Поисковые запросы и жизнь

Декабрь 2011
Это исследование – иллюстрация того, как изменяется интерес пользователей поиска к разным вещам, явлениям и событиям. Все данные получены от поиска Яндекса и охватывают период с ноября 2009 по октябрь 2011 года.

Скачать PDF-версию
(570 Кб, 13 стр.)
Каждый день люди задают Яндексу более 150 миллионов поисковых запросов. Одни темы вызывают у пользователей постоянный интерес, к другим интерес растет, снижается или возобновляется в зависимости от обстоятельств. Иногда возникают запросы, которые до этого не задавали – значит, в мире появилось что-то новое.

По данным поиска Яндекса
Графики в исследовании показывают изменение популярности поисковых запросов с указанными словами или словосочетаниями. По вертикальной оси отложена относительная частота запроса, то есть его доля в общем количестве всех запросов, заданных Яндексу за неделю или месяц. Для точек максимума на графиках указано абсолютное количество запросов.

Времена года

Некоторые запросы становятся особенно популярны в определённое время года – они отражают в первую очередь сезонные изменения. Например, коньки ищут зимой, а велосипеды — летом.
По данным поиска Яндекса

Про Ялту чаще всего спрашивают летом, а про Великий Устюг – в ноябре и декабре.
По данным поиска Яндекса

Покрышки меняют в апреле и октябре-ноябре, а купаются обычно летом, хотя иногда и зимой на Крещение.
По данным поиска Яндекса

Праздники

Перед крупными праздниками резко вырастает число запросов с их названиями. Самый популярный праздник — Новый год, в декабре про него спрашивают десятки миллионов раз.
Бывает, что под одним названием разные пользователи имеют в виду разные праздники. Из-за этого запросы про День города взлетают несколько раз в год — в моменты, когда этот праздник отмечают сразу в нескольких городах. Например, в конце мая День города празднуют в Киеве, Самаре и Санкт-Петербурге, а в первые две недели сентября – в Минске, Москве, Одессе и многих других крупных городах.
По данным поиска Яндекса

По истории запросов про День независимости видно, когда его отмечают в разных странах. А еще видно, что многие россияне путаются в названиях и ищут День независимости 12 июня, в День России.
По данным поиска Яндекса

Интерес к праздникам можно проследить и по интересу к их основным атрибутам. Например, на Новый год ищут мандарины и шампанское, а на День десантника — песню «Синева» (её же ищут и на День защитника Отечества).
По данным поиска Яндекса

Учёба

Многие поисковые запросы отражают жизнь школ и вузов. Например, по истории запросов про домашние задания и экзамены четко видно, когда школьники и студенты учатся и когда отдыхают.
По данным поиска Яндекса

По другим «учебным» запросам легко определить, что и когда проходят по разным предметам в школе. Например, «Отцов и детей» и климат Африки проходят во второй четверти, а «Войну и мир» и климат Евразии — в четвёртой.
По данным поиска Яндекса

Новости

Часто бывает, что запрос резко вырастает на фоне какой-нибудь громкой новости, но его популярность быстро проходит. Так, Алексей Кудрин ненадолго стал популярен сразу после отставки, а комментатор Дмитрий Губерниев – после попадания в эфир его высказываний о футболисте Вячеславе Малафееве.
Некоторые темы могут вызвать несколько всплесков поисковых запросов. Например, про границы Москвы стали много спрашивать после 11 июля, когда было принято решение о расширении территории города, и во второй половине августа, после публикации карты новых границ.
По данным поиска Яндекса

Есть также новостные запросы, интерес к которым возобновляется постоянно. Например, число запросов с упоминанием Геннадия Онищенко растет на фоне сообщений о распространении инфекционных заболеваний или очередном запрете на ввоз импортных продуктов, а про повышение пенсий активно спрашивают после обещаний властей увеличить пенсии и после того, как их действительно повышают.
По данным поиска Яндекса

Спортивные события

Во время проведения крупных спортивных мероприятий резко вырастает популярность запросов спортивной тематики: пользователи ищут и отдельные матчи, и команды, и турниры, и названия видов спорта. Так, по всплескам популярности запросов про фигурное катание видно, когда проходили чемпионаты Европы и мира в 2011 году.
По данным поиска Яндекса

Запросы с названиями клубов отражают популярность отдельных матчей с их участием. Например, по истории запросов с упоминанием футбольного клуба «Крылья Советов» можно судить, что из всех его игр 2011 года наибольший интерес вызвал прошедший 18 сентября матч с московским «Спартаком».
По данным поиска Яндекса

По истории запросов с упоминанием КХЛ (Континентальная хоккейная лига) видно, когда проходит регулярный чемпионат (сентябрь-февраль с перерывом в ноябре и декабре) и когда плей-офф (конец февраля-апрель).
По данным поиска Яндекса

Телевидение

Многие поисковые запросы посвящены фильмам, передачам и всевозможным вещам, которые пользователи могли услышать по телевизору. Например, история запросов про телешоу «Танцы со звёздами» точно повторяет график его выпусков. В конце января очередной сезон конкурса стартовал в России, а через месяц и в Украине – в это время популярность запроса достигла максимума. Затем интерес к шоу начал постепенно снижаться, но оба финала (российский — в конце апреля, украинский — в конце мая) не прошли незамеченными.
По данным поиска Яндекса

В апреле 2011 в России началась трансляция телесериала «Закрытая школа», и пользователи сразу же стали задавать про него запросы. Пик интереса к сериалу пришелся на май 2011, когда его стали показывать и на украинском телевидении, а новый скачок популярности произошел уже в начале октября, одновременно с запуском второго сезона.
По данным поиска Яндекса

Резкие всплески запросов могут возникать по следам телевикторин. Например, 13 августа в игре «Кто хочет стать миллионером» прозвучал вопрос «Какой камень венчает Большую императорскую корону Российской империи, хранящуюся в Алмазном фонде?» Тут же пользователи стали спрашивать про большую императорскую корону — но сразу после передачи интерес к ней пропал.
По данным поиска Яндекса

Новые и незнакомые слова

Словарь поисковых запросов непрерывно пополняется новой лексикой. Один из недавних неологизмов – возникшее в 2010 году слово «групон». Изначально «Groupon» — это название американского сервиса купонных скидок, но с ростом его популярности в России и Украине групоном стали иногда называть любые скидки, распространяемые через подобные сайты.
По данным поиска Яндекса

Другой пример – заимствованное из английского «праймериз», то есть предварительные внутрипартийные выборы. Число запросов с этим словом резко возросло после 23 августа, когда Владимир Путин предложил сделать праймериз обязательными для всех политических партий, однако затем так же быстро стало снижаться.
По данным поиска Яндекса

Бывает, что старое слово приобретает новый смысл. Например, после выхода Apple iPad в начале 2010 года слово «планшет» стало означать преимущественно тип мобильных компьютеров. Соответственно выросло и число запросов с этим словом, особенно в 2011 году, после того как несколько крупных компаний анонсировали выход собственных планшетных устройств.
По данным поиска Яндекса

Житейские вопросы

Каждый день пользователи просят Яндекс помочь им в решении самых разных бытовых вопросов, многие из которых связаны с конкретными событиями и датами. Например, умение завязывать галстук чаще всего требуется перед Новым годом и школьными и студенческими мероприятиями.
По данным поиска Яндекса

Количество запросов про похмелье вырастает с приближением основных праздников, а также летом, в сезон отпусков и поездок на дачу.
По данным поиска Яндекса

Вопрос о выборе подарка больше всего беспокоит пользователей накануне Нового года и в промежуток между 14 февраля и 8 марта. Также перед главным женским праздником много спрашивают про цветы. Любопытно, что предложения о доставке цветов больше ищут накануне 14 февраля и 8 марта, а недорогие цветы – перед 8 марта и 1 сентября.
По данным поиска Яндекса

Угадайте, какой запрос изображен на графике

Подсказка: это число.