Специальное (дефектологическое) образование
Всероссийская олимпиада студентов «Я — ПРОФЕССИОНАЛ»
Описание направления
Специальное (дефектологическое) образование – особое направление в педагогике высшей школы, которое готовит специалистов для обучения и воспитания детей с нарушениями речи, зрения, слуха, двигательной сферы, интеллектуальной недостаточностью. Педагоги дефектологи – логопеды, сурдопедагоги, тифлопедагоги, олигофренопедагоги – осуществляют психолого-педагогическое сопровождение не только детей с нарушениями развития, но и их семей. В соответствие с современными социокультурными условиями и включением в единый общеобразовательный процесс обучающихся, ранее считавшихся неуспешными в образовательной деятельности, особенно остро встает вопрос обеспечения обучающихся с ОВЗ качественной коррекционно-педагогической помощью.

В последние десятилетия в Российской Федерации произошли существенные изменения по отношению к детям с ОВЗ. Эти изменения нашли отражение в нормативно-правовой базе, в организации обучения и воспитания детей и подростков, нуждающихся в специальной помощи. В образовательное пространство включены дети с тяжелыми нарушениями, которые ранее считались необучаемыми. Этому способствовало развитие новых технологий и широкое использование ассистивного оборудования, расширение возможностей электронного обучения. Все больше детей с нарушениями развития обучается совместно со здоровыми сверстниками. Инклюзивная практика способствует успешной социализации детей с ОВЗИ. Расширились возрастные границы включения детей в образовательный процесс. Сейчас педагоги-дефектологи начинают работать с детьми с отклонениями в развитии с первых месяцев их жизни.

Молодой специалист, получивший дефектологическое образование, должен не только обладать профессиональными компетенциями, но и быть толерантным, гуманным, уметь взаимодействовать в межведомственном пространстве и работать в междисциплинарной команде.

Педагог-дефектолог может работать в здравоохранении с детьми и со взрослыми, перенесшими инсульты, черепно-мозговые травмы, тяжелые операции. Специальные педагоги являются полноправными членами междисциплинарных команд реабилитационно-образовательных учреждений системы социальной защиты.

Профессия педагога-дефектолога становится особо востребованной на современном этапе развития общества, когда инклюзивные процессы стали реальностью нашего дня не только в сфере образования, но во всей системе социальных отношений. Студент, принимающий участие в Олимпиаде «Я-профессионал» сможет не только проверить свои знания и умения в профессии, но и расширить представления о современной дефектологической науке.

Вуз-организатор
Московский городской педагогический университет — это более 40 корпусов в различных частях столицы. В его структуру входит 14 институтов, 8 колледжей, университетская школа, предуниверсарий, центр детского развития «Маленький лис», Серебряный университет, отделение в Зеленограде, филиал в Самаре и другие подразделения. Более двух лет подряд МГПУ входит в тройку первых гуманитарных вузов России в рейтинге востребованности МИА «Россия сегодня». По версии рейтинга российского Forbes в 2024 г. МГПУ впервые вошел в первую половину топ-100 университетов России. В университете реализуется более 163 образовательных магистерских и почти 137 программ бакалавриата. По направлению дополнительного образования реализуется свыше 60 программ, а программ дополнительного профессионального образования — больше 500.

В обучении особое внимание уделяется практико-ориентированному подходу. Лекции и мастер-классы проводят известные педагоги, широко используются дистанционные технологии и новые форматы: научные бои, хакатоны, конкурсы студенческих социальных и научных проектов. У студентов есть возможность выезжать на языковые стажировки. Партнерская сеть университета позволяет закреплять полученные знания и получать ценный практический опыт.

Партнеры по методической составляющей
Thu Oct 24 2024 17:53:38 GMT+0300 (Moscow Standard Time)