Исследование посвящено развитию интернета в России. Сравнивается проникновение интернета в разных городах и регионах страны, его доступность и стоимость, активность пользователей на устройствах разного типа. Использованы данные Яндекс.Метрики и Яндекс.Браузера, отчёты Фонда «Общественное мнение» и исследовательской группы TNS. Данные охватывают период с осени 2015 по весну 2016.
Содержание
Аудитория интернета и резервы роста
По данным соцопроса Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), осенью 2015 года интернетом в России хотя бы раз в месяц пользовались 78 млн человек старше 18 лет. Проникновение, то есть доля пользователей интернета среди населения этого возраста — 67%. Почти такое же проникновение — 68% — показано в исследовании Web Index группы TNS, в котором учтены пользователи старше 12 лет. Оба этих источника не учитывают пользователей из Крыма.
Таким образом, на конец 2015 года в России как минимум 83 млн человек старше 12 лет каждый месяц пользовались интернетом. Их вдвое больше, чем тех, кто выходит в сеть реже или не выходит вообще.
Проникновение интернета в России немного меньше, чем в среднем по Европе, и существенно выше, чем .
В 2015 году аудитория интернета в городах-миллионниках почти перестала увеличиваться. Резерв для дальнейшего роста в крупных городах — только люди старше 45 лет. В городах с населением меньше 500 тыс. и сёлах число пользователей продолжает расти, и там ещё есть несколько миллионов людей молодого и среднего возраста, которые пока не пользуются интернетом.
Распределение пользователей интернета по возрасту Доступ в интернет с разных устройств
Десктоп и мобильные устройства
84% пользователей интернета в течение месяца используют для выхода в сеть больше одного устройства — например, рабочий и домашний компьютеры или компьютер и мобильное устройство. Больше половины аудитории использует мобильные устройства наряду с компьютерами, а пятая часть и вовсе выходит в интернет только с них.
Выше всего проникновение мобильного интернета среди молодых людей — около 90% пользователей младше 35 лет выходят в интернет с мобильных устройств (только с них или наряду с десктопами).
По данным Яндекс.Метрики, 29% всех совершается с мобильных устройств. Почти три четверти этих визитов приходится на телефоны, и их доля продолжает расти. Доля планшетов среди визитов со всех типов устройств в этом году даже незначительно снизилась.
Мобильные платформы Активность в интернете
Смартфонов у пользователей в несколько раз больше, чем планшетов, поэтому суммарный трафик с мобильных телефонов больше, чем с планшетов. В то же время активность пользования интернетом через браузер на планшетах выше, чем на смартфонах, а на десктопах и ноутбуках — выше, чем на любых мобильных устройствах.
Например, как показывает статистика , с десктопа в интернет выходят в среднем , и в общей сложности проводят там более пяти с половиной часов. С мобильного телефона в сеть выходят в среднем 7-8 раз в неделю на 1 час 38 минут.
Таким образом, если человек пользуется и компьютером, и телефоном, то за неделю он в среднем 19 раз выходит в сеть, где проводит более семи часов.
Как люди выходят в сеть через Яндекс.Браузер с разных устройств
Средние за неделю показатели для одного устройства | Десктопы | Смартфоны Android | Планшеты Android |
Количество выходов в интернет | 11,5 | 7,5 | 7,5 |
Общая продолжительность онлайн-активности | 5 часов 31 минута | 1 час 39 минут | 2 часа 13 минут |
Количество посещенных сайтов | 27 | 13 | 17 |
Количество просмотров страниц | 252 | 78 | 103 |
Использование мобильных приложений Активность пользования интернетом через браузер различается в разных городах. В целом активнее всего просматривают веб-сайты в Крыму и Сибири. А наименее активны в сети на Юге России, Дальнем Востоке и Северо-Западе.
Как различается активность интернет-пользователей в
Среднее количество просмотров страниц в Яндекс.Браузере за неделю по всем типам устройств, отличие от среднего по России
Город | Отличие количества просмотров от среднего |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Саратов | 9% |
Волгоград | 7% |
Калининград | 6% |
Рязань | 5% |
Екатеринбург | 3% |
Воронеж | 2% |
Новосибирск | 1% |
Нижний Новгород | -1% |
Уфа | -1% |
Челябинск | -3% |
Ростов-на-Дону | -3% |
Пермь | -4% |
Ярославль | -6% |
Москва | -6% |
Санкт-Петербург | -8% |
Самара | -9% |
| |
| |
| |
| |
В целом активность пользователей из разных городов не различается по разным типам устройств — лидеры и аутсайдеры рейтинга почти не меняются. Но есть и некоторые исключения — например, по активности пользователей мобильных устройств Казань в лидеры не попадает, а Санкт-Петербург, наоборот, оказывается в верхней части рейтинга.
Популярные общероссийские и локальные сайты
В среднем за неделю с одного устройства просматривают примерно 13 разных сайтов на смартфоне и 27 на десктопе. Однако интересы пользователей в целом гораздо разнообразнее — в сумме люди из одного города в течение недели заходят на страницы тысяч разных сайтов.
Среди них можно выделить список , страницы которых часто посещают пользователи из всех исследованных городов. В топ-100 самых посещаемых доменов во всех городах попали 28 доменов. Это те сервисы, которые востребованы пользователями рунета вне зависимости от географии. В среднем на эти сайты приходится треть просмотров страниц из каждого города.
В противовес сайтам, которые одинаково популярны по всей России, в каждом городе есть сотни своих локальных ресурсов, которые посещают только там. Темы таких сайтов могут быть самыми разнообразными. Распространённые типы — это городские форумы, доски объявлений, местные магазины или сообщества совместных покупок, городские СМИ, сайты спортивных клубов и других местных организаций.
В среднем на такие локальные сайты приходится лишь около 2,5% всех просмотров, однако в трёх городах трафик на уникальные для города сайты превышает 7% — в Красноярске, Казани и Севастополе. В Красноярске большой популярностью пользуются местные сайты совместных закупок, аукционов и автомобильных объявлений. В Севастополе активно читают не только российские, но и украинские сайты.
Выше среднего интерес к местным сайтам в Хабаровске, Челябинске и Калининграде — там они получают по 3-4% трафика.
Стоимость и скорость доступа в интернет
Фиксированный широкополосный доступ
Даже если не учитывать города вроде Норильска или Магадана, не подключенные к оптоволоконным магистралям, стоимость фиксированного широкополосного доступа в интернет в российских городах заметно различается. В самых дорогих городах из интернет стоит в 5-6 раз дороже, чем в самых дешёвых. Например, в Якутске или Новом Уренгое домашний безлимитный интернет обойдётся в 950-1000 рублей. В Петрозаводске или Севастополе примерно такие же условия доступа будут стоить 150-300 рублей.
Средняя по российским городам и провайдерам ставка самого дешёвого тарифа без ограничения трафика с заявленной скоростью скачивания не менее 3 Мбит/с в марте 2016 года составляла 404 рубля.
Ближе всего к среднероссийским показателям по стоимости и скорости оказались города Московской области, например, Подольск, Одинцово, Коломна. Заметно отличаются от среднероссийского уровня города Дальнего Востока и Северного Кавказа — там дороже; а также Крым — там цены ниже, но и скорость доступа более скромная, чем в других регионах.
Мобильный доступ
В среднем по России мобильный интернет для планшета с включённым ежемесячным трафиком стоит около 280 рублей в месяц за пакет в 4,5 ГБ. Дороже всего мобильный доступ на Дальнем Востоке и в Москве. Дешевле всего — в Крыму, Поволжье и на Северо-Западе. Стоимость в самых дорогих и самых дешёвых городах (не учитывая города без оптоволоконного подключения) различается в 3-4 раза.
Дальний Восток — самый дорогой регион России и по стоимости фиксированного доступа, и по цене мобильного интернета. Крым, наоборот, самый дешёвый по обоим показателям.
Пользование интернетом в разных городах
Итоговые таблицы
Проникновение интернета по федеральным округам
ФОМ, осень 2015, население 18+, Россия 0+
Регион | Доля тех, кто выходит в интернет хотя бы раз в месяц, среди населения, % |
Москва | 77% |
Центральный ФО (без Москвы) | 64% |
Санкт-Петербург | 77% |
Северо-Западный ФО (без Санкт-Петербурга) | 71% |
Южный и Северо-Кавказский ФО | 67% |
Приволжский ФО | 64% |
Уральский ФО | 66% |
Сибирский ФО | 67% |
Дальневосточный ФО | 63% |
Среднее по России | 67% |
Проникновение мобильного интернета по федеральным округам
Установочное исследование TNS Web Index, второе полугодие 2015, население 12+, Россия 0+
Регион | Доля тех, кто выходит в интернет с мобильных устройств хотя бы раз в месяц, среди населения |
Москва | 61% |
Центральный ФО (без Москвы) | 46% |
Санкт-Петербург | 56% |
Северо-Западный ФО (без Санкт-Петербурга) | 43% |
Южный ФО | 45% |
Северо-Кавказский ФО | 52% |
Южный и Северо-Кавказский ФО | 48% |
Приволжский ФО | 45% |
Уральский ФО | 48% |
Сибирский ФО | 44% |
Дальневосточный ФО | 53% |
Среднее по России | 48% |
Цены на фиксированный и мобильный интернет по федеральным округам
Данные интернет-провайдеров, операторов сотовой связи и Яндекса, март 2016
Город | Цена фиксированного безлимитного доступа на скорости более 3 Мбит/c, рублей в месяц | Заявленная скорость загрузки данных, Мбит/c | Цена мобильного доступа с включённым трафиком, рублей в месяц | Включённый объём мобильного трафика, ГБ |
Центральный ФО (без Москвы) | 367 | 40 | 296 | 4,8 |
Северо-Западный ФО (без Санкт-Петербурга) | 419 | 28 | 254 | 3,6 |
Южный ФО | 402 | 24 | 252 | 4,6 |
Северо-Кавказский ФО | 503 | 27 | 300 | 5,1 |
Крымский ФО | 279 | 15 | 225 | 4,8 |
Приволжский ФО | 365 | 29 | 241 | 4,8 |
Уральский ФО | 414 | 26 | 291 | 4,1 |
Сибирский ФО | 427 | 27 | 290 | 3,7 |
Дальневосточный ФО | 624 | 19 | 454 | 3,8 |
В среднем по России | 404 | 30 | 281 | 4,5 |
Цены на фиксированный и мобильный интернет по городам
Данные интернет-провайдеров, операторов сотовой связи и Яндекса, март 2016
Город | Цена фиксированного безлимитного доступа на скорости более 3 Мбит/c, рублей в месяц | Заявленная скорость загрузки данных, Мбит/c | Цена мобильного доступа с включённым трафиком, рублей в месяц | Включённый объём мобильного трафика, ГБ |
Архангельск | 447 | 18 | 245 | 3,4 |
Барнаул | 407 | 34 | 272 | 3,8 |
Волгоград | 373 | 24 | 225 | 4 |
Воронеж | 349 | 34 | 262 | 4,3 |
Екатеринбург | 367 | 23 | 287 | 4,3 |
Казань | 388 | 28 | 222 | 4,3 |
Калининград | 380 | 37 | 232 | 3,4 |
Краснодар | 413 | 24 | 272 | 5,3 |
Красноярск | 356 | 18 | 272 | 3,8 |
Махачкала | 613 | 22 | 300 | 5 |
Москва | 400 | 35 | 375 | 4,8 |
Нижний Новгород | 344 | 28 | 232 | 5,5 |
Новосибирск | 420 | 30 | 297 | 4 |
Омск | 418 | 23 | 272 | 3,8 |
Пермь | 408 | 29 | 274 | 4,3 |
Ростов-на-Дону | 390 | 21 | 250 | 4,5 |
Рязань | 348 | 38 | 247 | 5 |
Самара | 362 | 34 | 263 | 5 |
Санкт-Петербург | 410 | 39 | 245 | 3,4 |
Саратов | 384 | 33 | 222 | 4,3 |
Севастополь | 255 | 18 | 225 | 4,8 |
Тюмень | 398 | 27 | 299 | 4 |
Уфа | 326 | 21 | 263 | 5 |
Хабаровск | 550 | 9 | 433 | 4,3 |
Челябинск | 357 | 23 | 262 | 4,3 |
Ярославль | 342 | 44 | 300 | 5 |
Активность на разных устройствах по городам
По данным Яндекс.Браузера, январь-февраль 2016
Количество просмотренных страниц и продолжительность просмотра веб-сайтов с одного устройства за неделю
Город | Смартфоны | | Планшеты | | Компьютеры и ноутбуки | |
| Количество просмотренных страниц | Продолжительность онлайн-сессий, часы:минуты | Количество просмотренных страниц | Продолжительность онлайн-сессий, часы:минуты | Количество просмотренных страниц | Продолжительность онлайн-сессий, часы:минуты |
Архангельск | 72 | 1:44 | 109 | 2:20 | 221 | 5:17 |
Барнаул | 86 | 1:32 | 114 | 2:10 | 263 | 6:00 |
Волгоград | 71 | 1:27 | 107 | 2:13 | 263 | 5:47 |
Воронеж | 81 | 1:37 | 108 | 2:18 | 246 | 5:27 |
Екатеринбург | 88 | 1:55 | 100 | 2:16 | 268 | 5:53 |
Казань | 75 | 1:35 | 93 | 2:03 | 271 | 5:54 |
Калининград | 84 | 1:54 | 96 | 2:10 | 258 | 5:35 |
Краснодар | 60 | 1:15 | 73 | 1:37 | 201 | 4:21 |
Красноярск | 86 | 1:47 | 97 | 2:07 | 268 | 5:55 |
Махачкала | 67 | 1:21 | 74 | 1:42 | 213 | 4:31 |
Москва | 97 | 1:59 | 123 | 2:36 | 278 | 5:35 |
Нижний Новгород | 78 | 1:45 | 108 | 2:17 | 265 | 5:37 |
Новосибирск | 70 | 1:31 | 102 | 2:08 | 261 | 5:34 |
Омск | 87 | 1:52 | 113 | 2:23 | 283 | 6:17 |
Пермь | 81 | 1:32 | 93 | 2:04 | 234 | 5:24 |
Ростов-на-Дону | 74 | 1:36 | 92 | 1:58 | 240 | 5:10 |
Рязань | 74 | 1:36 | 102 | 2:24 | 267 | 5:30 |
Самара | 70 | 1:26 | 91 | 1:57 | 226 | 5:02 |
Санкт-Петербург | 87 | 1:54 | 120 | 2:38 | 261 | 5:33 |
Саратов | 81 | 1:41 | 107 | 2:15 | 260 | 5:46 |
Севастополь | 88 | 1:43 | 146 | 3:16 | 283 | 6:04 |
Тюмень | 89 | 1:43 | 104 | 2:21 | 266 | 5:57 |
Уфа | 70 | 1:32 | 92 | 2:07 | 241 | 5:51 |
Хабаровск | 72 | 1:35 | 108 | 1:58 | 218 | 4:39 |
Челябинск | 74 | 1:38 | 99 | 2:11 | 255 | 5:40 |
Ярославль | 73 | 1:42 | 93 | 2:00 | 237 | 5:06 |
Рейтинг городов-миллионников по активности пользователей Яндекс.Браузера в интернете
По среднему количеству просмотров страниц в неделю на одного пользователя из города
Место | Город |
1 | Омск |
2 | Красноярск |
3 | Казань |
4 | Волгоград |
5 | Екатеринбург |
6 | Воронеж |
7 | Новосибирск |
8 | Нижний Новгород |
9 | Уфа |
10 | Челябинск |
11 | Ростов-на-Дону |
12 | Пермь |
13 | Москва |
14 | Санкт-Петербург |
15 | Самара |
Источники данных и методология
ФОМ и TNS
Фонд «Общественное мнение» и исследовательская компания TNS проводят опросы и панельные исследования для изучения аудитории интернета в России.
ФОМ публикует данные по аудитории интернета старше 18 лет в городах и сёлах России в разрезе по федеральным округам (Южный и Северо-Кавказский округа учитываются вместе, данных по Крымскому округу нет), Москве и Санкт-Петербургу. Открытая часть отчётов ФОМ выложена на
его сайте.
TNS в отчёте Web Index и установочном исследовании для этого отчёта предоставляет данные по аудитории интернета и мобильного интернета (пользователи, которые выходят в сеть с мобильных устройств) старше 12 лет в городах и сёлах (некоторые срезы есть только по городам с населением более 100 тыс. человек) в разрезе по федеральным округам и для нескольких крупнейших городов России.
В отчёте Web Index Mobile представлены подробные данные о пользователях интернета, выходящих в сеть с мобильных устройств в городах с населением более 700 тыс. человек — в том числе приведена статистика о пользовании мобильными приложениями. Открытая часть отчётов TNS выложена на
сайте компании.
Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика — это бесплатный интернет-счётчик, позволяющий владельцам сайтов оценивать активность посетителей на своих страницах. Согласно данным
W3Techs, в 2016 году Яндекс.Метрика занимала первое место в рунете среди всех счётчиков по охвату сайтов, на которых она установлена. На основе обобщенной статистики по посетителям всех сайтов со счётчиками Яндекс.Метрики можно в том числе делать выводы о популярности различных типов устройств и операционных систем.
Яндекс.Браузер
В конце марта 2016 года дневная аудитория
Яндекс.Браузера составляла около 12 миллионов пользователей на десктопах и ноутбуках и 5 миллионов на мобильных устройствах. Месячная доля Яндекс.Браузера в России, по данным счётчика
LiveInternet на то же время, составляла 17,6% на десктопе и 4% на мобильных устройствах. Яндекс.Браузер — второй по популярности в России браузер на десктопах и самый популярный альтернативный (не предустановленный на мобильной платформе) браузер на мобильных устройствах.
Хотя аудитория Браузера смещена относительно всей совокупности пользователей в России, она достаточно велика, чтобы анализировать обобщенные данные их активности, сравнивать результаты между городами и делать выводы, актуальные для российских пользователей в целом.
Из-за смещения аудитории сайты домена yandex не учитывались. В статистике по мобильным устройствам учтены только планшеты и смартфоны на платформе Android.
Интернет-провайдеры и операторы сотовой связи
Данные о стоимости интернета охватывают 182 города. Они подобраны таким образом, чтобы для каждого федерального округа в выборку попало больше половины населения округа. Средние цены, скорость и объём включённого трафика по федеральным округам рассчитывались с учётом веса населения каждого города.
Список городов Чтобы собрать данные о ценах на фиксированный доступ в интернет, мы изучили предложения основных федеральных и региональных провайдеров широкополосного фиксированного интернета. Учитывали безлимитные тарифы для физических лиц с заявленной скоростью скачивания не менее 3 Мбит/c.
Данные о мобильном доступе собирали из тарифов операторов сотовой связи для планшетов с включённым объёмом трафика без голосовой связи и смс-сообщений. Учитывались тарифы четырёх операторов: Tele2, Билайн, Мегафон и МТС.