6 декабря 2016. По данным Яндекс.Навигатора и Яндекс.Карт
В Яндекс.Навигаторе и Яндекс.Картах у пользователей есть возможность сохранять адреса — например тех мест, куда они часто ездят. Так можно быстро оценить загруженность дорог и проложить удобный маршрут. Чаще всего указывают домашний и рабочий адреса. На ноябрь 2016 года в Москве и ближайшем Подмосковье пользователи отметили более 490 тысяч пар таких точек.
Мы проанализировали, как домашние и рабочие адреса распределены по районам Москвы и городам Подмосковья, сколько времени автомобилисты тратят каждый день на дорогу на работу и обратно и как устроены их маршруты. В исследовании использовались только обезличенные данные.
Мы проанализировали, как домашние и рабочие адреса распределены по районам Москвы и городам Подмосковья, сколько времени автомобилисты тратят каждый день на дорогу на работу и обратно и как устроены их маршруты. В исследовании использовались только обезличенные данные.
Методология
Где живут и работают в Москве
Соотношение мест для жизни и для работы заметно различается в разных районах Москвы. По этому параметру все районы можно разделить на три типа.
- Жилые, где больше 55% всех точек домашние.
- Рабочие, где отмечены в основном места работы — не меньше 75% точек.
- Смешанные, где примерно поровну точек разных типов. Доля «домов» тут колеблется от 25% до 55%, а «работ» — от 45% до 75%.
Рабочие районы сосредоточены в пределах Третьего транспортного кольца (ТТК), жилые — на окраинах, между ними расположились районы смешанного типа.
Жилые районы
Таких районов чуть больше половины. Это окраины Москвы (например, Отрадное и Ясенево) и почти все города Подмосковья (Химки, Одинцово, Балашиха и Мытищи). Всего в жилых районах пользователи Навигатора и Яндекс.Карт отметили 65% домашних адресов и 27% рабочих.
Рабочие районы
К рабочим относится лишь 9% районов. В них расположено 30% работ и лишь 6% домов. В эту группу ожидаемо попали центральные районы Москвы, а также район Внуково — из-за аэропорта там сильный перевес в сторону рабочих точек. Кстати, город Домодедово попал не в категорию жилых, а в категорию смешанных — тоже из-за аэропорта.
В целом рабочие точки тяготеют к крупным дорогам, станциям метро, вокзалам и аэропортам. Наиболее «деловое» направление — юго-западное.
Районы смешанного типа
Треть районов и городов относится к смешанному типу — здесь и живут, и работают. Среди них есть как районы в центре города — Таганский или Лефортово, так и на окраинах — Тропарёво-Никулино или Коньково, а также населённые пункты в Новой Москве — Московский, Марушкинское и Сосенское. В таких районах отмечено в общей сложности 43% рабочих и 29% домашних точек пользователей Яндекс.Навигатора.
Куда и откуда ездят на работу и домой
Пользователей, которые работают рядом с домом (в пределах 5 километров), совсем немного — каждый двадцатый. В реальности таких людей может быть больше, просто они не ездят на работу на машине и не ставят точек в Навигаторе.
У 75% пользователей работа находится дальше, чем в 10 километрах от дома. При этом обычно люди стараются найти работу в соседнем районе или хотя бы на своём «направлении». Тех, кому приходится пересекать весь город, очень немного: с севера на юг Москвы каждое утро на работу едет 1,5% пользователей, а с юга на север — 2,5%.
Рабочие места и жильё достаточно неравномерно распределены по агломерации: западные районы в целом более деловые — там преобладают районы смешанного типа, на востоке больше жилых районов и городов.
Жители каждого района или города работают почти в каждом другом районе или городе. Поэтому пар районов, которые были бы заметно сильнее связаны между собой, чем с другими районами, выделить не удалось.
Время поездок и пробки
Маршрут
Средняя длина маршрута от дома до работы составляет 17,9 километра. Половина пользователей проезжает менее 15,6 километра. Ближе остальных к своим работам оказались жители Якиманки и Арбата: им нужно преодолеть чуть больше 6 километров. Дольше всего в среднем едут жители Бирюлёво Восточного — 21,5 километров, среди населённых пунктов Московской области — жители Истры. Для них средняя длина маршрута составляет 56,3 километра.
У 50% жителей Москвы и Подмосковья маршрут между домом и работой более чем на 40% длиннее расстояния по прямой между этими точками.
Практически по прямой — когда разница составляет менее 20% — на работу едет каждый десятый. Как правило, это жители самых окраинных районов Москвы или ближайшего Подмосковья (например, Балашихи, Подольска, Химок и района Митино), которые живут и работают рядом с крупными дорожными магистралями.
Маршруты из дома на работу у пользователей Навигатора из Москвы, Новой Москвы и Московской области в среднем содержат одинаковое количество манёвров: 5 поворотов направо, 3 налево, 1–2 съезда. Каждому десятому пользователю приходится делать разворот.
Жители Московской области втрое чаще сталкиваются с круговым движением и чуть чаще преодолевают съезды, чем остальные. Пользователи из Новой Москвы чаще смещаются влево — из-за сужения шоссе на подъездах к Москве.
Время
Почти две трети пользователей отправляются на работу между 7 и 9. 52% жителей подмосковных городов и Новой Москвы выезжают до 8 утра. Среди жителей Москвы, напротив, 60% выезжают после 8 часов.
Домой 70% пользователей Навигатора едут между 17 и 19 часами. Раньше опять же выезжают жители Подмосковья и районов возле МКАД — c 17 до 18 часов. Около 10% пользователей едет домой уже после девяти вечера — вплоть до полуночи. После полуночи и до 8 утра домой едет только один из 100 пользователей, а с 8 поток начинает потихоньку расти — люди возвращаются с ночной смены.
В среднем пользователи Навигатора тратят на дорогу на работу 35–40 минут — и столько же на обратный путь. 10% самых быстрых поездок укладываются в 10 минут, а 10% самых долгих начинаются от часа.
Пробки
В час пик поездка на работу или с работы по кратчайшему маршруту оказывается вдвое (или в среднем на 30-40 минут) длиннее, чем по свободным дорогам. В это время (с 7 до 10 утром и с 17 до 20 вечером) оказывается выгоднее ездить по маршруту, построенному Яндекс.Навигатором с учётом пробок — в среднем по всем маршрутам потеря времени сокращается на 55%. Это позволяет экономить 15-20 минут ежедневно.
При расстоянии между домом и работой меньше 20 километров каждый километр дороги добавляет примерно 2 минуты в пробках, а начиная от 20-го километра — только около минуты. Дело в том, что больше 20 километров пользователи обычно ездят по относительно свободным загородным шоссе, где нет таких пробок и скорость выше. Получается, что чем дальше от работы пользователи живут, тем меньше времени на километр пути они теряют в пробках.
Поездки на работу равномерно распределены между 7 и 11 часами, а с работы москвичи едут в основном в более короткий промежуток — с 18 до 20 часов. Поэтому вечерние пробки часто сильнее утренних — с 17 до 20 часов вообще нет районов, жители которых в среднем едут домой менее 20 минут. Однако при этом утренние пробки охватывают почти весь город, а вечерние больше сосредоточены в центре.