Проверка идеи
Пользователь ожидает, что общение с персонажем навыка будет понятным, легким и полезным, похожим на диалог двух людей. Навык, который перегружает пользователя информацией, не будет востребован.
Воспользуйтесь чек-листом для оценки навыка еще на этапе идеи, чтобы убедиться, что он подходит для голосового формата. Если идея соответствует минимум трем из пяти перечисленных критериев, она успешна, и можно приступать к созданию навыка.
Естественность общения
Использование навыка будет похоже на обычную беседу двух людей.
Хороший пример
Пользователь: Алиса, какая погода?
Алиса: Сейчас в городе Москва пасмурно. Градусник показывает +11°C, а ощущается как +10°C.
Пользователь: Сколько ехать до дома?
Алиса: Осталось ехать 24 минуты.
Плохой пример
Пользователь: Алиса, расписание электричек Москва.
Алиса: В какой город вы хотите уехать?
Объяснение: Можно спросить друга о погоде или водителя такси о времени в пути до дома.
Объяснение: Это запрос для поисковой строки, а не к человеку. Будет сложно воспринять на слух все возможные варианты ответа.
Минимум уточнений
Важно, чтобы персонаж навыка делал минимум уточнений и мог сразу дать ответ. Уточняющие вопросы стоит задавать, только когда нам не хватает информации для хорошего ответа. Их количество зависит от типа сценария и контекста. Например, если сценарий затрагивает траты пользователя, то лучше добавить больше уточнений, чтобы исключить ошибки. А при запросе на включение музыки можно сразу дать ответ.
Хороший пример
Пользователь: Алиса, включи музыку.
Алиса: Включаю.
Плохой пример
Пользователь: Алиса, фильмы 2020 года.
Алиса: А какой жанр?
Пользователь: Комедии.
Алиса: А какого режиссера хотелось бы увидеть?
Сложная навигация
В графическом интерфейсе для достижения целевого действия нужно выполнить несколько шагов, поэтому проще воспользоваться голосом.
Голосовой сценарий не должен полностью дублировать длинный путь экранного сценария.
Хороший пример
Пользователь: Алиса, включи Буратино на ЛитРес.
Алиса: Включаю.
Плохой пример
Пользователь: Алиса, купи билеты на фильм «Довод».
Алиса: Скажите, в каком кинотеатре вы хотите посмотреть этот фильм?
Пользователь: Недалеко от дома.
Алиса: Нашла рядом с вами несколько кинотеатров.
Объяснение: Навык поможет выполнить целевое действие с помощью одной фразы вместо целого ряда последовательных команд. Например, с помощью данного примера вы одновременно запустите навык, воспользуетесь поиском онлайн-библиотеки и воспроизведете аудиокнигу.
Объяснение: Выполнение целевого действия разбито на ряд дополнительных команд, которые отнимают время пользователя.
Удобнее голосом
Некоторые функции сложно найти в графическом интерфейсе, поэтому удобнее управлять ими с помощью голоса.
Хороший пример
Пользователь: Алиса, включи определитель номера.
Алиса: Включаю.
Объяснение: Проще произнести эту команду, чем искать функцию в настройках телефона.
Только голос
Реализовать целевое действие можно только с помощью голоса. Отсутствие интерфейса не испортит пользовательский опыт.
Хороший пример
Пользователь: Алиса, вызови такси до работы.
Алиса: Какой тариф выбираем?
Пользователь: Комфорт.
Алиса: Вызываю.
Плохой пример
Пользователь: Алиса, помоги купить платье.
Алиса: Платье какого цвета вы бы хотели?
Объяснение: Адрес и другие детали поездки пользователь может сообщить голосом.
Объяснение: В данном случае необходим графический интерфейс, чтобы посмотреть возможные цвета, фасоны и т. д.
Следующий шаг → Цели и аудитория навыка