Браузер — это окно в интернет. Многие держат его открытым целыми днями: мимо него бежит лента новостей, в нём мы наблюдаем за жизнью наших друзей, к нему обращаемся, когда хотим что-то найти. Но интернет не всегда выглядел так, как мы привыкли. Вернее, долгое время он вообще никак не выглядел.
В браузере мы видим не интернет, а Всемирную паутину, или веб. Сам интернет — это инфраструктура, комплекс сетей, в которые объединены компьютеры по всему миру. А веб — способ наглядно представить хранящуюся на них информацию в виде связанных между собой страниц. На этих страницах могут быть текст, картинки, видеоролики, разнообразные кнопки, ссылки и многое другое. Чтобы все эти элементы работали и отображались корректно, страницу нужно открыть в специальной программе. Эта программа и есть браузер.
Немного истории
Прообраз современного веба и, соответственно, первый браузер появились в 1991 году в ЦЕРН — европейской организации по ядерным исследованиям. Один из её сотрудников, Тим Бернерс-Ли, придумал провязать научные документы
гиперссылками и решить таким образом проблему поиска информации в огромном архиве института. Первый браузер назывался WorldWideWeb и выглядел примерно вот так.
Браузер WorldWideWeb в 1993 году. Источник — страница Тима Бернерса-Ли на w3.org Там же, в ЦЕРН, появилась и
первая веб-камера. Учёные, у которых была одна кофе-машина на несколько этажей, поставили рядом с ней камеру, которая несколько раз в минуту отправляла фотографии на их компьютеры — всё для того, чтобы можно было, не отрываясь от работы, узнать, есть ли в машине кофе.
В начале 90-х появились не только веб и первые браузеры — тогда же начинали работать первые коммерческие интернет-провайдеры. До этого интернет финансировался правительством и доступ в него был только в больших университетских центрах и военных организациях. Теперь же в сеть мог выйти любой человек с домашнего компьютера.
Интернет стал публичным, а с появлением веба и сравнительно простых в освоении браузеров вроде Mosaic и Netscape Navigator — ещё и наглядным. Из инструмента научного сообщества он постепенно стал превращаться в средство массовой коммуникации, а затем, с ростом аудитории, и в глобальную торгово-развлекательную площадку.
Последняя версия браузера Mosaic, выпущена в 1997 году. Источник — Википедия. Сегодня сотни миллионов людей ежедневно ищут в сети информацию и новости, слушают музыку и смотрят фильмы, играют, общаются, покупают. Чтобы всё это стало возможным, браузерам пришлось многому научиться. Простейший пример — отображение нескольких страниц в одном окне. Вкладки стали появляться в популярных браузерах только в первой половине 2000-х — теперь же навигацию в сети без них трудно представить.
Из чего сделан Яндекс.Браузер
Первая версия Яндекс.Браузера была выпущена в 2012 году. Создавая его, мы использовали уже существующие наработки. Например, «движок» для нашего браузера мы выбрали такой же, как у Safari и Google Chrome — называется он WebKit. Чтобы объяснить, почему мы выбрали именно его, надо хотя бы в двух словах рассказать, что вообще делает движок.
Если коротко, то он собирает сайты по инструкции — примерно так же, как мы собираем мебель, которая приехала из магазина в нескольких коробках. Страницы сайтов становятся такими, какими мы привыкли их видеть, только на экране компьютера. Пока вы не смотрите на них через браузер, они существуют в виде документов со ссылками на «детали» (например, картинки, которые используются для фона и кнопок) и кодом, который определяет, как их надо соединить. Примерно так в разобранном виде выглядит страница yandex.ru.
Это только маленькая часть кода страницы yandex.ru — целиком он длиннее, чем вся эта статья. У каждого движка есть свои особенности — именно поэтому один и тот же сайт может немного по-разному выглядеть в разных браузерах. Если создатель сайта не учитывает эти особенности, то какой-нибудь браузер может неправильно понять его инструкции и собрать что-то некрасивое или вообще неработающее. Мы не стали придумывать собственный «движок», чтобы разработчикам сайтов не приходилось адаптировать свои сайты ещё и под него. Вместо этого был выбран популярный WebKit, на который уже ориентируются большинство веб-разработчиков.
У WebKit есть несколько реализаций — наш браузер работает на той, что развивается в проекте Chromium. Им занимаются сразу несколько крупных компаний — причём ко всеобщей выгоде. Если одна компания придумывает какое-то техническое улучшение, от этого выигрывают все (если интересно,
почитайте, например, о том, как разработчики Яндекс.Браузера помогли значительно ускорить все программы на основе Chromium). Кроме того, это позволяет совместно продвигать современные веб-стандарты, то есть делать интернет удобнее и безопаснее.
Что делает Яндекс.Браузер особенным
Самый очевидный ответ — это дизайн. С самого начала мы старались сделать так, чтобы интерфейс не был громоздким. Наш идеал браузера — это не просто окно, а «панорамное окно» в интернет: во весь экран и с минимум деталей. Какое-то время мы вообще пробовали сделать
прозрачный браузер — этот проект назывался Кусто. Тестирование показало, что далеко не все пользователи готовы к таким переменам, зато некоторые нововведения, вроде анимированных фонов и умной поисковой строки, многим пришлись по душе. В той версии Яндекс.Браузера, над которой мы работаем сейчас, лучшие идеи, опробованные в Кусто, сочетаются с классическими интерфейсными решениями. Теперь наш браузер выглядит вот так.
Это Яндекс.Браузер для Windows. Версии для Mac OS и Linux пока выглядят иначе. Дизайн — это не только внешний вид, но и практичность. В Яндекс.Браузере есть много незаметных на первый взгляд решений, которые делают его удобным. Например, чтобы увидеть Табло со ссылками на часто посещаемые сайты, необязательно открывать новую вкладку, достаточно нажать на адресную строку. Благодаря этому путь до нужной страницы сокращается на один шаг.
Той же цели — сэкономить время и клики — служит
Умная строка нашего браузера. Используя данные Яндекса о популярных поисковых запросах, она может подсказать адрес нужного сайта, даже если вы на нём никогда не были, и предложить перейти на vk.com человеку, который забыл переключить раскладку и успел напечатать «млюс». На некоторые простые вопросы — вроде [курс доллара], [погода в самаре] или [формула объема шара] — Умная строка может ответить самостоятельно, так что пользователю даже не придётся переходить на новую страницу, чтобы получить информацию.
Другой пример продуманного дизайна тоже связан с адресной строкой. В
мобильной версии Яндекс.Браузера она расположена внизу экрана, а не наверху, как у большинства браузеров, — просто потому что так до неё удобнее дотянуться большим пальцем. Экраны смарфтонов становятся всё больше, а наши пальцы пока не удлиняются, вот и приходится с этим считаться.
Ещё одна особенность нашего браузера состоит в том, что он сам ищет для вас интересную информацию. Открыв новую вкладку, вы увидите внизу блок, озаглавленный «Дзен: ваши персональные рекомендации». В нём собираются статьи и видео на темы, которыми вы обычно интересуетесь. Уникальность
Дзена в том, что за составление ленты публикаций отвечает
машинный интеллект: он собирает их не из тематических RSS-подборок, а со всего интернета — с помощью поисковых технологий Яндекса. Если Дзен заметит, что у вас появились новые интересы, он начнёт учитывать их при составлении ленты.
Чтобы пользоваться браузером было комфортно, он должен быть не только красивым и удобным, но и ещё и быстрым и безопасным. За последнее в Яндекс.Браузере отвечает
Протект — комплекс технологий, которые берегут пароли, блокируют мошеннические сайты, позволяют без приключений подключаться к публичным сетям Wi-Fi и оплачивать услуги в интернете. Со скоростью помогает режим
Турбо. Он автоматически включается при медленном соединении и ускоряет загрузку страниц. Это происходит за счёт уменьшения объёма данных: «тяжёлое» содержимое страницы — обычно это видео и картинки — сжимается на серверах Яндекса и только после этого передаётся пользователю. В результате экономится не только время, но и трафик.
Если вам интересно следить за тем, как развивается Яндекс.Браузер, вы можете установить его
бета-версию и участвовать в тестировании новых возможностей Браузера.