,2икб цом. 1Д2Л095 Таким образом, при использовании 1пунтовых КБ в пусковых режимах напряжение на чих составит (1,4-2,2)1) „„ g причем меньшее значение отвечает наиболее важному случаю пуска с ог раниченными до 21 пусковыми токами. Учитывая кратковременность пе ренапряжений при пусках и относител ю но малое их число за срок службы КБ 7) о теКБ, - льи а КБ их ия, ом. их можно считать допустимьми. Для определения затруднений, обусловленных фактором перенапряжений, комплектацию батарей осуществляют из конден15 саторов, предназначенных для применения в установках продольной компенсации, которые допускают подобные и даже большие перенапряжения. Переключение КБ поперечной компен20 сации поясняется на примере фиг. 1. В исходном режиме пускаемый двигатель 2 отключен от сети Б 3, КБ собрана в звезду с помощью КА 6, КА 7 отключен. Вначале КБ 4 отключается от шин 1 25 В 5, затем отключается КА 6, который, учитывая его работу в.бестоковую паузу, может быть выбран в виде разъединителя. Далее включается КА 7, сое- ДИНЯКЯ1ИЙ через резисторы 8 фазы КБ 4 30 с фазными выводами статорной обмотки двигателя 2. Затем осуществляется пуск двигателя 2 включением В 5. Пусковые токи ограничиваются емкостным сопротивлением КБ 4, а резистор 8 35 обеспечивает отсутствие самовозбуждения двигателя при пуске. В случае пуска АД после завершения процесса его разгона подается команда на включение сетевого В 3 двигателя 2. В ре40 зультате двигатель оказывается непосредственно подключенным к сети, а КБ 4 разряжается в контуре КБ - резистор 8-КА7-ВЗ-В5. Резисторы 8 ограничивают разрядные токи, 45 обеспечивая необходимое время разряда. По завершении разряда КБ 4 она отключается от сети В 5, после чего в обесточенной цепи отключается КА 7 и включается КА 6, соединяя 50 трехфазную КБ в звезду. Процесс переключения заканчивается включением В 4 - восстанавливается первоначальная схема с подключенными к распределительным шинам 1 шунтовой КБ 4 и 55 двигателя 2. Процесс переключения КБ при пуске СД аналогичен. Однако перед включе-, нием сетевого В 3 он должен быть синхронизирован с сетью за счет по-- дачи возбуждения. Поскольку в предлагаемом способе пуска двигателя вектор напряжения на его зажимах и, соответственно,вектор внутренней ЭДС двигателя после завершения разгона при пуске не строго совпадает с вектором напряжения на шинах РУ, то при включении В 3 возможен дополнительный переходный процесс, отрицательно сказывающийся на режимах напряжения распределительного устройства. Для избежания этого вводится дополнительно блок 9, выявляющий разность напряжений на полюсах В 3. После окончания разгона двигателя 2 отключается вначале сетевой В 5, обесточивая тем самым разогнавшийся двигатель. Бестоковая пауза (выбег двигателя 2) длится до момента включения В 3. Этот момент выбирается таким образом, чтобы при включении В 3 векторы напряжения шин РУ и напряжения на зажимах выбегающего двигателя 2 совпали по фазе. Для выполнения указанных операций введен блок 10 - блок формирования команды на включение В 3 с некоторым опережением на собственное время срабатывания этого выключателя. Завершается цикл переключений КБ в случае применения дополнительных блоков 9 и 10 отключение Ю 7, включение КА 6 и пклюн( сетевого выключателя конденсаторной батареи В 5. В случае соединения трехфазной чунтовой КБ в треугольник последовательность операций переключения ана- лог ична, а реализующая его схема представлена на фиг. 2, где КА 6 вк.тшчен к рассечку цепи конденсаторо КБ, а зажимы соединений полюсов этого аппарата с конденсаторами в соответствующей фазной цепи КБ присоединен - ) к выводам резисторов. J рупповую КБ поперечной компенсации можно использовать для пуска все мощных п двигателей системы электроснабжения (СЭ). Для этого предлагается схема СЭ по фиг. 3, в которой дополнительно введены коммутирующие алпараты в цепях связи резистора и статорных цепей п двигателей. При поочередных пусках отдельных двигателей используется только один из указанных КА типа 7. 0 5 0 5 С целью расширения диапазон.- выбора емкостного сопротивления КБ в режимах пуска двигателей каждую фазу КБ А собирают из двух последовательно включенных конденсаторов (фиг. 4), причем резисторы 8 подключены к среднему выводу цепи соединения конденсаторов, в между крайними выводами установлен дополнительный КА 11. Если КД 11 в процессе пуска двигателя 2 держать разок;чнутым, то сопротивление КБ увеличивается. При предварительно замкнутом перед пуском КА 11 емкостное сопротивление КБ уменьшается вдвое при равенстве соседних частей КБ 4 и Д. Формула изобретения Способ пуска электродвигателя, установленного в маломощной сети, снабженной устройством поперечной компенсации, путем подключения конденсаторной батареи последовательно в цепь электродвигателя на время пуска и шунтирования ее после завер-- шения пуска, отличающийся тем, что, с целью повьшюния экономичности, исключения пропалов напря- жения и регулирования пусковой мощности, в качестве конденсаторной батареи используют конденсаторные ба- тареи поперечной компенсации, для чего перед пуском электродвигателя отключают выключатель поперсчнпи компенсации от денсаторные пенсации на сети, разделяю кон- батареи поперечной ком- отдельные конденсатор ные батареи по числу фаз, одни из выводов которых подключают к выво4 дам выключателя поперечной компен- сапии, другие через резисторы подключают к выводам электродвигателя, включают выключатель поперечной компенсации, который отключают после окончания пуска электродвигателя, измеряют векторы напряжения сети и напряжения на зажимах электродвигателя, в момент совпадения по фазе векторов напряжения сети и напряжения на зажямах э/1ектролриг ателл включают сетевой выключатель элект-- родвигателя, отключают цепь с резисторами от выводов электродвигдтеля, формируют кондекслторную батарею поперечной компенсации, пключают ее выключатель. сриг1 r № 6 J D П г.2 Фиг.з 47"/>SU1424095A1 - Способ пуска электродвигателя - Яндекс.Патенты