Для создания своих работ воронежский художник Ян Посадский глубоко погружается в историю места. В поисках радиостанции РВ-5 им. Свердлова у озера Шарташ, откуда сводки Совинформбюро передавались на всю страну, Ян соотнес идею своего проекта с бетонной триангуляционной вышкой в парке. Для создания арт-объекта башню покрыли черной краской и наклеили около 7000 кружков из световозвращающей пленки. «Рисунок на вышке силуэтно напоминает колебания электромагнитных волн, бесшовно завихренные вокруг башни. Свет, отражающийся от башни — также электромагнитное излучение, только воспринимаемое человеческим глазом», — прокомментрировал свою работу Ян. Фото: https://yadi.sk/d/RvbMWJMXYolbGQ?w=1
No title
Впервые на фестивале STENOGRAFFIA XI культовый французский художник OX создал работу дистанционно: по его эскизу в городском контексте был размещен плакат, будто проходящий через шредер. Этот арт-объект делает акцент на смелом формальном приеме, который использует художник. OX управляет вниманием прохожего и заставляет его сконцентрироваться на билборде, коммерческое наполнение которого обезличено и подменено концептуальным обозначением с помощью слова «реклама». А офисное устройство для измельчения бумаги перенесено в пространство города и тем самым взламывает жанр рекламного щита.
Фото: https://yadi.sk/d/z-Rj5OKm45cd6Q?w=1
Натюрморт с чайником и лимоном
Юлия Антонова, талантливая художница и преподавательница в художественной школе, еще ни разу до своего участия в STENOGRAFFIA не рисовала на улице. В рамках фестиваля 2020 года она решила создать академическую живопись в формате улицы, тем самым взломав привычный паттерн восприятия стрит-арта. «Мы классику превратили в жизнь. Наверное, очень неожиданно встретить на улице подобные работы», – говорит Юлия о своем арт-объекте, полюбившемся горожанам еще до его завершения.
Фото: https://yadi.sk/d/f8XT87ctp8-WDw?w=1
Относительность
«Относительность» — это первый масштабный арт-объект для Натальи Денисовой и первый автопортрет на фестивале STENOGRAFFIA! Работа посвящена поиску самой себя и пронизана символизмом. В центре композиции размещена фигура художницы, на заднем фоне работы ходят люди без лиц, разбросаны смятые фотографии, а за головой девушки виднеется огромный раскрытый гранат — символ сердца для Наташи. Второй гранат, закрытый, девушка держит в руке, и вместе разные состояния граната символизируют двоякость. Название работы «Относительность» и человечки на фоне отсылают к известной литографии Эшера, голландского автора. Наталья поясняет: «Мне хотелось, чтобы зритель почувствовал себя на лестнице Эшера. Я изобразила человечков, которые не могут быть вместе, потому что для одного это пол, а для другого потолок. Это так досадно, но это часть нашей жизни». Фото: https://yadi.sk/d/_B7A2IZOLUB9tA?w=1
Гордый фонарь
Для создания арт-объекта «Гордый фонарь» художники команды SPEKTR вместе с сотрудниками МБУ «Горсвет» выпрямили конструкцию одного из фонарей в сквере у ККТ «Космос». Главная мысль работы написана на табличке, установленной рядом с ней: «Ровно столько, сколько существует человечество, находятся те, кто бросает вызов своему времени. Говорят своё «Да» против миллионов «Нет». Доказывают, что земля круглая, а все люди на ней равны. И когда человечество сталкивается с общей бедой, они не сгибаются под тяжестью обстоятельств». Реализация проекта стала возможна при поддержке банка для предпринимателей и предприятий «Точка». Фото: https://yadi.sk/d/N_VWTkIqltQxlQ?w=1
Уральская вышивка
Изучение культурного и индустриального наследия Урала — это одна из главных тем, которую Анастасия Пищугина развивает в своей художественной практике. Взяв за основу каталоги с орнаментами Уральского региона, Анастасия адаптировала традиционные узоры к городской среде. Целью работы художницы было «обезвредить» максимально запущенные бетонные блоки, сделав их поверхности визуально приятнее и интереснее с помощью линейно-геометрических узоров. Получившиеся нетипичные для мегаполиса арт-объекты заставляют сфокусировать свое внимание на деталях повседневной жизни города и обратиться в мыслях к культуре родного края. Фото: https://yadi.sk/d/Zb4y4iw3T3Obag?w=1
Мы с Таськой так давно дружим, что я понятия не имею, где это мы
Этот арт-объект – маленький сюрприз от Наташи Денисовой ее лучшей подруге Тасе. Для его создания девушка перенесла на стену их детскую фотографию, сделанную во время путешествия.
Когда Наташа начала заниматься уличным искусством, она поняла, что у нее есть возможность делать что-то приятное для своих близких, рисуя их на улице. «Наверное, на этой фотке мы обе очень похожи сами на себя: я похожа на себя, на папу, а Тася похожа на себя — она так классно смеется. Дискомпозиция фотографии мне тоже очень понравилась. Бывают такие моменты, когда увидишь что-то и понимаешь: это то, что нужно!» — говорит о своей работе Наташа. Фото: https://yadi.sk/d/Vk4V-gURaH4Iow?w=1
Уральская вышивка
Изучение культурного и индустриального наследия Урала — это одна из главных тем, которую Анастасия Пищугина развивает в своей художественной практике. Взяв за основу каталоги с орнаментами Уральского региона, Анастасия адаптировала традиционные узоры к городской среде. Целью работы художницы было «обезвредить» максимально запущенные бетонные блоки, сделав их поверхности визуально приятнее и интереснее с помощью линейно-геометрических узоров. Получившиеся нетипичные для мегаполиса арт-объекты заставляют сфокусировать свое внимание на деталях повседневной жизни города и обратиться в мыслях к культуре родного края. Фото: https://yadi.sk/d/mD8LSkG6mbexYQ?w=1
Соседи
Художница Наталья Пастухова создала на фестивале STENOGRAFFIA на жилом доме огромный мурал, наполнив его очаровательными персонажами – пёселями. Каждый из них занят своим делом в своем маленьком домике, все образы индивидуальны. Название работы «Соседи» отражает суть арт-объекта: пёсели стали соседями для жильцов этого и близлежащих домов. Кроме того, вспоминая опыт самоизоляции, в каждом образе можно найти похожего на себя персонажа: мечтающего, наводящего порядок, работающего и пр. Фото: https://yadi.sk/d/hRTIpvQB6J93Vg?w=1
Take Five
Вдохновившись композицией Take Five оркестра Дейва Брубека 1959 года, художница из Санкт-Петербурга Тина Прохорова посвятила свой мурал теме джаза. Работа площадью более 140 кв.м. заняла весь фасад детской музыкальной школы №12 имени С.С.Прокофьева. Художница изобразила футуристический джаз-бэнд: на одной половине здания можно увидеть саксофониста, контрабасиста и барабанщика, а переход над аркой превратился в абстрактное фортепиано. Фото: https://yadi.sk/d/NFVPoCqc0mqIDQ?w=1
Эта надпись сделана с любовью
В 2019 году работа команды Hot Singles in Your Area «Эта надпись сделана легально» начала дискуссию между уличными художниками о легальности уличного искусства, причем спор шел прямо на стене, взламывая городскую среду. В 2020 художники HSYA решили снова начать диалог на улице, но не о ситуации внутри субкультуры, а о том, что коснулось каждого. «Этот год был сложным для всех, в том числе и для нас. Город изголодался по любви. Как горожане, мы это чувствуем и даем свой ответ – делаем работу с любовью», – рассказал участник команды. Фото: https://yadi.sk/d/pX0Z-s9WIVSmnQ?w=1
Гефест
«Гефест» от живописца-монументалиста Кирилла Ведерникова расположился в трудовом районе Екатеринбурга — на Эльмаше, а рядом — Уралмаш, кузница машиностроения. Образ бога огня и покровителя кузнечного ремесла стал аллегорией уральской индустриальной культуры. Для рисунка Кирилл выбрал поверхность с интересной архитектурной формой: это три выступа-прямоугольника на фасаде дома. Справа расположился Гефест, слева — заводские трубы, намекающие на рабочий район города, а центральная фигура — это портал с элементом огня. Фото: https://yadi.sk/d/mPJupAnaZ1IVPg?w=1
Кувшинки на мелководье
С 2016 года добрый проект «Вид из окна» преображает унылые стены, которые видны из окон больниц, детских домов и других социальных учреждений, где люди отрезаны от внешнего мира. В рамках фестиваля STENOGRAFFIA XI екатеринбургская команда MES CREW создала на территории «Свердловской областной клинической больницы №1» арт-объект «Кувшинки на мелководье». Художники разрисовали складское помещение речными мотивами: потоками воды, водорослями и рыбами. «Получился яркий водный узор, который хорошо виден издалека среди серых стен больницы, и, надеюсь, будет радовать как медиков, так и пациентов», – поделился Олег Павлов, член команды MES CREW. Фото: https://yadi.sk/d/oMKrULkmNNR9Og?w=1
Проводник
Художница Лера Разводова, ее муж Антон Кузькин и маленький робот создали романтичный арт-объект, который переносит каждого, кто присядет на специально установленную скамейку, в сказочную страну, где царит уют и безмятежность, а птицы вьют гнезда из цветов. Эта работа приглашает в парк Павлика Морозова всех, кто хочет найти тихое место в центре города, чтобы побыть наедине с самим собой или пообщаться с близким человеком в комфортной атмосфере. Арт-объект был назван «Проводник» и художница дала пояснение к выбранному имени: «Работа носит такое название, потому что скамейка играет роль проводника, связывает реальный мир из парка с миром больших цветов и птиц, который изображен на стене». Фото: https://yadi.sk/d/v3abNSdNcXLqaw?w=1
Рефрен
Проект: Ночная галерея уличного искусства под открытым небом.
CODE 501, екатеринбургский художник, известный своими «курлыками», впервые принял участие в фестивале STENOGRAFFIA сделал на жалюзи киоска «Роспечать» яркий рисунок, заметный в городской среде. «Каждая из сторон - строфа стихотворения. Элементы повторяются полностью или с незначительным изменением - это называется "рефрен". Я нарисовал стих о лете без слов», - рассказал о своей работе Сергей. Фото: https://yadi.sk/d/vX6BmpIV7cmcXQ?w=1
Разрыв фантазии
Проект: Ночная галерея уличного искусства под открытым небом.
В рамках STENOGRAFFIA XI самарский художник Денис Vertigo создал свою третью работу для «Ночной галереи». Он изобразил стрекоз, которые разрывают цветную материю и борются за свободу. Художник создал эскиз для этого арт-объекта, когда фестиваль STENOGRAFFIA столкнулся с трудностями. «Стрекозы для меня – символ героев. Я сравнил их со Стенограффией: фестиваль победил и разорвал материю. Он будет жить», - прокомментировал свою работу Денис. Фото: https://yadi.sk/d/PL1-7FOxOxnIRQ?w=1
Красный Человечек
«Красный человечек», созданный Андреем Люблинским для Екатеринбурга в 2019 году, в честь девяностолетия ТЮЗа был установлен командой STENOGRAFFIA на крыше здания. Идея создания «Красного человечка» принадлежит паблик-арт художнику Андрею Люблинскому из Санкт-Петербурга. «Этот человечек был сделан исключительно для Екатеринбурга. Объект обязательно должен взаимодействовать с углом 90°, а в архитектуре ТЮЗа как раз много таких углов, поэтому место хорошо подходит для моего объекта», — рассказал автор. Фигура изображает универсального персонажа без лица, имени и пола. «Красный человечек» может одновременно обозначать никого и каждого из нас. Вдохновленный образцами СССР, Андрей Люблинский придумал этот арт-объект 10 лет назад и успел показать его почти всему миру: «красный человечек» побывал в Нью-Йорке, Стамбуле, Москве, Лос-Анджелесе, Париже и теперь знаменитая скульптура находится в Екатеринбурге. Фото: https://yadi.sk/d/ofTRcWbHDuV2dA?w=1
Вдох-выдох.mp3
Под псевдонимом арсений и улица молодой пермский художник Арсений Швабский устраивает остроумные интервенции в городскую среду с помощью мемов с героями фильмов, анимации и поп-культуры. В рамках фестиваля STENOGRAFFIA XI он создал свой первый крупный арт-объект на стенах электробудки возле Площади 1905 года. «Я не очень люблю сложные концепции. Во главе моей работы стоит прикол: я делаю таблички “Вдох” и “Выдох”, стилизованные под “Вход” и ”Выход”», — рассказал автор. Фото: https://yadi.sk/d/eD-_8zEg17gTJg?w=1
Серия «Кольца Всевластия» №5
Абстрактная металлическая интервенция питерского художника Андрея Люблинского нацелена на взлом не только городского пространства, но и восприятия человека. «Моя цель – получить такую реакцию, когда горожанин проходит мимо моего объекта, потом возвращается, видит, что конструкция хорошо сделана, сварена, покрашена, но для чего она – понять не может. Совершенно бесполезная, нефункциональная конструкция, которую практически невозможно удалить, доводит саму идею стрит арта до абсурда» - прокомментировал свои работы автор. Один из арт-объектов серии - синяя треугольная композиция - успешно слилась с контекстом своей локации. Фото: https://yadi.sk/d/T432kT_A5ZBhyQ?w=1
Серия «Кольца Всевластия» №4
Арт-объекты абстрактной сварочной серии Андрея Люблинского не так просто найти в городе. Они скрываются в заборах, мимикрируют под детскую площадку и даже обретают очертания, которые им задает контекст – например, желтая сварная металлическая конструкция приняла форму, продиктованную ей геометрией забора. «Если граффити на стене можно закрасить, то мои вещи из нового проекта можно удалить только с помощью подготовленных людей болгаркам и бензопилами», – так автор проекта объясняет свою концепцию доведения идеи вандализма до абсурда. Фото: https://yadi.sk/d/MPs7twNCpIduBQ?w=1
Серия «Кольца Всевластия» №3
Серия ярких абстрактных металлических арт-объектов, каждый из которых сливается со специфичной локацией, – это проект питерского художника Андрея Люблинского с необычной сваркой, впервые реализованный в Екатеринбурге. В рамках проекта композиция из двух красных концентрических обручей была вмонтирована в нишу-люк в одном из дворов Екатеринбурга, а автор заново поднял часто возникающий вопрос – что есть стрит-арт, а что – вандализм? «Совершенно бесполезная, нефункциональная конструкция, которую практически невозможно удалить, доводит саму идею стрит-арта до абсурда», – комментирует художник. Фото: https://yadi.sk/d/9FqZH1vcFKpCrw?w=1
Серия «Кольца Всевластия» №2
В рамках STENOGRAFFIA XI на улицах и во дворах Екатеринбурга появились яркие абстрактные сварные конструкции Андрея Люблинского, которые взаимодействуют с окружением и его несовершенствами. Арт-объекты скрываются в заборах, мимикрируют под детскую площадку и даже принимают формы, которые им задают стены. Так, желтая сварная композиция с обручами заменила собой отсутствующие прутья поврежденного забора. Фото: https://yadi.sk/d/xznQ8EZCKIQkwQ?w=1
Серия «Кольца Всевластия» №1
В Екатеринбурге питерский художник Андрей Люблинский впервые реализовал свой проект с необычной сваркой. На улицах и во дворах появились яркие абстрактные металлические конструкции, которые взаимодействуют с контекстом и рассчитаны на взлом восприятия человека. «Зачастую возникает вопрос: что есть стрит-арт, а что – вандализм, является ли стрит арт вандализмом? Я решил довести идею вандализма до абсурда и сделать такие объекты, которые без помощи бригады с болгарками и бензопилами демонтировать просто невозможно», – поделился своей идеей художник. В рамках проекта с абстрактной металлической интервенцией в одном из дворов Екатеринбурга на вентиляционной будке появились красные обручи. Фото: https://yadi.sk/d/vdDUbxl4mhr3yg?w=1