Красивое место для прогулок, интересно наблюдать когда в шлюзовую судно заходит, что бы перейти порог.
Полностью весь макет канала со шлюзовыми есть на речном вокзале, можно его не только посмотреть но и пройтись по нему )
Вот контроль за строительными работами был, 80 лет прошло, а всё работает. Шлюзами поднимают корабли на 35 метров от Москва-реки, до Химкинского водохранилища. На самой Москва-реке работает ГЭС с перепадом 6 метров. В начале канала, на Волге, сооружены были два пямятника, Ленину и Сталину, так Иосифа Виссарионыча разрушили после речи Хрущёва на 20-м съезде партии, а *** остался.
В июле была на экскурсии с водной прогулкой и шлюзованием посвященной строительству канала "Москва-Волга" Погода в этот день была прекрасная-светило солнце и было жарко. Теплоход наш был не большой но с открытой палубой и забронирован только на нашу группу. Очень приятно было в такой жаркий день быть на воде-прохладный ветерок освежал и сам канал был внушительных размеров-нас даже покачивало на волнах . Но самое интересное началось когда мы вошли в шлюз и за нами закрылись ворота шлюза. Мы шли вниз по течению и вода в шлюзе стала убывать-теплоход стал опускаться вниз шлюза как в колодец. Когда вода достигла нужного уровня выходные ворота шлюза открылись и мы продолжили путь. Обратно плыли тоже через шлюз то теперь уже вода прибывала в "колодец" большими волнами и пена расходилась по всему шлюзу. Теплоходик довольно сильно качался на волнах и продолжал подниматься вверх. Я не когда не видела процесса шлюзования и смотреть на это было очень интересно. Были мы и в музее канала. В нём собрано всё что удалось сохранить о строительстве канала. Конечно сохранить удалось немного-много документов было уничтожено и многие люди которые могли бы предоставить какие либо данные расстреляны. И руководители работ и простые рабочие. Строительство канала велось в Сталинскую эпоху в основном силами заключённых ГУЛАГА. Слушать рассказ о том как велись работы было тяжело и в общем то удовольствие от поездки у меня лично было подпорчено. Люди жили и работали в не человеческих условиях. Техники им не давали. Канал строился в основном в ручную с помощью лопат и мотыг-летом в жару и зимой в холод люди работали и никто особо не заботился об их снаряжении. -например об удобной и тёплой одежде. Работали летом в сырости-по колено в грязи и одежда на работниках водопела насквозь. Казармы где жили осуждённые ГуЛАГА все продувались насквозь. В них было влажно и холодно и часто высушить одежду за ночь было просто не реально. И утром люди опять надевали на себя ту же мокрую одежду. Кормили людей очень плохо. В основном растительная еда. И смертность среди строителей канала была огромной!!!! Люди умирали прямо в процессе работы-не выдержав не померной нагрузки и невыносимых условий. Много было и самоубийств и отравлений среди рабочих. Собирали по берегам канала ядовитые растения делали из них отвары. Делали концентрированные солевые растворы и выпивали.. были попытки побегов- но если людей видели на этом охранники то убивали на месте. В стенах канала до сих пор находят замурованные записочки заключённых. Не ясно сколько людей умерло при строительстве канала-кто говорит 200 тысяч человек а кто то говорит что в разы больше. Документов нет и правду сейчас восстановить не возможно. Несчастные люди. Ведь в ГУЛАГпопадали не только воры и *** но и реперессированные люди не поддерживающие данный режим. Взошли эти люди на свою собственную Голгофу. ..... пусть покоятся с миром. ....они на этом свете своё уже отстрадали. Всем погибшим при строительстве канала сейчас на берегу установили большой крест. В целом экскурсия очень понравилась и музей и канал . Но это если не учитывать тяжёлый рассказ о строительстве этого самого канала.