Проверка идеи

Пользователь ожидает, что общение с персонажем навыка будет понятным, легким и полезным, похожим на диалог двух людей. Навык, который перегружает пользователя информацией, не будет востребован.

Воспользуйтесь чек-листом для оценки навыка еще на этапе идеи, чтобы убедиться, что он подходит для голосового формата. Если идея соответствует минимум трем из пяти перечисленных критериев, она успешна, и можно приступать к созданию навыка.

Естественность общения

Использование навыка будет похоже на обычную беседу двух людей.

Хороший пример

Пользователь: Алиса, какая погода?

Алиса: Сейчас в городе Москва пасмурно. Градусник показывает +11°C, а ощущается как +10°C.

Пользователь: Сколько ехать до дома?

Алиса: Осталось ехать 24 минуты.

Плохой пример

Пользователь: Алиса, расписание электричек Москва.

Алиса: В какой город вы хотите уехать?

Объяснение: Можно спросить друга о погоде или водителя такси о времени в пути до дома.

Объяснение: Это запрос для поисковой строки, а не к человеку. Будет сложно воспринять на слух все возможные варианты ответа.

Минимум уточнений

Важно, чтобы персонаж навыка делал минимум уточнений и мог сразу дать ответ. Уточняющие вопросы стоит задавать, только когда нам не хватает информации для хорошего ответа. Их количество зависит от типа сценария и контекста. Например, если сценарий затрагивает траты пользователя, то лучше добавить больше уточнений, чтобы исключить ошибки. А при запросе на включение музыки можно сразу дать ответ.

Хороший пример

Пользователь: Алиса, включи музыку.

Алиса: Включаю.

Плохой пример

Пользователь: Алиса, фильмы 2020 года.

Алиса: А какой жанр?

Пользователь: Комедии.

Алиса: А какого режиссера хотелось бы увидеть?

Сложная навигация

В графическом интерфейсе для достижения целевого действия нужно выполнить несколько шагов, поэтому проще воспользоваться голосом.

Голосовой сценарий не должен полностью дублировать длинный путь экранного сценария.

Хороший пример

Пользователь: Алиса, включи Буратино на ЛитРес.

Алиса: Включаю.

Плохой пример

Пользователь: Алиса, купи билеты на фильм «Довод».

Алиса: Скажите, в каком кинотеатре вы хотите посмотреть этот фильм?

Пользователь: Недалеко от дома.

Алиса: Нашла рядом с вами несколько кинотеатров.

Объяснение: Навык поможет выполнить целевое действие с помощью одной фразы вместо целого ряда последовательных команд. Например, с помощью данного примера вы одновременно запустите навык, воспользуетесь поиском онлайн-библиотеки и воспроизведете аудиокнигу.

Объяснение: Выполнение целевого действия разбито на ряд дополнительных команд, которые отнимают время пользователя.

Удобнее голосом

Некоторые функции сложно найти в графическом интерфейсе, поэтому удобнее управлять ими с помощью голоса.

Хороший пример

Пользователь: Алиса, включи определитель номера.

Алиса: Включаю.

Объяснение: Проще произнести эту команду, чем искать функцию в настройках телефона.

Только голос

Реализовать целевое действие можно только с помощью голоса. Отсутствие интерфейса не испортит пользовательский опыт.

Хороший пример

Пользователь: Алиса, вызови такси до работы.

Алиса: Какой тариф выбираем?

Пользователь: Комфорт.

Алиса: Вызываю.

Плохой пример

Пользователь: Алиса, помоги купить платье.

Алиса: Платье какого цвета вы бы хотели?

Объяснение: Адрес и другие детали поездки пользователь может сообщить голосом.

Объяснение: В данном случае необходим графический интерфейс, чтобы посмотреть возможные цвета, фасоны и т. д.

Следующий шагЦели и аудитория навыка