Весна 2015
В этом исследовании мы сравнили развитие интернета в разных регионах России. Для этого использовали данные сервисов Яндекс.Метрика, Яндекс.Новости и Справочник Яндекс.Карт, а также сведения, предоставленные Фондом «Общественное мнение» (ФОМ), исследовательской группой TNS и компанией GfK.
Содержание
Аудитория интернета
Рост аудитории в России. Сравнение с другими странами
В 2014 году аудитория и проникновение интернета в России продолжили расти, причём темпы роста сохранялись на уровне 2013 года.
По данным
В данных ФОМ не учтены пользователи младше 18 лет, а также жители Крымского федерального округа.
, осенью 2014 года 72,3 миллиона россиян (62% совершеннолетнего населения страны) пользовались интернетом хотя бы раз в месяц, а почти 60 миллионов человек выходили в сеть ежедневно.За год в стране появилось почти 6 миллионов новых пользователей, это как четыре Новосибирска. Ещё сильнее выросла дневная аудитория — на 6,7 миллиона человек.
Уровень проникновения интернета в России самый высокий в СНГ и
Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР — выделяемая экспертами в области международной экономики группа из пяти стран с высоким экономическим потенциалом.
, но По данным Internet World Stats, декабрь 2013.
.Проникновение интернета в России в сравнении с другими странами
Проникновение интернета в регионах
Проникновение интернета увеличилось во всех регионах и типах населённых пунктов. Высокие темпы роста показали сёла: уже каждый второй житель сельской местности выходит в интернет хотя бы раз месяц. Среди регионов сильнее всего выросло проникновение на Дальнем Востоке, который годом ранее был среди отстающих.
Проникновение интернета в регионах России и населённых пунктах разного типа
Возраст пользователей интернета
По-прежнему больше половины пользователей интернета в России — это люди в возрасте до 35 лет. Тем не менее доля пользователей старшей возрастной группы растёт год от года.
Детей и молодёжи больше всего среди пользователей интернета в небольших городах, а людей старшего возраста — среди жителей мегаполисов, особенно Москвы и Санкт-Петербурга.
Использование интернета с мобильных устройств: смартфонов и планшетов
Проникновение мобильного интернета
В конце 2014 года
По данным TNS Web Index, декабрь 2014. TNS учитывает только жителей российских городов с населением более 100 тысяч человек в возрасте от 12 лет и старше. Поэтому данные TNS об аудитории и проникновении мобильного интернета нельзя сопоставлять с данными Фонда «Общественное мнение» об интернете. Данные TNS не содержат информации о пользователях из Крымского федерального округа.
. Для сравнения, годом ранее эта доля составляла 56%. Люди во всех регионах России стали пользоваться мобильными устройствами чаще.Самая заметная доля мобильных пользователей среди всех посетителей интернета — на Северном Кавказе и Дальнем Востоке. Вероятно, это связано с тем, что в этих регионах для многих людей смартфон или планшет — единственный способ выхода в сеть.
Устройства и платформы
Мобильные пользователи стали заметной частью аудитории сайтов. За 2014 год
Учитывались посещения сайтов со счётчиками Яндекс.Метрики, совершённые пользователями из России.
. Причём со смартфонов в конце 2014 года россияне совершали почти в два раза больше визитов, чем с планшетов, и рост активности у пользователей смартфонов за год был также больше.Смартфоны на Android теснят устройства на Java, Symbian и bada. За год старые платформы потеряли две трети своей доли. Доля смартфонов на Windows Phone за год почти не изменилась. На планшетах Android отыгрывает рынок у iOS, и в 2015 году доли этих платформ могут сравняться.
Распределение по платформам
Когда люди используют мобильные устройства для выхода в интернет, они получают информацию не только с сайтов, но и через приложения.
Количество приложений, которые люди используют на смартфонах и планшетах в течение дня, примерно одинаково во всех крупных городах: в среднем пять или шесть. В Москве немного больше, в Санкт-Петербурге чуть меньше.
Везде, кроме Санкт-Петербурга, женщины используют немного больше приложений, чем мужчины.
Стоимость и скорость доступа в интернет
Фиксированный широкополосный доступ
Широкополосный доступ в интернет по фиксированным линиям связи обеспечивает высокую скорость и стабильное соединение. Этот способ доступа представлен почти во всех субъектах РФ и доступен большинству населения страны.
Как правило, тарифы на широкополосный доступ предусматривают безлимитный трафик, а ежемесячный платёж зависит от скорости соединения. Чтобы сравнить стоимость доступа в разных регионах, мы изучили цены на высокоскоростной интернет в крупных и средних городах страны. Мы выбрали самые дешёвые тарифы без ограничения трафика с
Заявленная провайдерами скорость загрузки данных. Как правило, речь идёт об ассиметричном широкополосном доступе.
.Выяснилось, что самый дорогой доступ в интернет по-прежнему на Дальнем Востоке. Самые дешёвые высокоскоростные тарифы здесь обходятся в среднем в 600 рублей в месяц при скорости всего 4 Мбит/с.
В других регионах скорость доступа выше, а ежемесячный платёж меньше. Самый дешёвый и быстрый интернет — в Москве и Санкт-Петербурге, где за 300 рублей абонентской платы можно рассчитывать на скорость в 15-20 Мбит/с.
В других регионах скорость доступа выше, а ежемесячный платёж меньше. Самый дешёвый и быстрый интернет — в Москве и Санкт-Петербурге, где за 300 рублей абонентской платы можно рассчитывать на скорость в 15-20 Мбит/с.
Мобильный доступ
Мобильный интернет может оплачиваться по-разному. Чаще всего люди либо оплачивают трафик, который они использовали по факту, либо совершают ежемесячный платёж, в который включён определённый объём трафика.
Мы сравнили наиболее выгодные тарифы на мобильный интернет в разных регионах. Для этого выбрали тарифы со включённым в ежемесячный платёж трафиком и только для планшетов — чтобы на тариф не влияла стоимость телефонной связи.
Другие показатели развития интернета
Присутствие организаций в интернете
По состоянию на февраль 2015 года 59% организаций, зарегистрированных в Справочнике Яндекс.Карт, указали, что у них есть свой сайт. Год назад таких организаций было 55%. Выше всего доля организаций, имеющих сайт, в Санкт-Петербурге, Москве и Центральном федеральном округе. При этом рост в регионах (кроме Крыма) продолжается, а в столицах замедлился. В Москве и вовсе наметилось снижение.
Активность СМИ
В России более
Активными мы считали СМИ, опубликовавшие хотя бы одно сообщение за изученный период (4 недели).
. За год их число выросло во всех регионах страны, кроме Крыма. Почти четверть активных изданий расположены в Москве.Все вместе эти СМИ публикуют почти 100 тысяч новостных сообщений в день. Количество публикаций в пересчёте на 1 миллион пользователей выросло во всех регионах, особенно в Москве, Центральном и Северо-Западном федеральных округах.
Интернет-торговля
Покупка товаров через интернет становится всё более привычной. Количество интернет-покупателей среди всех пользователей интернета за год выросло во всех регионах России. Сильнее всего — в Северо-Западном федеральном округе, слабее всего — в Москве и Санкт-Петербурге, где их и так было много.
По данным
Данные опроса пользователей, совершающих онлайн-покупки не менее двух раз в год и покупавших в интернете товары хотя бы в одной из 14 основных категорий Яндекс.Маркета за последние 12 месяцев. Данные не содержат информации о пользователях из Крымского федерального округа.
, самый большой средний чек — в Москве. Меньше всего на одну покупку тратят жители Приволжья.Каждый второй активный онлайн-покупатель за последний год совершал хотя бы одну покупку в зарубежных интернет-магазинах. Чаще всего — в Китае.
Покупателям, сделавшим заказ за рубежом, приходится ждать, пока покупку доставят в Россию. Однако заказывая товар в российском интернет-магазине, люди всё равно часто сталкиваются с доставкой из других городов. Более трети покупок, совершённых в российских регионах, отправляются из Москвы. В Центральном федеральном округе таких покупок более половины. Случается, что заказанный товар отправляют из другого региона России, но не из Москвы. Больше всего таких покупок на Дальнем Востоке и в Сибири.
Характеристики регионов
Описание характеристик
Проникновение интернета — отношение месячной аудитории интернета в регионе к населению региона (для жителей старше 18 лет, по данным ФОМ на осень 2014 года).
Проникновение мобильного интернета — отношение месячной аудитории мобильного интернета (пользователей, выходящих в сеть со смартфонов и планшетов) в регионе к населению региона (для жителей старше 12 лет, проживающих в городах с населением свыше 100 тысяч человек, по данным TNS Web Index на декабрь 2014 года).
Проникновение мобильного интернета — отношение месячной аудитории мобильного интернета (пользователей, выходящих в сеть со смартфонов и планшетов) в регионе к населению региона (для жителей старше 12 лет, проживающих в городах с населением свыше 100 тысяч человек, по данным TNS Web Index на декабрь 2014 года).
Минимальная стоимость широкополосного фиксированного доступа — средний ежемесячный платёж по самым дешёвым безлимитным тарифам широкополосного доступа с заявленной скоростью не менее 3 Мбит/с в крупных городах округа (по данным интернет-провайдеров на февраль 2015 года).
Скорость загрузки данных по широкополосному фиксированному каналу — средняя скорость по тарифам, проанализированным в ходе вычисления минимальной стоимости фиксированного доступа.
Минимальная стоимость мобильного доступа — средний ежемесячный платёж по самым дешёвым тарифам мобильного доступа для планшетов со включённым в ежемесячный платёж трафиком в регионах округа (по данным сотовых операторов на февраль 2015 года).
Лимит мобильного трафика — средний включённый объём трафика по тарифам, проанализированным в ходе вычисления минимальной стоимости мобильного доступа.
Индекс доступности фиксированного интернета — показывает, во сколько раз широкополосный доступ в интернет в регионе доступнее, чем в среднем по России, с учётом доходов пользователей (по данным Росстата о среднемесячной заработной плате работников по субъектам РФ на ноябрь 2014 года).
Индекс доступности мобильного интернета — показывает, во сколько раз мобильный интернет в регионе доступнее, чем в среднем по РФ, с учётом доходов пользователей (по данным Росстата о среднемесячной заработной плате работников по субъектам России на ноябрь 2014 года).
Скорость загрузки данных по широкополосному фиксированному каналу — средняя скорость по тарифам, проанализированным в ходе вычисления минимальной стоимости фиксированного доступа.
Минимальная стоимость мобильного доступа — средний ежемесячный платёж по самым дешёвым тарифам мобильного доступа для планшетов со включённым в ежемесячный платёж трафиком в регионах округа (по данным сотовых операторов на февраль 2015 года).
Лимит мобильного трафика — средний включённый объём трафика по тарифам, проанализированным в ходе вычисления минимальной стоимости мобильного доступа.
Индекс доступности фиксированного интернета — показывает, во сколько раз широкополосный доступ в интернет в регионе доступнее, чем в среднем по России, с учётом доходов пользователей (по данным Росстата о среднемесячной заработной плате работников по субъектам РФ на ноябрь 2014 года).
Индекс доступности мобильного интернета — показывает, во сколько раз мобильный интернет в регионе доступнее, чем в среднем по РФ, с учётом доходов пользователей (по данным Росстата о среднемесячной заработной плате работников по субъектам России на ноябрь 2014 года).
Проникновение онлайн-торговли — доля онлайн-покупателей (тех, кто в течение последнего года совершал покупки в интернете) среди всех совершеннолетних пользователей сети (по данным TNS Web Index на декабрь 2014).
Доля организаций с сайтом — отношение количества организаций с сайтом к общему количеству организаций в регионе (по данным Справочника Яндекс.Карт на февраль 2015 года).
Активность СМИ — количество публикаций в онлайн-СМИ в пересчёте на 1 млн пользователей (по данным Яндекс.Новостей на январь–февраль 2015).
Доля организаций с сайтом — отношение количества организаций с сайтом к общему количеству организаций в регионе (по данным Справочника Яндекс.Карт на февраль 2015 года).
Активность СМИ — количество публикаций в онлайн-СМИ в пересчёте на 1 млн пользователей (по данным Яндекс.Новостей на январь–февраль 2015).
Москва
Москва больше не единоличный лидер по проникновению интернета: Санкт-Петербург догнал столицу. В Москве, однако, выше, чем в Санкт-Петербурге, доля пользователей, выходящих в сеть каждый день. Более шести миллионов москвичей пользуются интернетом ежедневно. В Москве самая высокая доля интернет-покупателей среди совершеннолетних пользователей сети. Ещё здесь самый быстрый широкополосный доступ в интернет, а расценки на него — одни из самых низких. Стоимость мобильного доступа в столице заметно выше среднего: дороже он только на Дальнем Востоке. Тем не менее для москвичей и мобильный, и фиксированный интернет всё равно доступнее, чем в других регионах России — об этом говорят индексы, учитывающие доходы населения.
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург делит с Москвой первое место по проникновению интернета. Здесь такой же дешёвый и практически такой же быстрый широкополосный доступ, а мобильный интернет и вовсе один из самых дешёвых в стране. По доступности интернета Санкт-Петербург занимает второе место среди регионов, уступая только Москве. Интернет для петербуржцев примерно в 1,5 раза доступнее, чем в среднем по стране. Санкт-Петербург всё ещё первый в России по доле организаций с сайтами.
Центральный федеральный округ (без Москвы)
Доля пользователей интернета среди населения Центрального федерального округа близка к среднему по стране значению. Здесь быстрый фиксированный интернет: выше скорость загрузки данных по изученным тарифам только в Москве и Санкт-Петербурге. Цены на доступ в сеть в ЦФО недалеки от средних по России, но если сравнивать стоимость интернета со средними зарплатами, то Центральный федеральный округ занимает третье место среди регионов по доступности интернета, уступая только Москве и Санкт-Петербургу.
Северо-Западный федеральный округ (без Санкт-Петербурга)
Северо-Западный федеральный округ занимает третье место среди регионов России по проникновению интернета, уступая только Москве и Санкт-Петербургу. Впрочем, темпы роста этого показателя почти остановились, а отставание от столиц всё ещё значительное: 13 процентных пунктов. Проникновение мобильного интернета на Северо-Западе невелико: меньше только на Урале. Стоимость доступа в сеть в СЗФО близка к средним показателям по стране. Если сравнивать цены на интернет со средними зарплатами, то Северо-Запад занимает четвёртое место среди регионов по доступности интернета, пропуская вперёд только Москву, Санкт-Петербург и ЦФО.
Крымский федеральный округ
По большинству показателей развития интернета Крым находится в числе отстающих. Меньше половины крымских организаций, внесённых в Справочник Яндекс.Карт, указали, что у них есть свой сайт. Это самый низкий показатель по России. К тому же Крым — один из двух регионов, где доля организаций, имеющих сайт, снизилась по сравнению с предыдущим годом. В городах Крыма самый дешёвый, хотя и не самый быстрый, фиксированный интернет, но по индексу его доступности Крым отстаёт от других регионов. По доступности мобильного интернета Крым и вовсе находится на последнем месте.
Южный федеральный округ
Юг России занимает средние позиции по проникновению мобильного и фиксированного интернета. Тут недешёвый широкополосный доступ — дороже только на Дальнем Востоке, — а скорость при этом провайдеры предлагают невысокую. Зато цены на мобильный интернет чуть ниже среднего, а по включённым в стоимость пакетам трафика Юг России опережает другие регионы.
Северо-Кавказский федеральный округ
На Северном Кавказе самое высокое в стране проникновение мобильного интернета. Причём по сравнению с предыдущим годом доля пользователей, выходящих в сеть с мобильных устройств, выросла в полтора раза. Возможно, это связано с тем, что здесь, как и в Южном федеральном округе, фиксированный интернет медленный и дорогой, и смартфон или планшет для многих — единственный способ выхода в сеть. Если сравнивать стоимость интернета со средними зарплатами, то по доступности фиксированного интернета Северный Кавказ находится на последнем месте в стране, а по доступности мобильного интернета ему уступает только Крым.
Приволжский федеральный округ
В Приволжье проживает больше всего пользователей интернета в России — 14 миллионов человек, — но проникновение интернета здесь самое низкое в стране. Здесь самый дешёвый в стране мобильный интернет, а стоимость фиксированного доступа ниже только в Крыму, Москве и Санкт-Петербурге. Если сравнивать цены на интернет со средними зарплатами, то доступность сети в ПФО чуть ниже среднего по России уровня. В Приволжье самая низкая по сравнению с другими регионами доля онлайн-покупателей среди совершеннолетних пользователей сети.
Уральский федеральный округ
На Урале самая низкая по сравнению с другими регионами доля мобильных пользователей интернета и самый слабый прирост этого показателя. При этом проникновение интернета в целом выше только в Москве, Санкт-Петербурге и Северо-Западном федеральном округе. Доступ в интернет в УрФО стоит немного дороже, чем в среднем по России. Но если сравнивать стоимость интернета с доходами населения, то доступность сети на Урале близка к среднему по России уровню. Доступнее интернет, в пересчёте на среднюю зарплату, только москвичам, петербуржцам и жителям Центрального и Северо-Западного федеральных округов.
Сибирский федеральный округ
Доля пользователей интернета среди населения Сибири близка к среднему по стране показателю. А вот проникновение мобильного интернета в регионе пока относительно невысокое: ниже только на Урале и в СЗФО. Сибирский федеральный округ делит с Дальним Востоком первое место по активности пользователей в зарубежных интернет-магазинах. Товары из-за рубежа в течение последнего года заказывали через интернет 55% местных онлайн-покупателей.
Дальневосточный федеральный округ
В Дальневосточном федеральном округе проникновение интернета ниже, чем в среднем по России. Регулярно в сеть выходят лишь 58% взрослых жителей округа. Зато темпы роста аудитории интернета на Дальнем Востоке выше, чем в среднем по стране. Здесь один из самых высоких уровней проникновения мобильного интернета в крупных городах: 59%, выше только на Северном Кавказе. Интернет — как фиксированный, так и мобильный — на Дальнем Востоке всё ещё самый дорогой в стране. Это относится как к широкополосному, так и к мобильному доступу. Однако по доступности интернета Дальний Восток опережает Южный, Северо-Кавказский и Крымский федеральные округа. ДФО делит с Сибирью первое место по активности пользователей в зарубежных интернет-магазинах.
Основные цифры и факты
- По данным ФОМ, осенью 2014 года 72,3 миллиона россиян (62% совершеннолетнего населения страны) пользовались интернетом хотя бы раз в месяц, а почти 60 миллионов человек выходили в сеть ежедневно.
- По данным ФОМ, в 2014 году аудитория и проникновение интернета в России продолжили расти, причём темпы роста сохранялись на уровне 2013 года. За год в стране появилось почти 6 миллионов новых пользователей. Ещё сильнее выросла дневная аудитория — на 6,7 миллиона человек.
- По данным Internet World Stats, уровень проникновения интернета в России самый высокий в СНГ и БРИКС, но ниже, чем в других странах «Большой восьмёрки» и странах Балтии.
- По данным ФОМ, проникновение интернета увеличилось во всех регионах и типах населённых пунктов. Самые высокие темпы роста показали Дальний Восток, Санкт-Петербург и сельская местность.
- По данным ФОМ, самое высокое проникновение интернета в России — в Москве и Санкт-Петербурге, по 77%. Самое низкое — в Приволжском федеральном округе, 57%.
- По данным TNS Web Index, в конце 2014 года 68% от всех пользователей интернета в российских городах хотя бы раз в месяц выходили в сеть с помощью мобильных устройств. Для сравнения, годом ранее эта доля составляла 56%.
- По данным TNS Web Index, по-прежнему больше половины пользователей интернета в России — это люди в возрасте до 35 лет. Тем не менее доля пользователей старшей возрастной группы растёт год от года.
- Детей и молодёжи больше всего среди пользователей интернета в небольших городах, а людей старшего возраста — среди жителей мегаполисов, особенно Москвы и Санкт-Петербурга.
- По данным TNS Web Index, проникновение мобильного интернета выросло во всех регионах страны. Сильнее всего — на Северном Кавказе, слабее всего — на Урале. В этих же федеральных округах наблюдается самое высокое и самое низкое проникновение мобильного интернета соответственно.
- Мобильные пользователи стали заметной частью аудитории сайтов. По данным Яндекс.Метрики, за 2014 год доля визитов со смартфонов и планшетов в общем числе посещений сайтов выросла в полтора раза и достигла 22%.
- По данным Яндекс.Метрики, и на смартфонах, и на планшетах растёт доля визитов с устройств на базе Android. Планшеты на этой операционной системе всё ещё уступают iPad, а на смартфонах Android укрепляет лидерство (63% в доле визитов на сайты с мобильных телефонов).
- По данным Яндекса, самые дорогие тарифы на интернет по-прежнему на Дальнем Востоке. Это относится как к широкополосному, так и к мобильному доступу. По индексу, учитывающему доходы населения, наименее доступен фиксированный интернет жителям Северного Кавказа, а мобильный — крымчанам.
- По данным Справочника Яндекс.Карт, в России выросла доля организаций, имеющих сайты. Выше всего доля таких организаций в Санкт-Петербурге, Москве и Центральном федеральном округе.
- По данным Яндекс.Новостей, в России более 4,5 тысячи активных интернет-СМИ. За год их число выросло во всех регионах страны, кроме Крыма. Все вместе эти СМИ публикуют почти 100 тысяч новостных сообщений в день.
- По данным TNS Web Index, количество интернет-покупателей среди всех пользователей интернета за год выросло во всех регионах России. Сильнее всего — в Северо-Западном федеральном округе. Слабее всего — в Москве и Санкт-Петербурге, где этот показатель и так находился на высоком уровне.
- По данным GfK, самый больший средний чек в интернет-магазинах — в Москве. Меньше всего на одну покупку тратят жители Приволжья. Более трети покупок, совершённых в российских регионах, высылаются из Москвы. В Дальневосточном и Сибирском федеральных округах больше, чем в других регионах, доля покупателей, которые заказывают товары в зарубежных интернет-магазинах. Меньше всего доля таких покупателей в Санкт-Петербурге и СЗФО.
Приложение. Показатели развития интернета по округам
Распространение интернета
Доля пользователей интернета среди совершеннолетнего населения, осень 2014 | Доля тех, кто выходит в интернет с помощью мобильных устройств, среди жителей городов с населением более 100 тыс. чел., декабрь 2014 | |
Москва | 77 | 57 |
Санкт-Петербург | 77 | 53 |
ЦФО (без Москвы) | 60 | 50 |
СЗФО | ||
(без СПб) | 64 | 43 |
При оценке показателей для ЮФО и СКФО допущено, что уровень проникновения интернета в этих регионах одинаков. | 60 | 50 |
При оценке показателей для ЮФО и СКФО допущено, что уровень проникновения интернета в этих регионах одинаков. | 60 | 60 |
ПФО | 57 | 48 |
УрФО | 63 | 42 |
СФО | 60 | 46 |
ДФО | 58 | 59 |
РОССИЯ | 62 | 50 |
По данным ФОМ и TNS Web Index. Данные не содержат информации о пользователях из КФО.
Доступность интернета
Минимальная стоимость широкополосного фиксированного доступа, руб./мес. | Скорость загрузки данных, Мбит/с | Минимальная стоимость мобильного доступа, руб./мес. | Включённый объём мобильного трафика, ГБ | Индекс доступности фиксированного интернета, с учётом доходов населения | Индекс доступности мобильного интернета, с учётом доходов населения | |
Москва | 290 | 19 | 433 | 5 | 2,45 | 1,56 |
Санкт-Петербург | 299 | 16 | 315 | 5 | 1,56 | 1,41 |
ЦФО (без Москвы) | 344 | 15 | 333 | 5 | 1,32 | 1,29 |
СЗФО (без СПб) | 352 | 8 | 323 | 5 | 1,13 | 1,17 |
КФО | 261 | 9 | 400 | 5 | 0,71 | 0,44 |
ЮФО | 409 | 4 | 338 | 7 | 0,65 | 0,75 |
СКФО | 409 | 4 | 332 | 6 | 0,57 | 0,67 |
ПФО | 337 | 6 | 259 | 5 | 0,80 | 0,99 |
УрФО | 408 | 6 | 354 | 5 | 1,00 | 1,09 |
СФО | 372 | 6 | 329 | 4 | 0,82 | 0,89 |
ДФО | 590 | 4 | 533 | 4 | 0,79 | 0,83 |
РОССИЯ | 362 | 9 | 344 | 5 | 1,00 | 1,00 |
По данным Яндекса, интернет-провайдеров и сотовых операторов, февраль 2015
Прочие показатели
Доля онлайн-покупателей среди совершеннолетних пользователей, декабрь 2014 | Опрос онлайн-покупателей о покупках за рубежом проводился совместно для некоторых регионов. При оценке допущено, что доля онлайн-покупателей, совершавших покупки за рубежом, попарно одинакова в следующих регионах: Санкт-Петербург и СЗФО, ЮФО И СКФО, СФО и ДФО. | Доля организаций, которые имеют сайт, среди представленных в Справочнике Яндекс.Карт, февраль 2015 | Активность онлайн-СМИ, публикаций в день, на млн пользователей, февраль 2015 | |
Москва | 91 | 47 | 71 | 2927 |
Санкт‑Петербург | 85 | 46 | 76 | 1599 |
ЦФО (без Москвы) | 78 | 52 | 62 | 796 |
СЗФО (без СПб) | 79 | 46 | 49 | 1247 |
Данные о развитии интернета в КФО не содержат информации об активности онлайн-покупателей и количестве публикаций на миллион пользователей. | — | — | 45 | — |
ЮФО | 80 | 52 | 53 | 661 |
СКФО | 80 | 52 | 50 | 302 |
ПФО | 75 | 51 | 55 | 825 |
УрФО | 82 | 50 | 51 | 898 |
СФО | 77 | 55 | 55 | 675 |
ДФО | 78 | 55 | 56 | 970 |
РОССИЯ | 81 | 50 | 59 | 1372 |
По данным Яндекса, GfK и TNS Web Index