Свыше трехсот лет она украшает город. История церкви в Останкино Живоначальной Троицы неотделима от истории российской столицы. Данный православный храм является важнейшим памятником культового старорусского зодчества, одной из кульминационных точек в развитии стиля «московское узорочье». Церковь в Останкино относится к Русской Православной церкви (Троицкому благочинию Московской епархии). Является частью комплекса памятников, представляющих музей-усадьбу «Останкино». Храм основан Щелкаловым Василием Яковлевичем, влиятельным думным дьяком и государственным деятелем при царе Иоанне IV, в 1558 году. Дата первого упоминания – 1584 г. Строилась церковь в период с 1677 по 1692 гг.
Прекрасная! Местоположение, архитектура, история, намоленность…- невероятные! Всегда благостно здесь. В праздничные дни очень, конечно, переполнена. Но огорчаться этому - грешно. Замечательная трапезная рядом. Рядом усадьба Шереметевых. Девиз этого благородного рода: «Бог хранит все». Пусть хранит и дальше и Храм, и усадьбу, и Ботанический сад, и нашу любимую Москву
Храм расположен в непосредственной близости от усадьбы Шереметевых в Останкино. Имеет три придела: северный придел, освященный 3 февраля 1683 году во имя Тихвинской иконы Божией Матери, южный - во имя св. Александра Свирского, освящен 1 августа 1691 года; центральный - во имя Живоначальной Троицы, освящен 3 июня 1692 года. Не раз знатные особы, в том числе и члены царской семьи останавливались по пути в Троице-Сергиеву Лавру в усадьбе в Останкино, молились в храме. Известно, что в 1856 году перед прибытием императора Александра Второго «для жительства в доме местного владельца и говения в храме села Останкина» иконостас был возобновлен, иконы в нем поправлены. Иконостас церкви Троицы Живоначальной в Останкине интересен тем, что состоит из девяти ярусов, рамки на иконах оформлены сквозной высокой золоченой резьбой; колонки, перехваченные на треть от основания барочным кольцом, витые или обвитые резными виноградными лозами.
Храм очень красивый с множественным декором, распространенного для времени постройки: киотцы, гирьки, арочки, ширинки, кувшинчики, балясины, розетки. Многообразие создается за счет повторения этих элементов в разной последовательности друг с другом. Декор преимущественно сосредоточен в наличниках, вертикальных угловых лопатках. Этот стиль получил название русское или московское узорочье, который сформировался в XVII веке в России.