Максимальное расчетное время экскурсии - 1 ч 10 мин.
Маршрут стартует из Лаборатории бега Runlab и проходит по Новинскому бульвару, Поварской улице, Хлебному и Ножовому переулкам, а затем разветвляется: короткий маршрут на пути к Арбатской площади пройдет по Столовому, Медвежьему, Скатертному и Мерзляковскому переулкам, по длинному маршруту - через Вознесенский проезд, Спиридоновку, Большую Бронную улицу, Богословский переулок, Шведский тупик, Елисеевский и Брюсов переулки, Большую Никитскую улицу, Малый и Нижний Кисловские переулки. От памятника Гоголю на Гоголевском бульваре маршруты пройдут параллельно по Малому Афанасьевскому и Филипповскому переулкам, а затем - снова разойдутся у дома 7 по переулку Сивцев Вражек. Короткий маршрут дальше пойдет по Сивцеву Вражку, длинный охватит также Нащокинский, Гагаринский, Хрущевский переулки, Пречистенку, Пречистенский, Большой Лёвшинский, Денежный, Глазовский, Плотников, Гагаринский и Малый Власьевский переулки и снова вернется на Сивцев Вражек. Последний совпадающий участок двух маршрутов - мимо Дома Мельникова (можно забежать во двор) по Калошину, Кривоарбатскому и Плотникову переулку, затем короткий маршрут пройдет через Сивцев Вражек, Денежный, Троилинский, Карманицкий, Спасопесковский переулки, через Композиторскую улицу и арку в Доме-книжке, и по Новому Арбату вернется к точке старта. Длинный маршрут пройдет через Арбат, Большой Николопесковский переулок, пересечет Новый Арбат, пройдет через Большую Молчановку, Малую Молчановку, Большой Ржевский переулок, Борисоглебский переулок, Большую Молчановку и Новый Арбат.
Музей-мастерская театрального художника Давида Боровского
В доме 3 по Большому Афанасьевскому переулку расположен филиал Государственного центрального театрального музея имени А.А.Бахрушина - мемориальная мастерская театрального художника Давида Боровского. Мемориальная часть экспозиции сохранилась в том виде, в котором ее в последний раз в 2006 голу увидел мастер. Сегодня Мастерская является своеобразной меккой для студентов-сценографов, здесь проводят свои мастер-классы ведущие театральные художники и режиссеры, которые лично работали с Давидом Боровским.
Музей-квартира Мироновых - Менкаера
В дом 7 по Малому Власьевскому переулку родители Андрея Миронова Мария Миронова и Александр Менакер переехали в 1971 году, и прожили в ней до самой смерти Марии Владимировны . Сегодня в музе - филиале Государственного центрального театрального музея имени Бахрушина - сохранилось практически все убранство квартиры, а также представлены сценические костюмы Андрея Миронова из фильмов и спектаклей.
Дом Герцена
Ампирный особняк с мезонином был построен в 1820-х гг. генералом Сергеем Тучковым, за что дом в последствии получил прозвище "Тучковский дом". К 1839 году особняк переходит в собственность Александра Герцена, который дивет в нем с 1843 по 1847 год. В гостях в этом доме бывали Иван Тургенев, Николай Некрасов, Михаил Щепкин, Виссарион Белинский и многие другие именитые соотечественники писателя. Из этого дома периодически устраивают экскурсии по соседним улицам - маршруты объединяют разные филиалы Государственного литературного музея.
Конструктивистский ансамбль на Сивцевом Вражке
Переулок Сивцев Вражек получил свое название по ранее располагавшемуся здесь оврагу, на дне которого протекала небольшая река Сивец (названа по сивому цвету воды). В 1930-е гг. по нечетной стороне улицы был возведен ансамбль конструктивистских зданий, ныне отнесенных к объектам культурного наследия.
Пречистенский переулок
Изначально переулок назывался Мертвым. По одной версии - по фамилии проживавшей здесь домовладелицы, по другим - из-за высокой смертности. В тоже время в те годы мертвыми было принято называть переулки, которые временно по каким-то причинам становились тупиковыми. В доме 5А в 40-50-е гг. располагалась мастерская советского скульптора Веры Мухиной (сегодня около здания установлен памятник скульптору). Основу застройки улицы составляют доходные дома и особняки постройки 1900-1910-х гг. Часть из них сегодня занимают посольства, часть - учебные заведения.
Представительства регионов при Правительстве РФ
Обратите внимание на окрестные богатые особняки: в них расположены представительства Тамбовской и Калужской областей при Правительстве РФ
Видовая точка - Театр Маяковского
Московская консерватория
История еще одного музыкального вуза на нашем маршруте - Московской государственной консерватории началась в 1860 году, когда известный музыкант и дирижер Николай Рубинштейн организовал в Москве музыкальные классы Императорского русского музыкального общества.
В 1866 году консерватория начала свою полноценную работу. Через 11 лет вузу был передан дом князя М.С.Воронцова на Никитской улице, который к 1901 году был полность перестроен под нужды консерватории. С этого момента здесь работает Большой зал, в котором регулярно проходят концерты органной и классической музыки. Кстати, напротив консерватории расположен Храм Вознесения Господня (памятник архитектуры 17 века) - то самое "Малое Вознесение", о котором мы сегодня уже говорили.
Англиканская церковь
Единственная англиканская церковь в Москве, богослужения в которой проходят исключительно на английском языке. В здании работают несколько общественных организаций, в том числе Общество анонимных алкоголиков. Церковь была построена в готическом стиле для обсулживания англиканской общины в 1882-1884 годах. В 1917 году большевики установили на крыше церкви пулемет, и с его помощью пытались остановить продвижение войск Временного правительства к Моссовету. С 1960 года в здании с хорошей акустикой разместилось московское представительство фирмы грамзаписи "Мелодия", именно здесь свои шлягеры записывали самые известные советские музыканты.
Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке
Храм был построен в стиле барокко в 1629-1634 годах (колокольня перестроена в 1897 году). Один из немногих московских храмов, который не закрывали в советские годы: об этом просили артисты, которые жили в соседних домах по Брюсову переулку.
Богословский переулок (место для фото)
Храм Иоанна Богослова был построен в одноименном переулке в 1625 году, но в нынешнем виде - с каменными стенами и колокольней существует с 1842 года. В 30-е годы по предложению администрации соседнего Камерного театра, однако архитектор Дмитрий Сухов, занимавшийся в то время реконструкцией башен Кремля, сумел отстоять здание. В дальнейшем церковь была передана театру: сначала здесь находилось его общежитие, а затем один из декорационных цехов. В то время было утеряно практически все внутреннее убранство здания. После длительной реставрации в 1970-1990-х гг. храм был передан церкви.
Синагога на Большой Бронной
1883, арх. Д.Н.Чичагов
Памятник Александру Блоку
На втором этаже дома 6 по улице Спиридоновка в 1903-1904 годах жил поэт Александр Блок. Памятник поэту сегодня установлен в соседнем сквере. В соседнем здании (высотка 60-х гг.) жили Олег Анофриев, Евгений Моргунов и Анатолий Папанов.
Поварская улица
Улица названа в XVI-XVII вв. по дворцовой Поварской слободе, где жили повара и другой обслуживающий персонал царской кухни. По аналогичному принципу получили свои названия и все прилегающие переулки - Хлебный, Ножовый, Скатертный, Столовый и Чашников. В 18 веке на улице расположены усадьбы крупнейших дворянских семей: Шереметевых, Долгоруковых, Гагариных, зждесь живут Михаил Лермонтов, Денис Давыдов, родители Пушкина. Со временем Поварская превратилась из вылетной магистрали в тихую улицу районного значения. До середины 30-х годов и прокладки Калининского проспекта улица заканчивалась на Арбатской площади, но позднее самое начало улицы вместе со старыми переулками было снесено, и Поварская стала небольшой районной улицей в тени Нового Арбата.
Театральный институт им. Б.Щукина
К моменту встречи в декабре 1913 года со студентами московских вузов, образовавшими любительский театральный кружок («Студенческую студию»), Евгений Багратионович Вахтангов (1883—1922) был сотрудником МХТ, студийцем Первой студии МХТ и им уже было написано знаменитое: «Хочу образовать студию, где бы мы учились. Принцип — всего добиваться самим. Руководитель — всё. Проверить систему Станиславского на самих себе. Принять или отвергнуть её. Исправить, дополнить, или убрать ложь». Принимая приглашение любителей, главную свою задачу он видел в распространении системы Станиславского, оставляя за собой право на собственный поиск. Студенты мечтали освоить азы системы сразу в процессе постановки спектакля. И уже 26 марта 1914 года в помещении Охотничьего клуба состоялся спектакль «Усадьба Ланиных» по пьесе Б. К. Зайцева. После громкого провала Е. Б. Вахтангов, считавший, что артиста нужно не столько учить, сколько воспитывать, предложил начать изучение системы Станиславского постепенно. 23 октября 1914 года состоялось первое занятие (лекция) Е.Б.Вахтангова в студии. Этот день и считается днём рождения института. Театральный институт и сегодня остается основной кузницей кадров для Вахтанговского театра.
Дома-книжки
Расположенные по левой стороне Нового Арбата 26-этажные "дома-книжки" были построены в составе единого ансамбля проспекта Калинина в 1960-х гг. Четыре здания соединены общим двухэтажным стилобатом, в котором располагаются административные помещения и торговые площади. Архитекторами было предложено удачное решение проблемы разгрузки товаров и продуктов в расположенные здесь магазины. По всей длине застройки сооружен тоннель длиной 1 км и шириной 9 м с въездами с торцов и со стороны двух арбатских переулков, что не нарушало привычную жизнь населения района и создавало удобство для работников торгового центра. Если вы обратите внимание на комплексное решение улицы, то обратите внимание на более старые постройки, которые периодически выходят из-за единого ансамбля строений на передний план. Это связано с тем, что первоначальный проект реконструкции Нового Арбата так и не был реализован, однако многие архитекторы подмечают удачность этой ситуации: безликие, как будто бы нежилые здания на этом участке улицы гармонично разбавлены более уютными старыми постройками.
Гостевой дом Посольства США
Особняк, в котором сегодня расположен Гостевой дом Посольства США, был построен в 1913-1915 годах в неоклассическом стиле для крупнейшего предпринимателя того времени Николая Второва. С 1918 по 1933 год особняк используется для целей Наркомата иностранных дел, а с 1933 года передан посольству США в Москве. В эти же годы со стороны главного входа в сад к особняку был пристроен большой зал для приемов и танцев. Именно здесь на одном из первых музыкальных вечеров своей оперой «Любовь к трём апельсинам» дирижировал Сергей Прокофьев, неоднократно выступали всемирно известные музыканты и певцы, выставлялись работы выдающихся американских художников.
Здание МИД
Здание Министерства иностранных дел, как и остальные сталинские высотки, было заложено 7 сентября 1947 года. Фактически строительство началось в 1948-м по проекту архитекторов Гельфрейха и Минкуса, и конструкторов Гомберга и Лимановского. Строительство было завершено в 1953 году. Согласно изначальному проекту эта высотка должна была заканчивать прямоугольной площадкой, без шпиля и излишне тяжелых конструкций. Однако по личному указанию Сталина. Облегчённая вершина сооружения не выдержала бы каменную надстройку, поэтому решили установить декоративный, смонтированный из окрашенных охрой стальных листов, итоговый вес шпиля составил 350 т, высота — 56 м. Его хрупкость стала причиной того, что здание МИДа является единственной сталинской высоткой, не увенчанной пятиконечной звездой. Существует легенда, согласно которой архитектор Минкус после смерти Сталина написал письмо Никите Хрущеву с просьбой демонтировать шпиль, но получил отказ с комментарием: «Пусть шпиль останется памятником глупости Сталина». Здесь и таится ответ на волнующий многих вопрос: "Почему ярусы башни выполнены в разных оттенках серого цвета?" Порядком изношенная конструкция в 2015-2018 гг. была отреставрирована с применением тех же материалов, что и были использованы при строительстве, однако копоть и пыль, накопившуюся за годы эксплуатации на нижних ярусах здания так никто и не смыл.
Дом Мельникова
Одноквартирный жилой дом, всемирно известный памятник архитектуры советского авангарда в архитектуре. Был построен в 1927—1929 годах в Кривоарбатском переулке по проекту выдающегося советского архитектора Константина Мельникова для себя и своей семьи. Дом-мастерская является вершиной творчества К. С. Мельникова и отличается новаторскими конструктивными особенностями, оригинальным художественным образом и объёмно-пространственной композицией, продуманной функциональной планировкой. Одноквартирный жилой особняк в центре Москвы — уникальный для советского времени пример такого рода постройки.
В настоящее время здание передано в ведение государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева и в нём расположен Музей Мельниковых.
Памятник Гоголю - 2
Известно, что И. В. Сталин недолюбливал «скорбного» Гоголя, мимо которого ему регулярно приходилось проезжать на пути из Кремля на Кунцевскую дачу. Безусловно, без его одобрения не могли ни убрать прежний памятник, ни установить новый. К конкурсам на новый памятник вернулись в конце 1940-х — начале 1950-х годов с целью его установить к столетию со дня смерти Н. В. Гоголя; эту дату планировалось широко отметить в 1952 году. 2 марта 1952 года состоялось торжественное открытие нового памятника. Образ писателя был представлен в новой интерпретации: полным сил, стоящим во весь рост на высоком постаменте, улыбающимся и излучающим оптимизм. В официальной прессе публиковались исключительно положительные отзывы, но в среде московской интеллигенции возобладало негативное отношение к новому, «весёлому» Гоголю.
Дом Гоголя. Памятник Гоголю - 1
С 1832 года Гоголь регулярно приезжает в Москву, где останавливается у своих друзей - историка Михаила Погодина и критика Сергея Шевырёва. После ссоры с Погодиным в 1848 году он принимает предложение графа Александра Толстого и арендует здесь две комнаты, где живет до самой смерти в 1852 году. В этой усадьбе писатель работает над вторым томом "Мертвых душ", рукописи которого сжигает в здешнем камине за несколько дней до смерти. Сегодня в здании усадьбы работает единственный в России музей, посвященный творчеству писателя. Основу экспозиции составляют предметы того времени, большая часть из которых была подарена друзьями писателя, однако непосредственного отношения к Гоголю они не имеют. Во дворе усадьбы в 1959 году был установлен памятник писателю авторства скульптора Николая Андреева и архитектора Федора Шехтеля. Он был создан в 1909 году к 100-летию со дня рождения Гоголя и ранее располагался на другом конце Арбатской площади, в начале Гоголевского бульвара, где впоследствии появился еще один Гоголь, в честь столетия со дня смерти писателя.
Памятник Защитникам Москвы
На углу Большой Никитской улицы и Ножового переулка установлена скульпутраня композиция Дмитрия Митлянского "Реквием. 1941 год. Моим одноклассникам, погибшим на войне". Так скульптор почтил память своих соучеников по расположенной в этом здании школе № 110.
Академия музыки имени Гнесиных
В квартале между Поварской улицей, Хлебным и Малым Ржевским переулками расположено одно из крупнейших в России высших учебных заведений в области музыкального искусства - Российская академия музыки имени Гнесиных. Отсчет истории академии ведется с 1895 года, когда сестры Евгения, Мария и Елена Гнесины основали частную музыкальную школу. Современное здание академии, построенное в 1930-40е гг. стало первым зданием в Москве, возведенным специально для вуза. Сегодня академия является единственным в России учебным заведением, осуществляющим подготовку специалистов во всех сферах музыкального искусства.
Храм Большое Вознесение
Современное здание храма, в народе именуемого Большим Вознесением (Малое Вознесение расположено в самом начале Большой Никитской улицы, напротив консерватории), было построено на участке, принадлежавшем в конце 18 века князю Григорию Потемкину. По его желанию и завещанию на этом месте должен быть построен кафедральный собор Преображенского полка. Церковь по проекту Матвея Казакова была заложена в 1798 году и к пожару 1812 года была почти достроена, однако серьезно пострадала и была завершена к 1816 году. В 1831 году здесь проходило венчание Александра Пушкина и Натальи Гончаровой. Колокольня храма появилась лишь в 1848 году, но в 30-е гг. была снесена. Современная башня колокольни (2002-2004) появилась лишь после того, как в 90-е гг. во время раскопок обнаружили фундамент старой постройки,
Музей-квартира М.Горького
Здание на углу Спиридоновки и Малой Никитской - городская усадьба предпринимателя Степана Рябушинского. Она построена в стиле модерн по проекту известного архитектора Федора Шехтеля в 1900-1903 году. Чтобы сделать здание более воздушным, архитектор выдвинул на красную улицу только крыльцо, а основной объем скрыл за изящным садом. После национализации усадьбы в 1917 году здесь располагались Госиздат, затем штаб-квартира Русского психоаналитического общества, а затем специализированный детский сад "Международная солидарность", в котором воспитывали "новых социалистических личностей, свободных от классовых и гендерных предрассудков". В 1932 году здесь разместили вернувшуюся из Италии семью Максима Горького. Он называл свое переселение в особняк "нелепым", т.к. считал, что его "поселение во дворце или храме произведет справедливо отвратительное впечатление на людей, которые, адски работая, обитают в сараях". В 1942 году служебные постройки усадьбы были преобразованы в квартиры, оджну из них до конца своей жизни занимал писатель Алексей Николаевич Толстой. После смерти писателей в обоих домах открылись мемориальные музеи.
Литературный музей имени А.М.Горького
Главный дом усадьбы был построен в стиле ампир в 1820-1823 годах по проекту архитектора Жилярди по заказу директора императорских театров, коннозаводчика князя Сергея Гагарина. Еще до того, как усадьба была достроена, Гагарин по причине денежных затруднений продал ее, и в следующие 40 лет здесь располагалось Московское конезаводство, проводились выставки по продаже лошадей. Долгое время здесь располагались различные учебные заведения, а с 1934 года здесь расположен Литературный институт имени Максима Горького. В 1956 году перед усадьбой установлен памятник Горькому авторства Веры Мухиной.
Памятник Сергею Михалкову
Это - папа,
Это - я,
Это - улица моя...
Кажется, эти строки из стихотворения Сергея Михалкова известны многим. Прославился Сергей Михалков не только этим: за его плечами - эпитафия на Могиле неизвестного солдата ("Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен"), две версии текста Государственного гимна нашей страны и многолетний опыт председательства в Союзе писателей. Но в нашей памяти он все-таки останется детским писателем. Сегодня около дома 35/28 по Поварской улице, в котором до 2009 года жил поэт и писатель установлен памятник, а соседнее здание бывшего Театра киноактера сегодня занимает Центр театра и кино под руководством его сына Никиты.