12 сентября 2017. По данным поиска Яндекса
Сегодня больше 40% всех запросов, которые обрабатывают поисковые системы, поступают с телефонов и планшетов. По ним видно не только, какие вещи интересуют пользователей, но и где именно они их интересуют: дома и на дороге, в магазинах и на строительных рынках, в парках и на вокзалах. Мы изучили мобильные запросы к Яндексу из Москвы и нарисовали карты поисковых интересов — они показывают, что чаще ищут пользователи в разных местах города. Данные относятся к весне 2017 года.
По данным Яндекс.Метрики на лето 2017. Учтены переходы на сайты со счётчиками Метрики с поисков Рамблера, Яндекса, Google и Mail.Ru.
Для каждого поискового запроса Яндекс определяет место, откуда он был задан. В одних случаях можно установить только область или город, в других — точную координату. Эта информация хранится анонимно: про пользователей, которые задавали эти запросы, ничего не известно. Мы разделили карту Москвы на квадраты со стороной 500 метров и распределили по ним запросы с телефонов и планшетов, у которых координаты были определены с точностью не меньше ста метров.
У всех запросов определили тему — ту область, которой интересуется пользователь в данном случае: спорт, здоровье, автомобили. Всего мы выделяем несколько десятков тем в самых разных сферах жизни — от животных и бизнеса до ИТ и религии.
Читать, как мы определяем темы поисковых запросов
Читать, как мы определяем темы поисковых запросов
Что ищут на рынке «Садовод»
В Москве — как и в любом другом городе — есть места, интересы обитателей которых сильно выделяются на общем фоне. Например, на площади трёх вокзалов вполне предсказуемо чаще ищут транспорт, один из самых популярных запросов здесь — [расписание электричек]. С территории Боткинской больницы чаще задают запросы, связанные со здоровьем, беременностью и религией. А инновационный центр «Сколково» отличается интересом к производству (это запросы о разном сырье, ГОСТах, технических условиях и тому подобном), ИТ, спортивным соревнованиям и интимным услугам.
Мы выбрали в Москве несколько мест — в том числе рынок «Садовод», МГУ, деловой центр «Москва-Сити» и территорию фабрики «Красный Октябрь» — и посмотрели, какие темы поисковых запросов наиболее и наименее характерны для них. Очень сильно выделяются МГУ и «Садовод», а, например, темы мобильных запросов, заданных из «Москва-Сити», практически не отличаются от средних по городу.
Самым популярным темам посвящено гораздо больше запросов, чем всем остальным. Про кино Яндекс спрашивают в шесть раз чаще, чем про литературу, а про литературу — в полтора раза чаще, чем про животных. Поэтому и в Москве почти везде самыми популярными оказываются одни и те же темы: школа, кино, порно. Чтобы показать различия в поисковых интересах, мы находим самые характерные темы — те, которые более популярны в том или ином месте, чем в городе в целом.
Где кончается центр Москвы
Москву в целом можно разделить на три большие области — в зависимости от того, что ищут больше или меньше. Первая — это центральные районы. Здесь чаще задают запросы, связанные с офисной работой и образованием, городскими развлечениями, покупкой одежды. Вторая — промзоны и крупные магистрали: тут выше интерес к производству и строительству, транспорту, банкам, автомобилям, электронике, инструментам. Также, судя по поисковым запросам, здесь больше слушают музыку и смотрят порно. Третья область — спальные районы, в них чаще ищут кино, игры и другие развлечения в интернете, а также спрашивают про разные домашние дела.
Судя по распределению поисковых интересов, центр Москвы доходит примерно до Третьего транспортного кольца, а на западе и северо-востоке продолжается ещё дальше. На востоке и юго-востоке — в Нижегородском районе, Текстильщиках и Печатниках — находится самая большая и близкая к центру промзона.
Всплески интересов
Есть темы, интерес к которым в разных местах отличается не очень сильно: где-то они популярны чуть больше, где-то чуть меньше, но в целом примерно одинаково. Это, например, кино, кулинария или бизнес. У других тем есть места с ярко выраженной популярностью, где она в разы больше, чем в среднем. Скажем, здоровьем действительно больше интересуются в больницах, об учёбе спрашивают рядом с вузами, а запросы о мебели и ремонте задают в больших магазинах и на строительных рынках.