Развитие интернета в регионах России

Весна 2014
В этом исследовании сравнивается развитие интернета в разных регионах России. Использованы данные сервисов Яндекс.Метрика, Яндекс.Новости, Яндекс.Справочник и Яндекс.Каталог за январь‑февраль 2014 года.
Информация о проникновении интернета в России предоставлена Фондом «Общественное мнение» (ФОМ). Данные об аудитории мобильного интернета в городах с населением свыше 100 тысяч человек получены от исследовательской группы TNS. Использована также статистика о зарегистрированных доменах Технического Центра Интернет (ТЦИ).

Содержание

АУДИТОРИЯ ИНТЕРНЕТА

По данным ФОМ на осень 2013 года, в России насчитывается 66,5 миллиона человек старше 18 лет, которые хотя бы раз в месяц выходят в интернет — это более 57% всего совершеннолетнего населения страны. Четыре пятых из них, более 53 миллионов человек, пользуются интернетом ежедневно1.
Маленькие города постепенно догоняют большие по уровню проникновения интернета, стираются различия между регионами по доступности подключения к сети. Среди аудитории интернета становится все больше людей старшего возраста.
1
Здесь и далее под аудиторией интернета подразумеваются все пользователи, которые выходят в сеть не реже одного раза в месяц (если не оговорено иное).

Рост аудитории интернета

Темпы роста аудитории интернета в России продолжают замедляться. С осени 2012 по осень 2013 года прирост численности пользователей составил менее 9% — это самый низкий показатель за последние десять лет. Однако в абсолютных цифрах прирост выглядит впечатляюще — более 5 миллионов человек. Это как население Санкт‑Петербурга.
Ещё сильнее выросла суточная аудитория — это означает, что многие пользователи, которые раньше выходили в интернет только время от времени, теперь делают это каждый день.
Изменение численности интернет‑аудитории
В 2013 году наиболее высокими темпами аудитория интернета росла в Сибири, на Юге и Северном Кавказе, а также в центральных регионах России. Те же регионы быстрее всего догоняли столицы по уровню проникновения интернета. В абсолютных цифрах самый большой рост аудитории показал Центральный округ.
В Санкт‑Петербурге и на Дальнем Востоке в 2013 году рост аудитории и проникновения интернета полностью остановился. ФОМ зарегистрировал небольшое снижение этих показателей в обоих регионах.
Аудитория и проникновение интернета в регионах России
АудиторияПроникновение
Более трети новых пользователей интернета — это жители сельской местности. По сравнению с прошлым годом их стало больше на 18%, или примерно на 2 миллиона человек. Это самый высокий показатель роста среди всех типов населенных пунктов, как в абсолютных, так и в относительных цифрах.
Аудитория и проникновение интернета в населенных пунктах разного типа
АудиторияПроникновение
Еще пять лет назад во всех российских селах проживало меньше пользователей интернета, чем в одной Москве. Сегодня численность сельской аудитории интернета уже на четверть больше, чем в обеих российских столицах вместе взятых. Если в ближайшие годы проникновение интернета в сельской местности достигнет сегодняшнего уровня городов с населением менее 100 тысяч человек, то там появится еще около 3,5 миллиона новых пользователей.

Изменение состава аудитории интернета

В 2013 году суточная аудитория интернета росла быстрее, чем месячная. Доля пользователей, которые выходят в сеть каждый день, превысила 80%.
Структура аудитории интернета по частоте пользования
С каждым годом интернетом пользуется всё больше людей старшего возраста. На лиц до 35 лет по‑прежнему приходится более половины аудитории интернета в России, однако их доля снижается. Детей и молодежи больше всего среди пользователей интернета в маленьких городах и сельской местности, а людей старшего возраста — среди москвичей.
Возрастной состав аудитории интернета
Доля пользователей старше 55 лет в 2011 и 2012 гг. рассчитана методом экстраполяции (замеры для этой группы в предыдущие годы не производились).
В целом по России, 2011 – 2014В разных городах России, 2014

ДОСТУПНОСТЬ ИНТЕРНЕТА

Фиксированный широкополосный доступ

По данным Яндекса, за 2013 год средняя заявленная провайдерами скорость фиксированного широкополосного доступа выросла, а стоимость безлимитного доступа в пересчете на один Мбит/с — снизилась во всех регионах России. Сильнее всего интернет подешевел на Юге, Дальнем Востоке и в центральных регионах России, а меньше всего — в столицах.
Несмотря на повсеместное снижение цен, разница между регионами по цене и доступности интернета по‑прежнему огромна. Например, за один Мбит/с жители Дальнего Востока платят почти в десять раз больше, чем москвичи. По индексу доступности, учитывающему доходы населения, эта разница еще больше — примерно 14 раз2.
2
Индекс доступности фиксированного интернета показывает, во сколько раз будет различаться скорость подключения у жителя региона и среднестатистического россиянина при условии, что они тратят на эту услугу одну и ту же часть своей зарплаты. При расчете использованы данные по средней начисленной заработной плате Государственного комитета по статистике России за январь 2014 г.
Фиксированный широкополосный доступ в регионах России
Цена доступа в пересчете на 1 Мбит/сСкорость доступа по тарифам 500‑600 рублей в месяц, Мбит/с

Мобильный доступ

Разрыв между регионами по доступности мобильного интернета заметно сократился — разница в цене за один ГБ трафика между самым дорогим и самым дешевым регионом снизилась за год с 4,2 до 2,4 раза. В начале 2014 года больше всего мобильного трафика без ограничения скорости на одну зарплату можно было купить на Урале, а меньше всего — на Дальнем Востоке3.
3
Индекс доступности мобильного интернета показывает, во сколько раз будет различаться объем трафика без ограничения скорости у жителя региона и среднестатистического россиянина при условии, что они тратят на эту услугу одну и ту же часть своей зарплаты. При расчете использованы данные по средней начисленной заработной плате Государственного комитета по статистике России за январь 2014 г.
Услуги мобильного доступа к интернету в регионах России

ИНТЕРНЕТ С МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ

Аудитория

По данным TNS, в декабре 2013 года различными мобильными устройствами (телефоны, смартфоны, планшетные компьютеры) для выхода в сеть воспользовались около 25,5 миллиона жителей крупных российских городов (с населением более 100 тысяч человек). Это более 40% населения этих городов в возрасте старше 12 лет4.
Численность аудитории мобильного интернета увеличилась в 2013 году более чем в полтора раза — на рекордные 8,7 миллиона пользователей. Самый высокий прирост был отмечен на Урале и в Москве, здесь пользователей стало больше на 69% и 64% соответственно.
4
Методика TNS учитывает только жителей российских городов с населением более 100 тыс. человек в возрасте от 12 лет и старше. Поэтому данные TNS об аудитории и проникновении мобильного интернета нельзя сопоставлять с данными Фонда «Общественное мнение» о фиксированном интернете.
Мобильный интернет в регионах России
Невиданными темпами росло и проникновение мобильного интернета: по итогам года этот показатель для городов с населением более 100 тысяч человек увеличился на 14,2 процентных пункта, причем в Москве и Санкт‑Петербурге рост был еще сильнее.
Проникновение мобильного интернета в крупных городах России

Устройства*

По данным Яндекс.Метрики на первый квартал 2014 года, российские пользователи интернета, просматривавшие сайты с мобильных телефонов, чаще всего использовали устройства на базе Android. На втором месте с большим отставанием платформа iOS. Среди пользователей планшетных компьютеров доли Android и iOS практически равные.
*
Содержание раздела и график были исправлены после публикации в связи с допущенными неточностями. Дата исправления 11.04.2014.
Пользователи, выходившие в сеть с мобильных телефонов. Распределение по платформам

Учтены мобильные телефоны, с которых были зарегистрированы посещения сайтов со счётчиками Яндекс.Метрики в январе-марте 2014 г.
По данным Яндекс.Метрики, чаще всего мобильным интернетом пользуются жители экономически развитых регионов России. Хуже всего дела обстоят в регионах с относительно низким уровнем доходов, а также в отдаленных частях страны, где инфраструктура доступа не развита. В столицах мобильным интернетом пользуются в 2‑3 раза активнее, чем в среднем по России. Среди регионов первое место занимает Уральский федеральный округ5.
5
Оценка произведена на основе индекса активности использования мобильного интернета — показателя, иллюстрирующего, во сколько раз чаще пользуются интернетом с мобильных устройств жители данного региона, чем жители России в среднем.

ДРУГИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТА

Домены

По данным ТЦИ, за 2013 год число доменных имен второго уровня в зонах .RU и .РФ выросло на 12,3% — до 5,7 миллиона. Из них 86% доменов были зарегистрированы в .RU. Сильнее всего увеличилось число доменов на Дальнем Востоке (почти на 35%), а также в Сибири и на Северном Кавказе (на 26%).
Последний регион, несмотря на опережающий рост, сильно отстает от остальной России по количеству доменов в пересчете на численность населения. По данным Яндекс.Каталога, здесь также сравнительно редко появляются новые ресурсы6.
Число доменов
на тысячу пользователей
Новых региональных ресурсов за год
на миллион пользователей
Февраль 2014
Рост за 12 месяцев
Февраль 2014
Рост за 12 месяцев
ЦФО (без Москвы)
53
23%
340
448%
СЗФО (без Санкт‑Петербурга)
43
26%
310
589%
ЮФО
33
18%
141
н/д*
СКФО
9
26%
26
н/д*
ПФО
34
14%
142
140%
УрФО
35
22%
246
144%
СФО
26
26%
120
150%
ДФО
35
35%
78
111%
Москва
161
19%
626
58%
Санкт‑Петербург
114
16%
626
73%
РОССИЯ
77
12%
269
183%
По данным ТЦИ и ФОМ.
* Данные о новых региональных ресурсах не рассчитывались отдельно для ЮФО и СКФО в предыдущие годы.
6
В Яндекс.Каталог отбираются только сайты, удовлетворяющие определенным, единым для всех регионов требованиям к качеству ресурсов. В отличие от Каталога, статистика числа доменов не учитывает качественные характеристики ресурсов.

Присутствие организаций в интернете

55% российских организаций, зарегистрированных в Яндекс.Справочнике, указали, что у них есть свой собственный сайт. Больше всего таких компаний в Центральном округе и обеих столицах. А самый высокий рост этого показателя продемонстрировал в 2013 году Северный Кавказ.
Присутствие организаций в интернете
Сайты бизнес‑тематики
Доля организаций
с сайтом
в Яндекс.Справочнике, %
Рост за 12 месяцев
Доля сайтов
категории «Бизнес»
в Яндекс.Каталоге, %
Рост за 12 месяцев
ЦФО (без Москвы)
57
33%
45
2%
СЗФО (без Санкт‑Петербурга)
44
35%
44
2%
ЮФО
49
34%
50
5%
СКФО
46
58%
35
8%
ПФО
50
24%
49
3%
УрФО
48
31%
55
3%
СФО
51
21%
43
5%
ДФО
51
23%
38
7%
Москва
73
15%
44
2%
Санкт‑Петербург
74
18%
47
2%
РОССИЯ
55
25%
46
2%
По данным Яндекс.Справочника и Яндекс.Каталога, февраль 2014
По данным Яндекс.Каталога, меньше всего местных сайтов бизнес‑тематики на Северном Кавказе, а больше всего — на Урале и в Поволжье. В Москве и Санкт‑Петербурге зарегистрировано много сайтов, посвященных хобби, досугу и потребительским товарам, за счет чего доля деловых ресурсов здесь ниже, чем в некоторых других регионах.
 

Активность интернет‑СМИ

Больше всего новостей в пересчете на одного пользователя публикуют электронные СМИ из Москвы и Санкт‑Петербурга. По всей видимости, многие столичные издания работают для аудитории всего Центрального региона, поэтому показатели ЦФО без учета Москвы — одни из самых низких в стране. Меньше всего публикаций на одного пользователя — на Северном Кавказе.
Российские столицы лидируют также по числу электронных СМИ на душу населения, а больше всего новостей на одно электронное издание — на Дальнем Востоке.
Число СМИ
на млн пользователей
Новостных публикаций в день
на млн пользователей
ЦФО (без Москвы)
37
362
СЗФО (без Санкт‑Петербурга)
48
835
ЮФО*
34
472
СКФО*
19
141
ПФО
40
541
УрФО
40
724
СФО
29
513
ДФО
38
836
Москва
157
2133
Санкт‑Петербург
80
1403
РОССИЯ**
61
931
По данным Яндекс.Новостей.
* При оценке численности аудитории в ЮФО и СКФО допущено, что уровень проникновения интернета в этих регионах одинаков.
** Данные для России учитывают как региональные, так и всероссийские СМИ, а данные для регионов — только региональные СМИ.
 

ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕГИОНОВ

Для сравнения уровня развития интернета в регионах были использованы три группы показателей — характеризующие распространение интернета, ценовую доступность и активность пользователей.
Все показатели приведены для восьми федеральных округов без учета Москвы и Санкт‑Петербурга, а также отдельно для обеих российских столиц.
 

Показатели распространения интернета

Проникновение фиксированного интернета — отношение месячной аудитории интернета в регионе к населению региона (для жителей старше 18 лет, по данным ФОМ на осень 2013 года).
Проникновение мобильного интернета — отношение месячной аудитории мобильного интернета (пользователей, выходящих в сеть с телефонов, смартфонов и планшетных компьютеров) в регионе к населению региона (для жителей старше 12 лет, проживающих в городах с населением свыше 100 тысяч человек, по данным TNS на декабрь 2013 года)7.
Индекс активности использования мобильного интернета — отношение числа уникальных пользователей мобильного интернета за месяц на тысячу человек взрослого населения к аналогичному показателю по России, по данным Яндекс.Метрики8.
Число доменов на тысячу пользователей — отношение числа доменных имен второго уровня в зонах .RU и.РФ, зарегистрированных в регионе, к месячной аудитории интернета в регионе (по данным ТЦИ на январь 2014 года).
7
Сравнивать показатели проникновения фиксированного и мобильного интернета нельзя, поскольку методики их расчета учитывают разные группы населения.
8
Яндекс.Метрика определяет количество уникальных посетителей – то есть число разных браузеров и устройств, с которых пользователи посещали сайты со счетчиками Метрики, а не число людей

Показатели ценовой доступности интернета

Стоимость фиксированного доступа в интернет — средняя цена безлимитного фиксированного доступа в крупнейших городах округа в пересчете на один Мбит/с (по данным региональных провайдеров на март 2014 года).
Стоимость мобильного доступа к интернету — средняя цена за ГБ трафика в крупнейших городах округа (по данным сотовых операторов на март 2014 года)9.
Индекс доступности услуг фиксированного интернета — показывает, во сколько раз фиксированный интернет доступнее в регионе, чем в среднем по России, с учетом доходов пользователей и скорости подключения.
Индекс доступности услуг мобильного интернета — показывает, во сколько раз мобильный трафик в регионе доступнее, чем в среднем по России, с учетом доходов пользователей.
9
Методика расчета этого показателя не охватывает безлимитные тарифы.

Показатели активности пользователей

Развитие региональных ресурсов — отношение числа новых сайтов в Яндекс.Каталоге к месячной аудитории региона (по данным Яндекс.Каталога на февраль 2014 года).
Присутствие организаций в интернете — отношение числа организаций с сайтом к общему количеству организаций в регионе (по данным Яндекс.Справочника на февраль 2014 года).
Доля сайтов бизнес‑тематики — отношение количества сайтов бизнес‑тематики к общему количеству сайтов в Яндекс.Каталоге (по данным Яндекс.Каталога на февраль 2014 года).
Активность интернет‑СМИ — количество новостных публикаций, издаваемых в будний день региональными электронными СМИ, на один миллион пользователей10.
Примечание
По данным TNS, социальными сетями пользуется более 90% аудитории интернета во всех регионах России. Охват аудитории социальными сетями больше не является репрезентативным показателем для оценки развития интернета, поэтому он был исключен из исследования.
10
Методика расчета показателя изменена. В прошлом году для оценки активности интернет‑СМИ использовался показатель числа публикаций на одно интернет‑издание.

Центральный федеральный округ (без Москвы)

Как по ценам на фиксированный интернет, так и по доступности этой услуги, регионы Центрального округа уже практически догнали Москву. Здесь часто появляются новые сайты, а по присутствию организаций в интернете ЦФО занимает третье место после Москвы и Санкт‑Петербурга. В ЦФО проживает больше пользователей, чем в обеих российских столицах и, судя по относительно невысокому уровню проникновения интернета, потенциал для дальнейшего роста еще велик.
 

Северо‑Западный федеральный округ (без Санкт‑Петербурга)

В 2013 году на Северо‑Западе России появилось почти в шесть раз больше новых ресурсов, чем годом ранее. По количеству новых сайтов на миллион пользователей этот регион уступает только столицам и ЦФО. Также СЗФО находится на четвертом месте после столиц и Урала по уровню активности пользователей мобильного интернета, несмотря на относительно неглубокое проникновение этой услуги.
 

Южный федеральный округ

Проникновение услуг фиксированного доступа в ЮФО в 2013 году выросло на 12,9% — чуть более быстрыми темпами этот показатель рос только в Сибири. В результате по уровню проникновения и мобильного, и фиксированного интернета регион достиг средних для России цифр. Однако остальные показатели развития интернета здесь всё еще ниже среднероссийских
Примечание
При оценке численности аудитории ЮФО и СКФО допущено, что уровень проникновения интернета в этих регионах одинаков.

Северо‑Кавказский федеральный округ

Несмотря на быстрые темпы роста, уровень проникновения услуг фиксированного доступа на Северном Кавказе относительно невысок. С учетом доходов населения домашний интернет обходится местным пользователям почти в четыре раз дороже, чем в среднем по стране. Хуже остальных регионов обстоят здесь дела и с развитием местных ресурсов, и с присутствием бизнеса в интернете, и с электронными СМИ.
Примечание
При оценке численности аудитории ЮФО и СКФО допущено, что уровень проникновения интернета в этих регионах одинаков.

Приволжский федеральный округ

В Поволжье проживает 12,7 миллиона пользователей интернета — это больше, чем в любых других рассматриваемых регионах. Однако уровень проникновения интернета здесь немного ниже, чем в соседних Центральном и Уральском округах. Поэтому не исключено, что численность пользователей интернета в этом регионе в ближайшие годы вырастет еще на 1‑1,5 миллиона человек.
 

Уральский федеральный округ

Уральский регион практически по всем показателям развития интернета близок к среднему в России уровню. По доступности услуг фиксированного интернета регион уступает только столицам и Центру, а по доступности мобильного интернета вышел на первое место — после того, как тарифы на эту услугу упали в 2013 году на рекордные 80%. Не удивительно, что по активности выхода в интернет с мобильных устройств Урал занимает первое место среди российских регионов.
 

Сибирский федеральный округ

В Сибири в 2013 году были зафиксированы самые высокие в России темпы роста аудитории интернета — она увеличилась на 13,2%. По многим характеристикам регион приблизился к среднероссийским показателям, а по уровню ценовой доступности даже превзошел их. От остальной России регион заметно отстает только по числу доменов на тысячу пользователей.
 

Дальневосточный федеральный округ

Дальний Восток — единственный федеральный округ, где на осень 2013 года полностью остановился рост аудитории, при этом доля пользователей интернета здесь самая маленькая в стране. В то же время по уровню проникновения мобильного интернета в крупных городах Дальний Восток занимает первое место в России.
Интернет на Дальнем Востоке по‑прежнему остается самым дорогим в России. Плата за фиксированный доступ примерно в четыре раза сильнее бьет по карману жителей Дальнего Востока, чем других россиян. По развитию региональных ресурсов и присутствию бизнеса в интернете Дальний Восток проигрывает всем регионам, кроме Северного Кавказа.
 

Москва

Москва лидирует среди российских регионов по проникновению фиксированного и мобильного интернета. Это не удивительно — стоимость фиксированного доступа здесь одна из самых низких в стране. Для москвичей фиксированный интернет почти в четыре раза доступнее, чем для жителей России в среднем, а мобильный интернет — на 14%. Москва опережает остальную Россию по всем показателям, за исключением доли бизнес‑сайтов, но последнее свидетельствует скорее о многообразии зарегистрированных здесь ресурсов.
 

Санкт‑Петербург

Самый дешевый в России фиксированный доступ — по‑прежнему в Санкт‑Петербурге. Однако, в отличие от Москвы, уровень проникновения интернета в последние два года растет здесь очень слабо. По показателям проникновения и использования мобильного интернета Петербург также немного уступает Москве. Зато по числу новых ресурсов Северная столица делит первое место с Москвой, а по уровню присутствия организаций в интернете — даже опережает её.
 

ОСНОВНЫЕ ЦИФРЫ И ФАКТЫ

  • По данным ФОМ на осень 2013 года, в России насчитывается 66,5 миллиона человек в возрасте старше 18 лет, которые хотя бы раз в месяц выходят в интернет — это более 57% всего совершеннолетнего населения страны.
  • Темпы роста аудитории интернета в России продолжают замедляться. По данным ФОМ, с осени 2012 по осень 2013 года прирост численности пользователей составил менее 9% — это самый низкий показатель за последние десять лет. Однако в абсолютных цифрах прирост выглядит впечатляюще — более 5 миллионов человек.
  • По данным ФОМ, быстрее всего аудитория интернета в 2013 году прирастала в Сибири, на Юге и Северном Кавказе, а также в центральных регионах России. Те же регионы быстрее всего догоняли столицы по уровню проникновения интернета.
  • По данным ФОМ, 80% пользователей интернета, или около 50 миллионов человек, выходят в интернет ежедневно. В 2013 году суточная аудитория интернета в России увеличилась примерно на 6,5 миллиона человек.
  • Данные ФОМ свидетельствуют, что маленькие города и сёла постепенно догоняют большие города по уровню проникновения. Примерно 44% взрослого населения этой категории населенных пунктов хотя бы раз в месяц выходят в интернет.
  • По данным ФОМ, в 2013 году более трети прироста аудитории составили пользователи из сельской местности. По сравнению с прошлым годом таких пользователей стало больше на 18%, или примерно на 2 миллиона человек.
  • По данным TNS, среди пользователей интернета год от года становится все больше людей старшего возраста. Пользователи моложе 35 лет всё еще составляют более половины аудитории, однако их доля постепенно снижается. Больше всего детей и молодежи среди пользователей из маленьких городов и сельской местности, а людей старшего возраста — среди москвичей.
  • По данным Яндекса, за прошедший год средняя скорость фиксированного широкополосного доступа, заявленная провайдерами, выросла на 38%.
  • По оценке Яндекса, на фоне повсеместного снижения тарифов заметная разница между регионами по ценам на широкополосный доступ по‑прежнему сохраняется. Например, за один Мбит/с жители Дальнего Востока платят почти в десять раз больше, чем москвичи. По индексу доступности, учитывающему доходы населения, эта разница ещё больше — примерно 14 раз.
  • По данным TNS, проникновение мобильного интернета росло в 2013 году небывалыми темпами — по итогам года этот показатель для городов с населением более 100 тысяч увеличился на 14,2 процентных пункта.
  • По оценке Яндекса, стоимость одного гигабайта мобильного трафика снизилась в 2013 году на 59%, а разница между регионами по ценовой доступности мобильного интернета сократилась почти вдвое.
  • По данным Яндекс.Метрики, активнее всего мобильным интернетом пользуются в столичных регионах и в Уральском федеральном округе.
  • Больше всего доменов второго уровня на тысячу пользователей зарегистрировано в Москве, а меньше всего — на Северном Кавказе (по данным ТЦИ).
  • 55% российских организаций, зарегистрированных в Яндекс.Справочнике, указали, что они имеют свой собственный сайт. Самая высокая доля таких организаций в столицах и в Центральной России, но быстрее всего число таких организаций растет на Северном Кавказе.
 

ПРИЛОЖЕНИЕ. ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТА ПО ОКРУГАМ

Распространение интернета
Проникновение
интернета, %
Проникновение
мобильного интернета, %
Индекс активности
использования
мобильного интернета
Доменов на тысячу
пользователей
ЦФО (без Москвы)
55
39
0,52
53
СЗФО
(без Санкт‑Петербурга)
61
33
0,74
43
ЮФО*
55
42
0,59
33
СКФО*
55
42
0,58
9
ПФО
52
38
0,59
34
УрФО
59
38
0,91
35
СФО
56
35
0,59
26
ДФО
49
50
0,52
35
Москва
74
49
2,91
161
Санкт‑Петербург
69
43
2,01
114
РОССИЯ
57
41
1,00
77
По данным Яндекса, ФОМ, TNS и ТЦИ
* При оценке показателей для ЮФО и СКФО допущено, что уровень проникновения интернета в этих регионах одинаков.
Доступность интернета
Стоимость фиксированного
доступа в интернет,
рублей за Мбит/с
Стоимость мобильного
доступа в интернет,
рублей за ГБ трафика
Индекс доступности
фиксированного интернета
Индекс доступности
мобильного интернета
ЦФО (без Москвы)
14
56
1,89
1,03
СЗФО
(без Санкт‑Петербурга)
27
60
0,91
0,87
ЮФО
21
37
0,81
0,98
СКФО
60
38
0,25
0,91
ПФО
15
40
1,72
0,89
УрФО
15
44
1,11
1,24
СФО
17
35
1,17
1,20
ДФО
119
83
0,24
0,72
Москва
12
71
3,34
1,22
Санкт‑Петербург
11
63
2,56
0,81
РОССИЯ
25
44
1,00
1,00
По данным Яндекса, интернет-провайдеров и сотовых операторов
Активность пользователей
Новых ресурсов
за год,
на млн пользователей
Присутствие организаций
в интернете, %
Доля сайтов
бизнес-тематики, %
Активность СМИ,
публикаций в день
на млн пользователей
ЦФО (без Москвы)
340
57
45
362
СЗФО
(без Санкт‑Петербурга)
310
44
44
835
ЮФО
141
49
50
472
СКФО
26
46
35
141
ПФО
142
50
49
541
УрФО
246
48
55
724
СФО
120
51
43
513
ДФО
78
51
38
836
Москва
626
73
44
2133
Санкт‑Петербург
626
74
47
1403
РОССИЯ
269
55
46
931
По данным Яндекса