Пользователь ожидает, что общение с персонажем навыка будет понятным, легким и полезным, похожим на диалог двух людей. Навык, который перегружает пользователя
информацией, не будет востребован.
Воспользуйтесь чеклистом для оценки навыка еще на этапе идеи, чтобы убедиться, что он подходит для голосового формата. Если идея соответствует минимум трем из пяти
перечисленных критериев, она успешна, и можно приступать к созданию навыка.
Естественность общения
Использование навыка будет похоже на обычную беседу двух людей.
Хороший пример
Пользователь: Алиса, какая погода?
Алиса: Сейчас в городе Москва пасмурно. Градусник показывает +11°C, а ощущается как +10°C.
Объяснение: Можно спросить друга о погоде или водителя такси о времени в пути до дома.
Объяснение: Это запрос для поисковой строки, а не к человеку. Будет сложно воспринять на слух все возможные варианты ответа.
Минимум уточнений
Важно, чтобы персонаж навыка делал минимум уточнений и мог сразу дать ответ. Уточняющие вопросы стоит задавать,
только когда нам не хватает информации для хорошего ответа. Их количество зависит от типа сценария и контекста.
Например, если сценарий затрагивает траты пользователя, то лучше добавить больше уточнений, чтобы исключить ошибки.
А при запросе на включение музыки можно сразу дать ответ.
Хороший пример
Пользователь: Алиса, включи музыку.
Алиса: Включаю.
Плохой пример
Пользователь: Алиса, фильмы 2020 года.
Алиса: А какой жанр?
Пользователь: Комедии.
Алиса: А какого режиссера хотелось бы увидеть?
Сложная навигация
В графическом интерфейсе для достижения целевого действия нужно выполнить несколько шагов, поэтому проще воспользоваться голосом.
Голосовой сценарий не должен полностью дублировать длинный путь экранного сценария.
Хороший пример
Пользователь: Алиса, включи Буратино на ЛитРес.
Алиса: Включаю.
Плохой пример
Пользователь: Алиса, купи билеты на фильм «Довод».
Алиса: Скажите, в каком кинотеатре вы хотите посмотреть этот фильм?
Пользователь: Недалеко от дома.
Алиса: Нашла рядом с вами несколько кинотеатров.
Объяснение: Навык поможет выполнить целевое действие с помощью одной фразы вместо целого ряда последовательных команд. Например, с помощью данного примера вы одновременно запустите навык, воспользуетесь поиском онлайн-библиотеки и воспроизведете аудиокнигу.
Объяснение: Выполнение целевого действия разбито на ряд дополнительных команд, которые отнимают время пользователя.
Удобнее голосом
Некоторые функции сложно найти в графическом интерфейсе, поэтому удобнее управлять ими с помощью голоса.
Хороший пример
Пользователь: Алиса, включи определитель номера.
Алиса: Включаю.
Объяснение: Проще произнести эту команду, чем искать функцию в настройках телефона.
Только голос
Реализовать целевое действие можно только с помощью голоса. Отсутствие интерфейса не испортит пользовательский опыт.
Хороший пример
Пользователь: Алиса, вызови такси до работы.
Алиса: Какой тариф выбираем?
Пользователь: Комфорт.
Алиса: Вызываю.
Плохой пример
Пользователь: Алиса, помоги купить платье.
Алиса: Платье какого цвета вы бы хотели?
Объяснение: Адрес и другие детали поездки пользователь может сообщить голосом.
Объяснение: В данном случае необходим графический интерфейс, чтобы посмотреть возможные цвета, фасоны и т. д.