Вспышка коронавирусной инфекции 2019 года (COVID-19), которая началась в Ухане, Китай, в конце 2019 года, распространилась на 203 страны по состоянию на 30 марта 2020 года и была официально объявлена глобальной пандемией.
Благодаря беспрецедентным вмешательствам в области общественного здравоохранения(новейшая история не помнит подобных мер по масштабности и радикальности) в настоящее время в Китае, удалось сдержать распространение тяжелого острого респираторного синдрома ассоциированного с SARS-COv-2 (TORS).
В настоящее время многие страны переживают первую волну эпидемии COVID-19; таким образом, крайне важно понять какие именно решения и действия предотвратили передачу инфекции в Китае.
Журнал Lancet, Кэти Люн( Kathy Leung ) и ее коллеги оценили степень распространения и тяжесть COVID-19 во время первой волны в четырех городах и десяти провинциях Китая за пределами провинции Хубэй.
В ходе исследования было выявлено, что число вновь заболевших в выбранных местах существенно сократилось, после введения мер по социальному дистанцированию, ограничению передвижений и т.п(не медикаментозное влияние).
Передача SARS-Cov-2 в этих провинциях, главным образом была обусловлена случаями завезенными до конца января(преимущественно из Хубея), что в большинстве своем аналогично распространению COVID-19 и в других странах, в тот же самый период.
Новые очаги в китайских провинциях за пределами Хубэй, как полагают, были вызваны местной динамикой передачи после 31 января(передвижение населения внутри страны). Таким образом, результаты исследования Leung и коллег подчеркивают тот факт, что комплекс мероприятий, не связанных с медикаментозным лечением, асептикой и т.д, а скорее с ограничительными, карантинными мерами имеет крайне положительный эффект. В Китае это позволило добиться снижения распространения не только "экспортируемой" составляющей, но и той, что распространялось внутри страны.
Эта эпидемия быстро распространяется во многих странах, что свидетельствует о недостаточной степени готовности, во многих странах степень обезоруженности была похожа на искру в пыльном помещении.
Учитывая, что в конце января многие страны ввели ограничения на поездки в Китай, появилась необходимость в моделировании и вычислениях, насколько ограничительные меры способны повилять на ситуацию с распространением. Теоретически, многие понимают, что влияние будет положительное, но без расчетов - это всего лишь домыслы, к тому же, не подтвержденные, значит потенциально - ложные.
Люн и её коллеги также смоделировали потенциальные неблагоприятные последствия преждевременного ослабления вмешательства и обнаружили, что такое решение может привести к тому, что допустимость передачи вновь превысит единицу, что в переводе с математического означает -постепенное формирование второй волны Коронавируса.
Эти результаты имеют весомое значения для правительств во всем мире, поскольку они предостерегают от преждевременного ослабления жестких мер, для нашей страны, как и для многих других, где медицина уже длительное время испытывает упадок, она дает некий сигнал к созданию коечного фонда, поиску вариантов превентивной терапии.
Однако в исследовании не рассматривался вопрос о том, какой эффект от каждого из отдельно взятых вмешательства, или какое из них является наиболее эффективным в сдерживании распространения вируса. Хотя меры по борьбе с распространением SARS-COV-2 уже приняты, странам необходимо будет работать над тем, чтобы вернуться к нормальной жизни, экономика большинства если не разрушена, то крайне пострадала; из этого следует, что нам нужно иметь полное понимание: насколько каждая из мер эффективны в процентном соотношении.
Данные о запрете воздушных перевозок были использованы для моделирования влияния на задержку общего развития эпидемии, в ходе этих наблюдений было установлено, что они оказывают заметный эффект в международном масштабе, но только на 3-5-дневную задержку(позволяет выиграть абсолютно не много времени, перед началом массовых случаев заражения).
В этом исследовании основное внимание было уделено последствиям усиления или ослабления мер контроля за карантинными и изоляционными мерами в Ухане, было высказано предположение о том, что если эти меры будут постепенно отменены в марте, то в середине лета в северном полушарии может возникнуть вторая волна случаев заболевания.
В настоящее время, необходимы конкретные, для каждой страны, модели по ограничению передвижений внутри страны и социальное дистанцирование(изоляция/социальная дистанция), а также альтернативные стратегии,которые потребуются, после ослабления этих мер. Такие как использование масок для лица, проверка температуры и отслеживание контактов.
Коэффициент летальности (CFR) является одним из серьезных показателей COVID-19.
Leung и коллеги оценили подтвержденный CFR (cCFR) вне Хубэй - 0·98% (95% CI 0·82-1·16), что подтверждено Китайским центром по контролю и профилактике заболеваний(CCDC). Поскольку эпидемии в изученных районах не оказали подавляющего воздействия на возможности здравоохранения, данные о количестве подтвержденных случаев заболевания считаются достоверными.
Люн и его коллеги также обнаружили, что cCFR коррелирует с валовым внутренним продуктом на душу населения в провинции и наличием больничных коек на 10 000 человек.
В Ухане CFR был до 5 * 08% к 28 марту 2020 года. Разительное отличие в CFRa(Коэффициент летальности) между Хубей и Уханем может быть объяснено различием в степени возможностей здравоохранения, в их степени подготовленности.
Поэтому при осуществлении соответствующих мероприятий следует учитывать различия в возможностях здравоохранения, особенно в различиях систем здравоохранения разных стран.
В то время как эпидемия растет в геометрической прогрессии, система здравоохранения столкнется с серьезными трудностями, которые в этот раз, к счастью многих удалось избежать, просто потому, что отреагировали крайне быстро.
Правительствам следует незамедлительно принять меры и подготовиться к обеспечению того, чтобы система здравоохранения располагала достаточными трудовыми ресурсами и средствами для минимизации риска смертности от COVID-19.