Маршрут навигатора «PRO - город» - «О доблестях, о подвигах, о славе…»
Одна из главных причин появления города металлургов на карте страны - богатейшие запасы железной руды горы Магнитной. Естественно, рядом с промышленным объектом должны были появиться и жилые дома. Так рождался будущий город-Магнитогорск. Значительна роль города в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов: броня каждого второго танка, каждый третий снаряд были сделаны из магнитогорской стали, выплавленной на комбинате, сырье для которой брали с горы Магнитной.
Мы расскажем вам о доблестях, о подвигах, о славе родного города запечатленной в памятниках и стихах земляков.
«Есть города большие, как не быть,
Одетые в булыжную кондовость.
Есть города, их можно позабыть,
Хотя большую представляют новость.
Но есть такие в мире города,
Что врезаны твоей судьбою в сердце.
От них ты не уедешь никуда,
В какой бы дальний поезд не уселся». Александр Павлов
Площадь Носова – имя площади было присвоено 28 ноября 2001 года Постановлением Городского Собрания депутатов в целях увековечения памяти Носова Григория Ивановича, бывшего директора Магнитогорского металлургического комбината, дважды лауреата Государственной премии СССР, награжденного орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, внесшего весомый вклад в развитие комбината и города в военные и послевоенные годы (1940 - 1951 г.г.). За годы существования площадь несколько раз меняла названия: Предмостная, Октябрьская, Орджоникидзе, Металлургов. От площади Носова идет развилка трех улиц – Октябрьской, Строителей и проспекта Металлургов.
6
Центральный переход
В 1935 году, началось строительство моста, ныне называемого Центральным переходом. Но, поначалу, до возведения самого моста было еще далеко: строить мост протяженностью два километра было не оправдано. Самым оптимальным решением было строительство дамбы с обоих берегов Урала, соединенных между собой мостом. В этом решении длина подводящих дамб была в 10 раз длиннее самого моста. Возможно отсюда и укоренившееся название «переход», а не «мост». Деревянный мост был построен незадолго перед войной и просуществовал до 1946 года.
«Есть в городе моём, как море водоём.
Его прудом все попросту зовут.
А через пруд ведет,
Центральный переход – к заводу трудовой маршрут».
В. Рябчич, В. Юферев
Новый мост Магнитогорска должен был не только обеспечить беспрепятственное движение автотранспорта, но и движение трамваев. А прокладка трамвайной линии требовала существенного увеличения первоначальных габаритов. В начале 1949 года по мосту пробежал первый трамвай.
«Урал – река и два материка-
Немалая для города площадка.
Он тут обосновался на века:
Дворцов и зданий так прекрасна кладка!
Хранит ладоней теплоту гранит.
Бетонные незыблемы опоры.
Европу он и Азию роднит,
Соединив их вольные просторы!»
Л. Татьяничева
1
Памятник «Металлург»
Создавалась скульптура в 1958 году для экспонирования на Брюссельской выставке (вместе с другой скульптурой «Колхозница»). Впоследствии памятник побывал не только в Брюсселе, но и в Вене и в Нью-Йорке.
В 1967 году «Рабочего» отдали Комбинату, позднее (в 1970 году) градообразующее предприятие передало скульптурную композицию городу, тогда же её установили на Привокзальной площади, и памятник получил своё современное название.
….как символ доблести рабочей
Стоит он на виду у всех.
Он бессмертен.
Вечность – его век.
Строит новый мир
Его Величество-
Рабочий человек!
Рабочий! Слово-то какое!
Сто раз готов я повторить.
Мне по душе оно – и очень.
Я это сердцем говорю.
Друзья! За то, что я рабочий
Судьбу мою, благодарю». Пеньо Пеньев
И теперь «как символ доблести рабочей» стоит на Привокзальной площади памятник «Металлург», установленный в мае 1970 года в честь выпуска 200-млн тонны стали. Его авторы: заслуженный скульптор России Алексей Евгеньевич Зеленский и заслуженный архитектор России Вилий Николаевич Богун. Высота фигуры – 5 метров, с постаментом – 10,5 м
7
Памятный знак «Двести миллионов стали»
Двести миллионов стали –
Не пудов, товарищи, а тонн!
Можно обогнуть Вселенной дали
Радугой стальной со всех сторон.
Восхищаюсь этим ее весом
Человеческой энергией труда
Можно до Луны воздвигнуть рельсы,
Протянуть до солнца провода.
Это не гипербола, а правда;
Это наши люди, наш металл.
М. Люгарин
Сделан по эскизу магнитогорского художника Е.И. Троицкого. Из чугуна отлиты сценки на металлургические мотивы.
На стороне, обращенной к Уралу, стихи Владилена Ивановича Машковцева. Эти слова оказались пророческими, в 2015 году городу Магнитогорску было присвоено звание «Город трудовой доблести и славы».
«Будем вечно помнить все, что было,
Как мы шли от первого костра.
Как Россию грудью защитила
В грозный час Магнитная гора.
Будет вечно все, что мы построим,
Будет вечен и прекрасен труд,
И потомки городом героем,
Город наш рабочий назовут».
8
Монумент «Тыл — фронту».
«Если б можно ударить
ладонью в ладонь.
по – мужски сжать в объятьях
товарищей плечи!
Только нет их в живых.
светит Вечный огонь
Светлой памяти им,
уносящимся в вечность»
А. Начинкин.
Монумент "Тыл-фронту" представляет из себя бронзовую двухфигурную композицию, общая высота монумента почти 16,5 метров. Изготовлен он из бронзы и весит 83 тонны. Меч изготовлен из металла юбилейной 500-миллионной тонны руды, добытой на горе Магнитной. На берегу реки для установки монумента был возведен искусственный холм, высота которого составила 18 метров (основание холма специально было укреплено железобетонными сваями, для того чтобы оно смогло выдержать вес установленного монумента и не обвалилось со временем). Рабочий ориентирован на восток, на ММК, а воин - на запад, где находился враг в годы войны.
Уникальным триптихом в скульптуре стала серия монументов с Мечом Победы в разных городах. Меч — аллегорический символ победы над врагом — был выкован на Урале, поднят на Волге и победно опущен в Германии. Такова идея композиции, воплотившаяся в знаменитых скульптурах: «Тыл — фронту» в Магнитогорске, «Родина-мать зовет!» в Волгограде и «Воин-освободитель» в Германии. «Тыл — фронту» — первый монумент серии, состоящий из двух фигур — рабочего и воина.
4
«Первым комсомольцам-строителям Магнитки»
С веточкой черемухи в прическе,
В гимнастерке, в портупее жесткой
Юность шла в походы и в разведки.
Крутизною первой пятилетки.
Котлованы на морозе роя.
Строила цеха Магнитостроя.
Ей порой недоставало хлеба,
Трескались от холода ладони….
Но зато лишь утреннее небо
Было синих глаз ее бездонней.
Мы росли, любили и дружили
По ее суровому уставу.
Лучшее, что в жизни мы свершили,
Юные наследуют по праву.
Л. Татьяничева
Памятник - двухфигурная композиция юноши и девушки. Постамент сложен из огнеупорного магнезита, что связывает по смыслу композицию с Магнитогорском. В верхней части постамента по периметру идет мраморный пояс, по которому надпись: «Первым комсомольцам - строителям Магнитки от комсомольцев 60-х годов». На боковых гранях обозначена дата установки - «май,1966».
Высота скульптуры, выполненной из кованого алюминия, составляет 3 метра, общая высота памятника - 6,5 метра. Авторы: скульптор Зайков В.С., архитектор Коваленко Н.Н. 28 октября 1958 года, в канун 40-летия комсомола, состоялась закладка памятной плиты со словами: «Здесь будет сооружен монумент комсомольцам – строителям Магнитки». И в мае 1966 г. был установлен памятник на средства, заработанные комсомольцами Магнитки на субботнике.
3
«Палатка первых строителей Магнитогорска»
9 мая 1966 года на слете первостроителей Магнитогорска, в торжественной обстановке, был открыт памятник «Первая палатка». Из-за недостатка жилья первостроителям Магнитки в 30-е годы приходилось жить в палатках.
«В память тех, кто строил Урал,
Мы палатку поставили на пьедестал.
Там, выплеснув ярость, гремит динамит.
Палатка, как парус, сквозь время летит».
В.Машковцев
Композиция стилизованной палатки выполнена из монолитного железобетона. Высота 3,4 м, размер в плане – 10х12м, общая высота 6м. На постаменте отлиты в бетоне слова Б.А. Ручьева:
«Мы жили в палатке с зеленым оконцем,
Промытой дождями, просушенной солнцем,
Да жгли у дверей золотые костры
На рыжих каменьях Магнитной горы».
Скульптурная деталь «рука», на которой лежит кусок железной руды, отлита из чугуна.
Архитектурно-скульптурная композиция включена в парковую зону с выходом на заводской пруд и ориентирована на площадь Свердлова. Авторы — скульптор Л. Н. Головницкий, архитектор Е. В. Александров.
2
Паровоз «ЗУ684-58»
Не гремит колесами, не дымит до звезд.
Дремлет под березами старый паровоз.
Стал на пьедестале над сухой травой
Хмурый и усталый, как мастеровой.
Замерли в тревоге красные глаза:
Нет вперед дороги, нет пути назад.
От того и хмурится, что навек прирос
На Вокзальной улице старый паровоз.
А. Турусова
Был построен на Коломенском заводе в 1929 году. 30 июня 1929 года машинист А.С. Семенов привел паровоз со станции Троицк с первыми строителями к подножью горы Магнитной. Много лет спустя именно этот день стали считать днем рождения города. В связи с празднованием 50-летия основания Магнитогорска было принято решение найти и установить этот паровоз на вечную стоянку на ст. Магнитогорск. Так в 1979 году паровоз стал памятником истории. Установлен он на низком постаменте из бетона. На левом борту у входа в паровозную будку укреплена мемориальная доска с текстом: «30 июня 1929 года этим паровозом в числе первых был приведен поезд на ст. Магнитогорск». Открыт памятник в июне 1979 года. Автор архитектурного решения - магнитогорский архитектор Пономарев В.С.
1 маршрут навигатора «PRO - город» - «О доблестях, о подвигах, о славе…» 6 км