Развитие розничной онлайн-торговли в России

21 декабря 2016. По данным GfK Rus и Яндекс.Маркета
Яндекс. Маркет и компания GfK Rus изучили, как развивался российский рынок онлайн-торговли в 2016 году. Основные данные получены по итогам
Полную версию исследования можно скачать здесь

Опросы прошлых лет:
2013: полная версия
2014: полная версия, основные факты
2015: полная версия, основные факты

, проведённого в сентябре 2016 года.
 
Оглавление
 
Ещё весной 2016 года компания GfK Rus провела опрос, по данным которого количество интернет-покупателей в России за год выросло. Так, каждый четвёртый житель России в возрасте от 16 до 55 лет за год купил хотя бы один товар в интернете, в то время как весной 2015 года покупателем был лишь каждый пятый.

Популярность российских и зарубежных магазинов

Доля онлайн-покупателей, которые оформляют заказы в китайских интернет-магазинах, растёт высокими темпами. Осенью 2016 года она впервые сравнялась с долей покупателей, заказавших товары в России за пределами своего родного города.
Где россияне делали онлайн-покупки в 2013–2016 годах

По данным компании GfK Rus и Яндекс.Маркета, осень 2016
Интерес к китайским интернет-магазинам растёт во всех российских городах, но особенно сильно — в городах с населением от 100 до 500 тысяч человек. Это может быть связано с тем, что выбор в розничных магазинах этих городов невелик.
Где жители разных городов делали онлайн-покупки в 2016 году

По данным компании GfK Rus и Яндекс.Маркета, осень 2016

Какие товары покупают в России и за рубежом

Как и в прошлые годы, в этом году в зарубежных магазинах в первую очередь покупали одежду и обувь, детские товары, косметику, товары для дома и сада. В российских магазинах покупали одежду, косметику, мелкую бытовую технику и товары для здоровья. Телефоны и планшеты в зарубежных магазинах в 2016 году заказывали не больше чем раньше, а вот в российских магазинах — меньше.
Какие товары покупали в разных интернет-магазинах в 2016 году

По данным компании GfK Rus и Яндекс.Маркета, осень 2016
Основные причины, по которым россияне покупают онлайн, остались прежними: экономия времени и денег, возможность заказать товар, которого нет в обычных магазинах. Люди предпочитают зарубежные интернет-магазины отечественным в первую очередь из-за возможности сэкономить, но долгая доставка часто останавливает покупателей.

Оплата заказов

В 2016 году оплата покупок банковской картой впервые стала популярнее оплаты наличными. 71% опрошенных заявили, что за последний год они хотя бы раз расплачивались за покупки в интернете банковской картой. Наличными платили 68% покупателей — этот показатель снижается четвёртый год подряд. Правда, как способ оплаты в момент получения товара карты пока отстают от наличных.
Популярность разных способов оплаты заказов в 2016 году

По данным компании GfK Rus и Яндекс.Маркета, осень 2016

Доставка

Популярность способов доставки в разных городах во многом зависит от того, в каких магазинах жители чаще всего совершают покупки. В небольших населённых пунктах, куда товары доставляют из других городов и стран, самый популярный способ доставки — почтой. Так получали заказы 67% пользователей. В Москве чаще предпочитают местные магазины. Там самая большая доля покупателей, использовавших курьерскую доставку, — 71%. Жители столицы также больше всех пользовались срочной доставкой.
Популярность разных способов доставки товара в 2016 году

По данным компании GfK Rus и Яндекс.Маркета, осень 2016

Мобильные устройства

Количество пользователей, которые выбирают товары и делают заказы со смартфонов, продолжает расти. В 2016 году покупателей, которые пользовались смартфоном при выборе и покупке товара в российских интернет-магазинах, было 14%, а годом ранее — 12%.
Тем не менее большинство россиян по-прежнему предпочитает оформлять покупки на компьютерах. Доля тех, кто сделал последний заказ со смартфона, пока равна доле позвонивших для заказа в магазин — она составляет всего 5%.
Как покупатели выбирали товар и оформляли последний заказ в российском интернет-магазине

По данным компании GfK Rus и Яндекс.Маркета, осень 2016
Мобильными устройствами для шопинга чаще пользуются те, кто предпочитает зарубежные интернет-магазины. Среди клиентов зарубежных магазинов мобильных покупателей был 21%, а среди российских — 14%.
Россияне часто оформляют заказы в приложениях магазинов. По данным опроса, треть пользователей, оформлявших покупки у российских продавцов, делали это с помощью приложений.

Спонтанные покупки

В 2016 году 64% российских интернет-покупателей совершили хотя бы одну незапланированную покупку. Женщины оформляли заказы спонтанно чаще мужчин: 70% против 58%. Респонденты говорят, что к импульсивным покупкам их подталкивали скидки и акции магазинов.
Чаще всего спонтанно покупают косметику и парфюмерию — доля незапланированных заказов в этих категориях составляет 44%. Одежду, обувь и товары для детей тоже приобретают, не планируя, — в этих категориях доля импульсивных покупок составляет 43% и 38% соответственно.
Что побуждало российских интернет-покупателей совершить незапланированную покупку

По данным компании GfK Rus и Яндекс.Маркета, осень 2016