25 ноября 2021. По данным Яндекс.Музыки и поиска Яндекса
Запросы со словом «подкаст» в поиске Яндекса
По данным поиска Яндекса, 2017–2021
Подкасты в России становятся всё популярнее. За последние пять лет интерес к ним в поиске Яндекса вырос в четыре раза. Число слушателей аудиошоу исчисляется десятками миллионов: в 2020 году свыше 16 миллионов жителей больших городов слушали подкасты хотя бы раз в месяц.
По данным опроса, проведённого Яндекс.Музыкой и Aquarelle Research в сентябре 2020 года. В опросе участвовали люди в возрасте 14–55 лет, проживающие в городах с населением более 100 тысяч человек. Треть из них сообщили, что слушают подкасты хотя бы раз в месяц. Общую численность слушателей среди россиян, относящихся к исследованной группе, авторы опроса оценили в 16,2 миллиона.
Запросы со словом «подкаст» в поиске Яндекса
По данным поиска Яндекса, 2017–2021
Это исследование о том, как устроена российская индустрия аудиошоу: сколько их, о чём они, какова средняя длительность эпизода, на чём и когда их слушают и так далее. Для исследования мы использовали каталог подкастов на Яндекс.Музыке и статистику их прослушиваний.
Мы считаем, что по каталогу Музыки можно судить о русскоязычных подкастах в целом. Можно предположить, что в нём есть почти всё: авторы, как правило, стремятся расширить число слушателей и добавляют свои шоу на все крупные площадки.
Число подкастов
В каталоге Яндекс.Музыки 11,5 тысячи подкастов. Пять тысяч из них запустились в прошлом году. Особенно быстрый прирост был в апреле–мае 2020 года, во время изоляции из-за коронавируса, тогда в месяц запускалось более 500 новых проектов. В этом году каждый месяц запускается в среднем по 400 шоу.
Примерно три тысячи подкастов в каталоге активны — то есть выпускали новые эпизоды в течение последнего месяца. Ещё три года назад активных аудиошоу на русском языке было в восемь раз меньше.
Три года назад подкасты только появились на Музыке и их каталог ещй не был таким полным, как сейчас, — однако судить о состоянии индустрии на тот момент мы всё же можем. На Музыке есть информация о дате публикации всех загруженных выпусков, в том числе и тех, которые выходили до того, как подкаст попал в каталог сервиса.
Количество активных подкастов по месяцам
По данным Яндекс.Музыки, 2018–2021
Количество активных подкастов по месяцам
По данным Яндекс.Музыки, 2018–2021
Подкасты, которые опубликовали больше десяти эпизодов, составляют 45 % всех шоу, больше пятидесяти эпизодов — 13 %.
Распределение подкастов по количеству выпущенных эпизодов
По данным Яндекс.Музыки, сентябрь 2021
Распределение подкастов по количеству выпущенных эпизодов
По данным Яндекс.Музыки, сентябрь 2021
Самые плодовитые шоу на русском языке — Светлый вечер (3748 эпизодов), Для ума (2241) и What’s up, страна! (1388).
Длительность выпусков
Только 13 % подкастов выкладывали выпуски с пометкой «трейлер» (в них авторы коротко рассказывают, о чём их шоу и почему его стоит слушать). Медианная длительность трейлера — 1 минута 14 секунд.
Только 13 % подкастов выкладывали выпуски с пометкой «трейлер» (в них авторы коротко рассказывают, о чём их шоу и почему его стоит слушать). Медианная длительность трейлера — 1 минута 14 секунд.
Медианная длительность выпуска — чуть более получаса. Из активных подкастов самые длинные выпуски записывают в Бесценном опыте, каждый идёт около четырёх часов. Самые короткие эпизоды — в подкасте Слова, большинство не дольше тридцати секунд.
Чтобы подкасты с больши́м числом выпусков не перетягивали показатель в свою сторону, мы сначала посчитали медианную длительность эпизодов для каждого шоу, а потом посчитали медиану этих длительностей.
Подкасты становятся короче. Медианная длительность выпусков у подкастов, появившихся в последние полтора года, почти на десять минут меньше, чем у тех, что запустились в 2017–2018 годах.
Длительность выпуска сильно влияет на то, будет ли он дослушан до конца за один раз. Так, эпизоды до 30 минут за раз дослушивают в четырёх случаях из пяти. До конца эпизодов длительностью от 30 до 60 минут добираются почти в два раза реже.
Считали выпуск дослушанным, если пользователь за один раз прослушал его не менее чем на 90 %.
Доля дослушиваний в зависимости от длины эпизода
Считали выпуск дослушанным, если пользователь за один раз прослушал его не менее чем на 90 %.
По данным Яндекс.Музыки, сентябрь 2020 — август 2021
Доля дослушиваний в зависимости от длины эпизода
Считали выпуск дослушанным, если пользователь за один раз прослушал его не менее чем на 90 %.
По данным Яндекс.Музыки, сентябрь 2020 — август 2021
Новые эпизоды подкастов публикуются в среднем раз в десять дней. Шоу с длинными выпусками обновляются немного реже, с короткими — немного чаще.
Тематические категории
Самая крупная категория подкастов — «Общество и культура», к ней относится примерно каждое четвёртое шоу. На втором месте — «Наука и образование», на третьем — «Бизнес и работа». В топе по общей длительности всех выпусков тройка лидеров выглядит немного иначе: на второе место поднимаются «Новости» (новостные подкасты самые плодовитые: их новые эпизоды выходят чаще, чем у подкастов из других категорий).
В каталоге Музыки подкаст может относиться сразу к нескольким категориям. Здесь и далее мы засчитывали категориям все подкасты, которые помечены соответственно.
Самые длинные выпуски — в категориях «Игры» (в среднем один час), «Футбол» и «Интервью и индустрия». Самые короткие — в категориях «Детям» (в среднем девять минут), «Изучение языков» и «Фикшн и аудиосериалы».
В каталоге сервиса есть две подкатегории «Интервью и индустрия»: одна вложена в категорию «Музыка», другая — в «Кино и сериалы». Здесь речь идёт о шоу про музыкальную индустрию.
Изучая длительность выпусков, сравнивали только категории, в которых представлены не меньше 50 подкастов.
Интерес к подкастам разных категорий отличается у пользователей разного пола и возраста. Так, мужчины активнее женщин интересуются спортом, автомобилями и технологиями. Женщины — модой, здоровьем и подкастами для родителей. Религия, политика и новостная повестка больше интересны старшим пользователям. Молодые больше слушают про игры, кино и сериалы.
На чём слушают
Как и музыку, подкасты слушают в основном на мобильных устройствах: на смартфоны и планшеты приходится примерно три четверти всех прослушиваний.
Оставшуюся четверть делят компьютеры и Яндекс.Станции — причём перевес на стороне последних. Это связано с тем, что на Станциях часто включают сказки и другие подкасты для детей. Без учёта прослушиваний в этой категории колонки уступили бы компьютерам.
Небольшая доля прослушиваний — около 0,1 % — приходится на бортовые компьютеры автомобилей (например, в Драйве) и приложение для умных телевизоров.
С каких устройств слушают подкасты и музыку
По данным Яндекс.Музыки, сентябрь 2020 — август 2021
С каких устройств слушают подкасты и музыку
По данным Яндекс.Музыки, сентябрь 2020 — август 2021
Когда публикуют и когда слушают
В выходные публикуется заметно меньше новых эпизодов, чем в будни: авторы то ли отдыхают, то ли боятся, что их никто не будет слушать. На самом деле число прослушиваний подкастов в субботу и воскресенье почти такое же, как в рабочие дни.
Распределение выпусков и прослушиваний по дням недели
По данным Яндекс.Музыки, сентябрь 2020 — август 2021
Распределение выпусков и прослушиваний по дням недели
По данным Яндекс.Музыки, сентябрь 2020 — август 2021
Самое популярное время для публикации выпуска — 12:00. Многие авторы заранее планируют выход эпизода на определённое время — отсюда пики в начале каждого часа на графике ниже.
В какое время выходят новые эпизоды подкастов
По данным Яндекс.Музыки, 2021
В какое время выходят новые эпизоды подкастов
По данным Яндекс.Музыки, 2021
Подкасты по будням начинают слушать немного раньше, чем музыку, и заканчивают немного позже. С 21 до 23 часов происходит всплеск числа прослушиваний — это родители ставят детям сказки на ночь.
Когда слушают подкасты и музыку
По данным Яндекс.Музыки, сентябрь 2020 — август 2021
Когда слушают подкасты и музыку
По данным Яндекс.Музыки, сентябрь 2020 — август 2021