Развитие интернета в регионах России

Весна 2015
В этом исследовании мы сравнили развитие интернета в разных регионах России. Для этого использовали данные сервисов Яндекс.Метрика, Яндекс.Новости и Справочник Яндекс.Карт, а также сведения, предоставленные Фондом «Общественное мнение» (ФОМ), исследовательской группой TNS и компанией GfK.
Содержание
Оглавление документа

Аудитория интернета

Рост аудитории в России. Сравнение с другими странами

В 2014 году аудитория и проникновение интернета в России продолжили расти, причём темпы роста сохранялись на уровне 2013 года.
По данным
В данных ФОМ не учтены пользователи младше 18 лет, а также жители Крымского федерального округа.
, осенью 2014 года 72,3 миллиона россиян (62% совершеннолетнего населения страны) пользовались интернетом хотя бы раз в месяц, а почти 60 миллионов человек выходили в сеть ежедневно.
За год в стране появилось почти 6 миллионов новых пользователей, это как четыре Новосибирска. Ещё сильнее выросла дневная аудитория — на 6,7 миллиона человек.
Уровень проникновения интернета в России самый высокий в СНГ и
Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР — выделяемая экспертами в области международной экономики группа из пяти стран с высоким экономическим потенциалом.
, но
По данным Internet World Stats, декабрь 2013.
.
Проникновение интернета в России в сравнении с другими странами

Проникновение интернета в регионах

Проникновение интернета увеличилось во всех регионах и типах населённых пунктов. Высокие темпы роста показали сёла: уже каждый второй житель сельской местности выходит в интернет хотя бы раз месяц. Среди регионов сильнее всего выросло проникновение на Дальнем Востоке, который годом ранее был среди отстающих.
Проникновение интернета в регионах России и населённых пунктах разного типа

Возраст пользователей интернета

По-прежнему больше половины пользователей интернета в России — это люди в возрасте до 35 лет. Тем не менее доля пользователей старшей возрастной группы растёт год от года.
Детей и молодёжи больше всего среди пользователей интернета в небольших городах, а людей старшего возраста — среди жителей мегаполисов, особенно Москвы и Санкт-Петербурга.

Использование интернета с мобильных устройств: смартфонов и планшетов

Проникновение мобильного интернета

В конце 2014 года
По данным TNS Web Index, декабрь 2014. TNS учитывает только жителей российских городов с населением более 100 тысяч человек в возрасте от 12 лет и старше. Поэтому данные TNS об аудитории и проникновении мобильного интернета нельзя сопоставлять с данными Фонда «Общественное мнение» об интернете. Данные TNS не содержат информации о пользователях из Крымского федерального округа.
. Для сравнения, годом ранее эта доля составляла 56%. Люди во всех регионах России стали пользоваться мобильными устройствами чаще.
Самая заметная доля мобильных пользователей среди всех посетителей интернета — на Северном Кавказе и Дальнем Востоке. Вероятно, это связано с тем, что в этих регионах для многих людей смартфон или планшет — единственный способ выхода в сеть.

Устройства и платформы

Мобильные пользователи стали заметной частью аудитории сайтов. За 2014 год
Учитывались посещения сайтов со счётчиками Яндекс.Метрики, совершённые пользователями из России.
. Причём со смартфонов в конце 2014 года россияне совершали почти в два раза больше визитов, чем с планшетов, и рост активности у пользователей смартфонов за год был также больше.
Смартфоны на Android теснят устройства на Java, Symbian и bada. За год старые платформы потеряли две трети своей доли. Доля смартфонов на Windows Phone за год почти не изменилась. На планшетах Android отыгрывает рынок у iOS, и в 2015 году доли этих платформ могут сравняться.
Распределение по платформам
Когда люди используют мобильные устройства для выхода в интернет, они получают информацию не только с сайтов, но и через приложения.
Количество приложений, которые люди используют на смартфонах и планшетах в течение дня, примерно одинаково во всех крупных городах: в среднем пять или шесть. В Москве немного больше, в Санкт-Петербурге чуть меньше.
Везде, кроме Санкт-Петербурга, женщины используют немного больше приложений, чем мужчины.

Стоимость и скорость доступа в интернет

Фиксированный широкополосный доступ

Широкополосный доступ в интернет по фиксированным линиям связи обеспечивает высокую скорость и стабильное соединение. Этот способ доступа представлен почти во всех субъектах РФ и доступен большинству населения страны.
Как правило, тарифы на широкополосный доступ предусматривают безлимитный трафик, а ежемесячный платёж зависит от скорости соединения. Чтобы сравнить стоимость доступа в разных регионах, мы изучили цены на высокоскоростной интернет в крупных и средних городах страны. Мы выбрали самые дешёвые тарифы без ограничения трафика с
Заявленная провайдерами скорость загрузки данных. Как правило, речь идёт об ассиметричном широкополосном доступе.
.
Выяснилось, что самый дорогой доступ в интернет по-прежнему на Дальнем Востоке. Самые дешёвые высокоскоростные тарифы здесь обходятся в среднем в 600 рублей в месяц при скорости всего 4 Мбит/с.
В других регионах скорость доступа выше, а ежемесячный платёж меньше. Самый дешёвый и быстрый интернет — в Москве и Санкт-Петербурге, где за 300 рублей абонентской платы можно рассчитывать на скорость в 15-20 Мбит/с.

Мобильный доступ

Мобильный интернет может оплачиваться по-разному. Чаще всего люди либо оплачивают трафик, который они использовали по факту, либо совершают ежемесячный платёж, в который включён определённый объём трафика.
Мы сравнили наиболее выгодные тарифы на мобильный интернет в разных регионах. Для этого выбрали тарифы со включённым в ежемесячный платёж трафиком и только для планшетов — чтобы на тариф не влияла стоимость телефонной связи.

Другие показатели развития интернета

Присутствие организаций в интернете

По состоянию на февраль 2015 года 59% организаций, зарегистрированных в Справочнике Яндекс.Карт, указали, что у них есть свой сайт. Год назад таких организаций было 55%. Выше всего доля организаций, имеющих сайт, в Санкт-Петербурге, Москве и Центральном федеральном округе. При этом рост в регионах (кроме Крыма) продолжается, а в столицах замедлился. В Москве и вовсе наметилось снижение.

Активность СМИ

В России более
Активными мы считали СМИ, опубликовавшие хотя бы одно сообщение за изученный период (4 недели).
. За год их число выросло во всех регионах страны, кроме Крыма. Почти четверть активных изданий расположены в Москве.
Все вместе эти СМИ публикуют почти 100 тысяч новостных сообщений в день. Количество публикаций в пересчёте на 1 миллион пользователей выросло во всех регионах, особенно в Москве, Центральном и Северо-Западном федеральных округах.

Интернет-торговля

Покупка товаров через интернет становится всё более привычной. Количество интернет-покупателей среди всех пользователей интернета за год выросло во всех регионах России. Сильнее всего — в Северо-Западном федеральном округе, слабее всего — в Москве и Санкт-Петербурге, где их и так было много.
По данным
Данные опроса пользователей, совершающих онлайн-покупки не менее двух раз в год и покупавших в интернете товары хотя бы в одной из 14 основных категорий Яндекс.Маркета за последние 12 месяцев. Данные не содержат информации о пользователях из Крымского федерального округа.
, самый большой средний чек — в Москве. Меньше всего на одну покупку тратят жители Приволжья.
Каждый второй активный онлайн-покупатель за последний год совершал хотя бы одну покупку в зарубежных интернет-магазинах. Чаще всего — в Китае.
Покупателям, сделавшим заказ за рубежом, приходится ждать, пока покупку доставят в Россию. Однако заказывая товар в российском интернет-магазине, люди всё равно часто сталкиваются с доставкой из других городов. Более трети покупок, совершённых в российских регионах, отправляются из Москвы. В Центральном федеральном округе таких покупок более половины. Случается, что заказанный товар отправляют из другого региона России, но не из Москвы. Больше всего таких покупок на Дальнем Востоке и в Сибири.

Характеристики регионов

Описание характеристик

Проникновение интернета — отношение месячной аудитории интернета в регионе к населению региона (для жителей старше 18 лет, по данным ФОМ на осень 2014 года).
Проникновение мобильного интернета — отношение месячной аудитории мобильного интернета (пользователей, выходящих в сеть со смартфонов и планшетов) в регионе к населению региона (для жителей старше 12 лет, проживающих в городах с населением свыше 100 тысяч человек, по данным TNS Web Index на декабрь 2014 года).
Минимальная стоимость широкополосного фиксированного доступа — средний ежемесячный платёж по самым дешёвым безлимитным тарифам широкополосного доступа с заявленной скоростью не менее 3 Мбит/с в крупных городах округа (по данным интернет-провайдеров на февраль 2015 года).
Скорость загрузки данных по широкополосному фиксированному каналу — средняя скорость по тарифам, проанализированным в ходе вычисления минимальной стоимости фиксированного доступа.
Минимальная стоимость мобильного доступа — средний ежемесячный платёж по самым дешёвым тарифам мобильного доступа для планшетов со включённым в ежемесячный платёж трафиком в регионах округа (по данным сотовых операторов на февраль 2015 года).
Лимит мобильного трафика — средний включённый объём трафика по тарифам, проанализированным в ходе вычисления минимальной стоимости мобильного доступа.
Индекс доступности фиксированного интернета — показывает, во сколько раз широкополосный доступ в интернет в регионе доступнее, чем в среднем по России, с учётом доходов пользователей (по данным Росстата о среднемесячной заработной плате работников по субъектам РФ на ноябрь 2014 года).
Индекс доступности мобильного интернета — показывает, во сколько раз мобильный интернет в регионе доступнее, чем в среднем по РФ, с учётом доходов пользователей (по данным Росстата о среднемесячной заработной плате работников по субъектам России на ноябрь 2014 года).
Проникновение онлайн-торговли — доля онлайн-покупателей (тех, кто в течение последнего года совершал покупки в интернете) среди всех совершеннолетних пользователей сети (по данным TNS Web Index на декабрь 2014).
Доля организаций с сайтом — отношение количества организаций с сайтом к общему количеству организаций в регионе (по данным Справочника Яндекс.Карт на февраль 2015 года).
Активность СМИ — количество публикаций в онлайн-СМИ в пересчёте на 1 млн пользователей (по данным Яндекс.Новостей на январь–февраль 2015).

Москва

Москва больше не единоличный лидер по проникновению интернета: Санкт-Петербург догнал столицу. В Москве, однако, выше, чем в Санкт-Петербурге, доля пользователей, выходящих в сеть каждый день. Более шести миллионов москвичей пользуются интернетом ежедневно. В Москве самая высокая доля интернет-покупателей среди совершеннолетних пользователей сети. Ещё здесь самый быстрый широкополосный доступ в интернет, а расценки на него — одни из самых низких. Стоимость мобильного доступа в столице заметно выше среднего: дороже он только на Дальнем Востоке. Тем не менее для москвичей и мобильный, и фиксированный интернет всё равно доступнее, чем в других регионах России — об этом говорят индексы, учитывающие доходы населения.

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург делит с Москвой первое место по проникновению интернета. Здесь такой же дешёвый и практически такой же быстрый широкополосный доступ, а мобильный интернет и вовсе один из самых дешёвых в стране. По доступности интернета Санкт-Петербург занимает второе место среди регионов, уступая только Москве. Интернет для петербуржцев примерно в 1,5 раза доступнее, чем в среднем по стране. Санкт-Петербург всё ещё первый в России по доле организаций с сайтами.

Центральный федеральный округ (без Москвы)

Доля пользователей интернета среди населения Центрального федерального округа близка к среднему по стране значению. Здесь быстрый фиксированный интернет: выше скорость загрузки данных по изученным тарифам только в Москве и Санкт-Петербурге. Цены на доступ в сеть в ЦФО недалеки от средних по России, но если сравнивать стоимость интернета со средними зарплатами, то Центральный федеральный округ занимает третье место среди регионов по доступности интернета, уступая только Москве и Санкт-Петербургу.

Северо-Западный федеральный округ (без Санкт-Петербурга)

Северо-Западный федеральный округ занимает третье место среди регионов России по проникновению интернета, уступая только Москве и Санкт-Петербургу. Впрочем, темпы роста этого показателя почти остановились, а отставание от столиц всё ещё значительное: 13 процентных пунктов. Проникновение мобильного интернета на Северо-Западе невелико: меньше только на Урале. Стоимость доступа в сеть в СЗФО близка к средним показателям по стране. Если сравнивать цены на интернет со средними зарплатами, то Северо-Запад занимает четвёртое место среди регионов по доступности интернета, пропуская вперёд только Москву, Санкт-Петербург и ЦФО.

Крымский федеральный округ

По большинству показателей развития интернета Крым находится в числе отстающих. Меньше половины крымских организаций, внесённых в Справочник Яндекс.Карт, указали, что у них есть свой сайт. Это самый низкий показатель по России. К тому же Крым — один из двух регионов, где доля организаций, имеющих сайт, снизилась по сравнению с предыдущим годом. В городах Крыма самый дешёвый, хотя и не самый быстрый, фиксированный интернет, но по индексу его доступности Крым отстаёт от других регионов. По доступности мобильного интернета Крым и вовсе находится на последнем месте.

Южный федеральный округ

Юг России занимает средние позиции по проникновению мобильного и фиксированного интернета. Тут недешёвый широкополосный доступ — дороже только на Дальнем Востоке, — а скорость при этом провайдеры предлагают невысокую. Зато цены на мобильный интернет чуть ниже среднего, а по включённым в стоимость пакетам трафика Юг России опережает другие регионы.

Северо-Кавказский федеральный округ

На Северном Кавказе самое высокое в стране проникновение мобильного интернета. Причём по сравнению с предыдущим годом доля пользователей, выходящих в сеть с мобильных устройств, выросла в полтора раза. Возможно, это связано с тем, что здесь, как и в Южном федеральном округе, фиксированный интернет медленный и дорогой, и смартфон или планшет для многих — единственный способ выхода в сеть. Если сравнивать стоимость интернета со средними зарплатами, то по доступности фиксированного интернета Северный Кавказ находится на последнем месте в стране, а по доступности мобильного интернета ему уступает только Крым.

Приволжский федеральный округ

В Приволжье проживает больше всего пользователей интернета в России — 14 миллионов человек, — но проникновение интернета здесь самое низкое в стране. Здесь самый дешёвый в стране мобильный интернет, а стоимость фиксированного доступа ниже только в Крыму, Москве и Санкт-Петербурге. Если сравнивать цены на интернет со средними зарплатами, то доступность сети в ПФО чуть ниже среднего по России уровня. В Приволжье самая низкая по сравнению с другими регионами доля онлайн-покупателей среди совершеннолетних пользователей сети.

Уральский федеральный округ

На Урале самая низкая по сравнению с другими регионами доля мобильных пользователей интернета и самый слабый прирост этого показателя. При этом проникновение интернета в целом выше только в Москве, Санкт-Петербурге и Северо-Западном федеральном округе. Доступ в интернет в УрФО стоит немного дороже, чем в среднем по России. Но если сравнивать стоимость интернета с доходами населения, то доступность сети на Урале близка к среднему по России уровню. Доступнее интернет, в пересчёте на среднюю зарплату, только москвичам, петербуржцам и жителям Центрального и Северо-Западного федеральных округов.

Сибирский федеральный округ

Доля пользователей интернета среди населения Сибири близка к среднему по стране показателю. А вот проникновение мобильного интернета в регионе пока относительно невысокое: ниже только на Урале и в СЗФО. Сибирский федеральный округ делит с Дальним Востоком первое место по активности пользователей в зарубежных интернет-магазинах. Товары из-за рубежа в течение последнего года заказывали через интернет 55% местных онлайн-покупателей.

Дальневосточный федеральный округ

В Дальневосточном федеральном округе проникновение интернета ниже, чем в среднем по России. Регулярно в сеть выходят лишь 58% взрослых жителей округа. Зато темпы роста аудитории интернета на Дальнем Востоке выше, чем в среднем по стране. Здесь один из самых высоких уровней проникновения мобильного интернета в крупных городах: 59%, выше только на Северном Кавказе. Интернет — как фиксированный, так и мобильный — на Дальнем Востоке всё ещё самый дорогой в стране. Это относится как к широкополосному, так и к мобильному доступу. Однако по доступности интернета Дальний Восток опережает Южный, Северо-Кавказский и Крымский федеральные округа. ДФО делит с Сибирью первое место по активности пользователей в зарубежных интернет-магазинах.

Основные цифры и факты

  • По данным ФОМ, осенью 2014 года 72,3 миллиона россиян (62% совершеннолетнего населения страны) пользовались интернетом хотя бы раз в месяц, а почти 60 миллионов человек выходили в сеть ежедневно.
  • По данным ФОМ, в 2014 году аудитория и проникновение интернета в России продолжили расти, причём темпы роста сохранялись на уровне 2013 года. За год в стране появилось почти 6 миллионов новых пользователей. Ещё сильнее выросла дневная аудитория — на 6,7 миллиона человек.
  • По данным Internet World Stats, уровень проникновения интернета в России самый высокий в СНГ и БРИКС, но ниже, чем в других странах «Большой восьмёрки» и странах Балтии.
  • По данным ФОМ, проникновение интернета увеличилось во всех регионах и типах населённых пунктов. Самые высокие темпы роста показали Дальний Восток, Санкт-Петербург и сельская местность.
  • По данным ФОМ, самое высокое проникновение интернета в России — в Москве и Санкт-Петербурге, по 77%. Самое низкое — в Приволжском федеральном округе, 57%.
  • По данным TNS Web Index, в конце 2014 года 68% от всех пользователей интернета в российских городах хотя бы раз в месяц выходили в сеть с помощью мобильных устройств. Для сравнения, годом ранее эта доля составляла 56%.
  • По данным TNS Web Index, по-прежнему больше половины пользователей интернета в России — это люди в возрасте до 35 лет. Тем не менее доля пользователей старшей возрастной группы растёт год от года.
  • Детей и молодёжи больше всего среди пользователей интернета в небольших городах, а людей старшего возраста — среди жителей мегаполисов, особенно Москвы и Санкт-Петербурга.
  • По данным TNS Web Index, проникновение мобильного интернета выросло во всех регионах страны. Сильнее всего — на Северном Кавказе, слабее всего — на Урале. В этих же федеральных округах наблюдается самое высокое и самое низкое проникновение мобильного интернета соответственно.
  • Мобильные пользователи стали заметной частью аудитории сайтов. По данным Яндекс.Метрики, за 2014 год доля визитов со смартфонов и планшетов в общем числе посещений сайтов выросла в полтора раза и достигла 22%.
  • По данным Яндекс.Метрики, и на смартфонах, и на планшетах растёт доля визитов с устройств на базе Android. Планшеты на этой операционной системе всё ещё уступают iPad, а на смартфонах Android укрепляет лидерство (63% в доле визитов на сайты с мобильных телефонов).
  • По данным Яндекса, самые дорогие тарифы на интернет по-прежнему на Дальнем Востоке. Это относится как к широкополосному, так и к мобильному доступу. По индексу, учитывающему доходы населения, наименее доступен фиксированный интернет жителям Северного Кавказа, а мобильный — крымчанам.
  • По данным Справочника Яндекс.Карт, в России выросла доля организаций, имеющих сайты. Выше всего доля таких организаций в Санкт-Петербурге, Москве и Центральном федеральном округе.
  • По данным Яндекс.Новостей, в России более 4,5 тысячи активных интернет-СМИ. За год их число выросло во всех регионах страны, кроме Крыма. Все вместе эти СМИ публикуют почти 100 тысяч новостных сообщений в день.
  • По данным TNS Web Index, количество интернет-покупателей среди всех пользователей интернета за год выросло во всех регионах России. Сильнее всего — в Северо-Западном федеральном округе. Слабее всего — в Москве и Санкт-Петербурге, где этот показатель и так находился на высоком уровне.
  • По данным GfK, самый больший средний чек в интернет-магазинах — в Москве. Меньше всего на одну покупку тратят жители Приволжья. Более трети покупок, совершённых в российских регионах, высылаются из Москвы. В Дальневосточном и Сибирском федеральных округах больше, чем в других регионах, доля покупателей, которые заказывают товары в зарубежных интернет-магазинах. Меньше всего доля таких покупателей в Санкт-Петербурге и СЗФО.

Приложение. Показатели развития интернета по округам

Распространение интернета
Доля пользователей интернета среди совершеннолетнего населения, осень 2014
Доля тех, кто выходит в интернет с помощью мобильных устройств, среди жителей городов с населением более 100 тыс. чел., декабрь 2014
Москва
77
57
Санкт-Петербург
77
53
ЦФО (без Москвы)
60
50
СЗФО
(без СПб)
64
43
При оценке показателей для ЮФО и СКФО допущено, что уровень проникновения интернета в этих регионах одинаков.
60
50
При оценке показателей для ЮФО и СКФО допущено, что уровень проникновения интернета в этих регионах одинаков.
60
60
ПФО
57
48
УрФО
63
42
СФО
60
46
ДФО
58
59
РОССИЯ
62
50
По данным ФОМ и TNS Web Index. Данные не содержат информации о пользователях из КФО.
Доступность интернета
Минимальная стоимость широкополосного фиксированного доступа, руб./мес.
Скорость загрузки данных, Мбит/с
Минимальная стоимость мобильного доступа, руб./мес.
Включённый объём мобильного трафика, ГБ
Индекс доступности фиксированного интернета, с учётом доходов населения
Индекс доступности мобильного интернета, с учётом доходов населения
Москва
290
19
433
5
2,45
1,56
Санкт-Петербург
299
16
315
5
1,56
1,41
ЦФО (без Москвы)
344
15
333
5
1,32
1,29
СЗФО (без СПб)
352
8
323
5
1,13
1,17
КФО
261
9
400
5
0,71
0,44
ЮФО
409
4
338
7
0,65
0,75
СКФО
409
4
332
6
0,57
0,67
ПФО
337
6
259
5
0,80
0,99
УрФО
408
6
354
5
1,00
1,09
СФО
372
6
329
4
0,82
0,89
ДФО
590
4
533
4
0,79
0,83
РОССИЯ
362
9
344
5
1,00
1,00
По данным Яндекса, интернет-провайдеров и сотовых операторов, февраль 2015
Прочие показатели
Доля онлайн-покупателей среди совершеннолетних пользователей, декабрь 2014
Опрос онлайн-покупателей о покупках за рубежом проводился совместно для некоторых регионов. При оценке допущено, что доля онлайн-покупателей, совершавших покупки за рубежом, попарно одинакова в следующих регионах: Санкт-Петербург и СЗФО, ЮФО И СКФО, СФО и ДФО.
Доля организаций, которые имеют сайт, среди представленных в Справочнике Яндекс.Карт, февраль 2015
Активность онлайн-СМИ, публикаций в день, на млн пользователей, февраль 2015
Москва
91
47
71
2927
Санкт‑Петербург
85
46
76
1599
ЦФО (без Москвы)
78
52
62
796
СЗФО (без СПб)
79
46
49
1247
Данные о развитии интернета в КФО не содержат информации об активности онлайн-покупателей и количестве публикаций на миллион пользователей.
45
ЮФО
80
52
53
661
СКФО
80
52
50
302
ПФО
75
51
55
825
УрФО
82
50
51
898
СФО
77
55
55
675
ДФО
78
55
56
970
РОССИЯ
81
50
59
1372
По данным Яндекса, GfK и TNS Web Index