Автомобильные пробки в Екатеринбурге

Зима 2010
Этот информационный бюллетень посвящен загруженности дорог в Екатеринбурге в период с января 2009 по февраль 2010. Все данные получены от сервиса Яндекс.Пробки.

Содержание

Общая ситуация на дорогах

По данным сервиса Яндекс.Пробки, зима 2009—2010 стала для автомобилистов Екатеринбурга самым тяжелым временем за всю историю наблюдений.
В декабре 2009—январе 20101 средняя загруженность дорог в утренний час пик (в 9 часов утра) превысила 6 баллов. Если выстроить на шоссе все машины, которые в 9 утра среднего рабочего дня стояли в пробках, его длина составит 83 км — как непрерывная пробка от Екатеринбурга до Верхнего Тагила.
По вечерам (с 18 до 19 часов) пробок было ещё больше: средний балл вечернего часа пик в декабре достиг 7,5 — то есть каждый автомобилист тратил на дорогу с работы как минимум в два раза больше времени, чем если бы он ехал по свободным улицам.
1
Без учёта новогодних каникул.
Как измеряется загруженность дорог
Для оценки ситуации на улицах города Яндекс.Пробки измеряют, насколько дорожные затруднения и пробки замедляют движение. Алгоритм Яндекс.Пробок автоматически рассчитывает, сколько времени при текущей загруженности дорог понадобится, чтобы проехать по одному из заранее заданных маршрутов, и сравнивает это время с тем, которое уходит на ту же поездку, но по свободным улицам. Всего для оценки загруженности в Екатеринбурге составлено несколько десятков маршрутов, проходящих по основным магистралям города.
Загруженность измеряется в баллах. Баллы соответствуют потерянному времени — тому дополнительному времени, которое автомобилисты проводят в пробках. Например, загруженность 5 баллов означает, что на дорогу придется потратить примерно в полтора раза больше времени, чем при свободных улицах.

Пробки за год

Средняя загруженность2дорог Екатеринбурга зимой 2009—2010 по рабочим дням превысила 3,5 балла — это на 1,5 балла больше, чем прошлой. Видимо, основная причина этого — не увеличение количества машин на улицах, а погода. Зимой 2009—2010 было много сильных снегопадов, и каждый раз загруженность дорог резко возрастала — до 5—6 баллов.
Наиболее свободно в городе было по праздникам, во время проведения саммита Шанхайской организации сотрудничества, а еще — в дни сильных морозов в середине декабря, когда у многих не завелись машины и им пришлось воспользоваться общественным транспортом.
Рис. 1. Средняя загруженность Екатеринбурга с января 2009 по февраль 20103

По данным сервиса Яндекс.Пробки, 2009—2010
Самым спокойным месяцем 2009 года был февраль. Средняя загруженность улиц в будние дни этого месяца составляла 2,4 балла — в полтора раза меньше, чем в декабре, и даже немного меньше, чем летом. В феврале 2010 пробок было уже гораздо больше — загруженность составила в среднем 3,5 балла.
2
Здесь и далее средняя загруженность рассчитывается за период с 7 до 22 часов.
3
На графике показан средний балл по дням года, кроме суббот и воскресений.
Табл. 1. Рейтинг месяцев 2009 года по загруженности дорог
Месяц
Средняя загруженность рабочих дней в баллах
Декабрь
4,0
Октябрь
3,4
Ноябрь
3,3
Сентябрь
3,2
Апрель
2,9
Июнь
2,9
Июль
2,8
Март
2,8
Январь
2,7
Май
2,6
Август
2,6
Февраль
2,4
По данным сервиса Яндекс.Пробки, 2009

Пробки в течение недели

С января по ноябрь 2009 года, также как и в первой половине 2008 года4, самым спокойным будним днем в Екатеринбурге был понедельник. В начале зимы 2010 ситуация на дорогах сильно ухудшилась, и самым спокойным днем стал четверг. Когда в феврале 2010 ситуация начала возвращаться в нормальную колею, понедельник снова стал самым спокойным из рабочих дней.
4
См. исследование Яндекса
«Автомобильные пробки. Лето 2008» (pdf)
Рис. 2. Средняя загруженность дорог по дням недели

По данным сервиса Яндекс.Пробки, 2009–2010
В декабре и январе в Екатеринбурге появились заметные затруднения и по субботам — с 14 до 17 часов загруженность дорог превышала 3 балла.

Загруженность Екатеринбурга по сравнению с другими городами

Алгоритмы расчета загруженности дорог во всех городах одинаковые, но устройство шкалы баллов — разное. Оно зависит от общей ситуации на дорогах, к которой привыкли автомобилисты. Например, в Екатеринбурге потратить на дорогу вместо одного часа полтора — довольно частая ситуация, она оценивается в 5 баллов. В Москве такое же замедление будет соответствовать всего 4 баллам, а в Санкт-Петербурге — 6.
Загруженность дорог в разных городах по ощущениям автомобилиста из Екатеринбурга (по екатеринбургской шкале баллов) показана на рисунке 3. В вечерний час пик пробки в Екатеринбурге сравнимы с киевскими и не очень сильно уступают московским. По утрам в столице Урала пока относительно свободно.
Рис. 3. Средний балл пробок улиц Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Киева в будние дни по екатеринбургской шкале баллов

По данным сервиса Яндекс.Пробки, октябрь—декабрь 2009

Основные цифры и факты

По данным сервиса Яндекс.Пробки, зима 2009—2010 стала для автомобилистов Екатеринбурга самым тяжелым временем за всю историю наблюдений.
Средняя загруженность дорог в декабре 2009—январе 2010 в утренний час пик (в 9 утра) превысила 6 баллов, а в вечерний (с 18 до 19 часов) — достигла 7,5 баллов. То есть каждый автомобилист тратил на дорогу с работы как минимум в два раза больше времени, чем если бы он ехал по свободным улицам.
Средняя загруженность дорог Екатеринбурга зимой 2009—2010 по рабочим дням превысила 3,5 балла — это на 1,5 балла больше, чем прошлой. Видимо, основная причина этого — не увеличение количества машин на улицах, а погода. Все самые большие пробки были вызваны сильными снегопадами.
Наиболее свободно в городе было в дни праздников, а также во время сильных морозов — когда многим автомобилистам пришлось воспользоваться общественным транспортом.
В вечерний час пик пробки в Екатеринбурге сравнимы с киевскими и не очень сильно уступают московским. По утрам в столице Урала пока относительно свободно.