Памятник Федору Михайловичу Достоевскому работы скульптора Александра Рукавишникова установлен в начале Воздвиженки, у главного входа в Российскую государственную библиотеку имени Ленина.
Наверняка, всем знакома знаменитая скульптура авторства Александра Рукавишникова, изображающую Федора Михайловича Достоевского, у библиотеки имени Ленина в Москве. Она появилась возле здания в 1997 году в честь 175-летия со дня рождения классика и 850-летнего юбилея столицы.
Однако мало кто знает, что у этой скульптуры есть «младший брат».
Десять лет спустя похожую скульптуру Рукавишников сделал в Дрездене, где писатель часто бывал, приурочив ее к 800-летию города и 185-летию со дня рождения писателя.
Рукавишников хотел через позу Ф.М. Достоевского передать сущность писателя, который не мог найти свое место в мире.
Возможно замысел художника понят не был. Слишком уж много поза эта вызывает забавных ассоциаций и разномастных острот не всегда приличного характера. ))
Как место встречи «у Достоевского», памятник удобен в качестве хорошего ориентира. При этом неизменно (как неизменны и голуби на бронзовой голове грустного классика – как на моём фото, сделанном в ожидании начала экскурсии) задаёшься вопросом: если за его спиной Рос. гос. библиотека имени Ленина, то почему именно Фёдор Михайлович так неловко, в крайне неуверенной и неудобной позе, здесь присел? (Ситуация прямо из анекдота: «Странно: «Муму» написал Тургенев, а памятник почему-то поставили Пушкину»). Ответы на поверхности: памятник работы скульптора А. Рукавишникова установлен в начале Воздвиженки, у главного входа в крупнейшее книгохранилище, четверть века назад – в 1997-м – в честь 175-й годовщины со дня рождения великого писателя, внёсшего бесценный вклад в развитие русской литературы, а заодно и 850-летия Москвы (хотя на тыльной стороне гранитного постамента – барельеф с набережной Невы). Но прохожим обычно интересны не факты, а возможность постебаться на тему позы «на приёме у проктолога»…