Нужен гол, нужно два: за кого болеют в разных регионах России

8 июня 2017. По данным поиска Яндекса
Каждый день люди задают Яндексу около трёх миллионов запросов про спорт. Ищут трансляции и результаты состязаний, новости, статьи про интересных спортсменов и любимые команды. Самый популярный вид спорта в поиске Яндекса — футбол. Мы изучили запросы о футбольных матчах и выяснили, какими российскими клубами интересуются жители разных городов.
Обычно запросы о футбольных матчах содержат названия двух команд: [спартак зенит 16 апреля 2017], [томь терек трансляция]. Мы взяли все подобные запросы, заданные в день каждого матча чемпионата России, а также в течение двух дней до и после него. Матчи еврокубков и Кубка России не учитывали, потому что в них участвуют не все. Всего проанализировали 18 млн запросов о матчах
Российская футбольная премьер-лига, высший дивизион системы футбольных лиг России.
и 
Футбольная национальная лига, второй по рангу дивизион в России.
за последние два сезона — с июля 2015 по апрель 2017. Разумеется, это не все возможные запросы про футбольные клубы, но с их помощью вполне можно сравнить силу интереса болельщиков к разным командам — причём именно к их игре, а не новостям или скандалам.

Чемпион

Самый популярный российский клуб — «Спартак». Он первый и по количеству запросов, и по количеству «болельщиков» — пользователей, которые интересовались матчами «Спартака» больше, чем играми других команд.
Для большинства команд интерес болельщиков примерно соответствует итоговому положению в чемпионате, но есть исключения. За «Арсенал», «Анжи» и «Крылья Советов» болели сильнее, а за «Уфу» и «Терек» — меньше. Если бы судьбу клубов определяли российские болельщики, то из чемпионата вылетели бы не «Крылья Советов», а «Терек». А вот для «Томи» даже фанаты ничего бы не изменили.
Играми клубов Футбольной национальной лиги предсказуемо интересуются меньше, чем матчами команд высшего дивизиона. Единственный клуб ФНЛ сезона 2016/17, который может сравниться с командами РФПЛ по количеству болельщиков, — это «Динамо». Фанаты московского клуба не отвернулись от команды, несмотря на временное понижение в статусе. Игры «Динамо» интересовали больше пользователей, чем матчи «Терека» и «Томи». Самым популярным в поиске среди матчей ФНЛ был матч «Факел» — «Динамо» 17 октября 2016 года.
В РФПЛ самыми популярными стали игры «Спартака», «Зенита» и ЦСКА между собой. Следом идут матчи этих клубов с другими командами, в первую очередь с «Ростовом» и «Краснодаром».

Футбольная карта России

В большинстве регионов по количеству запросов лидирует «Спартак». Дальше — с заметным отставанием — идут ЦСКА и «Зенит». Петербуржский клуб, как и ожидалось, более уверенно чувствует себя на северо-западе страны, армейцы — на востоке и юге.
Калининградская «Балтика», саранская «Мордовия» и краснодарская «Кубань» — только эти три клуба ФНЛ смогли опередить команды премьер-лиги хотя бы в одном регионе. «Кубань» — в Адыгее, «Балтика» и «Мордовия» — у себя дома. Многие клубы ФНЛ вошли в топ-5 команд в своих регионах, хотя и уступили первые места командам РФПЛ —
Клуб вошёл в топ-5 в Новгородской области — регионе, где проводил домашние матчи в сезоне 2016/17.
, «Енисей», «Тамбов», «Шинник», «Тюмень», «Факел», «Волгарь», «Луч-Энергия» и «Спартак-Нальчик».
Внутри регионов тоже встречаются отличия. Например, в Московской области в целом первый «Спартак», но ЦСКА опережает чемпиона в Щёлкове, Лыткарине, Электроуглях и Дедовске. Архангельск за «Спартак», но в некоторых других городах области — Северодвинске, Котласе, Коряжме — предпочитают «Зенит».
Большинство клубов РФПЛ занимают первое место по количеству запросов в одном регионе — своём домашнем. В соседних регионах интерес к команде, как правило, всё равно повышенный, даже если она там и не на первом месте. Например, матчами «Краснодара» в Адыгее, Ростовской области, Калмыкии и Ставропольском крае интересуются больше, чем в среднем по стране.
В целом интерес к матчам в западных регионах выше, чем на востоке. Например, в Сибири и на Дальнем Востоке самая высокая доля запросов про футбольные матчи — в Томской области. Но в общероссийском топе этот регион только на 35-м месте. Самый «футбольный» регион России — Ростовская область, там матчи ищут почти в четыре раза чаще, чем в Томске.