По данным поиска Яндекса, март 2015
В декабре 2014 года российские пользователи Яндекса задали более 20 миллионов поисковых запросов (0,36% от всех запросов) со словами что это, что такое, что значит и запросов со словом это в конце. Например, [что такое селфи], [снилс что это] и [стагнация это]. Такие запросы обычно задают, когда хотят узнать значение нового слова.
Слова, объяснение которых хотят найти с помощью поиска, очень разнообразны. Более 95% таких запросов связаны с самыми разными сторонами повседневной жизни: обучением, решением бытовых вопросов, развлечениями — пользователи ищут значения терминов и непонятных слов, новые сленговые словечки, мемы, названия новых сервисов, праздники и т.п.
Около 5% запросов о непонятных словах связаны с новостями. Когда происходит событие, в рассказе о котором СМИ используют какие‑то непривычные слова, пользователи начинают искать их значение в поиске. Слова из новостей занимают лишь малую долю в общем потоке непонятных слов, однако именно они оказываются самыми частыми: неизвестных слов в новостях не так много, а ищут их в одно и то же время сразу многие.
Слова, которые искали чаще всего
Мы проанализировали запросы о незнакомых словах за последние пять лет и составили топ‑25 незнакомых слов для каждого года.
С 2010 по 2013 год люди искали примерно одни и те же слова. На первой строчке — любовь, не ниже четвёртого места — имхо, обязательно присутствуют молочница, лизинг, эпитет, аккаунт, wifi, овуляция, секс, каперсы и франшиза. Вообще для каждого года по сравнению с другими не так много уникальных слов — по 4‑5 из 25: например, рында в 2010 году, Прованс в 2011 (название песни певицы Ёлки), хардкор в 2012 и инстаграм в 2013.
В 2014 году ситуация изменилась — в топ‑25 попали сразу 13 новых слов и понятий. И впервые за пять лет любовь не на первой строчке.
Типы непонятных слов
Все незнакомые слова и понятия можно условно разделить на три типа: повседневные, регулярные и событийные. Повседневными словами пользователи интересуются практически каждый день. Регулярные появляются в поиске с определённой периодичностью — это, например, названия праздников, спортивные термины и темы школьных сочинений. Запросы о событийных словах обычно носят разовый характер.
Повседневные
Зачастую к этому типу относятся технические термины (аккаунт, плагин, брандмауэр), названия сервисов и приложений (твиттер, инстаграм), сленговые слова (ололо, тп, swag) или риторические вопросы о вечном (что такое любовь и что такое счастье). С течением времени интерес к некоторым из них может снижаться. Обычно это связано с потерей актуальности или с тем, что пользователи выучили это слово. К таким относятся, например, спам, скайп, имхо и ололо. Другие слова и понятия, наоборот, со временем начинают интересовать всё большее число людей: репост, хэштег, viber.
Регулярные
Чаще всего регулярный интерес вызывают слова, связанные с учёбой: термины (эпитет, метафора, рациональное число) и темы сочинений, рефератов и докладов (что такое здоровый образ жизни, что такое общественный прогресс). Примечательно, что летом поисковый интерес к учёбе падает практически до нуля. По графику учебных запросов можно отследить, когда какие темы проходят в большинстве школ. Например, орфограммы изучают в сентябре, космос в апреле, а «обломовщину» в октябре–декабре.
Другой распространённый класс слов — это названия праздников и обычаев. Популярность большинства из них практически не меняется. За последний год вырос интерес к Вербному воскресенью, Красной горке, Радонице и Ураза‑байраму.
Большие спортивные события — Олимпийские игры и чемпионаты мира — периодически напоминают спортивные термины и названия видов спорта: скиатлон, дуатлон, шорт‑трек, скелетон, кёрлинг, фристайл, бобслей, Паралимпиада, офсайд, мундиаль, плей‑офф. Во время Олимпиады 2014 года пользователи задавали вопросы о названиях спортивных дисциплин значительно чаще, чем в 2010 году.
Событийные
Всплеск популярности слов этого типа обычно вызван крупными новостными событиями. Например, в политике и экономике: девальвация, аннексия, закон Димы Яковлева, Pussy Riot, список Магнитского. А также значимыми мировыми и российскими новостями, широко освещаемыми в СМИ: бозон Хиггса, дары волхвов, смог и биткоин. В 2014 году значительно вырос интерес к политическим терминам и понятиям: Майдан, демилитаризация, ПАСЕ, демаркация, люстрация. А в декабре 2014 года произошёл взрывной рост числа запросов об экономических терминах: ключевая ставка, девальвация, дефолт, деноминация.
Иногда на список популярных событийных слов влияет выход в прокат новых фильмов. В 2014 году в топ‑100 незнакомых слов и понятий попали Интерстеллар и фраза Я есть Грут из фильма «Стражи Галактики». Не обошлось и без мемов, сленга и вирусных явлений: Harlem Shake, Ice Bucket Challenge, Валера, настало твое время, теребонькать и узбагойся.