Лягушка в банке и Макарка на байдарке: как в старину предсказывали погоду
Самые необычные способы предсказать погоду
Люди тысячелетиями верили, а где-то и продолжают верить, что погода — это игра высших сил. Внезапная засуха или наводнение могли погубить урожай, а значит, и целые народы. Поэтому наши предки как никто понимали, что от погоды в прямом смысле зависит их жизнь, и пытались предугадать её по приметам, звёздам, животным.
Способы предсказать погоду были самыми разными. К примеру, существовало гадание по лягушке: амфибию сажали в банку с маленькой лесенкой и наблюдали за её поведением. Если лягушка карабкалась вверх, к суше, значит, погода будет хорошей. Если лезла в воду — к дождю.
Погодное гадание по лягушке. Источник: The Weather Channel
На Руси погодные приметы были буквально бесчисленными. На каждый день календаря могло приходиться по несколько примет. К примеру, Луна на Крещенье — к хорошему урожаю гороха, гроза на Пасху — к тёплой осени, 1 марта тёплый ветер — к дождливому лету.
Ещё наши предки много времени посвящали наблюдению и пытались отыскать самые разные природные взаимосвязи: например, звёздное небо предвещало на следующий день хорошую погоду, небо в туманной дымке — дождь, радужное свечение вокруг Луны — ветер. Когда громко пели сверчки, можно было ожидать жаркий день, когда муравьи прятались в муравейники — быть ливню. Если одуванчики и вьюны закрывались, а шишки прижимали чешуйки — это тоже предвещало ненастье.
Когда в Яндексе посмотрели архивные метеорологические записи и сверили их с приметами, выяснилось, что приметы в целом не работают. А половина работает с точностью до наоборот. Самой верной оказалась примета на Самсонов день, 10 июля: «На Самсона дождь — семь недель то ж». В Санкт-Петербурге она и вовсе сбывается в 91% случаев. А хуже всего работает примета на день Аксиньи, 8 февраля: «Какова Аксинья, такова и весна». Она не сбывается ни в одном регионе. Кроме того, статистика показывает, что это вообще один из самых неудачных дней для предсказания весенней погоды.
Шаманы и «погодники»
Шаманы почитались как люди, которые хорошо знали, понимали и чувствовали силы природы. Самый известный их инструмент — бубен — воспринимался далеко не таким простым, как на него сейчас принято смотреть. Бубен — символ неба, и считалось (а кое-где и продолжает считаться), что шаман может не только предсказывать погоду, но и с помощью бубна управлять ею — активизируя определённые части связанного с небосводом музыкально-мистического инструмента.
В Северной Америке были особые люди, которые назывались «погодники». Это были не шаманы, а просто старцы с большим опытом. В деревнях они давали советы старостам, которые потом указывали охотникам, когда лучше выходить на промысел.
Последним из известных таких предсказателей погоды был вождь деревни Ангик на острове Хокинс в северной части залива Аляска. И звали его Макарка Чемовицкий. Он внёс особый вклад в исследования Кая Биркет-Смита и Фредерика де Лагуны — американского и датского учёных, которые в 1930-х годах изучали быт и традиции коренного населения Аляски. Чтобы сделать прогноз, Макарка сначала часами лежал на земле, изучая скорость, направление и форму облаков. Он исходил из того, что ветры в нижних слоях атмосферы определяют погоду на текущий день, а ветры в верхних слоях атмосферы — движение крупных штормовых систем.
Далее он швартовал на берегу свою байдарку, чтобы изучить размер и направление волн. Изучение волн часто было очень сложным делом, поскольку штормы могут передавать большие волны на большие расстояния. Определение того, какие из них были действительно важными для прогнозов, требовало широких знаний и опыта.
Одним из ключевых параметров, на который обращали внимание «погодники», была скорость изменения характера волн с течением времени. С помощью этой информации они интуитивно определяли направление и силу штормовых движений. Также они ориентировались и на другие народные подсказки: количество росы, цвет восхода и заката солнца, поведение птиц, насекомых и активность приливов и отливов.
Птицы в небе. Эффект мурмурации. Источник: James Waincoast / Unsplash
А сто лет назад в первом издании книги бойскаутов погоду советовали определять, например, так: сухая трава ночью — к дождю перед рассветом, а сухая трава на рассвете — к дождю на закате.
В современном руководстве бойскаутов советуют обращать внимание на погодные приметы и при этом объясняют их. Например, если ласточки летают высоко, дождя в ближайшее время не будет, а связано это с тем, что ласточки ловят летающих насекомых. При высоком давлении воздуха, сопровождающем хорошую погоду, восходящие воздушные потоки могут поднимать насекомых в небо выше обычного. И наоборот: низкое давление воздуха, которое возникает в штормовую погоду, заставляет насекомых лететь близко к земле, а следовательно, ласточки будут следовать за ними. Поэтому когда птицы летят низко — это к дождю.
Как зарождалась метеорология
Индийские философы уже 5 тысяч лет назад вели философские рассуждения о погоде и изучали причины, по которым появляются облака и дожди. Это была ещё не метеорология в чистом виде, но её зарождение.
Предвестники метеорологических рядов данных появились впервые в Китае 3500 лет назад. Записи велись каждый день, и по ним отслеживали, когда случались дожди и снегопады, перепады температур и пыльные бури.
Около 2000 лет назад в том же в Китае стали особо тщательно на государственном уровне вести отчёты об осадках, ведь от них зависели урожаи. Отдельные записи были посвящены первым сезонным грозам. Погодные аномалии тоже фиксировались, но часто секретари намеренно пропускали упоминание природных катастроф: в те времена экстремальные события считались проявлением гнева богов по отношению к правителю, поэтому власти не были заинтересованы в сохранении таких записей.
Автором первого европейского классического труда о погоде стал Гиппократ. На рубеже IV–V веков до нашей эры он написал работу «О воздухах, водах и местностях». В IV веке до нашей эры труд Аристотеля «Метеорологика» стал основой для всех философов, которые изучали погоду, и оставался ей почти два тысячелетия.
Аристотель сделал важнейший вывод: характер погоды связан с направлением ветра. Это уже было не приметой, а научным подходом. Те закономерности, которые подмечал великий грек, входят и в современные представления об атмосферных процессах.
Философствовать о погоде продолжили римляне. Сенека написал «Исследования о природе», а Плиний Старший — «Естественную историю», в которой метеорологии посвящалась особая глава.
При этом приборы для определения погоды у древних тоже были. Самый известный из них — флюгер. Он появился в середине первого века до нашей эры и очень помогал предсказывать погоду по направлению ветра.
Флюгер указывает направление ветра. Источник: Nicole Wilcox / Unsplash
Первые метеорологические приборы
Важный рывок в метеорологии случился, когда появились первые специальные приборы. И произошло это в Корее. В XV веке корейское правительство постановило создать первый в мире дождемер. Это был сосуд, который измерял количество выпавших осадков. С его помощью наблюдатели оценивали влажность воздуха и плодовитость земель в условиях, когда несколько лет суровые засухи сменялись катастрофическими наводнениями. Эти же наблюдения помогали точнее рассчитывать налоги для земледельцев.
В том же веке корейцы изобрели ещё один прибор: он одновременно измерял направление и скорость ветра. Это был анемоскоп — лента, привязанная к металлическому шесту высотой 8 метров. Кстати, в наше время на метеостанциях скорость ветра замеряют примерно на такой же высоте (10 метров).
Но и это ещё не все заслуги корейцев. Опять же, в XV веке они первыми на планете создали сеть гидрометеорологических стандартизированных наблюдений во всех районах страны, будь то большие города или удалённые от центра регионы. Силами государства были поставлены посты, которые отмечали уровень осадков, воды в реках, скорость ветра. Причём в XVII веке записи начали вестись по единому образцу. Даже сейчас, когда многие из тех данных потерялись, для Сеула всё равно сохранились непрерывные ряды данных об осадках с 1775 года.
От анемометра до барометра: революция в метеорологии
Настоящая научная революция в метеорологии свершилась в Европе: в 1450 году Леон Альберти изобрёл первый в Европе анемометр.
Так выглядел анемометр Альберти. Поток воздуха поступал на подвешенную пластину, а она в зависимости от силы ветра отклонялась и указывала на определённые отметки. Источник: ONLUS
В 1607 году появился предок термометров — термоскоп, изобретённый Галилео Галилеем. С такими приборами учёные уже смогли приступить к инструментальному фиксированию погоды.
В 1643-м ученики Галилея Эванджелиста Торричелли и Винченцо Вивиани изобрели удобный в применении ртутный барометр. С этим прибором наука уже не просто продвинулась вперёд — она совершила суперскачок. Иные историки даже считают это изобретение равновеликим созданию микроскопа и телескопа.
С барометром учёные смогли вывести основные законы, которым подчиняются атмосферные газы. Благодаря барометру проводили эксперименты с ртутью, которые помогли доказать, что у воздуха есть вес, открыть эффект атмосферного давления, заметить связь показаний барометра и штормов.
Несколько лет спустя мэр Магдебурга, он же исследователь Отто фон Герике, создал водяной барометр. Прибор помог установить, что атмосферное давление периодически меняется, а вместе с ним и погода. Когда давление падает — приходят дожди и ветры, когда растёт — небо проясняется. Изобретение было очень полезным: благодаря барометру власти узнали о грядущем мощном шторме, эта информация помогла спасти много жизней и хозяйств и потрясла местное население точностью прогноза.
Частые вопросы
Как в древности предсказывали погоду?
В древности люди предсказывали погоду по звёздам, поведению животных и различным приметам. Например, они наблюдали за лягушками: если те карабкались вверх — к хорошей погоде, лезли в воду — к дождю.
Какие были первые научные приборы для измерения погоды?
Первые научные приборы для измерения погоды включали дождемер, изобретённый в Корее в XV веке, анемоскоп для измерения направления и скорости ветра, анемометр Леона Альберти, термоскоп Галилея и ртутный барометр, созданный Торричелли и Вивиани.
Какие погодные приметы объясняются научно?
Например, если ласточки летают низко — это к дождю, так как при низком атмосферном давлении и растущей влажности воздуха насекомые летают низко, а ласточки этими насекомыми питаются. Если ласточки летают высоко, дождя в ближайшее время не будет. Связано это с тем, что хорошую погоду сопровождает более высокое давление и восходящие воздушные потоки, которые могут поднимать насекомых выше в небо.
Подтверждаются ли русские погодные приметы?
Не все. По исследованиям Яндекса, половина примет работает с точностью до наоборот, а полностью сбываются лишь некоторые. Самой достоверной оказалась примета на Самсонов день, 10 июля: если в этот день идёт дождь, то дождливыми будут и следующие семь недель.