Села и монастыри на территории юга Москвы Подмосковья в XV веке по данным письменных и археологических источников.
Сокращения:
АСЭИ - Акты социально-экономической истории.
АФЗХ - Акты феодального землевладения и хозяйства XIV-XVI вв. М., 1951-61.
Последнее обновление: 21 июня
сл.Колычевская
Князь Василий II завещал сыну Юрию село Семчинское. В 1472 г. в Духовной грамоте князя дмитровского Юрия Васильевича упоминается обмен с Великим князем: сельцо Кравцовское на Хатуни вместо сельца Григорьевского Колычева, которое находилось против сельца Семцинского. Слободка князя Юрия в 1497 году упоминается в летописи. В духовной грамоте Ивана III 1504 года упоминается слободка Колычевская и монастырь Рождества Богородицы на Голутвине, её князь завещал своему сыну Андрею. В завещании царя Ивана IV также упоминается Колычевская слободка с лугом, что были за Андреем Ивановичем и его сыном Владимером Андреевичем (ДДГ; ПСРЛ. Т. 28. С. 139).
Скорее всего, в дальнейшем Колычевская слободка получила название Голутвинской слободы. Находилась же слободка Старое Голутвино на пределами Земляного города, после строительства которого была перенесена внутрь городских стен.
Или, быть может, Колычевская сслободка находилась на территории современной Якиманки (напротив села Семчинского), где при раскопках были обнаружены остатки древних построек, а на территории Нескучного сада - Голутвино.
Карамышево
Около 1462-1480 года датируется жалованная грамота царя Ивана Васильевича Карамышеву на управление слободами Ефимьевской Ярцова и Косиловской в Боровском уезде (АСЭИ, т.1, № 74, с. 108).
Косилово
Около 1462-1480 года датируется жалованная грамота царя Ивана Васильевича Карамышеву на управление слободами Ефимьевской Ярцова и Косиловской в Боровском уезде (АСЭИ, т.1, № 74, с. 108).
р.Онеги
Турова гора?
В меже церковного луга упоминается Турова гора (РГАДА, ф. 1209, оп. 1, д. 10325, л. 174 об.).
с.Михалково
Село Михалковао впервые упоминается в духовной грамоте князя Володимера Андреевича в 1401 году.
с.Юрьевское
Упоминается в духовной грамоте князя Володимера Андреевича в 1401 году.
с.Абрамовское
Упоминается в духовной грамоте князя Володимера Андреевича в 1401 году.
Турьи Горы?
Волость Турьи Горы упоминается в духовной грамоте князя Володимера Андреевича в 1401 году. В XVII веке упоминается под Кременском пустошь Щаглова в Турьих Горах (РГАДА, ф. 1209, оп.1, д. 16, л. 268 об.).
с.Ивановское в Гремичах?
Волость Гремичи упоминается в духовной грамоте Дмитрия Донского. Упоминается в документе также село Ивановское Васильевича в Гремичах (ДДГ, с. 35).
волость Гремичи
Волость Гремичи впервые упоминается в договоре Дмитрия Донского с Володимером Андреевичем и в духовной грамоте Дмитрия Донского. Упоминается в документе также село Ивановское Васильевича в Гремичах (ДДГ, с. 23, 35).
р.Бобровка
Сосновцы
Кривское
р.Никажель
ц.Николая
Козьма Демьян в Левышне
Упоминатся в межевой книге (РГАДА, ф. 1209, оп. 1, д. 17, л. 92). Центр Ловышенского стана?
р.Мисида
В Духовной грамоте Володимера Андреевича начала XV века упоминается село Мисидское.
д.Афанасьевская
Село Выпряжково на Студенце упоминается в духовной грамоте серпуховского князя Володимера Андреевича в 1401 году (ДДГ, с. 46).
В записи об истории села Кудрина сказано, что владение князя серпуховского Володимера Андреевича и его жены княгини Елены Ольгердовны перешло к Новинскому монастырю: большой двор с церковью на Трёх горах, село Большое Кудрино, к тому селу деревни: Онаньино, Обельмицыно, Безстужево, Офонасьевская, Давыдкова Диаконова, Перепецино, Красково, Редкино, Выпряжково, Радукино, Волгино, Захарово, Тимошкино. Дала Елена Ольгердовна по реку Ходыню да по Беседы, да по Тверскую дорогу, да по Липы, да по Сущевскую межу да по Хлыновскую да по Городское поле, да по Можайскую дорогу да по перевоз (АФЗХ, ч. 1, с. 49).
В 1623 году во владении Новинского монастыря упоминается пустошь Шелепишка, что была деревня Афанасовская на реке Москве (История московских районов, с. 58). В 1623 году во владении монастыря перечисляются те же пустоши (РГАДА, ф. 1209, оп. 1, д. 685, л. 198 об. - 201 об.).
р.Истерма
Звенигородская волость Истерва упервые упоминается в духовной грамоте Ивана Красного (ДДГ, с. 15, 24, 33, 74, 194, 355)
р. Исьма
Исменские бортники упоминаются в духовной грамоте Дмитрия Донского (ДДГ, с. 36).
г.Кременск
Впервые упоминается в духовной грамоте Ивана III.
Маковцы
Впервые упоминается в духовной грамоте Володимера Андреевича в 1401 году (ДДГ).
Беницы
Село Бенимское-Беницкое впервые упоминается в духовной грамоте Володимера Андреевича в 1401 году (ДДГ).
с. Локонское
Волость Локна - Село Афанасьевское в Локне - упоминается в 1486 году в духовной грамоте князя Михаила Андреевича (ДДГ, с. 302).
с.Афонасьевское
Село Афанасьевское в Локне упоминается в 1486 году в духовной грамоте князя Михаила Андреевича (ДДГ, с. 302).
Холхол
Волость Холхол, Холохолна вместе с волостями Веприя и Заячков известна с 1350-х гг. (АСЭИ, т. 1, с. 351).
р.Рудь
Волость Рудь впервые упоминается в 1374 году (ДДГ, с. 23, 35).
р.Лавышенка
Передол
Первое упоминание относится к 1488 году, принадлежало Троице-Сергееву монастырю, граничило с Угодкой и Репенкой, которые принадлежали князю Михаилу Андреевичу Верейскому (АСЭИ, т.1, № 504 с. 383, № 604, № 608 с. 515).
Почяп
Села Алтухово (Алтуфьево), Почяп, Шабаново известны с 1496 года (АСЭИ, т.1, № 607, 609).
Шабанова
Села Алтухово (Алтуфьево), Почяп, Шабаново известны с 1496 года (АСЭИ, т.1, № 607, 609).
Алтухово
Сёла Алтухово (Алтуфьево), Почяп, Шабаново известны с 1496 года (АСЭИ, т.1, № 607, 609).
Илемна
Село Троице-Сергеева монастыря Троица-Илемна, граничило с волостями Боболи, Турьими горами и Ловышина княгини Ефросинии Дмитровской, разъезд 1455 года. Граничило с княжеской землей Рудью (АСЭИ, т. 1, № 257, с. 185, № 378, с. 275, № 352, с. 258).
Выпрея
Волость Вепрейка впервые упоминается около 1371 года, затем в духовной грамоте Володимера Андреевича в 1401 году (АСЭИ, т. 1, с. 351; ДДГ, с. 47).
Товарково
Впервые упоминается в духовной грамоте Ивана III.
Ярославец
Медынь
Город Медынь впервые упоминается в духовной грамоте Дмитрия Донского (ДДГ, с. 34).
Угодка
Первое упоминание относится к 1488 году, вместе с Репенкой принадлежала князю Михаилу Андреевичу Верейскому (АСЭИ, т.1, № 504 с. 383, № 604, № 608 с. 515).
Паншина гарь?
Упоминается в духовной грамоте серпуховского князя Володимера Андреевича.
Памшино болото, Палшина пустошь, Паншина пустошь упоминются в XVII веке во владении Ивана Никитича Романова, пустошь относилась к деревне Бутырки (РГАДА, ф. 1209,оп. 1, д. 687, л. 6 об. - 7 об.; д. 690, л. 56, 67 об.)
Остапкова слободка?
Репенка
В духовной грамоте Ивана Красного упоминается село на Репне в Боровесце. Затем в духовной грамоте Дмитрия Донского упоминается село репинское (ДДГ, с.15, 35).
Асеньевское
Упоминается в духовной грамоте князя Володимера Андреевича в 1401 году.
р.Дынка
В духовной грамоте Володимера Андреевича в 1401 году упоминется слободка Дынка Мосолова (ДДГ).
Боболи
Мошневская слобода?
Истье
Истья слободка упоминается в духовно грамоте Володимера Андреевича в 1401 году. Видимо в верховьях речки Истьи находилась звенигородская волость Истья, упоминаемая в духовной грамоте Дмитрия Донского (ДДГ, с.33, 46, 74, 194, 355).
Круглая слободка?
Синилище?
Волость Серпуховского княжества. Возможно находилась на речке Сушке, в XVII веке здесь упоминается ц.Николая на Силинище.
Мокрая слободка
Новый Городок
с.Тарутино
Упоминается в 1486 году в духовной Верейского князя (ДДГ). Позже значилось в волости Заячков.
сельцо Воишевское
В январе 1457 г. по приказу отца князя Юрия Патрикеевича князья И. Ю. Патрикеев, Иван Булгак, Д. В. Щеня дали митрополичьему Савинскому монастырю сельцо Воишевское в Московском уезде (Акты феодального землевладения и хозяйства XIV–XVI веков. Ч. 1. М., 1951. С. 49).
В 1627 году за Савинским монастырем числилась деревня Вошева на Москве реке у устья речки Сетуни (Д. 9807, л. 855).
монастырь Св. Саввы
В 1454 году Петр Константинович Добрынский передал митропоиту Ионе монастырь Святого Саввы на Москве на Посаде и что к нему исстари потягло, и земель и лугов и Собакинскую пустошь" (АФЗХ, ч.1, с. 48).
д.Ипское
Первое письменное упоминание об обители относится к 1454 г. По своей духовной боярин Петр Константинович Добрынский завещал «своему господину Ионе митрополиту Киевскому и всея Руси монастырь святого Савы, на Москве, на посаде, и со всем тем, что к тому монастырю из старины потягло и земель и лугов и Собакинскую пустошь, мельницу на устье мельницы, две деревни у Крылатске, что выменял у владыки Ростовского: Олферчиково и Ипское (АФХЗ, ч. 1, с. 48).
Локализовано по межевой книге (РГАДА, ф. 1209, д. 687, л. 179 об.).
с.Федора Левонтьева?
Село впервые упомиинается в 1451 году в духовной грамоте великой княгини Софии Витовтовны, своему внуку Юрию Васильевичу она отдавала: "да на Похре село Мячково, и съ Фавустовским, и с Лодыгинским и съ Федоровым Левонтьева, и с Тяжиным, и с рыболовними деревнями".
В XVII веке упоминается пустошь, что была село Левоновское Матвеевское вверх речки Стербенки, она относилась к даче Горок.
город Щитов?
Волость Щитов впервые упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты. Город Щитов стоял на Наре, упоминается в духовной грамоте серпуховского князя Володимера Андреевича.
кладбище Наливки
слобода Наливки
Иноземная слобода Наливки появилась при Иване III.
п.Молявинская?
Упоминается в документах второй половины XV века. Пустоши Молявинская и Чиркина были променены Богоявленским монастырем Андрею Оклячееву на луг Кожевников около 1467 года. "А тем пустошам отвод от моего от Ондреева поля, от моей земли от Исходской, Сиротинским путем до Сиротинина поля, да по Коробовскую землю, да по Вырино селище" (Акты XV — начала XVI века // Советские архивы, № 5. 1970; АСЭИ. Т. 2. М., 1958).
п.Чиркина?
Упоминается в документах второй половины XV века. Пустоши Молявинская и Чиркина были променены Богоявленским монастырем Андрею Оклячееву на луг Кожевников около 1467 года. "А тем пустошам отвод от моего от Ондреева поля, от моей земли от Исходской, Сиротинским путем до Сиротинина поля, да по Коробовскую землю, да по Вырино селище" (Акты XV — начала XVI века // Советские архивы, № 5. 1970; АСЭИ. Т. 2. М., 1958).
Красное село
Немцово?
Пустошь Немково, в период генерального межевания была за П.И. Одоевским.
Немцово? Упоминается в духовной грамоте князя Серпуховско-Боровского Володимера Андреевича в 1401 году: "А из Московских сел сыну князю Ивану: Микулинское село, Губкино село, Немцово, Поповское на Коломенке с мелницою ..." Вдова князя Елена Ольгердовна завещала села Микульское на Десне, Губкино и Немцово собору Михаила Архангела.
Сохна?
Архангельский погост. В 1531 году Иван Рудной Картмазов упоминает церковь Архангела Михаила в Сохне (то есть, в селе Сохна). В XVII веке здесь погост Михаила Архангела на речке Сохне рядом с сельцом Белоусовом (Акты Симонова монастыря, с. 41; Холмогоровы, в. 7, с. 31).
Зарыдалье?
Место Архангельского погоста.
Вероятно, село Зарыдалье впервые упоминается в духовной грамоте Дмитрия Донского - "Зверковское село с Сохонским починком". В 1531 году Иван Рудной Картмазов упоминает церковь Архангела Михаила в Сохне. В XVII веке здесь село Михайловское, церковное место Михаила Архангела в Зарыдалье, на речке Березовке (Акты Симонова монастыря, с. 41; Холмогоровы, в. 11, с. 115).
Деменетьевское (Руднево)
Руднево получило имя по прозвищу братьев Рудных Картмазовых. За речкой Редылей находилась часть братьей Ивана Андреевича Рудного Картмазова, село называлось Дементьевским (Акты Симонова монастыря, с. 40).
волость Зарадылье
Село и волость Вышегородского (Верейского уезда) впервые упоминается в 1441 году (ДДГ, с. 108), локализована по речке Родыле и селу Дикому, которого находилось в волости Зарадылье. Возможно, что село упоминается уже в грамоте Дмитрия Донского - "Сохонский починок".
Дикое
Село Дикое Вышегородского (Верейского) уезда в волости Зарадылье (позднее - Сохна) впервые упоминается в 1480-84 гг., князь Иван Васильевич пожаловал пустошь Дикое Андрею Акинфовичу Рудному Картмазову. Была передана Симонову монастырю ок. 1531-36 гг. Иваном Большим Андреевичем Рудным. Видимо, позже село было перенесено на пустошь Кузнецову и Рыжкову (АСЭИ, т. 2, с. 400; Акты Сомонова монастыря).
Попово селище?
Пустошь Попово селище Симонова монастыря упоминается по Ратуеву стану в конце XV века, локализовано по Попову врагу (АСЭИ, т. 2, с. 441-442, №412-413).
Мерзолкикно
Мерзолкино Симонова монастыря. Упоминается по Ратуеву стану в конце XV века (АСЭИ, т. 2, с. 442, №413). Локализовано по Мерзелкину оврагу (Акты Симонова монастыря. С. 79, с. № 67).
Бисерово
Упоминаетс в 1425-62 гг. (АФХЗ, ч. 1, с. 104).
Святые Отцы
Село Святых Отцов впервые упоминаетя в духовной грамоте князя Ивана Юрьевича Патрикеева в 1499 году, который завещал село своему сыну Ивану, и в меже с селом Кудрином в 1498 году (РГАДА. Ф. 27, oп. 1, д. 484, ч. 3, № 105; ДДГ, 346, АФХЗ, ч.1, с. 50). Царь Федор Иванович пожалова село Архангельскому собору (РГАДА, ф. 248, оп.1, д. 781, л. 1673).
Выпряжково на Студенце
Село Выпряжково на Студенце упоминается в духовной грамоте серпуховского князя Володимера Андреевича в 1401 году (ДДГ, с. 46).
В записи об истории села Кудрина сказано, что владение князя серпуховского Володимера Андреевича и его жены княгини Елены Ольгердовны перешло к Новинскому монастырю: большой двор с церковью на Трёх горах, село Большое Кудрино, к тому селу деревни: Онаньино, Обельмицыно, Безстужево, Оффонасьевская, Давыдкова Диаконова, Перепецино, Красково, Редкино, Выпряжково, Радукино, Волгино, Захарово, Тимошкино. Дала Елена Ольгердовна по реку Ходыню да по Беседы, да по Тверскую дорогу, да по Липы, да по Сущевскую межу да по Хлыновскую да по Городское поле, да по Можайскую дорогу да по перевоз (АФЗХ, ч. 1, с. 49). (РГАДА, ф. 1209, оп. 1, д. 685, л. 198 об. - 201 об.).
двор на Трёх горах
По преданию здесь был двор с церковью князя серпуховского Володимера Андреевича (АФЗХ, ч. 1, с. 49; РГАДА, ф. 1209, оп. 1, д. 685, л. 198 об. - 201 об.).
Дорогомилово
Упоминается в середине XV века в "Записи о дущегубстве" (АСЭИ, т. 1, с. 28).
Хлыново
Село известно с XV века. В записи об истории села Кудрина сказано, что владение князя серпуховского Володимера Андреевича и его жены княгини Елены Ольгердовны перешло к Новинскому монастырю: большой двор с церковью на Трёх горах, село Большое Кудрино, к тому селу деревни: Онаньино, Обельмицыно, Безстужево, Оффонасьевская, Давыдкова Диаконова, Перепецино, Красково, Редкино, Выпряжково, Радукино, Волгино, Захарово, Тимошкино. Дала Елена Ольгердовна по реку Ходыню да по Беседы, да по Тверскую дорогу, да по Липы, да по Сущевскую межу да по Хлыновскую да по Городское поле, да по Можайскую дорогу да по перевоз (АФЗХ, ч. 1, с. 49).
Кудрино
Село принадлежало серпуховскому князю Володимеру Андреевичу. В записи об истории села Кудрина сказано, что владение князя серпуховского Володимера Андреевича и его жены княгини Елены Ольгердовны перешло к Новинскому монастырю: большой двор с церковью на Трёх горах, село Большое Кудрино, к тому селу деревни: Онаньино, Обельмицыно, Безстужево, Оффонасьевская, Давыдкова Диаконова, Перепецино, Красково, Редкино, Выпряжково, Радукино, Волгино, Захарово, Тимошкино. Дала Елена Ольгердовна по реку Ходыню да по Беседы, да по Тверскую дорогу, да по Липы, да по Сущевскую межу да по Хлыновскую да по Городское поле, да по Можайскую дорогу да по перевоз (АФЗХ, ч. 1, с. 49).
Новинский монастырь
Основан в первой половине XV века.
мельница
В 1454 году Петр Константинович Добрынский передал митропоиту Ионе монастырь Святого Саввы на Москве на Посаде и что к нему исстари потягло, и земель и лугов и Собакинскую пустошь, а также свою мельницу на устье Сетуни (АФЗХ, ч.1, с. 48).
Дыбино
Село Былово Симонова монастыря известно с 40-х гг. XV века (АСЭИ, т. 2, с. 368-374).
Былово
Село Былово на речке Жилетовке Симонова монастыря известно с 40-х гг. XV века (АСЭИ, т. 2, с. 368-374).
Тропарёво
Село известно с XV века, село Новодевичьего монастыря.
Ростокино
Село Ростокино известно ещё с XV века, тогда его владельцем был Михаил Борисович Плещеев, видный деятель эпохи Василия Тёмного. В 1446 или 1447 году, после смерти свой жены Соломониды, Плещеев за упокой её души передал Ростокино «с серебром, и с хлебом, и с сеном, и со всем, что к тому селу потягло, и с пустошами» Троице-Сергиеву монастырю (АФЗХ, ч. 1, с. 131).
Шахово
Селение Шахово известно документально с 1463 года, упоминается в межевой книге Симонова монастыря села Былова: разъезжая с велкого князя с численною с Алексеевскою с Макаровским селищем от речки Жилетовки прямо на путь от Былва к Шахову..." (АСЭИ, т. 2, с. 374).
В книге 1627 года Шахоо названо также Численым.
волость Сохна
Впервые упоминается в духовной грамоте Дмитрия Донского.
Озерецкое
Село у озера упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты в 1330-х гг., его князь завещал княгине. "Озерецкие села с деревнями, да Михалевское с деревнями, да Олешня с деревнями" упоминаются в духовной грамоте Василия II в 1461 году, они завещаны княгине. В духовной грамоте Ивана IV упоминается село Озерецкое Старое и Новое, а также Белый Раст, Кузяево и Наузолово, приписаные к Озерецкому (ДДГ, с. 8, 196, 440, 441).
Михалёво
Алёшня?
Упоминается с духовной грамоте Василия II и Ивана IV (ДДГ, с. 196, 443).
Берендеева слобода
Волость Дмитрова - Берендеева слобода - впервые упоминается в духовной грамоте Дмитрия Ивановича в 1389 году (ДДГ, с. 34, 74).
Лыткино
Село Лыткинское упоминается в духовной грамоте Дмитрия Донского, деревни села относились к Берендеевой слободе и были за княгиней. Село Лыткино упоминается в духовной грамоте Ивана III в 1504 году, Юрию завещалось из московских сел Лыткино (ДДГ, с. 35, 358, 389).
Напрудское
Село Напрудское впервые упоминается в 1330-х гг. в духовной грамоте Ивана Калиты.
Дегунино
Село Дегунино впервые упоминается в 1330-х гг. в духовной грамоте Ивана Калиты.
Ходынка
Впервые упоминается "луг Ходынский" в духовной грамоте Дмитрия Донского.
Лучинское
Судя по всему впервые село Луцинское упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты, князь завещает своей жене волость Сурожик и село Луцинское. Село и волость Лучинское упоминается в докончании князя Василия I Дмтириевича с князем Юрием Дмитриевичем в 1390 году, за последним был закреплен "Звенигород, и Сурожиком с Лучинским", которые были ему переданы Дмитрием Донским. Затем Лучинское упоминается в духовной князя Юрия Дмитриевича в 1433 году. Затем волость Лучинское вместе с Сурожииком упоминается в духовной грамоте Ивана III в 1504 году. Московская волость Лучинское находилась по соседству с волостью Мушковы горы (ДДГ, с. 9, 40, 74, 76, 110, 354, 387).
Было еще село Луцынское на Яузе, его Дмитрий Донской завещал Андрею, его сын Михаил Андреевич завещал Луцынское Андроникову монастырю. В духовной грамоте Ивана III сельцо Луцынское с мельницей и псарнею завещается Семену (ДДГ, с. 34, 306, 358).
Мушковы горы
Погост Мушкино, центр волости Мушкова гора. Впервые упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты в 1330-х гг., затем в духовной грамоте Дмитрия Донского, московская волость завещалась Петру Дмитриевичу. Затем волость упоминается в 1433 году в докончании князя Василия II с серпуховским князем Василием Ярославичем, за последним был закреплен удел его деда "треть Мужковы горы" (ДДГ, с. 8, 34, 70).
Воиславское
В духовной грамоте Ивана II в 1358 году упоминается село Выславское: сыну Ивану князь завещал Звенигород, села Михалевское, Демонтовское и Выславское. Упоминается в меже в 1504 году (ДДГ, с. 18, 381).
Домантово?
Упомниатеся в духовной грамоте Ивана Калиты 1330-х гг.: сыну Ивану князь завещал село Вяземское, Домонтовское. Дмитрий Донской завещал сыну Юрию Звенигород и московские села Домановское и Михалевское. Князь Юрий Дмитриевич завещал в 1433 году город Звенигород и московское село Домановское суну Василию, сыну Дмитрию завещал московское село Михалевское с бортниками (ДДГ, с. 7, 33, 73-74).
Домантовская волость упоминается в меже в 1504 году (ДДГ, 381).
Вяземское?
Упомниатеся в духовной грамоте Ивана Калиты 1330-х гг.: сыну Ивану князь завещал село Вяземское, Домонтовское.
Вяземеск
Упомниатеся в духовной грамоте Ивана Калиты 1330-х гг.: сыну Ивану князь завещал село Вяземское, Домонтовское. Упоминается в меже в 1504 году (ДДГ, с. 7, 381).
Бораново?
Впервые упоминается в духовной грамоте Василия II в 1461-62 гг.: сыну Борису князь завещал "на Москве за Похрою Розсудовскиие села, Зверевское и Борановское и с деревнями" (ДДГ, с. 194, 249, 342, 358). Село Борановское упоминается в меже в 1504 году (ДДГ, с. 379).
Озерецкое
Село у озера упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты в 1330-х гг., его князь завещал княгине. "Озерецкие села с деревнями, да Михалевское с деревнями, да Олешня с деревнями" упоминаются в духовной грамоте Василия II в 1461 году, они завещаны княгине. В духовной грамоте Ивана IV упоминается село Озерецкое Старое и Новое, а также Белый Раст, Кузяево и Наузолово, приписаные к Озерецкому (ДДГ, с. 8, 196, 440, 441).
Тешилово
Село Тешилово известно с XV века (ДДГ, с. 243, 253, 360, 373, 393).
Сущёво
Впервые упоминается в 1433 году в духовной грамоте галицкого князя Юрия Дмитриевича.
Крылатское
Село Крылатское впервые упомянуто духовной грамоте князя Василия I около 1417 года.
Калитниково
Село Калитниково впервые упоминается в духовной грамоте серпуховского князя Володимера Андреевича около 1401 года.
Свиблово
Впервые упоминается в духовной грамоте Василия I в 1406 году - село Федора Свиблова - Тимофеевское на Яузе (ДДГ, с. 56, 58, 60).
Ядреево
Села Шерапово, Ядреево, Рупосово и Лошаково впервые упоминаются в XV веке (ДДГ, с. 276, 342, 344, 351, 407).
Рупосово
Села Шерапово, Ядреево, Рупосово и Лошаково впервые упоминаются в XV веке (ДДГ, с. 276, 342, 344, 351, 407).
Шарапово
Села Шерапово, Ядреево, Рупосово и Лошаково впервые упоминаются в XV веке (ДДГ, с. 276, 342, 344, 351, 407).
Тайнинское
Село Танинское впервые упоминается в духовной грамоте серпуховского князя Володимера Андреевич около 1401 года.
Сарыево?
В духовной грамоте князя серпуховского Володимера Андреевича около 1401 гоода упоминается московское село Сарыевское: сыну Ярославу завещалось из московских сел Сарыевское, Кирьясово с луги (рядом с Нагатинским), да Устьи-Мьстица мельница. Иван III в 1504 году завещал Андрею из московских сел Ясенево, Сарыево, Юдино (ДДГ, с. 46, 350).
Дворцовые села Юдинское, Сарыево, Ясенево и Карташево упоминаются в Медвенском стане в 1566 году в меновой грамоте Ивана XIV и князя Владимира Андреевича (ДДГ, с. 223-224).
Села у Москвы Сараево, Еднинское, Карташево, Ясенево упоминаются в духовной грамоте Ивана IV (ДДГ, с. 434).
Юдино?
В духовной грамоте князя серпуховского Володимера Андреевича около 1401 гоода упоминается московское село Сарыевское: сыну Ярославу завещалось из московских сел Сарыевское, Кирьясово с луги (рядом с Нагатинским), да Устьи-Мьстица мельница. Иван III в 1504 году завещал Андрею из московских сел Ясенево, Сарыево, Юдино (ДДГ, с. 46, 350).
Дворцовые села Юдинское, Сарыево, Ясенево и Карташево упоминаются в Медвенском стане в 1566 году в меновой грамоте Ивана XIV и князя Владимира Андреевича (ДДГ, с. 223-224).
Села у Москвы Сараево, Еднинское, Карташево, Ясенево упоминаются в духовной грамоте Ивана IV (ДДГ, с. 434).
Зверево?
Впервые упоминается в духовной грамоте Василия II в 1461-62 гг.: сыну Борису князь завещал "на Москве за Похрою Розсудовскиие села, Зверевское и Борановское и с деревнями" (ДДГ, с. 194, 249, 342, 358).
Разсудово
Впервые упоминается в духовной грамоте Василия II в 1461-62 гг.: сыну Борису князь завещал "на Москве за Похрою Розсудовскиие села, Зверевское и Борановское и с деревнями" (ДДГ, с. 194, 249, 342, 358).
д. Кожухово
Сельцо (деревня) Кожухова Крутицкого митрополита известна с XV века: князь Иван Юрьевич Патрикеев в 1499 году в духовной грамоте упоминает луга "на реце на Москве пониж Кожухова, в грядах, у Лошья истока, что купил у Симоновского монастыря (ДДГ. С. 345).
Сабурово
Вперые упоминается в 1474-1496 гг. Купчая Ф.И. Сабурова на коломенское село Усть-Мерсоке на реке Москве, купленное у Андрея Дмитриевича Годунова (АСЭИ. Т. 1. С. 336)
Троицкое-Голенищево
Первое упоминание относится к началу XV века, в житие митрополита Киприана сказано, что "Любил он тихую, безмолвную жизнь и потому часто удалялся в свое митрополичье село Голенищево. Это особенно безмятежное место было расположено между двумя реками — Сетунью и Раменисью, и окружено обильным лесом. Здесь он построил храм во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста". Точное место киприановского загородного дворца неизвестного, но есть летописное упоминание о том, что он стоял у владения Раменки в Сетунь, то есть, примерно там, где ныне поставлена часовня при жилом комплексе "Золотые ключи", который находится у автобусной остановки "Каменная плотина" на Минской улице.
Селятино
Митропольичье село Селятино известно с XV века, в XVII веке - село Никольское.
Дашино
Первое упоминание в 1473-1489 гг. - деревня Дашина Василия Федоровича Образца Добрынского-Симского, по соседству земля Митрополита села Селятина (АФЗХ, ч. 1, М., 1951, с. 48).
Соснинское
Впервые село упоминается в записи от 16 сентября 1502 г. в посольских книгах,как первый стан от Москвы посольства боярина И.Н.Беклемишева к крымскому хану Менгли-Гирею.
село Кирьясово?
Село Кирьясово упоминается один единственный раз в 1401 в духовной грамоте Серпуховско-Боровского князя Володимера Андреевича. Князю Ярославу было завещано Кирьясово с лугами. При этом дана его локализация: "А розьездъ Ногатиньскому с Кирьясовым, с великие княгини луга путем к воротцомъ". Однако село Кирьясово могло находится и на другой стороне Москвы-реки. Существовало ли село позднее этого времени и в XVI веке - неизвестно. Можно только предположить, что село Кирьясово было пожаловано Симонову монастырю в первой половине XV века и упоминается в 1543 году как село Никольское на Котле.
озеро Мосолино
Озеро Масолино (Муолино) и Маурильский овраг (Мауринский) известны с XVI века, упоминаются в меже Петровского и Лыткарина.
деревня Анкудинова
Деревня Анкудинова Симонова монастыря известна с XVI века. В 1670-х годах она была куплена царем и получила имя Соколова.
село Каменищи
Село Рождественское Каменищо на Хатуни упоминается в духовной грамоте Ивана Юрьевича Патрикеева в 1499 году.
луг у Лошья истока
Князь Иван Юрьевич Патрикеев в 1499 году в духовной грамоте упоминает луга "на реце на Москве пониж Кожухова, в грядах, у Лошья истока, что купил у Симоновского монастыря, да у Андроньевского монастыря, да у Богоявленского, да у Губы у Шилова" (ДДГ. С. 345). В период Генерального межевания здесь числился луг за Ириной Федоровной Хитровой, урожденной Голицыной. Её родоначальником был брат князя Ивана Патрикеева - Василий Юрьевич.
село Фаустово?
Упоминается в 1406 году в 1-й духовной грамоте Василия Дмитриевича: сыну Ивану село Островское с Орининским, с Григорьевским Фаустова и с Константиновским. Упоминается в 1451 году в духовной грамоте великой княгини Софии Витовтовны, своему внуку Юрию Васильевичу она отдавала: "да на Похре село Мячково, и съ Фавустовским, и с Лодыгинским и съ Федоровым Левонтьева, и с Тяжиным, и с рыболовними деревнями". Где именно было селение - неизвестно, но в XVII веке упоминается оселок Хаустов (пустошь) и Шубино, что исстари были к селу Колычеву. В писцовой книге Ф. Пушкина упоминается сенокос села Колычева на Шубинском лугу общий с д. Семивраги (РГАДА, ф. 1239, оп. 2, д. 1359, л. 169 об., 171 об.) .
село Губкино
Упоминается в духовной грамоте князя Серпуховско-Боровского Володимера Андреевича в 1401 году: "А из Московских сел сыну князю Ивану: Микулинское село, Губкино село, Немцово, Поповское на Коломенке с мелницою ..." Вдова князя Елена Ольгердовна завещала села Микульское на Десне, Губкино и Немцово собору Михаила Архангела.
с-цо Колычева, слободка
Князь Василий II завещал сыну Юрию село Семчинское. В 1472 г. в Духовной грамоте князя дмитровского Юрия Васильевича упоминается обмен с Великим князем: сельцо Кравцовское на Хатуни вместо сельца Григорьевского Колычева, которое находилось против сельца Семцинского. Слободка князя Юрия в 1497 году упоминается в летописи. В духовной грамоте Ивана III 1504 года упоминается слободка Колычевская и монастырь Рождества Богородицы на Голутвине, её князь завещал своему сыну Андрею. В завещании царя Ивана IV также упоминается Колычевская слободка с лугом, что были за Андреем Ивановичем и его сыном Владимером Андреевичем (ДДГ; ПСРЛ. Т. 28. С. 139).
Скорее всего, в дальнейшем Колычевская слободка получила название Голутвинской слободы. Находилась же слободка Старое Голутвино на пределами Земляного города, после строительства которого была перенесена внутрь городских стен.
с.Семцинское
Впервые село Семцинское упоминается в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты в 1330-х годах. В духовной грамоте Василия I вместе с селом упоминается Самсонов луг (ДДГ, с.60). Локализовано по утраченной церкви Успения Богородицы в селе Семцинском.
с.Хвостовское
Впервые поминается в духовной грамоте Дмитрия Донского в 1389 году, локализовано по церкви Петра и Павла в Хвостове.
луг Великий
Впервые "у города луг Великий за рекою" упоминается в духовной грамоте Дмитрия Донского в 1389 году.
сельцо Кравцово
Село Кравцово на Хатуни упоминается в духовной грамоте князя Дмитровского Юрия Васильевича в 1472 году.
село Жилинское
Впервые упоминается в духовной грамоте митрополита Алексия около 1377 года, село была завещано Чудову монастырю (АСЭИ. Т. 3. С. 51).
Перевесное озеро
Перевесное озеро - древнейшее московское урочище упоминается в летописи за 1431 год, 15 августа князь Василий Васильевич отправился в Орду, "и пошел к Орде в тот же день; а обедал на своем луге против Симонова под перевесьем, и пошел в путь свой". Перевесье - это место ловли птиц. Луг у Перевесного озера был дан Симонову монастырю Иваном Грязным в 1574 году( Пассек В.В. Историческое описание Симонова монастыря. М. 1843. С. 172).
луг (Меньшой) великого князя
Луг московского князя упоминается в летописи за 1431 год, 15 августа князь Василий Васильевич отправился в Орду, "и пошел к Орде в тот же день; а обедал на своем луге против Симонова под перевесьем, и пошел в путь свой". Перевесье - это место ловли птиц. Перевесное озеро упоминается в документах XVII века при описании владений Симонова монастыря, который владел лугом "у Перевесного озера". Топоним "Меньшой луг" государев также известен с начала XVII века. Непонятно, почему этот луг не упоминается в духовных грамотах князей XV века, где, однако, есть упоминания великокняжеского луга под Крутицами, который в последний раз упоминается в 1506 году во владении князя Волоцкого Федора Борисовича.
село Воронцовское
Село Воронцовское впервые упоминается в 1504 году в духовной грамоте великого князя Ивана Васильевича, старшему сыну Василию князь отдавал: "Да ему ж даю селцо Семчинское, и з дворы з городцкими, и з Самъсоновыж лугомъ, да село Воро(ь)ево, и с Володимеровским, и з Семеновским, и с Воронцовским, и с Кадашовым". Село упоминается в одном ряду с Воробьевым и Семеновским, но в грамоте 1461 года князя Василия II отсутствует. То есть, село появилось где-то во второй половине XVI века (или было куплено в это время). Есть вероятность, что древнее Воронцовское находилось на месте подзнейшего сельца Воронцова XVII века.
село Кадашево
Село Кадашево впервые упоминается в 1504 году в духовной грамоте великого князя Ивана Васильевича, старшему сыну Василию князь отдавал: "Да ему ж даю селцо Семчинское, и з дворы з городцкими,
и з Самъсоновыж лугомъ, да село Воро(ь)ево, и с Володимеровским,
и з Семеновским, и с Воронцовским, и с Кадашовым". Село упоминается в одном ряду с Воробьевым и Семеновским, но в грамоте 1461 года князя Василия II отсутствует. То есть, село появилось где-то во второй половине XV века (или было прикуплено). Обширные владения села Семеновского в конце XVI века были переданы новообразованному Донскому монастырю. Среди пустошей села Семеновского значилась "пустошь, что была слободка Старое Кадашево". Из межевых книг известно, что территориально пустошь находилась между слиянием речек Фоминки (Крутой овраг, Кровянка) и Кадашевского оврага (Далбыженский овраг, речка Даниловка, Чура).
с.Бовыкино
Село упоминается в 1401 году в духовной грамоте Серпуховско-Боровского князя Володимера Андреевича, оно было завещано княгине Елене Ольгердовне, относилось к Хатуни.
село Вихорна
Село Вихорна упоминается в 1401 году в духовной грамоте Серпуховско-Боровского князя Володимера Андреевича, село относилось к Хатуни. В духовной грамоте князя Ивана Юрьевича Патрикеева в 1499 году Вихорна упоминается как коломенское село (ДДГ. С. 46, 345).
слободка Мошневская?
Слободка Мошневская упоминается в 1401 году в духовной грамоте князя Серпуховско-Боровского Володимера Андреевича, она была завещана князю Ярославу: "дал есмь ему Ясролавль с Хотунью ... Вихорну, Полянки, Ростунову слободку, Мошневскую слободку". То есть, территориально слободка относилась к волости Хатуни и Растуновой слободке. На территории Хатунской волости встречаются селения с подобным названием. Через небольшой же отвершек притока Гнилуши - Мешковский овраг - шла Коломенская Колычевская дорога, которая в данной местности носила имя Мешковка. Однако, никаких Мешковских селений в данном районе нет, а у Мешковского оврага находилось село Мошневское, которое в начале XVII века было уже пустошью. Так что есть вероятность того, что Мошневская слободка была именно здесь.
с.Всходское
Упоминается впервые в 1401 году в духовной грамоте князя Серпуховско-Боровского Володимера Андреевича, было завещано княгине Елене Ольгердовне. Относилось к Серпухову.
с.Халдеевское?
село Халдеевское на речке Каменке территориально относилось к Серпухову. Упоминается около 1463 года, принадлежало Симонову монастырю. В более позднее время селения с подобным названием не встречается (АСЭИ. Т. 2. М., 1958. С 347).
слободка Бадеева
Упоминается впервые в 1401 году в духовной грамоте князя Серпуховско-Боровского Володимера Андреевича. Слободка была завещана княгине Елене Ольгердовне, упоминается после волости Козлов брод. Позднейшее село Бадеевское расположено на границе с волостью.
село Богдановское
Село Богдановское Богоявленского монастыря упоминается около 1467 года при обмене монастырских пустошей Чиркиной и Молявинской на Кожевников луг на Пахре Андрея Оклячеева (Акты XV — начала XVI века // Советские архивы, № 5. 1970). Подробное описание владений Богоявленского монастыря знаем по документам XVI века, но, судя по всему, название населенных пунктов в XV веке было приблизительно таким же.
село Жданское
Село Жданское (центр Жданского стана) перешло к Симонову монастырю в 40-х гг. XV века. В конце XV века упоминается "жданский посельской Моклок", вероятно это еще одно упоминание населенного пункта. (Акты Симонова монастыря. М., 1983; АСЭИ. Т. 2. М., 1958. № 345. С. 428-429).
селище Вырино?Бырино?
Селище Вырино упоминается в 1467 году при обмене Кожевникова луга на Пахре на пустоши Чиркину и Малявинскую (Акты XV — начала XVI века // Советские архивы, № 5. 1970). В конце XV века при межевании сельца Коробовского упоминается земля Быринская (Бырино) Николо-Угрешского монастыря. Бырино вероятно и есть селище Вырино (АСЭИ. Т. 2. М., 1958). Называлась пустошь также Буринской, Боринской.
урочище Козье болото
Упоминается в документах второй половины XV века (АСЭИ. Т. 2. М., 1958). Позднее существовала деревня на Козьем болоте.
сельцо Скитово
Упоминается в документах второй половины XV века (АСЭИ. Т. 2. М., 1958), принадлежало Андрею Оклячееву.
луг Кожевников
Упоминается в документах второй половины XV века (АСЭИ. Т. 2. М., 1958). Был променен Андреем Оклячеевым Богоявленскому монастырю около 1467 года.
Кишкильдеево
Земля Авдотьи Килькишдеевы упоминается в документах второй половины XV века (АСЭИ. Т. 2. М., 1958).
Киприяново
Киприяново Николо-Угрешского монастыря упоминается в документах второй половины XV века (АСЭИ. Т. 2. М., 1958).
село Лыткарино
Село впервые упоминается в 1451-1461 гг. в жалованной грамоте Чудову монастырю князя Василия Васильевича (АСЭИ. Т. 3. С. 59).
сельцо Исходское
Упоминается в документах второй половины XV века (АСЭИ. Т. 2. М., 1958), принадлежало Андрею Оклячееву.
сельцо Сиротино
Упоминается в документах второй половины XV века (АСЭИ. Т. 2. М., 1958). Принадлежало Ивану Сиротину, затем перешло к Симонову монастырю.
с.Константиновское
Село Константиновское Николо-Угрешского монастыря упоминаетя в спорном деле конца XV века (АСЭИ. Т. 2. М., 1958. С. 437).В начале XVII века на месте села значилась пустошь. Возможно именно это село упоминается в духовных грамотах московских князей в XIV веке в одном ряду с Островом и Ирининским. Подробное описание владений Николо-Угрешского монастыря в данной местности знаем по документам XVI века. Но, судя по всему, в XV веке за монастырем было примерно такое же обширное владение (Русский дипломатарий. Вып. 2. С. 57-59).
сельцо Коробово
Коробово перешло к Симонову монастырю примерно в 1440-х годах. В спорном деле конца XV века упоминются соседние владения и Колычевская Коломенская дорога (АСЭИ. Т. 2. М., 1958. С. 431). Принадлежала Коробовская земля Федору Дятькову (Дютко, из рода Кобылина), затем перешла к его сыну Ивану (1399-1427), затем к внуку Федору Неплюю, а от Федора Неплюя перешла к Симонову монастырю. То есть, Коробовская земля была во владении Дядькова уже в начале XV века.
урочище Перерва
В 1433 году упоминаются луга Тамашинские в Перерве в духовной грамоте князя Галицкого Юрия Дмитриевича. В XVII веке появляются документальные известия о Николо-Перервинском монастыре.
деревня Малая Кобылина
В 1481 году деревни Большая и Малая Кабылины в Патуеве стане (раннее упоминание стана) были завещаны неким Иваном Николаевичем Малютиным Спасскому монастырю в Кремле (Акты Российского государства. Архивы московских монастырей и соборов XV-н. XVII вв. М., 1998. С. 230). Территория имела площадь примерно 6 км на 7 км. Очевидно позднее монастырь основал на этой земле село Покровское. Пустоши Кобылины упоминаются в дачах села Покровского в XVIII веке.
деревня Большая Кобылина
В 1481 году деревни Большая и Малая Кабылины в Ратуеве стане (его раннее упоминание) были завещаны неким Иваном Николаевичем Малютиным Спасскому монастырю в Кремле (Акты Российского государства. Архивы московских монастырей и соборов XV-н. XVII вв. М., 1998. С. 230). Территория имела площадь примерно 6 км на 7 км. Очевидно позднее монастырь основал на этой земле село Покровское. Пустоши Кобылины упоминаются в дачах села Покровского в XVIII веке.
село Кирьясово?
Село Кирьясово упоминается один единственный раз в 1401 в духовной грамоте Серпуховско-Боровского князя Володимера Андреевича. Князю Ярославу было завещано Кирьясово с лугами. При этом дана его локализация: "А розьездъ Ногатиньскому с Кирьясовым, с великие княгини луга путем к воротцомъ". Однако село Кирьясово могло находится и на другой стороне Москвы-реки. Существовало ли село позднее этого времени и в XVI веке - неизвестно. Можно только предположить, что село Кирьясово было пожаловано Симонову монастырю в первой половине XV века и упоминается в 1543 году как село Никольское на Котле.
село Чахловское
Село Чахловское упоминается один раз в 1447-1456 гг. в докончаниях великого князя Василия Васильевича с князем серпуховским и боровским Василием Ярославичем: "А што, брате, села мои, Коломенское, Дьяковское, Чахловьское, и што к ним потягло, и в то ти ся, брате, не въступати". Село локализовано по межежвым книгам XVII века, в которых на месте будущей деревни Изютиной показаны селища Верхнего Чахлова и Нижнего Чахлова. Почему село Чахловское не упоминается позже? Вероятно, вскоре оно было пожаловано какому-нибудь боярину в вотчину. В начале XVII века пустоши Чахловы представляли собой мелкую земельную единицу, по соседству с которой находились такие же небольшие земельные наделы.
село Дьяково
Село Дьяковское упоминается в 1401 году в духовной грамоте князя Серпуховско-Боровского Володимера Андреевича. Однако нет уверенности, что там упомянуто именно коломенское Дьяково. В 1447 году в Докончании великого князя Василия Васильевича с князем серпуховским и боровским Василием Ярославичем упоминается уже конкретно данный населенный пункт: "А што, брате, села мои, Коломенское, Дьяковское, Чахловьское, и што к ним потягло, и в то ти ся, брате, не въступати".
село Новинки
Новинки упоминаются один единственный раз в 1461 году в духовной грамоте князя Василия Васильевича. В XVII веке это деревня.
деревня Заборье
Деревня Заборье впервые упоминается в 1401 году в духовной грамоте Серпуховско-Боровского князя Володимера Андреевича: "А Коломенскому селу розъезд с Ногатинским от Заборья на усть Нагатинской заводи". Деревня известна в XVII веке по документам, упоминается в хронике Смутного времени.
Мячково Другое
Мячково Другое за рекой впервые упоминается в 1472 году в духовной грамоте дмитровского князя Юрия Васильевича.
село Семеновское
Село Семеновское (после Воробьева) впервые упоминается в 1451 году в духовной грамоте великой княгини Софии Витовтовны.
село Воробьево Поповское
Село Поповское Воробiево впервые упоминается в 1451 году в духовной грамоте великой княгини Софии Витовтовны.
село Лодыгино
Село Лодыгино впервые упомиинается в 1451 году в духовной грамоте великой княгини Софии Витовтовны, своему внуку Юрию Васильевичу она отдавала: "да на Похре село Мячково, и съ Фавустовским, и с Лодыгинским и съ Федоровым Левонтьева, и с Тяжиным, и с рыболовними деревнями".
село Тяжино
Село Тяжино впервые упоминается в 1451 году в духовной грамоте великой княгини Софии Витовтовны, своему внуку Юрию Васильевичу она отдавала: "да на Похре село Мячково, и съ Фавустовским, и с Лодыгинским и съ Федоровым Левонтьева, и с Тяжиным, и с рыболовними деревнями".
Мячково
Село Мячково впервые упоминается в 1451 году в духовной грамоте великой княгини Софии Витовтовны, своему внуку Юрию Васильевичу она отдавала: "да на Похре село Мячково, и съ Фавустовским, и с Лодыгинским и съ Федоровым Левонтьева, и с Тяжиным, и с рыболовними деревнями".
село Микульское на Десне
Упоминается в духовной грамоте князя Серпуховско-Боровского Володимера Андреевича в 1401 году: "А из Московских сел сыну князю Ивану: Микулинское село, Губкино село, Немцово, Поповское на Коломенке с мелницою ..." Вдова князя Елена Ольгердовна завещала села Микульское на Десне, Губкино и Немцово собору Михаила Архангела.
Растунова слободка
Растунова слободка, позднее - Растуново, впервые упоминается в 1401 году в духовной грамоте князя Серпуховско-Боровского Володимера Андреевича. В XVI-XVII вв. на территории слободки существовал Растуновский стан, который относился к Боровскому уезду.
село Меткино
Село Меткино (Медкино) впервые упоминается в 1401 году в духовной грамоте князя Серпуховско-Боровского Володимера Андреевича. Его вдова Елена Ольгердовна завещала село Московскому Рождественскому монастырю.
село Домодедово
Село Домодедово впервые упоминается в 1401 году в духовной грамоте князя Серпуховско-Боровского Володимера Андревича. Оно было завещано княгине Елене Ольгердовне, которая в свою очередь завещала село своей снохе Ульяне.
волость Голичичи
Волость Голичичи впервые упоминается в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты в 1330-х годах. Она относилась к Серпуховскому и Боровскому княжеству. Центр волости мог находится в Рыжково, на которое были направлены дороги в XVII веке.
волость Нивна
Волость Нивна впервые упоминается в духовной грамоте князя Ивана Калиты, она относилась к Серпуховскому княжеству. Локализована по речке Нивенке.
город Оболенск
Оболенское княжество известно с XIII века, первое упоминание относится к 1369 году, когда город был подвергнут нападению литовского князя Ольгерда.
город Боровеск
Город Боровск впервые упоинается в XIV веке, около 1378 года перешел в состав Серпуховского княжества.
село Каменичское
Село "Каменичьское" впервые упоминается в духовной грамоте князя Ивана Калиты в 1330-х годах, в село вела дорога Каменка, которой пользовались еще в начале XX века.
с.Лопастенское?
Село Лопастенское упоминается только в одном документе - в духовной грамоте Ивана Калиты в 1330-х годах. Оно было назначено в удел княгине. На месте позднейшего села Лопасни возник город Чехов. Связано ли село Лопасня с древнейшим селом - сказать затруднительно.
город Хотунь
Город Хатунь впервые упоминается в 1401 году. Известно, что город существовл в XV-XVI вв. на месте Хатунского Городища. Культурный слой Городища - XIV-XVII вв.
город Кошира
Село Кошира впервые упоминается в духовной грамоте московского князя Ивана Ивановича в 1358 году. В 1480 году Кошира упоминается уже как город.
село Малино
село Малино впервые упоминается в духовной грамоте московского князя Ивана Ивановича в 1358 году. По традиции Малино и Малинские села в XIV-XV вв. принадлежали великим княгиням.
Лопастна, погост 4-х церквей
Впервые город Лопастна упоминается в 1175 году. В 1330-х годах город упомянут в духовной грамоте московского князя Ивана Даниловича Калиты, он отдавал его во владение князю Андрею Ивановичу. Позже город отошел к Рязанскому княжеству и был уничтожен. Утвердилось мнение, что древняя Лопастна находилась на месте Погоста Четырех церквей, который известен с XVI века.
волость Темна
Село Спас-Темня являлось центром волости Темна, которая относилась к Серпуховско-Боровскому княжеству. Волость впервые упомянута в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты в 1330-х годах. В XVII веке упоминается Спасский погост.
село Боршева, волость Брошевая
Волость Брошевая (Брашева) впервые упоминается в духовной грамоте князя Ивана Калиты 1330-х годов. Центр волости - село Боршева. Через волость шла Коломенская дорога "на Брашево", Брашевская дорога.
волость Деревни
Коломенская волость Деревни впервые упоминается в завещании московского князя Ивана Калиты в 1330-х годов. Центр волости находился там, где позднее существовал погост Рождественский в Деревнях. В одном из списков "Сказания о Мамаевом побоище" дорога Болвановская названа также Деревенской, а значит она проходила через волость Деревни.
Боровский перевоз
Боровский перевоз у Боровского кургана - древнейшее московское урочище. Первое упоминание "красного Боровского перевоза" находим в "Сказании о Мамаевом побоище". Через Боровский перевоз шла Коломенская дорога "на Брашево", Брашевская дорога.
монастырь Николы на Угреше
Николо-Угрешский монастырь был основан по преданию Дмитрием Донским, когда он возвращался с Куликова поля по Болвановской дороге.
урочище Болвановье
Болвановская дорога на Коломну, которая впервые упоминается в "Сказании о Мамаевом побоище", литературном памятнике, датируемом XV веком, шла через урочище Болвановье. Сказание повествует о походе князя Дмитрия Ивановича на Куликово поле, который состоялся в 1380 году.
урочище Котел
Урочище Котел, Котлы получило своё имя по Поклонной горе, которая находилась у позднейшего селения Верхние Котлы. Название урочища относилось ко всем окрестности, по нему получила своё имя и речка Котел. Первое упоминание урочища находим в "Сказании о Мамаевом побоище", где говорится, что князь Дмитрий Иванович пошел на Куликово поле дорогою на Котел.
село Колычёво
Через село Колычево проходила древняя Колычевская дорога на Коломну. В духовных грамотах московских князей упоминаются селения разных волостей с данным именем, но трудно сказать, какие именно села имелись ввиду. Возможно, впервые селение на Пахре упомянуто в духовной грамоте Серпуховского князя Владимира Андреевича в начале XV века. С другой стороны, документы XV века упоминают дорогу Колычевскую, а значит в это время село называлось Колычевским. Можно с уверенностью сказать, что оно существовало уже в XIV веке и скорее всего принадлежало роду Колычевых. Последний известный владелец села - Григорий Иванович Колычев в XVI века завещал село Богоявленскому монастырю, что не было исполнено.
Фроловский ям?
Через селение Фроловский ям проходила древняя дорога на Каширу, в XVII веке она называлась Фроловской дорогой, или Фроловкой. Эту дорогу позднее продублировала Каширская дорога, которая изначально шла на Коломну. Название населенного пункта в древности до нас не дошло, упоминание фроловских ямщиков находим в 1543 году в жалованной грамоте Ивана Грозного Симонову монастырю, которая указывала крестьянам монастырских сел Коробова и Жданского стоять на яму только две недели в году (Акты Симонова монастыря. М., 1983. С. 87). То есть, в в XVI веке Фроловский ям уже существовал.
село Жирошкины деревни
Село Жирошкино, вероятно, впервые упоминается в духовной грамоте Московского князя Дмитрия Ивановича.
село Добрятинское
Село Добрятинское впервые упоминается в духовной грамоте Дмитрия Ивановича: "А на стариший путь сыну моему Князю Василью Василцево сто и Добрятиньская борть съ селомъ зъ Добрятиньскимъ".
урочище Крутицы, монастырь
В духовной грамоте московского князя Ивана Ивановича за 1358 год упоминается Богородицкий монастырь на Крутицах (А исъ тамги исъ Коломеньское четвертую часть далъ есмь къ святей Богородици на Крутицю). В XV веке в духовных грамотах упоминается луг на Москве-реке под Крутицею, последнее его упоминание относится к 1506 году (ДДГ. С. 195, 250, 342, 344, 407). Крутицами, судя по всему, называлась вся местность от Крутицкого монастыря до Симонова монастыря по расположенным здесь возвышенностям. Один луг был расположен под горой у Симонова монастыря, другой же луг мог находится только на месте пруда под Новоспасским монастырем.
село Талежское
Село Талежское впервые упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты в 1330-х годах. Село было завещано князю Андрею Ивановичу.
город Серпохов
Село Серпоховское впервые упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты в 1330-х годах. Оно было завещано князю Андрею Ивановичу. В 1374 году начинается строительство деревянного кремля. Город Серпухов являлся центром Серпуховского княжества.
Тухачев?
Волость Тухачев впервые упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты в 1330-х годах. Волость была завещана князю Андрею Ивановичу, после чего долгое время относилась к Серпуховско-Боровскому княжеству. Центр волости мог находится на месте села Шубина, через которое шло несколько дорог в XVII веке.
Растовец
Волость Растовец впервые упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты в 1330-х годах. Волость была завещана князю Андрею Ивановичу, после чего долгое время относилась к Серпуховско-Боровскому княжеству. Центр волости находился на месте позднейшего Борисоглебского погоста в Растовцах.
село Костантиновское
Село Константиновское впервые упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты в 1330-х годах. Оно было завещано старшему сыну Семену Ивановичу. Село тянуло к Острову и Ирининскому, поэтому считается, что оно было именно здесь. Однако надо иметь ввиду, что в этом районе было и другое Константиновское, рядом с Коробовом Симонова монастыря.
село Копотенское
Село Копотенское - позднее Капотня - впервые упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты в 1330-х годах. Оно было завещано старшему сыну Семену Ивановичу.
село Орининское
Село Ирининское впервые упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты в 1330-х годах. Оно было завещано старшему сыну Семену Ивановичу.
село Островское
Село Остров впервые упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты в 1330-х годах. Оно было завещано старшему сыну Семену Ивановичу.
Лукомна
Лукомский стан документально известен с 1540-х гг. Лукомна - центр Лукомского - стана впервые упоминается в писцовой книге 1627 года. К селению вела Лукомская дорога, которая шла в древний город Перемышль-Московский. Археологические раскопки Городище в Луковне показали существование здесь укрепленного поселения в XIV-XVII вв. Можно предположить, что населенный пункт с таким названием и одноименная дорога появились не позже XIV века.
город Перемышль
Село Перемышльское впервые упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты в 1330-х годах. Оно было завещано князю Андрею Ивановичу, после чего долгое время относилось к Серпуховско-Боровскому княжеству. В 1370 году упоминается уже город Перемышль.
село Битягово
Древнее село Битягово впервые упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты в 1330-х годах. Оно было завещано князю Андрею Ивановичу, после чего долгое время относилось к Серпуховско-Боровскому княжеству.
село Ясеневское
Село Ясеневское впервые упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты в 1330-х годах. Оно было завещано князю Андрею Ивановичу, после чего долгое время относилось к Серпуховско-Боровскому княжеству.
село на речке Коломенке
В духовной грамоте Ивана Калиты упоминаются "два села Коломенскии", которые были завещаны великой княгине. Возможно имелись ввиду селения на речке Коломенке. В духовной грамоте внука Ивана Калиты Володимера Андреевича упоминается село Поповское на Коломенке с мельницей, позже здесь находилась деревня Грайвороново Симонова монастыря.
село Ногатинское
Древнее село Ногатинское впервые упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты в 1330-х годах. Оно было завещано князю Андрею Ивановичу, после чего долгое время относилось к Серпуховско-Боровскому княжеству.
село Коломенское
Великокняжеское село Коломенское впервые упоминается в завещании Ивана Калиты в 1330-х годах. Оно было завещано князю Андрею Ивановичу, после чего долгое время относилось к Серпуховско-Боровскому княжеству.
Даниловский погост
Даниловский монастырь был основан князем Даниилом Московским в конце XIII века. В 1330 Иван Калита переводит братию в Кремль, в монастырь Спаса на Бору. Даниловский монастырь перестал существовать, на его месте находился погост с церковью Даниила Столпника.
Симонов монастырь
Симонов монастырь основан племянником Сергия Радонежского Федором в 1370-х годах. В 1379 году по преданию он был перенесен на новое место, где находится и по сей день. А на старом месте существовала зависимая от него обитель. Есть версия, что на новом месте монастырь был основан первоначально, а затем была основана рядом небльшая обитель. Название же Старое Симоново относится к населенному пункту - первоначальному местонахождению села Симонова.
Старое Симоново, монастырь
Симонов монастырь был основан по преданию в 1370 году на месте, которое издревле носило имя Симоново. По преданию в 1379 году монастырь был перенесен на новое место через овраг. На старом месте монастырь не был упразднен и существовал под именем Старого Симонова монастыря. Однако, возможно, топоним Старое Симоново относится к населенному пуункту, а не к монастырю.
село Даниловское
Даниловский монастырь был основан князем Даниилом Московским в конце XIII века. В 1330-х гг. Иван Калита переводит братию в Кремль, в монастырь Спаса на Бору. Село Даниловское существовало в ХIV—ХV вв., что подтверждается археологически. В середине ХV в. оно впервые упоминается в актовом материале (запись о душегубстве).
Разъезд двух частей волостти 1401 года23 км
Без названия18 км
Без названия61 км
Без названия10 км
Дорога на Калугу через Оболенск, гипотеза10 км
Калужская дорога45 км
Калужская дорога42 км
Боровская дорога18 км
Боровская дорога64 км
Боровская дорога13 км
Калужская дорога19 км
Граница между Коломенским и Нагатинским: от Заборья на усть Нагатинской заводи.5 км
дорога8 км
Дорога от Растуновой слободки на Серппуховскую дорогу и далее от Бадеевской слободки в Боровск через Рыжково. Дорога известна по межевым книгам XVII века.54 км
дорога Береговая, можно было проехать от Калуги до Коломны64 км
поворот с Колычевской дороги на Малино и Каширу29 км
дорога из Коломны в Каширу43 км
дорога из Каширы на Малино25 км
дорога из Хатуни на Малино27 км
дорога из Серпухова в Хатунь и далее на Каширскую дорогу48 км
дорога Малинская65 км
дорога на Оболенск24 км
дорога из Серпухова в Боровск через Оболенск84 км
дорога из Серпухова в Боровск через Рыжково, на Степановский брод, сохранилась в описаниях XVII века. Дорога вела через волости Нивна и Темна.76 км
дорога из Перемышля на Степановский брод на Рыжково, далее можно было проехать в Оболенск или в Боровск. Гипотеза.37 км
дорога Теменская, или Теменка, вела в волость Темну, центром которой являлось село Спас-Темня на Наре. Волость впервые упоминается в духовной грамоте князя Ивана Калиты, который завещал её своему сыну Андрею Ивановичу, после чего она отошла к Серпуховско-Боровскому княжеству. Дорога Теменка в XVII веке являлась ответвлением Калужской дороги. Дорога плохо изучена. Известно, что через Спас-Темню шла дорога из Серпухова к Степановскому броду на Рыжково, далее можно было добраться до Боровска или до Оболенска.50 км
дорога Каменская, или Каменка, вела в село Каменское на Наре. Село "Каменичьское" впервые упоминается в духовной грамоте князя Ивана Калиты в 1330-х годах. После Каменского дорога переправлялась через Нару и вела в Боровск, а следовательно она была древней Боровской дорогой.92 км
дорога Ясеневская вела в древнее великокняжеское село Ясенево, которое впервые упоминается завещании московского князя Ивана Калиты в 1330-х годах. В XVII веке дорога стала называться Шаболовской, по сельцу Шашебольцову, котороые находилось рядом с Зюзином. Позднейшая Ясеневская дорога, зафиксированная на плане Генерального межевания XVIII века, не совпадает с древней трассой дороги, которая уже в XVII веке была заброшена.16 км
дорога Коломенская Болвановская шла через урочище Болвановье, затем отделялась от Коломенской Брашевской дороги и шла мимо Капотни и Николо-Угрешского монастыря. Последнее ёё упоминание находим в межевой книге села Лыткарино. Как шла дорога далее неизвестно. Так как в одном из вариантов "Сказания о Мамаевом побоище" дорога названа Деревенской, можно продолжить её до волости Деревни, которая находилась выше Кочиной Горы. Вероятно, дорога исчезла до XVII века, а в глубокой древности дорога могла идти четко вдоль левого берега Москвы-реки до переправы на другой берег, которая находилась недалеко от Боровского перевоза.79 км
дорога Коломенская "на Брашево", или Брашевская дорога, шла через Боровский перевоз и через Коломенскую волость Брашево. Впервые упоминается в "Сказании о Мамаевом побоище".100 км
дорога Колычевская, или Колычевка, вела через село Колычево на Пахре на Коломну.100 км
дорога Фроловская, или Фроловка, вела через Фроловский ям на Растуново, далее на Каширу. Но Кашира в качестве города появилась в более позднее время, скорее всего Фроловка использовалась в качестве пути в Рязанские земли. Позднее Фроловскую дорогу продублировала Каширская дорога, которая первоначально вела на Коломну.96 км
Дорога Растовская, или Растовка, вела в волость Растовец на Пахре, далее на Хатунь (впервые упоминается в 1401 году), далее в древний город Лопастню на Оке.100 км
Дорога Лукомская, или Лукомка, вела по данным XVII века в Лукомну на Пахре и далее в исчезнувший город Перемышль-Московский. Можно с уверенностью предположить, что из Перемышля была дорога на Боровск, которая шла через Рыжково на Наре, и дорога на Серпухов, то есть в города Серпуховско-Боровского княжества.37 км
Волость Ефимовская XVII века. Около 1462-1480 года датируется жалованная грамота царя Ивана Васильевича Карамышеву на управление слободами Ефимьевской Ярцова и Косиловской в Боровском уезде (АСЭИ, т.1, № 74, с. 108). Волость Ефимовская упоминается в районе речки Венешки в приправочной книге за 1613 год (РГАДА, ф. 1209, оп. 1, д. 16, л. 208 об.).
Волость Лужецкая по книгам XVII века.
Волость Локна - Село Афанасьевское в Локне - упоминается в 1486 году в духовной грамоте князя Михаила Андреевича (ДДГ, с. 302).
Древнняя волость Путынь упоминается в документах времен Ивана III. Очевидно, находилась она по течерию речки Путынки (РИО, т. 35, с. 119, 137).
Волость Гремичи впервые упоминается в договоре Дмитрия Донского с Володимером Андреевичем и в духовной грамоте Дмитрия Донского. Упоминается в документе также село Ивановское Васильевича в Гремичах (ДДГ, с. 23, 35).
Турова гора?
Волость Холхол, Холохолна вместе с волостями Веприя и Заячков известна с 1350-х гг. (АСЭИ, т.1, с. 351).
Волость Бубол впервые упоминается в духовной грамоте Володимера Андреевича в 1401 году (ДДГ, с. 47).
Волость Вепрейка известна с 1350-х годов, упоминается в духовной грамоте Володимера Андреевича в 1401 году (АСЭИ, т. 1, с. 351; ДДГ, с. 47).
Волость Ловышина впервые упоминается в духовной грамоте Володимера Андреевича в 1401 году (ДДГ, с. 47).
Стан Лужецкий. Город Лужа впервые упоминается в 1382 году. В духовной грамоте Володимера Андреевича в 1401 году перечисляются лужецкие волости: Ловышина, Вепрейка, Бубол, Турьи горы, Маковец и другие (ДДГ, с. 29, 31, 47).
Волость Сушевская впервые упоминается в 1374 году (ДДГ, с. 23, 35).
Волость Гордошевичи впервые упоминается в духовной грамоте Семена Ивановича (ДДГ,с. 13, 23, 35).
Волость Угодка. Первое упоминание относится к 1488 году, вместе с Репенкой принадлежала князю Михаилу Андреевичу Верейскому (АСЭИ, т.1, № 504 с. 383, № 604, № 608 с. 515).
В духовной грамоте Ивана Красного упоминается село на Репне в Боровесце. Затем в духовной грамоте Дмитрия Донского упоминается село Репинское (ДДГ, с.15, 35). Разъезд Репинской земли от Угодской 1488 года (АСЭИ, т.1, №504, № 604, 608).
волость Галичичи
Без названия
Без названия
речка Клеменка
речка Нивенка
Озеро Долгое.
Впервые упоминается в 1401 году в духовной грамоте князя Серпуховско-Боровского Володимера Андреевича, было завещано княгине Елене Ольгердовне. Озеро Долгое на устье Лопасни сохранило свое название на протяжении длительного времени.
Озеро Хрепелево. Впервые упоминается в 1401 году в духовной грамоте князя Серпуховско-Боровского Володимера Андреевича, от озера Хрепелева начинался разъезд Хатунского княжества с Серпуховским. Озеро с варьирующим названием упоминается в документах более познего времени, отмечено на картах вплоть до XX века.
Черторый
речка Неглинная
речка Радыль
Дикое
Поклонная гора у Серпуховской дороги по форме напоминала перевернутый котёл, отсюда и пошло название всей окружающей местности: Котёл, Котлы. В 1390 году в Москву пришел митрополит Киприн: "и прiиде къ Москве в великое говѣние, на Средокрестной недѣлѣ…И срѣте его самъ князь велики Василей Дмитреевич съ матерiю своею великою княгинею Евдокѣею, и з братьею, и з бояры, и со всѣми христiаны, на Котле..." Поклонная гора упоминаетя в летописях: в 1508 и в 1515 году здесь встречали крымских послов. Была срыта в советское время.
Боровский курган. Название известно с начала XIX века. Очевидно, что имя урочище получило в глубокой древности.
луг деревни Кожуховой
Луга по реке Москве, в XVII веке лугами владели ямщики Коломенской ямской слободы, Великий государь, Симонов монастырь, Даниловский монастырь. Та же картина была и в период Генерального межевания. Быть может, в древности все заливные луга находились во владении Великого князя, в летописи за 1431 год сказано, что 15 августа князь Василий Васильевич отправился в Орду, "и пошел к Орде в тот же день; а обедал на своем луге против Симонова под перевесьем, и пошел в путь свой".
луг Николо-Перервинского монастыря
Луга у деревни Печатниковы, в период Генерального межевания числились за: Ириной Федоровной Хитровой, Коллегией экономии, Рогожской ямской слободой, деревней Гравороны, деревней Батюниной (надел носил архаичное название -Ловчая десятина), Новоспасским монастырем.
луга у озера Кривая Баба, в период Генерального межевания были во владении: Коллегии экономии, Николо-Перервинского монастыря, Крутицкого архиерея, Златоустовского монастыря.
луга у Студенца, владения Симонова монастыря, Коломенских ямщиков, Новоспасского монастыря, Знаменского монастыря.
Тюхольский луг с озерами Симонова монастыря упоминается с XVI века (Пассек В.В. Историческое описание Симонова монастыря. М., 1843. С. 171).
Луг под Симоновым монастырем, в период Генерального межевания числился за: Крутицким митрополитом, Покровским монастырем, Коллегией экономии. В 1503 году в духовной грамоте князя Рузского Ивана Борисовича упоминиается луг под Симоновым, половина которого завещалась князю Волоцкому Федору Борисовичу (ДДГ. С. 352). За последним числился луг на реке Москве под Крутицею, который князю волоцкому достался от отца Бориса Васильевча, а ему в свою очередь от Василия II. Луг под Крутицким монастырем мог находится только на месте пруда под Новоспасским монастырем, а Крутицами, судя по всему, могла называться вся местность между Крутицким подворьем и Симоновым монастырем.