, книги и музыка.
Треть платежей за товары — оплата книг и музыки (как на материальных носителях, так и в электронном виде). За книги и музыку на электронных и материальных носителях платит примерно одинаковое число пользователей, но за электронные издания платят в два раза чаще. Средний платёж за электронные книги в 8 раз меньше, чем за бумажные — 170 и 1350 рублей соответственно.
Ещё треть платежей в этой категории — за программное обеспечение. Однако программы не являются основной статьёй расходов даже для постоянных покупателей3 — в среднем каждый из них совершает за программы только один платёж из десяти.
3
Пользователей, которые совершили более одного платежа за программное обеспечение.

Самые постоянные платежи

Самые постоянные платежи в системе Яндекс.Деньги — за контекстную рекламу. Среди них 95 % — повторные, то есть от пользователей, которые уже платили за рекламу раньше. Каждый покупатель контекстной рекламы платит за неё в среднем 17 раз в год.

Самые крупные и самые мелкие платежи

Самый крупный средний платёж с лета 2008 по лето 2009 — за авиабилеты, почти 7000 рублей. Платежи за железнодорожные билеты меньше — в среднем 1950 рублей.
Две самые дорогие категории товаров, по данным за тот же период, — техника и цветы. С лета 2007 средний платёж за технику вырос от 5 000 до 6 250 рублей. А вот типичный букет, напротив, подешевел — теперь пользователи Яндекс.Денег покупают цветы в среднем за 3 500 рублей, а не за 4 000.
И технику, и цветы нечасто покупают за электронные деньги — платежи за них составляют всего 2 % от платежей за товары. Почти три четверти покупателей, оплативших эти товары Яндекс.Деньгами, делали это только один раз в жизни.
Самые маленькие из всех платежей в системе Яндекс.Деньги — платежи за услуги в социальных сетях и службах знакомств. В среднем они составляют около 100 рублей.

Самые активные плательщики

Наибольшую активность с лета 2008 по лето 2009 проявляли те пользователи Яндекс.Денег, которые платят за коммунальные услуги.4 В среднем они совершают около 70 платежей в год.
Средний платёж за коммунальные услуги составляет 870 рублей, но чаще всего встречаются суммы размером около 400 рублей.
4
Пользователи, которые совершили более одного платежа за ЖКХ.
Самая замкнутая группа пользователей — геймеры5. За игры они платят в два раза чаще, чем во все другие магазины вместе взятые. Привыкают они не столько к играм вообще, сколько к какой-то конкретной игре: 80% геймеров в течение года платят только за одну игру.
Игры, за которые можно заплатить Яндекс.Деньгами, делятся на два типа – условно-бесплатные и игры с абонентской платой6. Средний платёж за условно-бесплатные игры и за игры с абонентской платой в июле 2009 был примерно одинаковый — 470 и 500 рублей соответственно. Однако условно-бесплатные игры в целом обходятся примерно в два раза дороже, чем платные — за них платят чаще.
5Пользователи, которые совершили более одного платежа за игры.
6В платных играх пользователь должен купить доступ на игровой сервер. В условно-бесплатные можно играть, не платя ничего, а можно приобретать всевозможные аксессуары — например, Ушки Кролика или Упаковку Благословенных Зарядов Духа Зверя.

Основные цифры и факты

По данным на сентябрь 2009 года, пользователи платёжной системы Яндекс.Деньги ежедневно совершают более 54 тысяч операций.
В сентябре 2009 в системе Яндекс.Деньги каждый рабочий день появлялось в среднем 5,6 тысячи новых кошельков.
Растёт не только абсолютное число кошельков, но и их активность. Всего с лета 2008 по лето 2009 пользователи Яндекс.Денег совершили более 16 миллионов различных операций — в 1,7 раза больше, чем в предыдущий год.
Электронными деньгами гораздо активнее оплачивают услуги, чем товары. Товары составляют всего 3 % от числа платежей и 4 % от оборота. Как и в 2007 году, средний платёж за товары больше, чем за услуги — около 765 и 530 рублей соответственно.
По будням пользователи Яндекс.Денег совершают в среднем в 1,3 раза больше платежей, чем по выходным. За рекламу и хостинг чаще сред- него платят по будням, а за онлайн-игры, социальные сети и службы знакомств — по выходным.
Самая популярная среди пользователей услуга — сотовая связь, с лета 2008 по лето 2009 хотя бы раз за неё заплатил каждый второй пользователь системы Яндекс.Деньги. Среди товаров лидируют программное обеспечение, книги и музыка. За товары каждой из этих категорий платят более 30 % покупателей товаров.
В среднем, самые крупные платежи — за авиабилеты, а самые маленькие — за услуги в социальных сетях.
Среди пользователей, которые с лета 2008 по лето 2009 платили за услуги сотовой связи, 35 % платили двум разным операторам. Среди пользователей, плативших в этот же период за интернет, более чем одному провайдеру платили только 14 % пользователей.
Условно-бесплатные игры (в которых сама игра бесплатна, но можно покупать за деньги разные вещи) в целом обходятся пользователям примерно в два раза дороже, чем платные.
 

Рекордные показатели по категориям товаров и услуг

Показатель
Категория товаров и услуг
Самое большое количество платежей и плательщиков
Сотовая связь
Самый большой средний платёж
Авиабилеты
Самый маленький средний платёж
Социальные сервисы и электронные издания
Самые часто повторяющиеся платежи
Контекстная реклама
Самые редко повторяющиеся платежи
Программное обеспечение
Категория с самыми активными покупателями (которые совершают больше всего платежей в системе Яндекс.Деньги)
Коммунальные услуги
Категория с самыми замкнутыми покупателями (которые реже всего платят в другие сегменты)
Онлайн-игры
Услуги буднего дня
Контекстная реклама и хостинг
Услуги выходного дня
Онлайн-игры, социальные сети и службы знакомств
Больше всего подвержены сезонным колебаниям
Авиа- и железнодорожные билеты