Развитие интернета в регионах России

Очередной выпуск информационного бюллетеня об интернете в регионах России. Развитие интернета в каждом федеральном округе оценивалось по одинаковому набору параметров, характеризующих доступность интернета и активность пользователей.
В исследовании использованы данные Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), сервисов Яндекс.Новости и Яндекс.Каталог, исследовательской группы TNS и компании RU-Center.

Содержание


Скачать PDF-версию
(0,7 Мб, 16 стр.)

Введение

По данным ФОМ на осень 2010 года, месячная аудитория1интернета в России составляет 46,5 млн человек старше 18 лет, это около 40% населения России этой возрастной группы. Рост аудитории в этом году немного замедлился и составил 18% (за 2009 год этот показатель вырос больше чем на 20%).
По итогам 2010 года 84% российских пользователей интернета имеют возможность выходить в интернет из дома (годом ранее — 79%). Продолжается изменение состава аудитории — за последний год доля пользователей, которые выходят в интернет каждый день, выросла на 10 процентных пунктов. Доля людей, которые выходят в сеть эпизодически — каждую неделю или месяц — продолжает снижаться.
Рис.1. Вовлеченность российской аудитории интернета, %
Как и несколько предыдущих лет, аудитория интернета в этом году росла в основном за счёт регионов — более 90% новых пользователей живут за пределами двух столиц. Только за последний год аудитория интернета в регионах увеличилась на 5,8 млн человек.
Рис.2. Распределение новых пользователей интернета по населенным пунктам
Хотя проникновение интернета быстро растет даже в сёлах и небольших городах, регионы всё ещё серьезно уступают столицам. В Москве и Санкт-Петербурге проникновение интернета примерно в полтора раза выше, чем в остальных городах, и в три раза выше, чем в сёлах.
Согласно прогнозу ФОМ, если условия распространения услуг доступа к сети сохранятся, то к осени 2014 года разрыв между Россией (без учета столицы) и Москвой сократится в три раза, с 26% до 8%.
В 2010 году началась свободная регистрация доменных имен в зоне .РФ. К апрелю 2011 года в новой зоне было зарегистрировано около 800 тысяч доменов — всего в четыре раза меньше, чем в зоне .RU.
Рис. 3. Прогноз: проникновение интернета в России (без учета столицы) и Москве, %
1
Месячную, недельную или суточную аудиторию интернета составляют люди, которые пользовались им хотя бы раз в месяц, неделю или сутки соответственно. В исследовании используются данные о месячной аудитории среди населения старше 18 лет.

Характеристики регионов

Уровень развития интернета в регионах оценивался по двум группам показателей. Параметры первого типа характеризуют распространение интернета, второго — активность пользователей.
Показатели были рассчитаны отдельно для Москвы и Санкт-Петербурга, для семи федеральных округов России и для России в целом (без учёта Москвы и Санкт-Петербурга, но с учётом соответствующих областей). Южный федеральный округ оценивался вместе с Северо-Кавказским.
 

Распространение интернета

Проникновение интернета — отношение месячной аудитории интернета в регионе к населению региона (среди жителей в возрасте от 18 лет и старше, по данным ФОМ на ноябрь 2010 года).
Стоимость доступа в интернет — средняя стоимость доступа в интернет на скорости 1024 Кбит/с (по данным региональных провайдеров, на март 2011 года). Для каждого региона была рассчитана средняя стоимость доступа в интернет на основе тарифов в шести городах округа.
Число доменов на тысячу пользователей — отношение числа доменных имен второго уровня в зонах .RU и .РФ, зарегистрированных пользователями региона, к месячной аудитории региона (по данным RU-Center на декабрь 2010 года).
 

Активность пользователей

Активность интернет-СМИ — отношение ежедневного числа сообщений, поступающих от всех СМИ региона, к общему числу СМИ данного региона (по данным Яндекс.Новостей на март 2011 года).
Развитие региональных ресурсов2 — увеличение количества сайтов из региона в Яндекс.Каталоге, в процентах (по данным Яндекс.Каталога на март 2010 и 2011 годов).
 
Сайты бизнес-тематики — отношение количества сайтов бизнес-тематики из региона в Яндекс.Каталоге к общему числу сайтов в каталоге из этого региона (по данным Яндекс.Каталога на март 2011 года).
Охват социальных сетей — отношение совокупной месячной аудитории трёх самых крупных социальных сетей («В контакте», «Одноклассники» и «Мой Мир») в регионе к месячной аудитории интернета в регионе (по данным TNS на ноябрь 2010 года).
2
В Яндекс.Каталог отбираются не все сайты, а только те, которые удовлетворяют определенным условиям — единым для всех регионов. Так что этот и следующий показатели характеризуют число и распределение по рубрикам качественных сайтов в разных регионах России.

Центральный федеральный округ (без учёта Москвы, но с учётом Московской области)

Округ продолжает лидировать по количеству доменов на 1000 пользователей, несмотря на то, что в этом году жители ЦФО (без учета Москвы) регистрировали доменные имена не так интенсивно, как в прошлом.
 
Распространение интернета
Разница между показателями в 2009 и 2010 году, %
Проникновение интернета, %
+18,8
Стоимость доступа в интернет, рублей в месяц
-61
Число доменов на 1000 пользователей
-7*
Активность пользователей
Активность СМИ, сообщений на издание в день
+14,3
Развитие региональных ресурсов,%
Сайты бизнес-тематики,%
Охват социальных сетей,%
*
Для расчета изменения показателя по отношению к прошлогоднему значению
использовалось только количество доменов в зоне .RU.

Северо-Западный федеральный округ (без учёта Санкт-Петербурга, но с учетом Ленинградской области)

Северо-Западный округ (без учёта Санкт-Петербурга) закрепился на первом месте по проникновению интернета, продемонстрировав, как и в 2009 году, самые высокие темпы роста этого показателя.
Распространение интернета
Разница между показателями в 2009 и 2010 году, %
Проникновение интернета, %
+28,9
Стоимость доступа в интернет, рублей в месяц
-38
Число доменов на 1000 пользователей
+43,5*
Активность пользователей
Активность СМИ, сообщений на издание в день
+19,5
Развитие региональных ресурсов,%
Сайты бизнес-тематики,%
Охват социальных сетей,%
*
Для расчета изменения показателя по отношению к прошлогоднему значению
использовалось только количество доменов в зоне .RU.

Южный федеральный округ (вместе c Северо-Кавказским федеральным округом)

Пользователи ЮФО в 2010 году зарегистрировали меньше всего доменов.
Распространение интернета
Разница между показателями в 2009 и 2010 году, %
Проникновение интернета, %
+17,2
Стоимость доступа в интернет, рублей в месяц
-62
Число доменов на 1000 пользователей
0*
Активность пользователей
Активность СМИ, сообщений на издание в день
-16,1
Развитие региональных ресурсов,%
Сайты бизнес-тематики,%
Охват социальных сетей,%
*
Для расчета изменения показателя по отношению к прошлогоднему значению
использовалось только количество доменов в зоне .RU.

Приволжский федеральный округ

Пользователи ПФО больше других посещают социальные сети. В округе самые высокие темпы развития региональных интернет-ресурсов.
Распространение интернета
Разница между показателями в 2009 и 2010 году, %
Проникновение интернета, %
+24,1
Стоимость доступа в интернет, рублей в месяц
-43
Число доменов на 1000 пользователей
+25*
Активность пользователей
Активность СМИ, сообщений на издание в день
+21,2
Развитие региональных ресурсов,%
Сайты бизнес-тематики,%
Охват социальных сетей,%
*
Для расчета изменения показателя по отношению к прошлогоднему значению
использовалось только количество доменов в зоне .RU.

Уральский федеральный округ

УрФО — единственный округ, в котором в категорию «Бизнес» Яндекс.Каталога попало больше половины сайтов.
Распространение интернета
Разница между показателями в 2009 и 2010 году, %
Проникновение интернета, %
+25,8
Стоимость доступа в интернет, рублей в месяц
-48
Число доменов на 1000 пользователей
+3*
Активность пользователей
Активность СМИ, сообщений на издание в день
+14,6
Развитие региональных ресурсов,%
Сайты бизнес-тематики,%
Охват социальных сетей,%
*
Для расчета изменения показателя по отношению к прошлогоднему значению
использовалось только количество доменов в зоне .RU.

Сибирский федеральный округ

В прошедшем году СМИ округа продемонстрировали самый высокий рост активности, что позволило СФО подняться по этому показателю с пятого места на третье.
Распространение интернета
Разница между показателями в 2009 и 2010 году, %
Проникновение интернета, %
+25
Стоимость доступа в интернет, рублей в месяц
-45
Число доменов на 1000 пользователей
+12*
Активность пользователей
Активность СМИ, сообщений на издание в день
+36,6
Развитие региональных ресурсов,%
Сайты бизнес-тематики,%
Охват социальных сетей,%
*
Для расчета изменения показателя по отношению к прошлогоднему значению
использовалось только количество доменов в зоне .RU.

Дальневосточный федеральный округ

В прошедшем году жители ДФО активнее всех регистрировали доменные имена в зоне .RU – их количество в округе выросло в два раза. Количество интернет-ресурсов в ДФО увеличилось незначительно.
Распространение интернета
Разница между показателями в 2009 и 2010 году, %
Проникновение интернета, %
+5,7
Стоимость доступа в интернет, рублей в месяц
-36
Число доменов на 1000 пользователей
+100*
Активность пользователей
Активность СМИ, сообщений на издание в день
+21,1
Развитие региональных ресурсов,%
Сайты бизнес-тематики,%
Охват социальных сетей,%
*
Для расчета изменения показателя по отношению к прошлогоднему значению
использовалось только количество доменов в зоне .RU.

Москва и Санкт-Петербург

Низкий по сравнению с другими регионами охват социальных сетей в Москве объясняется тем, что в исследовании не учитывается социальная сеть Facebook, которая популярна среди жителей столицы.
Распространение интернета
Проникновение интернета, %
Стоимость доступа в интернет, рублей в месяц
Число доменов на 1000 пользователей
Активность пользователей
Активность СМИ, сообщений на издание в день
Развитие региональных ресурсов,%
Сайты бизнес-тематики,%
Охват социальных сетей,%

Основные цифры и факты

По данным ФОМ, месячная аудитория интернета в России за 2010 год выросла на 18% и составляет 46,5 миллионов человек. Основным источником роста по-прежнему являются регионы.
По итогам 2010 года 84% российских пользователей интернета имеют возможность выходить в интернет из дома (годом ранее – 79%). Продолжается изменение состава аудитории – за последний год доля пользователей, которые выходят в интернет каждый день, выросла на 10 процентных пунктов.
Как и несколько предыдущих лет, аудитория интернета в этом году росла в основном за счёт регионов — более 90% новых пользователей живут за пределами двух столиц.
Интернет в регионах подешевел на 30–60%. Меньше всего за доступ к сети платят жители Уральского, Приволжского и Центрального округов, больше всего – жители Дальнего Востока. Высокие цены на доступ к интернету объясняют отставание ДФО по многим показателям.
Активность СМИ выросла во всех регионах РФ, за исключением Южного округа. Как и в прошлом году, наиболее активны уральские СМИ, наименее — СМИ Центрального округа (без учёта Москвы).
Во всех округах больше всего сайтов в разделе «Бизнес». Выше всего доля сайтов бизнес-тематики в УрФО, ниже всего — в СЗФО (без учёта Санкт-Петербурга). Быстрее всего количество новых сайтов увеличилось в Поволжье, медленнее всего — на Дальнем Востоке.

Приложение

Сравнение показателей развития интернета по округам
Федеральные округа
Проникновение интернета, %
Стоимость доступа в интернет, рублей в месяц
Число доменов на 1000 пользователей
Активность СМИ, сообщений на издание в день
Развитие региональных ресурсов, %
Сайты бизнес-тематики, %
Охват социальных сетей, %
Центральный
38
193
44
8,8
10
48
91,2
Северо-Западный
49
365
34
13,5
8
31
92,7
Южный
34
344
24
12
11
40
91,2
Приволжский
36
184
27
12
15
46
92,8
Уральский
39
167
37
18,1
11
51
92,6
Сибирский
35
301
30
13,8
7
39
92,2
Дальневосточный
37
936
35
16,1
0,5
34
88,0
В среднем по округам
37
356
33
13
10
44
91,9
Москва
64
71
233
26,9
10
43
88,8
Санкт-Петербург
67
74
99
21,3
12
45
93,7