Правила размещения рекламы на Яндексе. Требования к рекламным материалам

Реклама некоторых товаров и услуг запрещается или ограничивается действующим законодательством. На этой странице рассказывается о том, что, как и почему можно или нельзя рекламировать, а также приведены цитаты из законов, объясняющие действующие запреты и ограничения.

Нельзя рекламировать*

  • товары, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации. Например: контрафактные товары; услуги регистрации по месту жительства; дипломы;

  • наркотические вещества, психотропные вещества и их прекурсоры;

  • взрывчатые вещества и материалы, кроме пиротехнических изделий;

  • товары и услуги, подлежащие сертификации / лицензированию, при отсутствии необходимых сертификатов / лицензий;

  • распространение (продажу) дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ.

Нельзя рекламировать в интернете*

  • оружие;

  • основанные на риске игры и пари, а также их организаторов.

Можно рекламировать с соблюдением особых требований*

  • алкогольную продукцию;

  • пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

  • табачные изделия и курительные принадлежности;

  • лотереи и стимулирующие мероприятия;

  • лекарства, медицинскую технику и медицинские услуги;

  • БАДы;

  • детское питание;

  • финансовые услуги;

  • ценные бумаги;

  • товары при дистанционном способе их продажи.

Реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством РФ

Не допускается реклама товаров (работ, услуг), производство и (или) реализация которых запрещены законодательством РФ (Статья 7 ФЗ «О рекламе»).

В частности запрещено:

  • приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград (Статья 324 (http://advertising.yandex.ru/assets/asset_324.xml) УК РФ)**;

  • подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков (Статья 327 (http://advertising.yandex.ru/assets/asset_327.xml) УК РФ)**;

  • изготовление, распространение, предложение к продаже или иное использование товаров, которые приводят к нарушению исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации***.

Реклама товаров и услуг, подлежащих сертификации / лицензированию, при отсутствии необходимых сертификатов / лицензий

Не разрешается реклама товаров в случае отсутствия такой сертификации или лицензии (ст. 7 закона «О рекламе»).

Копии Сертификатов или Лицензий должны быть предоставлены в службу размещения до момента начала размещения рекламы (ст. 13 закона «О рекламе»).

Подробнее: выдержки из Статьи 7 (http://advertising.yandex.ru/assets/asset_7.xml) и Статьи 13 (http://advertising.yandex.ru/assets/asset_13.xml) ФЗ «О рекламе».

Реклама о распространении (продаже) дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ

Не допускается реклама продаж дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации (п. 5 Постановления Правительства РФ от 27 сентября 2007г. № 612 «Правила продажи товаров дистанционным способом»; ст. 7 ФЗ «О рекламе»)

Список товаров, свободная реализации которых запрещена, установлен Указом Президента РФ от 22 февраля 1992г. № 179 «Перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена».

К данным товарам, в частности, относятся:

  • Драгоценные и редкоземельные металлы и изделия из них;

  • Драгоценные камни и изделия из них;

  • Рентгеновское оборудование, приборы и оборудование с использованием радиоактивных веществ и изотопов;

  • Яды, наркотические средства и психотропные вещества;

  • Спирт этиловый;

  • Лекарственные средства, за исключением лекарственных трав;

  • Лекарственное сырье, получаемое от северного оленеводства (панты и эндокринное сырье) (введено распоряжением Президента РФ от 30.11.1992 N 743-рп).

Подробнее: выдержки из Статьи 7 (http://advertising.yandex.ru/assets/asset_7.xml) ФЗ «О рекламе»; из Постановления Правительства РФ от 27.09.2007 г. (http://advertising.yandex.ru/assets/asset_resolution.xml); из Указа Президента РФ от 22.02.1992 г. № 179 (http://advertising.yandex.ru/assets/asset_decree.xml).

Реклама оружия

Список мест, в которых разрешена реклама оружия, содержится в статье 26 ФЗ «О рекламе». Интернет в списке мест, где может быть размещена подобная реклама, не указан.

Подробнее: выдержки из Статьи 26 (http://advertising.yandex.ru/assets/asset_26.xml) ФЗ «О рекламе».

Реклама основанных на риске игр и пари, а также их организаторов

Список мест, в которых разрешена реклама основанных на риске игр и пари, а так же их организаторов, содержится в статье 27 закона «О рекламе». Интернет в списке мест, где может быть размещена подобная реклама, не указан.

Требования данной статьи закона распространяются на рекламу организатора основанных на риске игр, пари, являющегося игорным заведением, и мест их проведения.

Подробнее: выдержки из Статьи 27 (http://advertising.yandex.ru/assets/asset_27_0.xml) ФЗ «О рекламе».

Реклама алкогольной продукции

Содержание рекламных материалов, используемых для рекламы алкогольной продукции, регулируется Статьей 21 закона «О рекламе».

Так как алкогольные напитки подлежат обязательной сертификации (Постановлению Правительства РФ от 13.08.1997 г. «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации»), то не допускается реклама алкогольной продукции без Сертификата соответствия на рекламируемый напиток (ст. 7 ФЗ «О рекламе»).

Подробнее: выдержки из Статьи 21 (http://advertising.yandex.ru/assets/asset_21.xml) ФЗ «О рекламе».

Реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе

Содержание рекламных материалов, используемых для рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе, регулируется Статьей 22 ФЗ «О рекламе».

Так как пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, включены в номенклатуру товаров, в отношении которых предусмотрена обязательная сертификация (Постановление Госстандарта России от 30.07.2002г. № 64), то не допускается их реклама без Сертификата соответствия на рекламируемый напиток (ст. 7 ФЗ «О рекламе»).

Подробнее: выдержки из Статьи 22 (http://advertising.yandex.ru/assets/asset_22.xml) ФЗ «О рекламе».

Реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей

Содержание рекламных материалов, используемых для рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, регулируется Статьей 23 ФЗ «О рекламе».

Так как табак, табачные изделия и курительные принадлежности, в том числе трубки, кальяны, сигаретная бумага, зажигалки и другие подобные товары подлежат обязательной сертификации (Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 г. "Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации"), то не допускается их реклама без Сертификата соответствия (ст. 7 ФЗ «О рекламе»).

Подробнее: выдержки из Статьи 23 (http://advertising.yandex.ru/assets/asset_23.xml) ФЗ «О рекламе».

Реклама лотерей и стимулирующих мероприятий

Содержание рекламных материалов, используемых для рекламы лотерей и стимулирующих мероприятий, регулируется Статьями 9 и 27 ФЗ «О рекламе».

На проведение лотереи организатором лотереи должно быть получено разрешение (Федеральный Закон "О лотереях" от 11.11.2003 № 138). Разрешение на проведение лотереи должно быть предоставлено в службу размещения до момента начала размещения рекламы.

Подробнее: выдержки из Статьи 9 (http://advertising.yandex.ru/assets/asset_9.xml) и Статьи 27 (http://advertising.yandex.ru/assets/asset_27.xml) ФЗ «О рекламе».

Реклама лекарств, медицинских услуг и товаров

Содержание рекламных материалов, используемых для рекламы лекарств, медицинских услуг и товаров, регулируется Статьей 24 ФЗ «О рекламе».

Осуществление медицинской деятельности подлежит обязательному лицензированию (п. 96 ч. 1 ст. 17 Федерального Закона от 08.08.2001г. № 128 - «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории РФ, если они зарегистрированы Министерством здравоохранения РФ (ст. 19 Федерального Закона от 22.06.1998г. № 86 - «О лекарственных средствах»).

Подробнее: выдержки из Статьи 24 (http://advertising.yandex.ru/assets/asset_24.xml) ФЗ «О рекламе».

Реклама БАДов

Содержание рекламных материалов, используемых для рекламы БАДов, регулируется Статьей 25 ФЗ «О рекламе».

Запрещено производство и реализация биологически активных добавок к пище, не прошедших государственную регистрацию (п. 4 Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 15.09.1997г. № 21 «О государственной регистрации биологически активных добавок к пище»).

Биологически активные добавки к пище, ранее прошедшие в установленном порядке гигиеническую сертификацию, подлежат государственной регистрации после истечения сроков действия гигиенических сертификатов (п. 5 Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 15.09.1997г. № 21 «О государственной регистрации биологически активных добавок к пище»).

Не допускается реклама БАДа без регистрационного удостоверения (ст. 7 ФЗ «О рекламе»).

Подробнее: выдержки из Статьи 25 (http://advertising.yandex.ru/assets/asset_25.xml) ФЗ «О рекламе».

Реклама детского питания

Содержание рекламных материалов, используемых для рекламы детского питания, регулируется Статьей 25 ФЗ «О рекламе».

Детское питание подлежит обязательной сертификации согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1013 «Об утверждении Перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и Перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» (см. Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 33, ст. 3899).

Не допускается реклама продуктов детского питания без Сертификата соответствия (ст. 7 ФЗ «О рекламе»).

Подробнее: выдержки из Статьи 25 (http://advertising.yandex.ru/assets/asset_25.xml) ФЗ «О рекламе».

Реклама финансовых услуг

Статья 28 ФЗ «О рекламе» предъявляет требования к содержанию рекламных материалов для рекламы финансовых услуг, в том числе:

  • Страхование;

  • Банковские услуги;

  • Предоставление кредита;

  • Управление активами;

  • Привлечение денежных средств в долевое строительство.

Осуществление банковских операций подлежит лицензированию в соответствии с ФЗ от 02.12.1990г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Осуществление страхования интересов юридических лиц, а также физических лиц - резидентов Российской Федерации может осуществляться только страховщиками, имеющими лицензии, полученные в установленном порядке Законом РФ от 27.11.1192 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг (брокерская деятельность; дилерская деятельность; деятельность по управлению ценными бумагами; деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг); депозитарная деятельность; деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг; деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг) подлежит лицензированию в соответствии с ФЗ от 22.04.1996г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Деятельность на финансовых рынках (деятельность инвестиционных фондов; деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами подлежит лицензированию) подлежит лицензированию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.07.2006г. №432 «О лицензировании отдельных видов деятельности на финансовых рынках».

Реклама вышеуказанных видов деятельности не допускается при отсутствии соответствующей лицензии у рекламодателя (ст. 7 ФЗ «О рекламе»).

Подробнее: выдержки из Статьи 28 (http://advertising.yandex.ru/assets/asset_28.xml) ФЗ «О рекламе».

Реклама ценных бумаг

Содержание рекламных материалов, используемых для рекламы ценных бумаг, регулируется Статьей 29 ФЗ «О рекламе».

Подробнее: выдержки из Статьи 29 (http://advertising.yandex.ru/assets/asset_29.xml) ФЗ «О рекламе».

Реклама товаров при дистанционном способе их продажи

Продажа товаров дистанционным способом признается продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (п. 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.2007 года №612)

Содержание рекламных материалов, используемых для рекламы товаров при дистанционном способе продажи, регулируется Статьей 8 ФЗ «О рекламе».

Если вы рекламируете товары, продажа которых осуществляется дистанционным способом, в рекламе вы должны указать сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Примечание: Просим обратить внимание, что не допускается распространение (продажа) дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.

Подробнее: выдержки из Статьи 8 (http://advertising.yandex.ru/assets/asset_8.xml) ФЗ «О рекламе»

 

_____________________________

* Список неполный и может изменяться.

** Например: дипломы образовательных учреждений, больничные листы.

*** К результатам интеллектуальной деятельности относятся (Статья 1225 (http://advertising.yandex.ru/assets/asset_1225.xml) ГК РФ):

  • произведения науки, литературы и искусства, в том числе музыкальные произведения, аудиовизуальные произведения (фильмы, музыкальные клипы, фонограммы и т.д.);

  • программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

  • базы данных;

  • фонограммы.

Гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности (правообладатель), вправе использовать такой результат по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом (Статья 1270 (http://advertising.yandex.ru/assets/asset_1270.xml) ГК РФ), в том числе разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности.

Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя (Статья 1229 (http://advertising.yandex.ru/assets/asset_1229.xml) ГК РФ).

До начала размещения рекламы (объектом рекламирование которой является результат интеллектуальной деятельности) Яндекс вправе запросить у рекламодателя документ (копию), подтверждающий право использовать соответствующий (рекламируемый) результат интеллектуальной деятельности.

Данное правило, в том числе распространяется на рекламу сервисов (сайтов), основным содержанием которых являются результаты интеллектуальной деятельности (музыкальные произведения, программы для ЭВМ и иные).

В случае, когда изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными. В частности к контрафактным товарам можно отнести копии оригинальных товаров (часов, одежды и т.д.).

К средствам индивидуализации относятся (Статья 1225 (http://advertising.yandex.ru/assets/asset_1225.xml) ГК РФ):

  • товарные знаки и знаки обслуживания;

  • фирменные наименования;

  • коммерческие обозначения.

Подробнее: выдержки из Статей 1225 (http://advertising.yandex.ru/assets/asset_1225.xml); 1229 (http://advertising.yandex.ru/assets/asset_1229.xml); 1252 (http://advertising.yandex.ru/assets/asset_1252.xml); 1259 (http://advertising.yandex.ru/assets/asset_1259.xml); 1270 (http://advertising.yandex.ru/assets/asset_1270.xml) ГК РФ (Часть IV).