Маршрут Победы, город Каменск-Уральский, Красногорский район
Маршрут Победы проходит в Красногорском районе города Каменска-Уральского по мемориалам и памятникам, которые были установлены в честь ВОВ. Начинается маршрут от школы №16 и заканчивается в деревне Монастырка:
1. Памятник «Жителям села Байнова, павшим в боях за Родину в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» территория МБОУ СОШ № 16 (ул. Дзержинского,16).
2. Мемориальная доска «Вечная слава защитникам Родины 1941-1945 гг.» фасад здания школы № 5, на улице Исетская, 12.
3. Мемориальная доска и бюст героя Советского Союза Кадочникова Ивана Петровича. Алюминиевая, 6.
4. Мемориал уральским алюминщикам, павшим в боях с немецко-фашистскими захватчиками, «Скорбящая мать».
5. Уральский алюминиевый завод (УАЗ).
Памятник «Героям
трудового фронта».
6. Красногорская ТЭЦ (КТЭЦ). Памятник труженикам тыла – рабочим Филиала «Свердловский», ОАО «ТГК-9», ПП «Красногорская ТЭЦ».
7. ОАО «Каменск - Уральский Металлургический Завод».
8. Мемориальный комплекс в честь памяти жителей деревни Волкова, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.
9. Деревня Монастырка. Мемориал погибшим жителям деревни.
На памятниках установлены информационные таблички c QR-кодом, через которую можно получить более подробную информацию.
Протяженность маршрута 15 км. Для пешей прогулки время прохождения маршрута составляет приблизительно 7-8 часов.
Время велопрогулки приблизительно 3-4 часа.
Время авто и мотопрогулки приблизительно 1,5-2 часа.
Памятник «Жителям деревни Байнова, павшим в боях за Родину в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Архитектор и художник–Иосиф Жулковский.
Открыт 28 мая 1966 года.
Где находится: территория школы № 16 им. В. П. Шевалева (ул. Дзержинского, 89а).
Одним из главных инициаторов установки мемориала погибшим жителям деревни Байново стал Владимир Петрович Шевалёв (1924 – 2006) – почетный гражданин города, педагог и краевед, с 1961 по 1990, - директор школы № 16.
В день 20-летия Победы, 9 мая 1965 года, на месте будущего монумента был заложен первый камень.
Монумент жителям деревни Байново - один из первых в России школьных памятников героям Великой Отечественной войны.
Первая плита, установленная на мемориале в 1966 году, гласила: «Вечная слава воинам, жителям села Байново, павшим в борьбе с фашизмом в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Октябрята, пионеры, комсомольцы школы № 16. Май 1966 г.» Спустя некоторое время ее и барельеф головы воина в каске по неизвестной ныне причине решили заменить. Вторую табличку спустя десятилетия украли. Сейчас на памятнике установлена уже третья плита с простым текстом: «Жителям деревни Байново, погибшим в боях за Родину в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.».
Порядка 90 жителей деревни ушли на фронт в годы Великой Отечественной войны и не вернулись. Установить их имена и фамилии помогла поисковая работа следопытов.
Открытие этой памятной доски было в декабре 1986 года. На ней высечены 13 фамилий учителей и учащихся школы, погибших в годы Великой Отечественной войны на фронте.
Мемориальная доска и бюст Герою Советского Союза Кадочникову Ивану Петровичу Алюминиевая, 6.
Мемориальная доска герою Советского Союза Кадочникову Ивану Петровичу установлена в 80-е годы на доме №6 по Алюминиевой, где он проживал.
Там же установлен бюст героя. Открытие бюста состоялось 19 июля 2017 года.
Высокой награды Герой Советского Союза Иван Кадочников был удостоен за подвиг, совершенный во время переправы советских войск через Днепр 23-25 сентября 1943 года. Под огнем противника гвардии ефрейтор Иван Кадочников вместе с товарищами подготовил плоты и переправил через реку первую группу бойцов. В течение суток переправлял через реку личный состав и технику передовых подразделений.
Золотая Звезда Героя, Орден Ленина, Орден Отечественной войны II степени, Орден Красной Звезды, медали: «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За взятие Берлина» и «За победу над Германией» - таковы награды гвардии младшего лейтенанта Ивана Петровича Кадочникова.
Золотая Звезда Героя, Орден Ленина, Орден Отечественной войны II степени, Орден Красной Звезды, медали: «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За взятие Берлина» и «За победу над Германией» - таковы награды гвардии младшего лейтенанта Ивана Петровича Кадочникова.
Мемориал уральским алюминщикам, павшим в боях с немецко-фашистскими захватчиками.
Архитектор – Иван Безруков.
Скульптор– Виктор Котельников.
Открыт - 5 сентября 1969 года.
Где находится: пересечение ул. Алюминиевой и Октябрьской, напротив ДК УАЗа
Мемориальный комплекс уральским алюминщикам был открыт 7 сентября 1969 года. Сооружен в память о работниках Уральского Ордена Ленина алюминиевого завода, погибших в годы Великой Отечественной войны.
При создании мемориала были использованы гранит, бетон, мрамор, гипс и металл.
Мемориал состоит из четырех частей: Стены памяти, скульптуры «Скорбящая мать», вечного огня и прямоугольной стелы.
Стена Памяти имеет форму дуги. Это придает ей панорамность, а еще – сходство с крылом самолета. В годы войны УАЗ был единственным в стране заводом, выпускавшим алюминий, а в этом металле остро нуждалась авиационная промышленность.
На мемориальных плитах увековечены более трех сотен фамилий погибших. Над ними склонилась и скорбит женщина-мать.
Скульптура Скорбящей матери является центральной деталью композиции мемориала. По задумке автора Виктора Котельникова не только лицо героини, но и жесты, положение ее одежды, должны были передать чувство безутешного горя. Именно поэтому на тяжеловесном одеянии Матери видна каждая складка.
Моделью для скульптуры «Скорбящая мать» стала методист отдела технического обучения Уральского алюминиевого завода Зинаида Николаевна Черепанова.
Высота статуи «Скорбящая мать» достигает порядка 4 метров.
На стене, помимо надписи «Уральским алюминщикам, павшим в боях с немецко-фашистскими захватчиками» во всю длину, находится 32 мраморные плиты с именами. В год открытия монумента восемь плит остались незаполненными. Автор намеренно сделал это, потому что догадывался, что предоставленный ему список погибших окажется неполным. Так и случилось – впоследствии на адрес завода начали приходить письма с историями и фамилиями неуказанных бойцов. Скульптор был вынужден брать в руки молоток и зубило, чтоб отчеканить недостающие имена. Лишь через 50 лет после Победы все плиты оказались заполненными.
С правой стороны мемориала расположилась легкая четырехгранная стела. На одной ее стороне находился известная надпись «Никто не забыт – ничто не забыто». Завершает фигуру красная звезда — символ Советской Армии, боевой награды и СССР в целом.
Памятник труженикам тыла – рабочим Филиала «Свердловский», ОАО «ТГК-9», ПП «Красногорская ТЭЦ».
Автор идеи – директор Красногорской ТЭЦ С.А.Понкратов.
Великая Отечественная война внесла коррективы в сроки строительства Красногорской ТЭЦ: они были сокращены в три раза, а проектная мощность станции увеличена вдвое. Параллельно вводились новые котлы и турбогенераторы, мощность станции увеличилась с 50 до 275 кВт. Для полной загрузки генерирующих мощностей не хватало пара. Группа конструкторов-котельщиков проектно-конструкторского бюро разработала чертежи прямоточного котла, который через 135 дней был изготовлен на монтажной площадке и смонтирован. В довоенное время в заводских условиях такой котел изготовлялся более 4 лет.
В годы войны Красногорская ТЭЦ стала самой крупной на то время электростанцией на Урале, обеспечивая Уральский алюминиевый завод электроэнергией и паром. Красной Армии требовался крылатый металл, а УАЗ противостоял 20 алюминиевым заводам Европы, работавшим на рейх. 1 апреля 1945 г. Краногорская ТЭЦ и ее коллектив получили высшую награду – орден Ленина.
В послевоенные годы Красногорская ТЭЦ продолжала расширяться и модернизироваться. С 1966 года начались работы по модернизации оборудования и перевода котлов на сжигание природного газа.
Красногорская ТЭЦ – основной источник тепловой энергии для жителей города, тепловой энергии и пара высокого давления - для крупных промышленных предприятий – Уральского алюминиевого и Каменск-Уральского металлургического завода.
В мае 2010 года, в преддверии празднования Дня Победы, на площадке возле проходной Красногорской ТЭЦ установлена объемная композиция «За ратный и трудовой подвиг Красногорским энергетикам 1941-1945». Здесь на облицованном постаменте ― дивизионная противотанковая пушка «Д-44». На стене за постаментом даты ― «1941-1945 гг.» и текст: «За ратный и трудовой подвиг Красногорским энергетикам». Рядом ― увеличенное изображение Грамоты Президиума Верховного СССР о награждении Красногорской ТЭЦ орденом Ленина.
Памятник «Героям трудового фронта». Заводская площадь ОАО «УАЗ СУАЛ».
Уральский алюминиевый завод вошел в строй 5 сентября 1939 года. В этот день был получен первый уральский алюминий. Проектная мощность электролизного цеха составила 25 тысяч тонн. Новому промышленному производству предстояло расти планомерно и постепенно. Однако УАЗ проработал в мирных условиях всего один год и девять месяцев.
Великая Отечественная война ускорила рост нового алюминиевого гиганта. В августе 1941-го остановились Днепровский и Волховский алюминиевые заводы, затем Тихвинский глиноземный. Страна потеряла по производству глинозема и алюминия больше половины мощностей, а по силумину – все 100 %. Стала важнейшая стратегическая задача: заводы, оказавшиеся в районе боевых действий, срочно демонтировать, обеспечить их полную эвакуацию на восток, в Каменск-Уральский, и в кратчайшие сроки восстановить потерянные мощности.
На УАЗ прибыли: Днепропетровский завод им. Кирова, Тихвинский глиноземный завод, Волховский алюминиевый завод, Канакарский, Кандалакшский, Ереванский алюминиевые заводы. Первые эшелоны с людьми и оборудованием начали прибывать осенью 1941 года. На железнодорожной станции «УАЗ» и «10-ый км» в сутки поступало до 500 вагонов. Несколько тысяч человек круглосуточно рассортировывали, ремонтировали и устанавливали прибывшее оборудование. И хотя сюда срочно были переброшены рабочие и техника с 12 строек страны, людей не хватало. Зима 41-го года была самой холодной за столетие. Люди работали на морозе -30 -40 градусов под открытым небом.
Одновременно для жилья вновь прибывших строили бараки, землянки, приспосабливали чердаки и подвалы.
Тогда у предприятия обозначились два основных направления: расширять уже имеющиеся и вводить новые производства и увеличить отдачу с действующих и вновь введенных мощностей.
В годы войны УАЗ производил алюминий, кремний и один из самых востребованных сплавов алюминия и кремния – силумин, ничем не заменимый материал, из которого выполнялась большая часть деталей авиационных, танковых и автомобильных моторов. Новаторское применение алюминиевых сплавов УАЗа при производстве двигателей позволило создать знаменитый танк Т-34, который считался одним из лучших танков второй мировой войны.
В 1941 году боевой задачей номер один стала организация производства силумина, т.к. на складах госрезерва оставалось запасов силумина на 3,5 месяца. Уже в декабре 1941-го электротермических цех УАЗа выдал первые 109 тонн кремния, которые немедленно ушли на производство силумина.
Один за другим возводились и вступали в строй дополнительные электролизные корпуса: в декабре 1941 года уже три серии давали алюминий. В IV квартале 1941 года завод дал стране столько же стратегического металла, сколько давали его в мирное время вместе взятые алюминиевые заводы страны, а в следующем году выпуск алюминия составил 162,5% по отношению к предыдущему. Выплавка алюминия на УАЗе росла небывалыми темпами: более 31 тысячи тонн за 1941 год против 13 тысяч в 1940-м. В военные годы УАЗ продолжал увеличивать объемы производства, и в 1945-м довел их до 71,5 тысячи тонн. Вплоть до января 1943 года (пуска Новокузнецкого алюминиевого завода) УАЗ являлся в СССР единственным производителем крылатого металла. Однако и в 1944 году он давал 87 % общесоюзной плавки алюминия.
За период 1941-1945 гг. с УАЗа на фронт ушли 1658 человек. Их места частично заняли люди с эвакуированных предприятий, но в большей степени пополнение кадрами происходило за счет женщин, пришедших на смену отцам, мужьям, братьям; работников, присланных по трудовой мобилизации из республик Средней Азии, и подростков-выпускников школ ФЗО. Женщинам приходилось овладевать профессиями, до войны считавшимися «мужскими»: литейщика, анодчика, электролизника. Людям из республик Средней Азии также сложно было вникать в металлургическое производство. Свои трудности были и у выпускников ФЗО: глиноземный цех – большое химическое предприятие, а в смене на сложной аппаратуре цеха – мальчишки и девчонки 14-16 лет.
В первые годы военного времени УАЗ остался единственным в стране предприятием, выпускающим алюминий и его сплавы. Завод противостоял почти двум десяткам алюминиевых заводов континентальной Европы, работавшим на военную машину фашистской Германии.
Новые мощности значительно увеличили возможности завода, но нехватка глинозема сказывалась на выпуске конечной продукции, поэтому было принято решение внедрить комбинированный метод переработки уральских бокситов. За разработку и внедрение комбинированного метода переработки уральских бокситов группа заводских инженеров была удостоена в 1942 году Государственной премии СССР.
Расширившись по площадям в течение военных лет в 2,5 раза, УАЗ увеличил выпуск своей продукции почти в 6 раз. За годы войны УАЗ выпустил более 11 тыс. тонн кремния, почти 80 тыс. тонн силумина и 495 тыс. тонн глинозема. В те годы была своя «система измерений» - считалось так: 0,5 тонны силумина – это танковый мотор, 2,5 тонны алюминия – бомбардировщик. 108 тысяч самолетов и 95 тысяч танков было построено из алюминия, произведенного на УАЗе в годы войны.
В течение четырех военных лет 222 заводчане были удостоены государственных орденов и медалей. Ордена Ленина удостоены 9 человек, ордена Трудового Красного Знамени - 31, ордена Знак Почета - 75. За самоотверженный труд 36 заводчан награждены орденом Красной Звезды.
8 079 уральских алюминщиков награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
За успешное выполнение правительственного задания по снабжению алюминием и алюминиевыми сплавами авиационной и танковой промышленностей 23 февраля 1945 года Уральский алюминиевый завод удостоен высшей правительственной награды – ордена Ленина.
Благодаря выпущенному с завода металлу, боевая техника Красной Армии была своевременно обеспечена компактными и легкими двигателями, что оказалось не под силу лучшим конструкторам и промышленникам фашистской Германии.
Рожденный в суровые годы Великой Отечественной войны первенец алюминиевой промышленности, Уральский ордена Ленина алюминиевый завод стал предприятием, из которого впоследствии выросла мощная послевоенная промышленность страны.
При Уральском алюминиевом заводе, как и при многих заводах, имелся аэродром. Об истории его появления практически ничего не известно. Сохранились лишь отрывочные сведения. Предположительно в 1934¬-35 году полеты с него уже осуществлялись. Аэродром располагался в границах современных улиц Алюминиевая, Уральская, Каменская, Гагарина и представлял собой летное поле в виде сектора с естественным грунтовым покрытием. Здесь же располагался ангар для двухместного самолета У-2. Самолет был один. Но приземлялись тут и другие воздушные суда. Очень часто с вышестоящим начальством. Аэродром УАЗа действовал по 1940-41 год включительно, вероятно до того момента, пока не появился новый аэродром рядом с селом Травянским, призванный обеспечить нужды всех предприятий города. Туда, скорее всего, и перебазировалось воздушное судно. Но эта версия, за отсутствием фактов, документально не подтверждена.
Как дань уважения подвигу тружеников тыла, около центральной проходной завода был открыт памятник самолет-истребитель «ЯК». Он был открыт в честь эскадрильи «Уральский алюминщик», созданной в 1943 году на собранные заводчанами средства. Эта объемная композиция была открыта в преддверии 60-летия УАЗа и 60-летия Победы.
Автор идеи ― генеральный директор ОАО «УАЗ-СУАЛ» Б.И. Смоляницкий.
ОАО «Каменск - Уральский Металлургический Завод».
Строящийся завод №268 (КУМЗ) разместил эвакуированный из-под Москвы литейный и прокатный цеха Ступинского завода. 14 февраля 1942 года была сдана в эксплуатацию и дала первую электроплавку печь литейного цеха. 1 сентября 1943 года, под открытым небом, был пущен кузнечный цех; первой продукцией стали штамповки лопастей для фронтовых штурмовиков Ил-2. В ноябре задание по лопастям было выполнено, в декабре перекрыто на 3 процента. Затем свою работу начал прессовый цех. Основное производство – прокат и штамповка из алюминиевых сплавов, необходимых для обеспечения выпуска самолетов и авиационных моторов.
В 1944 году выпуск оборонной продукции по сравнению с 43-м годом вырос в 7 раз.
Завод полным ходом выдавал такую нужную фронту продукцию, а ведь он еще не был пущен в эксплуатацию. Только 5 мая 1944 года в газете «Правда» были опубликованы рапорт заводчан и строителей И. В. Сталину о пуске 1-ой очереди завода и ответное поздравление Сталина.
По итогам 1944 г. было выпущено и отгружено для оборонных предприятий 10,342 тыс. т слитков из алюминиевых сплавов, 152,862 тыс. лопастей (6,011 тыс. т), 3,904 тыс. т профилей и прутков.
Всего за годы войны КУМЗ выпустил 39,913 тыс. т слитков из алюминиевых сплавов, 221,823 тыс. лопастей (8,897 тыс. т), 9,197 тыс. т профилей и прутков, 393 т листов.
Сегодняшний КУМЗ - это мощный промышленный комплекс, выпускающий продукцию глубокой переработки из алюминия, алюминиевых и магниевых сплавов более 70 тыс. наименований. В мае 2020 г. завод отметил 76-летие - солидный срок, вместивший славную историю, и точка отсчета новых достижений.
При заводе № 268, как и при других заводах НКАП, имелось свое авиазвено. О истории его появления практически ничего не известно. Сохранились лишь отрывочные сведения. Аэродром того периода – взлетно-посадочная площадка и служебные сооружения, располагался непосредственно на территории завода. На аэродроме базировался самолет У-2. Самолет предназначался для полетов руководства и инженерно-технического персонала завода в Свердловск, Верхнюю Салду и другие города (где располагались предприятия-смежники завода № 268), связных полетов, перевозки небольших грузов и т.п.
Мемориальный комплекс в честь памяти жителей деревни Волкова, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.
Архитектор- Владимир Веснин.
Художник и скульптор- Валерий Кетриш.
Открыт - 23 сентября 2006 года.
Где находится: у храма Покрова Пресвятой Богородицы, ул. Февральской революции, 13.
При строительстве мемориального комплекса были использованы армированный бетон, гранит, камень-плитняк и бронза.
Центр памятника – скульптура солдата, которого достигла вражеская пуля. Боец подпоясан офицерской портупеей, тогда как носит погоны рядового. Он обут в ботинки с обмотками, которые практически исчезли к середине войны, но в гимнастерку, введенную в 1943 году. Подобные детали делают образ бойца реалистичным. Так, например, отразился тот факт, что солдатский состав не всегда хорошо снабжали.
В руках у солдата – винтовка Мосина с примкнутым игольчатым штыком. Это распространенное оружие Красной армии времен Великой Отечественной войны.
Скульптура солдата полая внутри.
Фигура стоит на бетонном основании, облицованном гранитом и бронзой. В правой части постамента есть место для памятного огня – его зажигают в дни военных праздников.
Особе внимание авторы памятника уделили бронзовым звездам. Они имеют несколько значений, самые очевидные: внешняя часть боевых наград (например, ордена Отечественной Войны, Суворова, Александра Невского), символ СССР и Красной армии.
В правом верхнем углу памятника – групповой барельеф солдатских лиц. Все мужчины разного возраста. На лицах разные эмоции: от страха первой атаки до яростного боевого оскала. Все воины изображены в хвосте падающей звезды. Они продолжают наступать, но их уже нет на этом свете.
Ранее на месте мемориала высился четырехгранный обелиск со звездой на вершине. Плита с фамилиями павших односельчан стояла левее. Долгое время перечень имен был неполным.
Мемориал погибшим жителям Волково стоит рядом с другим военным памятником – храмом Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь построена в 1914-1916 годы в честь солдат и офицеров Первой мировой войны.
На сегодняшний момент на стене памяти с левой стороны мемориала отлито 145 фамилий погибших жителей деревни Волково.
Мемориал погибшим жителям деревни Монастырка.
Архитектор и художник - Ральф Орлов.
Открыт 9 мая 2015 года.
Где находится: деревня Монастырка, ул. Комиссаров, напротив дома № 48.
Нынешний памятник в деревне Монастырка – второй по счету. Первый мемориал погибшим односельчанам был открыт в 1965 году. Он представлял собой бетонный обелиск на квадратном одноступенчатом бетонном же основании. Его остроконечную вершину венчала металлическая красная звезда. В двух метрах от памятника на четырех металлических столбах была установлена плита со списком павших в боях Великой Отечественной войны жителей деревни.
Каркас монумента сделан из металла, облицовка – пластик серого цвета.
Силуэт памятника напоминает знамя: развивающееся полотнище прикреплено к древку с навершием - звездой, двумя шнурами и орденской лентой.
«Полотно» знамени оформлено в виде кирпичной стены. Это символизирует твердость солдат и русского народа в целом, а также показывает нерушимость государственных границ.
Стену пересекает надпись «Слава павшим воинам деревни Монастырка». Она сделана по аналогии с надписью на знамени Победы. В левой верхней части «полотнища», где у флагов СССР располагался серп и молот – цифры с датами войны «1941-1945».
Пятиконечная звезда – символ Советского Союза и Красной армии - является самой высокой точкой мемориала. Динамика элементов памятника будто показывает – звезда движется ввысь. Это по-своему символично: в 1941 году СССР не был готов к войне, однако, выстоял и смог дать отпор врагу.
В центре памятника – чугунный рельеф с портретом солдата. Черты его лица твердые – мужчина показывает, что готов защищать Родину. Голова бойца повернута влево– на запад, откуда вероломно напали фашисты. То, что солдат изображен один показывает единение всех войск под одной идеей - борьбе с врагом.
На голове солдата каска СШ-40, на плечах плащ- палатка. В кулаке он крепко сжимает цевье винтовки.
Памятник построен на народные деньги.
В годы войны из Монастырки ушли на фронт 366 человек. Домой вернулось 153. Имена погибших жителей Монастырки расположены на 12чугунных плитах.
В мартирологе прежнего памятника-обелиска было 167 фамилий. К моменту открытия нового мемориала список пополнился до 220 имен. Их установили активисты села Нина Федосеева, Светлана Захарова, Тамара Пачкова, Людмила Хабибуллина не без помощи председателя отделения поисковиков «Возвращение» Алексея Кузнецова.
Маршрут Победы до мемориала погибшим жителям деревни Монастырка.
Рекомендован для велосипедной, автомобильной и мотопрогулки.5 км
Маршрут Победы до мемориального комплекса в честь памяти жителей деревни Волкова, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.
Рекомендаван для пешей, велосипедной, автомобильной и мотопрогулки. 9 км