Археология в музее – это находки на месте древнего городища, обосновавшегося на берегу озера 10 тысяч лет до нашей эры. Коллекция небольшая и представляет собой как бы срез всех исторических эпох Полесского края от глубокой древности до наших дней. Есть в ней кремневые скребки, фрагменты каменного топора и ножа. Из Средневековья – наконечники арбалетных стрел, пластины кремневых ружей, монеты. Расцвет этого места пришелся именно на Средневековье. Выросшее из городища поселение Вядо несколько веков было центром Вядской волости, говоря современным языком, – районным центром. И озеро тогда называлось Вядо. Было свое местное производство глиняной и стекольной посуды, осколки которой сегодня также стали музейными экспонатами.
Одна из двух комнат музея отведена под этнографию Полесья. Представление о домашнем быте «людей на болоте» можно составить по небольшому уголку с иконами, лавой-кроватью, сундуком-куфаром, ткацким станком. Один из старейших экспонатов – железная кровать, которой более 100 лет. Конечно, не в каждом крестьянском доме была такая «мэбля», но все же встречалась. Как и детская коляска, которую местный умелец смастерил так, что она легко становилась «колыской», которую подвешивали к потолку хаты. Умели полешуки привносить красоту в, казалось бы, самые прозаичные вещи. Есть в коллекции музея замечательный, даже по-своему изысканный металлический подсвечник в виде цветка. Выковал его неизвестный кузнец из деревни Сомино. А если приглядеться к скромно стоящей в уголке прялке, то можно заметить на ее станине искусно вырезанное изображение музыкальной скрипки. Или вот взять рыбацкие поплавки на сети, сделанные из бересты. Сегодня по прямому назначению такие уже никто не применяет, но у туристов они пользуются популярностью как сувениры и брелки.
В музее-хате можно ознакомиться и с различным рабочим инструментом полешука. Есть там даже самодельные измерительные приборы – циркули да линейки. На почетном месте – старинный кованый топор склют, который использовался для обтесывания бревен, изготовления бруса. Он размерами гораздо больше обычного топора и соответственно тяжелее. Махать таким – тяжкий труд.
Побывать нужно и в стоящей рядом с музеем деревянной часовне, построенной Вениамином Бычковским в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы и в память безвинно убиенных жителей деревень Бобровичи, Вядо, Тупичицы, Красница.
– В сентябре 1942 года нацисты, проводившие карательную операцию, сожгли деревни вместе с людьми, погибли 1335 человек. После войны Бобровичи отстроились заново, остальные так и не возродились, – рассказывает Вениамин Николаевич. – Часто бывая в тех местах, пропустив через себя ту страшную трагедию, я решил сделать колоколенку и каждое 13 сентября звонить в колокола. Чтобы не забывали, помнили. Строил часовню 10 лет… Сначала сам мастерил. Постепенно подключились добрые люди, церковь и совместными усилиями часовню удалось достроить. Уже три года на ночную литургию с 21 на 22 июня сюда приезжают паломники, а 13 сентября, в день, когда сожгли деревню Бобровичи, здесь проходит большая панихида…
Памятный знак жителям д. Красница, сожженой немецко-фашистскими оккупантами 10 сентября 1942 года
Деревня Красница находилась в 3 км к западу от д. Выгонощи.
Во время карательной операции «Болотная лихорадка - Юг - Запад», которую с 12 сентября 1942 г. в районе Ивацевичи - оз. Бобровичское - Добромысль проводили 8-й и 10-й полки 1-й пехотной дивизии СС против партизан, фашисты окружили д. Красница, уничтожили 90 жителей и сожгли все 16 дворов.
Деревня не восстановлена.
В 1950 г. на месте сожжённой деревни установлен обелиск.
Увековечена в мемориальном комплексе «Хатынь».
Памятник на месте массового расстрела евреев г.п.Телеханы
Оккупация Телехан и создание гетто
К началу войны евреи составляли почти половину населения Телехан, включая евреев-беженцев из оккупированной немцами Польши. Посёлок был захвачен немецкими войсками 27 июня 1941 года, и оккупация длилась более 3-х лет — до 10 июля 1944 года. Из местных евреев только немногие (в основном, молодёжь), успели уйти на восток.
Несколько дней до прихода немцев в поселке было безвластие, и местные мародёры грабили всё, что осталось в магазинах и у евреев: «С топорами и ножами в руках они врывались в еврейские дома, потрошили шкафы и сундуки. Мужики и бабы тащили тюки с костюмами, мехами, коврами. Хватали хозяйственную утварь, даже мебель. Кто сопротивлялся — безжалостно избивали. Появились бежавшие из тюрем уголовники, знавшие зажиточных евреев. Они издевались над ними, вымогая золото и валюту. Грабёж продолжался два дня, и сельская мразь стала врываться в дома христиан».
Сразу после захвата Телехан немцы расстреляли трёх евреев (Гершула Коэна, Изю Шлябмана и Лейба Костринского), которые хотели бежать и которых выдали местные жители. Первый приказ немецкого коменданта Телехан относился только к евреям, которым предписывалось пришить на правой стороне груди и на левом плече жёлтую шестиконечную звезду. Встречая немца, они должны сойти с тротуара на проезжую часть, снять головной убор и поклониться. За невыполнение этих указаний следовал расстрел.
Первым действием оккупантов было создание полиции из местных коллаборационистов — большей частью из уголовников-садистов. Например, один из них, некий Викторович «однажды ударил проходившую еврейку и упавшую, в крови, заставил слизывать пыль с сапога. Затем он застрелил несколько евреев».
Реализуя нацистскую программу уничтожения евреев, немцы организовали в местечке гетто и приказали евреям создать юденрат, через который отдавали распоряжения и передавали требования о «контрибуциях». Председателями юденрата оккупанты назначили Авраама Левина и Моше Каплана. Нацисты и полицаи часто издевательски заставляли евреев выполнять бессмысленные тяжёлые работы, до смерти избивая их при этом. Также евреев постоянно унижали самыми дикими способами — например, заставляли руками вычерпывать фекалии из уборной.
Уничтожение гетто
5 августа 1941 года в Телеханы прибыла кавалерийская часть СС во главе с оберштурмфюрером СС Густавом Ломбардом. Следующим утром к нему привели пятерых евреев как представителей общины и он приказал, чтобы до конца дня каждый еврейский дом сдал сто килограммов овса для лошадей и тысячу долларов. Совершенно невыполнимый приказ привёл евреев в отчаяние, а немцы и «бобики» (так в народе презрительно называли полицаев) прошли по еврейским домам и грабили всё хоть сколько-нибудь ценное.
Утром 7 августа эсэсовцы и полицаи с побоями и издевательствами выгнали евреев из домов и загнали в бараки. Малейшее сопротивление, намерение побега или попытка спрятать детей пресекались избиениями до смерти. Затем немцы отобрали более молодых и крепких евреев, и заставили их вырыть длинные глубокие траншеи шириной 2 метра. После этого всех евреев вывели из бараков, построили в колонну и повели по улице Костельной. Крестьяне, которых немцы заставили засыпать ямы после расстрела, рассказали, как происходила «акция» (таким эвфемизмом гитлеровцы называли организованные ими массовые убийства). Евреев группами пригоняли к ямам и заставляли по лестницам спускаться на дно. Обреченных людей укладывали ровными рядами лицом к земле, а потом расстреливали из пулемёта. Детей ставили на колени на краю ямы, расстреливали и сталкивали вниз. Так продолжалось, пока не наполнялась каждая яма.
Остатки имущества убитых присвоили многие из местных жителей. На братской могиле евреев Телехан, слегка присыпанной песком, ещё долгое время стаи птиц расклёвывали тела убитых, а группа местных жителей выкапывала трупы в поисках золота.
Памятник на месте разгрома немецкого гарнизона
Памятник на месте разгрома немецкого гарнизона
Мемориальная доска на месте разгрома немецкого гарнизона в январе 1944 года.
Место нахождения: улица 1 мая (территория Телеханской средней школы).
Установлен типовой памятник к 20-летию Победы в Великой Отечественной войне.
В декабре-январе 1944 года 99-я партизанская бригада имени Д.Т.Гуляева передислоцировалась из Глуского района в Телеханский и была включена в состав Брестского партизанского соединения. Была установлена связь со штабом местной партизанской бригады и выяснено, что в посёлке находится укреплённый немецкий гарнизон из 200 хорошо вооружённых гитлеровцев. Разработанный партизанами план операции начинался с атаки на фашистский гарнизон ударной группы из 40 человек – и немцы отступили!
Около трёх недель находились партизаны в посёлке. Фашисты неоднократно предпринимали попытки отбить Телеханы, но все они заканчивались неудачей. И только когда враг стал бомбить посёлок, партизаны решили покинуть его, чтобы не подвергать смертельной опасности мирных жителей, их дома и имущество. После ухода партизанской бригады, посёлок опять захватили немцы.
Окончательное освобождение райцентра Телеханы, а затем и всего района произошло совместными усилиями партизан и красноармейцев 10 июля 1944 года.
В 90-х годах памятник был обновлён: установлена новая мемориальная доска, облагорожена прилегающая территория. Шефство над памятником принадлежит Телеханской средней школе.
Курган Славы
«Курган Славы»
Традиционным типом мемориалов и памятников всенародному подвигу являются Курганы Славы (курганы Вечной Славы и Бессмертия) – земляные насыпи с архитектурным или скульптурно-художественным оформлением.
Курган Славы воздвигнут по улице Советской (западная окраина Телехан) в 1967 году в честь советских воинов и партизан, которые освобождали поселок от немецко-фашистских захватчиков. Представляет собой земляную насыпь с мемориальным архитектурным оформлением.
В тяжелейшей войне 1941-1945 года белорусский народ понес огромные жертвы. Память павших солдат увековечена во множестве памятников на братских воинских кладбищах и могилах в городах и сельских населенных пунктах. Воздвигнуты мемориалы и памятники мирным жителям – жертвам Великой Отечественной войны.
Территория Телеханского края была полностью оккупирована фашистскими формированиями 26 июня 1941 года. За годы оккупации здесь погибли 3226 мирных граждан. Именно на наших землях были уничтожены вместе с жителями 4 из 6 деревень всего района с такой же печальной участью: Вяда, Красница, Тупичицы, Бобровичи. Возродится к новой мирной жизни смогли лишь Бобровичи. Это наша история. И мы должны ее знать и помнить.
В г.п. Телеханы находятся Курган Славы, который отражает историю жителей поселка и всего белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.
Братские могилы
Обелиск на братской могиле погибших воинов и партизан
В сквере в центре поселка находится братское кладбище советских воинов и партизан. В 10 братских могилах здесь были захоронены погибшие в годы войны: первоначально были установлены имена 41 человека, а по данным на 1991 год – уже 63-х – 47 партизан и 16 военнослужащих Красной Армии. Среди похороненных – партизаны 99-й бригады им. Д.Т. Гуляева и войны 138-го гвардейского стрелковой дивизии, которые 10.07.1944 освобождали г.п. Телеханы от врага.
В 1952 году на кладбище был установлен стандартный обелиск, увенчанный пятиконечной красной звездой, который в 1989 году заменила мемориальная архитектурная композиция из железобетона.