Рынок труда и поиск работы в интернете

Это исследование Яндекса посвящено тому, как пользователи рунета ищут работу в России и какие вакансии представлены в сети.
Основные данные получены от сервиса Яндекс.Работа — это агрегатор вакансий, на котором собраны объявления от более чем 100 сайтов, в том числе HeadHunter.ru, SuperJob.ru, Rabota.Mail.ru, Rabota.ru и Job.ru. В июне 2011 года на Яндекс.Работе было доступно более полумиллиона актуальных предложений работы от более чем ста тысяч работодателей 1.
Всего сервис посещают, по оценке TNS, более 3 млн человек в месяц, они задают более 30 млн запросов. В исследовании проанализированы данные о поисковом поведении пользователей весной 2011 года — наряду с осенью это сезон наиболее активного поиска работы.
Также в исследовании использована статистика Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) и Службы государственной статистики (Росстата).
 

Содержание


Скачать PDF-версию (0,9 Мб, 29 стр.)
1
Одинаковые вакансии от одного работодателя, размещённые сразу на нескольких сайтах, на Яндекс.Работе учитываются как одна вакансия.

Рынок труда

По данным Яндекс.Работы, больше всего вакансий открыто в сфере продаж и торговли — таких объявлений более четверти. Вторая большая группа вакансий — это работа на транспорте. Здесь больше всего нужны водители легковых автомобилей, грузовиков, спецтехники. Третья большая сфера — IT и телекоммуникации. В этой области больше всего предложений для программистов и операторов баз данных.
В общей сложности на продажи, транспорт и IT приходится примерно 40% всех вакансий.
Рис. 1. Топ вакансий по количеству предложений

Зарплата по отраслям и регионам

Рис. 2. Рейтинг отраслей по уровню предлагаемой заработной платы
Зарплата указана в 73% всех вакансий,но есть отрасли, где этот показатель заметно ниже. Самые скрытные работодатели — в банковской отрасли, они указывают зарплаты менее чем в половине объявлений. Чаще всего зарплату указывают в вакансиях сырьевого сектора (добыча и транспортировка полезных ископаемых) — в 85% всех объявлений.
В целом во всех регионах России рейтинг отраслей по уровню зарплат почти одинаков. Самые большие зарплаты обещают работникам сырьевого сектора и IT-специалистам. Однако есть и различия. В Москве и Санкт-Петербурге работа банковских служащих и юристов оплачивается выше, чем труд на производстве. В регионах, удалённых от столиц, наоборот, больше платят рабочим. Например, в Сибири и на Дальнем Востоке вакансии для квалифицированных рабочих находятся на втором месте по уровню зарплаты. Часто это вахтовая работа в тяжёлых условиях, поэтому и зарплата рабочих здесь выше, чем в других регионах.
Москва и Дальний Восток — это два региона, где наука и образование не на последнем месте по уровню зарплат. Во всех остальных регионах работа учителей в самом низу списка — им предлагают меньше всех или столько же, сколько официантам — это также одна из самых низкооплачиваемых профессий.
В Москве и Санкт-Петербурге почти все специалисты могут претендовать на гораздо более высокую зарплату, чем их коллеги из других регионов России. Например, и в Москве, и в регионах зарплата директора больше, чем у программиста, однако московский программист будет получать больше, чем директор в регионах.
Рис. 3. Средняя зарплата и количество вакансий по отдельным должностям (Размер круга пропорционален количеству вакансий)
Цены и стоимость жизни в Москве и Санкт-Петербурге выше, чем в регионах, однако столичные зарплаты остаются выше региональных даже в пересчёте на средний прожиточный минимум — величину, которая, по расчётам Росстата, отражает уровень цен в регионе. Например, в Москве или Санкт-Петербурге бухгалтер может рассчитывать на зарплату, которая будет выше среднего прожиточного минимума в этих городах в четыре с половиной — пять раз2. В Сибири или на Дальнем Востоке зарплата бухгалтера больше местного прожиточного минимума лишь втрое.
2
По данным Росстата за 2-ой квартал 2010 года.
Рис. 4. Средняя зарплата для популярных должностей в сравнении с величиной прожиточного минимума

Требования работодателей и условия работы

В описаниях вакансий среди самых разных требований работодатели чаще всего указывают необходимое образование и опыт работы — примерно в половине объявлений. В каждом третьем указаны ограничения по возрасту, в каждом пятом — по полу. В свою очередь работодатель чаще всего обещает своим потенциальным работникам соблюдать Трудовой кодекс — упоминание этого документа есть почти в трети всех вакансий.
Рис. 5. САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ОБЕЩАНИЯ В ТЕКСТАХ ВАКАНСИЙ
Опыт, образование и пол
Графа «требуемый опыт работы» заполнена более чем в половине всех объявлений. Из них в 17% опыт работы не важен, а в 36% необходим хотя бы год.
Почти в половине всех объявлений о работе указано, какое образование должно быть у соискателя, — в 27% случаев необходимо высшее, а для 19% достаточно среднего или среднего специального. Пол соискателя важен лишь в 17% всех вакансий (в 9% случаев нужны только мужчины, в 8% — только женщины).
Для вакансий, где требуется высшее образование, пол гораздо менее важен, чем для работы с более скромными требованиями к квалификации. Например, от кандидатов на должность юриста высшее образование требуется в 59% случаев, а пол имеет значение лишь в 10%. Для охранников, наоборот, важен пол — в 27% случаев на эти должности ищут только мужчин, а вот высшее образование требуется всего в 1% объявлений.
Рис. 6. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ПОЛУ В РАЗНЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Возраст и внешность
В каждой третьей вакансии указаны ограничения по возрасту кандидатов. Самый большой выбор у тридцатилетних соискателей — в этом возрасте формально доступны более 90% всех объявлений с ограничением по возрасту.
Чаще всего предел по возрасту есть в объявлениях о физически тяжёлой работе: у механиков, геологов, рабочих. Реже всего возраст указывают в объявлениях о работе в банковской сфере и в области искусства и культуры.
Больше всего молодых людей в возрасте до 25 лет требуется в торговле, маркетинге и рекламе — по 40% от всех вакансий с ограничением по возрасту в этих отраслях. Люди старше 45 лет чаще всего нужны как помощники по хозяйству и няни — более 40% всех объявлений с ограничением по минимальному возрасту в этой сфере.
В описаниях 7% вакансий встречается слово «внешность». Чаще всего на то, как выглядят соискатели, обращают внимание, когда ищут секретарей и администраторов, — внешность упоминается в 15% вакансий этой сферы. Важен внешний вид и для тех, кто работает в гостинично-ресторанном бизнесе — 13% вакансий, и в области искусства и культуры — 11%. Почти не встречается требований к внешности в вакансиях на производстве и в сырьевом секторе.
Рис. 7. ВОЗРАСТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В ОБЪЯВЛЕНИЯХ О РАБОТЕ
«Стрессоустойчивость и клиентоориентированность»
Нередко работодатели указывают целый ряд дополнительных личных качеств, которые они хотели бы видеть у своих подчинённых. По частоте упоминаний на первом месте среди них коммуникабельность.
Рис. 8. Личные качества, чаще всего упоминающиеся в текстах объявлений
График работы и форма занятости
Частичная занятость или гибкий график работы предлагаются лишь в 3-4% вакансий. Выше всего вероятность найти работу с гибким графиком у моделей, расклейщиков объявлений и адвокатов. Работать с частичной занятостью чаще всего предлагают репетиторам и тайным покупателям (людям, которые оценивают качество обслуживания в магазинах, банках, салонах связи и т.д.).
Сложнее всего найти предложения удалённой работы — таких вакансий менее половины процента. Могут рассчитывать на удалённую работу копирайтеры и переводчики — для них таких предложений 18% и 13% от всех предложений работы по соответствующим специальностям.
Предупреждение о ненормированном рабочем дне в описаниях вакансий встречается довольно редко — менее чем в 2% объявлений о работе. Чаще других ненормированный рабочий день обещают в добыче сырья и строительстве, а также в транспортной сфере.

Должности, которые ищут чаще всего

Более 40% всех запросов с указанием конкретной профессии на сервисе Яндекс. Работа приходится на пять больших групп должностей: водители, бухгалтеры, инженеры, продавцы и менеджеры. Эти же профессии лидируют и по количеству открытых вакансий.
Среди этих пяти должностей наибольшая конкуренция за место у водителей, а самая маленькая — у менеджеров. На одну вакансию водителя приходится в 12 раз больше поисковых запросов, чем на одну вакансию менеджера.
Рис. 9. САМЫЕ РАЗЫСКИВАЕМЫЕ И САМЫЕ ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ВАКАНСИИ

География поиска работы

В 88% случаев пользователи Яндекс.Работы интересуются вакансиями в своём городе. Ездить на работу в другой город или совсем переехать ради работы хотят немногие. Судя по статистике поисков работы, чаще других на это готовы пользователи с Дальнего Востока и Северного Кавказа.
Рис. 10. География поиска работы в России
Рис. 11. Интерес к работе за пределами своей области и федерального
округа
Если люди решают искать работу за пределами своей области, они чаще всего интересуются вакансиями в двух столицах, а реже всего — в городах Северного Кавказа и Дальнего Востока.
Таблица 1, ГДЕ ХОТЯТ НАЙТИ РАБОТУ И ОТКУДА ХОТЯТ УЕХАТЬ
Где ищут работу (при поиске за пределами своей области)
Доля от всех поисков за пределами своей области, %
Откуда ищут работу (при поиске за пределами своей области)
Доля от всех поисков за пределами своей области, %
Москва
19
Москва
35,4
Санкт-Петербург
11,8
Санкт-Петербург
7,3
Нижний Новгород
3,6
Екатеринбург
4,7
Краснодар
3,1
Новосибирск
3,8
Новосибирск
2,9
Самара
3,6
Тюмень
2,5
Нижний Новгород
2,7
Сочи
2,5
Уфа
2,5
Саратов
2,2
Пермь
2,3
Ярославль
2,1
Ростов-на-Дону
1,3
Ростов-на-Дону
1,7
Ижевск
1,1

Индекс развития рынка труда

Для сравнения регионов с точки зрения развития рынка труда и удобства поиска работы с помощью интернета, был рассчитан сводный индекс, характеризующий объём предложения работы, которую можно найти через сеть. При расчёте индекса учитывались количество вакансий, размер интернет-аудитории, средний уровень зарплат и уровень прожиточного минимума в каждом отдельном регионе. Использовались данные Яндекс.Работы, ФОМ и Росстата.
Чем больше значение индекса, тем большее количество объявлений работы с более высокими зарплатами доступно пользователям из региона. Минимальное значение индекса — ноль. Максимальное — теоретически не ограничено. Например, если на каждую тысячу пользователей в регионе через сеть можно найти по 500 вакансий, у каждой из которых зарплата будет равняться пяти прожиточным минимумам в регионе, то значение индекса для такого региона будет равно 2500.
Рис. 12. ЗНАЧЕНИЯ ИНДЕКСА РЫНКА ТРУДА В РЕГИОНАХ РОССИИ

Северо-Запад (без Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

Индекс развития рынка труда*: 7
Доля вакансий из региона среди всех российских вакансий на Яндекс.Работе: 1%
Вакансий на тысячу интернет-пользователей из региона (18 лет и старше)**: 1,5
Среднее по России: 8,7
*
О методике расчёта индекса — в главе «Индекс развития рынка труда»
**
Количество пользователей в регионе — месячная аудитория, по данным ФОМ, ноябрь 2010

Санкт-Петербург и Ленинградская область

Индекс развития рынка труда*: 73
Доля вакансий из региона среди всех российских вакансий на Яндекс.Работе: 11,5%
Вакансий на тысячу интернет-пользователей из региона (18 лет и старше)**: 14,6
Среднее по России: 8,7
*
О методике расчёта индекса — в главе «Индекс развития рынка труда»
**
Количество пользователей в регионе — месячная аудитория, по данным ФОМ, ноябрь 2010

Центр (без Москвы и Московской области)

Индекс развития рынка труда*: 20
Доля вакансий из региона среди всех российских вакансий на Яндекс.Работе: 5,6%
Вакансий на тысячу интернет-пользователей из региона (18 лет и старше)**: 4,2
Среднее по России: 8,7
*
О методике расчёта индекса — в главе «Индекс развития рынка труда»
**
Количество пользователей в регионе — месячная аудитория, по данным ФОМ, ноябрь 2010

Москва и Московская область

Индекс развития рынка труда*: 91
Доля вакансий из региона среди всех российских вакансий на Яндекс.Работе: 43%
Вакансий на тысячу интернет-пользователей из региона (18 лет и старше)**: 21,7
Среднее по России: 8,7
*
О методике расчёта индекса — в главе «Индекс развития рынка труда»
**
Количество пользователей в регионе — месячная аудитория, по данным ФОМ, ноябрь 2010

Юг (Северо-Кавказский и Южный федеральные округа)

Индекс развития рынка труда*: 16
Доля вакансий из региона среди всех российских вакансий на Яндекс.Работе: 6%
Вакансий на тысячу интернет-пользователей из региона (18 лет и старше)**: 3,6
Среднее по России: 8,7
*
О методике расчёта индекса — в главе «Индекс развития рынка труда»
**
Количество пользователей в регионе — месячная аудитория, по данным ФОМ, ноябрь 2010

Поволжье

Индекс развития рынка труда*: 24
Доля вакансий из региона среди всех российских вакансий на Яндекс.Работе: 12,6%
Вакансий на тысячу интернет-пользователей из региона (18 лет и старше)**: 5,9
Среднее по России: 8,7
*
О методике расчёта индекса — в главе «Индекс развития рынка труда»
**
Количество пользователей в регионе — месячная аудитория, по данным ФОМ, ноябрь 2010

Урал

Индекс развития рынка труда*: 33
Доля вакансий из региона среди всех российских вакансий на Яндекс.Работе: 7,9%
Вакансий на тысячу интернет-пользователей из региона (18 лет и старше)**: 8,3
Среднее по России: 8,7
*
О методике расчёта индекса — в главе «Индекс развития рынка труда»
**
Количество пользователей в регионе — месячная аудитория, по данным ФОМ, ноябрь 2010

Сибирь

Индекс развития рынка труда*: 29
Доля вакансий из региона среди всех российских вакансий на Яндекс.Работе: 11,2%
Вакансий на тысячу интернет-пользователей из региона (18 лет и старше)**: 7,4
Среднее по России: 8,7
*
О методике расчёта индекса — в главе «Индекс развития рынка труда»
**
Количество пользователей в регионе — месячная аудитория, по данным ФОМ, ноябрь 2010

Дальний Восток

Индекс развития рынка труда*: 8
Доля вакансий из региона среди всех российских вакансий на Яндекс.Работе: 1,1%
Вакансий на тысячу интернет-пользователей из региона (18 лет и старше)**: 2
Среднее по России: 8,7
*
О методике расчёта индекса — в главе «Индекс развития рынка труда»
**
Количество пользователей в регионе — месячная аудитория, по данным ФОМ, ноябрь 2010

Основные цифры и факты

  • Летом 2011 года на Яндекс.Работе, где собраны вакансии с крупнейших рекрутинговых сайтов, было доступно более полумиллиона актуальных предложений от более чем ста тысяч работодателей. Больше всего вакансий предлагали для менеджеров, продавцов, инженеров, бухгалтеров и водителей.
 
  • По данным Яндекс.Работы, во всех регионах России рейтинг отраслей по уровню зарплат почти одинаков. Самые большие зарплаты обещают работникам сырьевого сектора и IT- специалистам.
 
  • В Москве и Санкт-Петербурге почти все специалисты могут претендовать на гораздо более высокую зарплату, чем их коллеги из других регионов России. Столичные зарплаты остаются выше региональных даже в пересчёте на средний прожиточный минимум.
 
  • Среди самых разных требований в описаниях вакансий работодатели чаще всего указывают необходимое образование и опыт работы.
 
  • Пол соискателя указан в 17% всех вакансий. Для вакансий, где требуется высшее образование, пол гораздо менее важен, чем для работы с более скромными требованиями к квалификации.
 
  • В каждой третьей вакансии указаны ограничения по возрасту кандидатов. Самый большой выбор у тридцатилетних соискателей.
 
  • Среди разнообразных личных качеств соискателя работодателей чаще всего интересует коммуникабельность — это требование встречается в каждой пятой вакансии.
 
  • В 88% случаев пользователи Яндекс.Работы интересуются вакансиями в своём городе. Чаще других ищут работу в других городах пользователи с Дальнего Востока и Северного Кавказа. Эти регионы также являются наименее привлекательными с точки зрения поиска работы — в них почти не ищут работу пользователи из других регионов.
 
  • После Москвы и Санкт-Петербурга самые популярные города для поиска работы — Нижний Новгород и Краснодар.

Приложение 1. Cравнение регионов

Таблица 2, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВАКАНСИЙ ПО РЕГИОНАМ РОССИИ
Регион
Доля вакансий из региона среди всех вакансий Яндекс.Работы, %
Вакансий из региона на тысячу интернет-пользователей (18+)
Индекс развития рынка труда
Северо-Запад (без Санкт-Петербурга и Ленинградской области)
1
1,5
7
Санкт-Петербург и Ленинградская область
11,5
14,6
73
Центр (без Москвы и Московской области)
5,6
4,2
20
Москва и Московская область
43
21,7
91
Юг (Южный и Северо-Кавказский федеральные округа)
6
3,6
16
Поволжье
12,6
5,9
24
Урал
7,9
8,3
33
Сибирь
11,2
7,4
29
Дальний Восток
1,1
2
8
Россия
100
8,7
43
По данным Яндекс.Работы, ФОМ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ОСНОВНЫЕ РЕГИОНЫ ПОИСКА РАБОТЫ

В таблице показана популярность разных регионов с точки зрения поиска работы. Например, пользователи с Урала чаще всего ищут работу в Поволжье — в 31% всех поисков за пределами своего федерального округа.
Таблица 3, КУДА И ОТКУДА ЛЮДИ ХОТЯТ ПЕРЕЕХАТЬ РАДИ РАБОТЫ, ДОЛЯ ОТ ВСЕХ ПОИСКОВ ЗА ПРЕДЕЛАМИ СВОЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Регион поиска работы
Домашний регион пользователя
Северо-Запад без Санкт-Петербурга и области
Санкт-Петербург и область
Центр (без Москвы и области)
Москва и Московская область
Южный федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
Поволжье
Урал
Сибирь
Дальний Восток
Северо-Запад без Санкт-Петербурга и области
-
-
5
8
2
1
3
2
2
2
Санкт-Петербург и область
-
-
15
28
10
11
9
10
12
13
Центр (без Москвы и области)
23
16
-
-
23
4
4
3
10
8
Москва и Московская область
47
60
-
-
40
45
43
26
31
20
Южный федеральный округ
12
12
12
18
-
31
6
11
21
12
Северо-Кавказский федеральный округ
1
1
1
1
10
-
0
1
1
1
Поволжье
8
8
57
21
4
2
-
31
4
5
Урал
5
2
4
4
4
3
14
-
15
3
Сибирь
2
2
4
18
6
2
20
14
-
37
Дальний Восток
1
1
1
2
1
1
1
1
4
-
По данным Яндекс.Работы
На графике представлена часть данных из таблицы — самые популярные направления поиска работы. Стрелкой обозначен регион, в котором пользователи чаще всего ищут работу. Например, пользователи с Дальнего Востока чаще всего хотят уехать работать в Сибирь, а из Сибири — в Москву. Размер верхнего круга пропорционален количеству запросов от пользователей из этого региона, нижнего — количеству запросов про поиск работы в данном регионе.
ПОИСКИ ЗА ПРЕДЕЛАМИ СВОЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА