10 марта 2023. По данным Кинопоиска
Каждый день пользователи Кинопоиска ставят сотни тысяч оценок фильмам и сериалам. По этим данным можно судить о том, какие работы вызывают больший отклик, как зрители оценивают картины разных жанров и стран, работы разных актёров и режиссёров, как отличаются вкусы людей разного пола и возраста, и так далее.
В исследование попали достаточно популярные полнометражные игровые проекты — всего 16,5 тысячи фильмов и 5,2 тысячи сериалов. Другие виды и форматы кино — мультфильмы, документальные и короткометражные фильмы — коротко рассмотрены в конце.
Наше исследование посвящено массовому кино — тому, что можно посмотреть в прокате, онлайн-кинотеатрах и телеэфире. Мы не включали в него малоизвестные фильмы и сериалы — те, у которых меньше 1000 оценок на Кинопоиске. В основном это экспериментальные или нишевые работы, предназначенные для узкой аудитории.
Как зрители оценивают кино
Рейтинг фильмов и сериалов
По данным Кинопоиска на январь 2023
Зрители Кинопоиска великодушны: главная оценка в их арсенале — десятка. Фильмам её ставят в 20 % случаев, сериалам — более, чем в трети. Ещё около трети оценок — восьмёрки и девятки.
В целом зрители немного благосклоннее к сериалам: их средний рейтинг почти на полбалла выше, чем у фильмов. Зато фильмы оценивают гораздо охотнее: число оценок у фильмов — 5,1 тысячи, а у сериалов в полтора раза меньше — 3,4 тысячи.
Медиана — значение, которое делит наблюдения пополам: ровно половина фильмов получила меньше 5,1 тысячи оценок, а другая половина — больше. Мы используем медиану (а не среднее арифметическое) потому, что она сглаживает выбросы. Например, на Кинопоиске небольшое количество фильмов-хитов имеет очень много оценок — из-за них среднее арифметическое было бы завышено.
Рейтинг фильмов и сериалов
По данным Кинопоиска на январь 2023
Игорь Яшков
руководитель службы аналитики Медиасервисов, Яндекс
Почему фильмы оценивают чаще, а средний рейтинг у них ниже
Вероятно, оценку чаще ставят те, кто посмотрел фильм (или сериал) целиком или почти целиком. Фильмы короче сериалов, больше людей досматривают их до конца, поэтому оценок у фильмов больше.
С другой стороны, на один сериал уходит заметно больше времени, поэтому люди «прикипают» к сериалам сильнее и оценивают их выше. Фильмы же часто смотрят в кинотеатрах: ожидания от такого просмотра выше, а оценки — строже.
С другой стороны, на один сериал уходит заметно больше времени, поэтому люди «прикипают» к сериалам сильнее и оценивают их выше. Фильмы же часто смотрят в кинотеатрах: ожидания от такого просмотра выше, а оценки — строже.
Игорь Яшков
руководитель службы
аналитики Медиасервисов, Яндекс
аналитики Медиасервисов, Яндекс
Почему фильмы оценивают чаще, а средний рейтинг у них ниже
Вероятно, оценку чаще ставят те, кто посмотрел фильм (или сериал) целиком или почти целиком. Фильмы короче сериалов, больше людей досматривают их до конца, поэтому оценок у фильмов больше.
С другой стороны, на один сериал уходит заметно больше времени, поэтому люди «прикипают» к сериалам сильнее и оценивают их выше. Фильмы же часто смотрят в кинотеатрах: ожидания от такого просмотра выше, а оценки — строже.
С другой стороны, на один сериал уходит заметно больше времени, поэтому люди «прикипают» к сериалам сильнее и оценивают их выше. Фильмы же часто смотрят в кинотеатрах: ожидания от такого просмотра выше, а оценки — строже.
Рекордсмены
В первую десятку по числу оценок попали два отечественных фильма — Брат и Иван Васильевич меняет профессию. Столько же работ в топе-10 у режиссёра Гая Ричи (Джентльмены и Гнев человеческий).
В топе сериалов целых четыре российских проекта, причём три из них — Триггер, Мажор и Беспринципные — продолжают выходить.
Ксения Болецкая
директор по взаимодействию с индустрией, Яндекс
Почему российские сериалы вызывают больший отклик, чем фильмы?
И правда: в топе популярных фильмов всего два отечественных, причём оба — проверенная классика. А вот в десятке сериалов почти половина — российские, и всё это проекты последних лет. Возможно, дело в том, что эти форматы развивались по-разному.
После перестройки в России снимали в основном авторские фильмы. В них поднимались важные темы, однако киноязык этих картин не всегда был понятен массовому зрителю. Ситуация начала меняться в начале 2010-х, и сейчас у зрителей уже есть выбор развлекательных и жанровых картин — однако этот выбор пока невелик.
Телевизионные сериалы, а теперь и оригинальные сериалы онлайн-кинотеатров, в отличие от фильмов, изначально ориентировались на массового зрителя и его вкусы. Производители сумели найти своего зрителя и не оставить его равнодушным.
После перестройки в России снимали в основном авторские фильмы. В них поднимались важные темы, однако киноязык этих картин не всегда был понятен массовому зрителю. Ситуация начала меняться в начале 2010-х, и сейчас у зрителей уже есть выбор развлекательных и жанровых картин — однако этот выбор пока невелик.
Телевизионные сериалы, а теперь и оригинальные сериалы онлайн-кинотеатров, в отличие от фильмов, изначально ориентировались на массового зрителя и его вкусы. Производители сумели найти своего зрителя и не оставить его равнодушным.
Ксения Болецкая
директор по взаимодействию
с индустрией, Яндекс
с индустрией, Яндекс
Почему российские сериалы вызывают больший отклик, чем фильмы?
И правда: в топе популярных фильмов всего два отечественных, причём оба — проверенная классика. А вот в десятке сериалов почти половина — российские, и всё это проекты последних лет. Возможно, дело в том, что эти форматы развивались по-разному.
После перестройки в России снимали в основном авторские фильмы. В них поднимались важные темы, однако киноязык этих картин не всегда был понятен массовому зрителю. Ситуация начала меняться в начале 2010-х, и сейчас у зрителей уже есть выбор развлекательных и жанровых картин — однако этот выбор пока невелик.
Телевизионные сериалы, а теперь и оригинальные сериалы онлайн-кинотеатров, в отличие от фильмов, изначально ориентировались на массового зрителя и его вкусы. Производители сумели найти своего зрителя и не оставить его равнодушным.
После перестройки в России снимали в основном авторские фильмы. В них поднимались важные темы, однако киноязык этих картин не всегда был понятен массовому зрителю. Ситуация начала меняться в начале 2010-х, и сейчас у зрителей уже есть выбор развлекательных и жанровых картин — однако этот выбор пока невелик.
Телевизионные сериалы, а теперь и оригинальные сериалы онлайн-кинотеатров, в отличие от фильмов, изначально ориентировались на массового зрителя и его вкусы. Производители сумели найти своего зрителя и не оставить его равнодушным.
Топы-250 фильмов и сериалов по среднему рейтингу можно посмотреть на Кинопоиске. На момент выхода исследования топ фильмов возглавляли Зелёная миля, Список Шиндлера и Побег из Шоушенка, а сериалов — Во все тяжкие, Офис и Семнадцать мгновений весны.
Разброс оценок
Одни работы зрители оценивают почти единодушно, по поводу других мнения расходятся. Мы посчитали разброс оценок для 10 % фильмов и сериалов, которые люди оценивали чаще всего.
Для оценки разброса мы использовали среднеквадратическое отклонение (квадратный корень из дисперсии) — это самая распространённая мера рассеивания значений изучаемой величины. Чем она выше, тем сильнее отдельные значения отклоняются от среднего.
Самый «противоречивый» из изученных фильмов — Вратарь Галактики, а единодушнее всего зрители оценивают Поймай меня, если сможешь. В списке сериалов на противоположных концах оказались Властелин колец: Кольца власти и Йеллоустоун.
Чаще всего зрители расходятся во мнениях по поводу фильмов и сериалов с относительно низким рейтингом. У фильмов с небольшим разбросом оценки гораздо выше.
Вадим Елистратов
Главный редактор Кинопоиска
Откуда берутся противоречия
Большой разброс оценок часто говорит о столкновении разных частей аудитории. Хороший пример — «Кольца власти». Сериал не устроил преданных поклонников Толкина, увидевших отклонение от канона, а также некоторых зрителей, у которых возникли вопросы к кастингу. Зато он понравился тем, кто пришёл за приключениями и красивой картинкой.
Со «Вратарём Галактики» немного другой случай: здесь наверняка повлияли бурные обсуждения из-за скандала с выделенными на съёмки фильма государственными средствами.
Со «Вратарём Галактики» немного другой случай: здесь наверняка повлияли бурные обсуждения из-за скандала с выделенными на съёмки фильма государственными средствами.
Вадим Елистратов
Главный редактор Кинопоиска
Откуда берутся противоречия
Большой разброс оценок часто говорит о столкновении разных частей аудитории. Хороший пример — «Кольца власти». Сериал не устроил преданных поклонников Толкина, увидевших отклонение от канона, а также некоторых зрителей, у которых возникли вопросы к кастингу. Зато он понравился тем, кто пришёл за приключениями и красивой картинкой.
Со «Вратарём Галактики» немного другой случай: здесь наверняка повлияли бурные обсуждения из-за скандала с выделенными на съёмки фильма государственными средствами.
Со «Вратарём Галактики» немного другой случай: здесь наверняка повлияли бурные обсуждения из-за скандала с выделенными на съёмки фильма государственными средствами.
Персоны
Действующих актёров и режиссёров мы сравнивали по среднему рейтингу их работ. Главным актёром по оценкам зрителей Кинопоиска оказался Леонардо Ди Каприо (средний рейтинг фильмов 7,7), а режиссёром — Кристофер Нолан (8,0). Лучшая работа обоих — Начало с рейтингом 8,7.
Действующими считали тех, у кого выходили работы в последние три года. Участие в работе засчитывали, если человек указан не ниже пятого места в списке актёров или режиссёров.
Жанры
Среди фильмов зрители выше всего оценивают нуары (средний рейтинг 7,4), мюзиклы (7,2) и биографии (7,1), ниже всего — ужасы (5,7). Среди сериалов самый высокий рейтинг у биографических и спортивных проектов (по 7,5).
Вадим Елистратов
Главный редактор Кинопоиска
Правда ли, что нуар — лучший жанр кино, а ужасы — худший?
Не совсем.
Среди изученных нуаров преобладают снятые в 1940-х и 1950-х — эпоху расцвета этого жанра. Вероятно, современные зрители смотрят не всё подряд, а самые известные, классические работы, поэтому и средняя оценка так высока.
Хорроры же активно снимают и сегодня. Причём наряду с качественными работами попадаются явно проходные проекты, рассчитанные на большую кассу при недорогом производстве. Такие фильмы и снижают средний балл жанра — хотя в целом хороших хорроров может быть не меньше, чем хороших нуаров.
Среди изученных нуаров преобладают снятые в 1940-х и 1950-х — эпоху расцвета этого жанра. Вероятно, современные зрители смотрят не всё подряд, а самые известные, классические работы, поэтому и средняя оценка так высока.
Хорроры же активно снимают и сегодня. Причём наряду с качественными работами попадаются явно проходные проекты, рассчитанные на большую кассу при недорогом производстве. Такие фильмы и снижают средний балл жанра — хотя в целом хороших хорроров может быть не меньше, чем хороших нуаров.
Вадим Елистратов
Главный редактор Кинопоиска
Правда ли, что нуар — лучший жанр кино, а ужасы — худший?
Не совсем.
Среди изученных нуаров преобладают снятые в 1940-х и 1950-х — эпоху расцвета этого жанра. Вероятно, современные зрители смотрят не всё подряд, а самые известные, классические работы, поэтому и средняя оценка так высока.
Хорроры же активно снимают и сегодня. Причём наряду с качественными работами попадаются явно проходные проекты, рассчитанные на большую кассу при недорогом производстве. Такие фильмы и снижают средний балл жанра — хотя в целом хороших хорроров может быть не меньше, чем хороших нуаров.
Среди изученных нуаров преобладают снятые в 1940-х и 1950-х — эпоху расцвета этого жанра. Вероятно, современные зрители смотрят не всё подряд, а самые известные, классические работы, поэтому и средняя оценка так высока.
Хорроры же активно снимают и сегодня. Причём наряду с качественными работами попадаются явно проходные проекты, рассчитанные на большую кассу при недорогом производстве. Такие фильмы и снижают средний балл жанра — хотя в целом хороших хорроров может быть не меньше, чем хороших нуаров.
Страны
В исследование попали фильмы и сериалы 118 разных стран. Некоторые из производителей представлены всего одной картиной: например, Намибия (Красный скорпион), Албания (Улей) или Эквадор (Благословенная Мария). Поскольку по одной или нескольким работам нельзя делать выводы о развитии киноиндустрии, мы сравнили 30 стран — лидеров по числу выпущенных фильмов и сериалов.
ГДР, Чехословакия, Российская империя, СССР и Югославия участвовали в подсчёте как отдельные страны. Фильмы из Гонконга и Тайваня учитывались как китайские.
Топ производителей фильмов возглавляет Индия со средним рейтингом 7,5 — почти на балл выше среднего по изученным странам (6,7). Замыкает тридцатку Россия (6,0). Кстати, советские фильмы зрители оценивают заметно выше — их средний рейтинг 7,4. В топе сериалов тоже лидирует Индия (8,1), а на последнем месте Мексика (6,5).
Ксения Болецкая
директор по взаимодействию с индустрией, Яндекс
Почему советское кино оценивают выше российского
Важно понимать, что из советского кино внимание зрителей привлекает в основном «золотой фонд» — проверенная временем классика, знакомая и полюбившаяся миллионам. Российское кино такую проверку временем ещё не прошло, зрители оценивают все премьеры — от блокбастеров до авторских фильмов, от чёрных комедий до драм. Неудивительно, что разница в средних оценках так велика.
Стоит отметить, что благодаря успешным проектам последних лет всё меньше зрителей «принципиально не смотрят» отечественные фильмы и сериалы. Кажется, у российских создателей контента всё чаще получается попадать в аудиторию.
Стоит отметить, что благодаря успешным проектам последних лет всё меньше зрителей «принципиально не смотрят» отечественные фильмы и сериалы. Кажется, у российских создателей контента всё чаще получается попадать в аудиторию.
Ксения Болецкая
директор по взаимодействию
с индустрией, Яндекс
с индустрией, Яндекс
Почему советское кино оценивают выше российского
Важно понимать, что из советского кино внимание зрителей привлекает в основном «золотой фонд» — проверенная временем классика, знакомая и полюбившаяся миллионам. Российское кино такую проверку временем ещё не прошло, зрители оценивают все премьеры — от блокбастеров до авторских фильмов, от чёрных комедий до драм. Неудивительно, что разница в средних оценках так велика.
Стоит отметить, что благодаря успешным проектам последних лет всё меньше зрителей «принципиально не смотрят» отечественные фильмы и сериалы. Кажется, у российских создателей контента всё чаще получается попадать в аудиторию.
Стоит отметить, что благодаря успешным проектам последних лет всё меньше зрителей «принципиально не смотрят» отечественные фильмы и сериалы. Кажется, у российских создателей контента всё чаще получается попадать в аудиторию.
Вкусы зрителей
Пол и возраст
Чтобы разобраться в предпочтениях зрителей, мы взяли по сто фильмов и сериалов с самыми высокими оценками внутри каждой половой и возрастной группы и посчитали долю разных жанров и стран в этих сотнях.
Самый популярный жанр во всех топах — драма, а из стран везде лидируют либо США, либо СССР. Различия во вкусах можно обнаружить, если искать жанры и страны, которые в одной группе заметно популярнее, чем в остальных. Например, в мужском топе по сравнению с женским выше доля фантастики и триллеров, ниже — мелодрам и фэнтези.
Есть фильмы, которые одни зрители оценивает заметно выше, чем другие. Например, мужчинам особенно нравятся Хищник и Третий лишний, а женщинам — Викинг и Мамма MIA!. Молодёжь ценит Ла-Ла Ленд, Бэтмена и Ёлки 3, зрители постарше — Мумию и Вратаря Галактики.
Фильмы — «родственники»
Бывает, что фильмы сняты разными режиссёрами, в разных странах и даже в разные эпохи, но нравятся одной аудитории. Мы нашли таких «родственников» — фильмы разных жанров, которым одни и те же люди часто ставили похожие оценки. Если зрителю нравится один такой фильм, то скорее всего понравится и другой.
Например, среди «родственников» Крепкого орешка оказались Рокки, Пятый элемент и Терминатор. У Красотки — Телохранитель, Эрин Брокович и Привидение. А у Психо — 12 разгневанных мужчин, Римские каникулы и Заводной апельсин.
Другие форматы
В заключение — о других киноформатах: мультфильмах, документальных фильмах и сериалах, а также короткометражках. Здесь, как и в основной части, учитывались только популярные работы — те, у которых есть хотя бы тысяча оценок.
Мультфильмы
В базе Кинопоиска 1,9 тысячи популярных мультипликационных фильмов и 1,4 тысячи сериалов. Средний рейтинг фильмов — 7,2, сериалов — 7,3.Рекордсмены по числу полученных оценок:
Топ мультипликационных фильмов и сериалов по рейтингу можно увидеть на Кинопоиске, на момент публикации исследования их возглавляли Тайна Коко и Аватар: Легенда об Аанге.
Мультфильмы
В базе Кинопоиска 1,9 тысячи популярных мультипликационных фильмов и 1,4 тысячи сериалов. Средний рейтинг фильмов — 7,2, сериалов — 7,3.Рекордсмены по числу полученных оценок:
Топ мультипликационных фильмов и сериалов по рейтингу можно увидеть на Кинопоиске, на момент публикации исследования их возглавляли Тайна Коко и Аватар: Легенда об Аанге.
Документалистика
В базе Кинопоиска 490 популярных документальных фильмов и 160 сериалов. Средний рейтинг фильмов — 7,5, сериалов — 8,1.Рекордсмены по числу полученных оценок:
Рекордсмены по рейтингу:
Документалистика
В базе Кинопоиска 490 популярных документальных фильмов и 160 сериалов. Средний рейтинг фильмов — 7,5, сериалов — 8,1.Рекордсмены по числу полученных оценок:
Рекордсмены по рейтингу:
Короткий метр
В базе Кинопоиска 425 популярных короткометражных фильмов, их средний рейтинг — 7,0.Короткий метр
В базе Кинопоиска 425 популярных короткометражных фильмов, их средний рейтинг — 7,0.